Православные священнослужители рассуждают о возможности соединения субкультурных форм с традиционным духовно-нравственным содержанием…
«В рамках тех субкультур, с которыми мне удалось столкнуться, бывали люди как с вполне христианским мировоззрением, так атеистическим. Сегодня среди, к примеру, байкеров, есть атеисты, чуть не сатанисты, а есть обыкновенные православные христиане, по крайней мере мне такие известны. Среди тех же толкинистов есть самые разные люди, в том числе и мистически настроенные, иногда совершенно нехристианские. Важно, что это никак не регламентируется самой субкультурой. Остальные участники той или иной тусовки вполне спокойно и терпимо относятся к религиозным взглядам своих товарищей. На мой взгляд здесь довольно большое поле для проповеди, миссионерской деятельности. От всех участников этого процесса, в том числе от каждого из нас, зависит, чем будет наполнена та или иная субкультура», — заявил в интервью порталу Regions.Ru клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» священник Максим Первозванский, рассуждая о возможности соединения субкультурных форм с традиционным духовно-нравственным содержанием.
«Самое ценное в субкультурах — то, что они являются для молодежи средой безусловного принятия, дружбы, избавляют молодого человека от страха оказаться непонятым и одиноким. Часто именно субкультуры являют собой нечто вроде общин, что так редко и необычно для современности. Отождествляя себя с той или иной субкультурой, молодой человек иногда совершает свой первый сознательный шаг к своей настоящей роли в обществе. В современной ситуации как никогда прежде необходим диалог между представителями молодежных субкультур и той частью общества, которая ориентирована на традиционные духовно-нравственные ценности. Молодежные субкультуры — это лаборатории для социального творчества. В них идут культурные эксперименты (иногда — рискованные), которые приносят разные плоды. Эмоциональные вихри, порождаемые ими в обществе, наполнены как темными, так и светлыми чувствами. Отделяя одно от другого, нужно помнить, что субкультуры — это лишь формы, которые могут быть заряжены как созидательным, так и разрушительными энергиями. Основная опасность связана с абсолютизацией субкультурной игры, в придании ей квазирелигиозного характера. Предостерегая от этого соблазна, мы должны стремиться к соединению субкультурных форм с традиционным духовно-нравственным содержанием».
Отец Максим Первозванский отметил в интервью Regions.Ru, что когда-то в журнале «Фома» вышла его статья о Толкине, «статья большая и серьезная, ее потом перепечатывали многие, в том числе светские издания». «В ней я довольно позитивно как о Толкине, так и толкинистах. После этого у меня возникла масса знакомств, меня специально искали через интернет, на меня выходили через друзей ребята, так или иначе увлеченные Толкином, — и просто его читатели, и участники сообщества толкинистов. Со многими из них мы до сих пор поддерживаем хорошие отношения, они ходят в храм, исповедуются, причащаются. Иногда они приводили своих неопределившихся друзей. Сам факт, что священник готов с пониманием, — а я действительно хорошо разбираюсь в теме, — разговаривать на интересные им темы, для них очень важно и очень значимо. У них была масса вопросов. Если обычно они демонстрируют закрытость этих субкультур, то часто оказывается, что это скорее всего поза. Ребята ищут ответ на разные вопросы, но субкультура таких ответов не дает», — рассказал отец Максим.
«Проявляя понимание, можно очень многим людям помочь. А когда большая часть той или иной „тусовки“ направлена на созидание, это на пользу всем, в том числе и субкультуре в целом. Главное, что в подобных сообществах принимают участие действительно активные, небезразличные молодые люди, поэтому нам очень важно с ними работать. Что же касается нейтральных субкультур, — например тех же байкеров, — тот тут уж сам Бог велел. Если мы не сможем предложить им православную духовность, они будут искать другую», — заключил он.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, член общественного совета по социальной рекламе, считает, что соединение субкультурных форм с традиционным духовно-нравственным содержанием возможно только при наличии достаточно образованных миссионеров.
«Воздействовать на субкультуры, оплодотворить их христианским содержанием и возможно и необходимо. Другое дело, что заниматься этим должны профессионально подготовленные люди. Диалог с субкультурами должны вести христианские молодежные работники и те священники, кто умеет работать с молодежью. А если священник, пришедший с проповедью в рок-клуб, с порога начнет обвинять рокеров в сатанизме, никакого диалога не произойдет», — сказал он.
«Хотелось бы привести пример успешной работы. Мои друзья, принадлежащие к англиканской Церкви, занимаются в Англии молодежной работой. Англиканская Церковь инициировала в Кембридже трехгодичное образование для будущих молодежных лидеров. Обучающиеся там люди изучают в том числе субкультуры, чем они живут, какие у них авторитеты, какие ритуалы, какие социальные отношения внутри субкультур, какая существует субординация. Естественно, после такой подготовки такие молодежные лидеры могут успешно общаться с представителями субкультур и воздействовать на них», — рассказал отец Артемий.
«У нас в Церкви такого рода подготовка не ведется. Не могу ничего сказать про государственное образование такого уровня, хотя вроде бы сегодня появилась специализация „молодежная политика“. Но нам необходимо создавать такую систему в Церкви, систему подготовки молодежных миссионеров, чтобы было кому вести диалог», — заключил протоиерей Артемий Скрипкин. Русская линия
Субкультуры — поле для миссионерства Православные священнослужители рассуждают о возможности соединения субкультурных форм с традиционным духовно-нравственным содержанием...