«Церковь вправе себя отделить от таких людей, и для меня остается загадкой, почему этого до сих пор не сделано. Надо просто не пускать их в Церковь, как еретиков, пусть живут без Бога. Их не стоит пускать дальше церковной ограды. Амвросий Медиоланский Феодосия Великого отлучил от Церкви на два месяца за ересь, и ведь не испугался. Чего же мы боимся? Мы все грозим пальчиком, Татьяна Шишова сказала, что эти люди по незнанию закон приняли. Все они знают и понимают. Если же, как сказал отец Димитрий Смирнов, они не читают законов, которые принимают, ну и не надо, но и в Церкви их принимать тоже не надо. Мы обязаны сделать этот радикальный шаг в наше тревожное время в самые ближайшие дни! Хватит, надоело смотреть и слушать, как за деньги налогоплательщиков министр образования учит наших детей, что Бога нет! И это происходит в классе, где 80% крещеных детей! Депутаты могут и не читать законы, которые принимают, но наше право отлучить их от Церкви хотя бы на год, для профилактики. Пусть подумают. По всем канонам мы обязаны это сделать, и чем быстрее мы это сделаем, тем лучше», — заявил вчера отец Евгений.
Мы попросили известных православных деятелей высказать свое мнение о предложении руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерея Евгения Соколова отлучить от Русской Православной Церкви депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, ратифицировавших Европейскую социальную хартию.
«Я никоим образом не смею вторгаться в дела церковные, — сказал известный русский писатель Владимир Крупин. — Я — простой прихожанин. Но мне кажется, что это чересчур крутая мера. Ведь не исключено, что депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации невнимательно читали Европейскую социальную хартию. В конце концов, в Хартии есть и положительные вещи. Другое дело, что они могли ее ратифицировать, оговорив свою подпись тем, что они не согласны с такими-то параграфами и с такими-то пунктами. Но отлучать их от Церкви — это уже чересчур. И притом, может быть, они люди и вовсе не церковные. Поэтому они скажут: „Ну и отлучайте на здоровье, а мы и не знали, что в России есть Церковь“. Поэтому, право, не знаю, как и реагировать на такое предложение. Может быть, отец Евгений просто погорячился? Это уже будет решать начальство, епархиальное и синодальное. Здесь я бы остался на нейтральной точке зрения».
«Я считаю, что это чрезвычайная мера, когда уже других мер принять невозможно. Отлучение от Церкви — это исключительный инструмент. Наверное, уж лучше человека расстрелять, чем отлучать от Церкви. Мне кажется, что это более тяжелое наказание, чем смертная казнь», — заявил известный русский писатель, секретарь правления Союза писателей России, председатель православного общества писателей Санкт-Петербурга, главный редактор журнала «Аврора» Николай Коняев.
«Я не думаю, что нужно отлучать от Церкви депутатов и сенаторов. Конечно, ювенальная юстиция имеет недостатки. В частности, с ее помощью можно отнимать детей у родителей. Но, с другой стороны, ведь у нее есть и определенные достоинства. Достоинством является то, что она действительно защищает права детей. Защита прав детей в православном обществе осуществлялась самим Православием, системой православных ценностей. А в обществе, лишенном православных корней, живущем не по православной морали, такая защита детей не осуществляется, поэтому и возникает необходимость придумывать какую-то законодательную базу. В традиционном Православии крестные были вторыми родителями. Они осуществляли ту защиту, которую родители не могли осуществлять. А законов у нас, к сожалению, нет. Поэтому, конечно, нельзя отрицать необходимость ювенальной юстиции именно в неправославном обществе, в обществе, в котором нет православных ценностей. В ней есть и положительный смысл», — полагает писатель.
«То же самое касается и полового воспитания. Если мы живем в обществе, основанном на православных ценностях, то, конечно же, половое воспитание совершенно не нужно. Но если мы говорим о том, что общество забыло православные ориентиры, если люди не понимают, что такое грех, а что не грех, то хотя бы надо объяснить им, что такое здоровый образ жизни, а что такое нездоровый образ жизни. Хотя бы в этом отношении нужно принимать меры. Мне кажется, что ювенальная юстиция и половое воспитание в школах — это суррогаты, которые не способны заменить то православное нравственное воспитание, которое необходимо вводить в школах. Но если в школе нет православного нравственного воспитания, то, конечно, нужно вводить хотя бы половое воспитание. Оно, безусловно, ничего не компенсирует, но хоть как-то помогает закрыть зияющие дыры», — считает он.
«Есть мнение, что ювенальная юстиция приводит к разрушению семьи. Если семья православная, то введение ювенальной юстиции может ее разрушить. Но о каком разрушении семьи можно говорить, если родители давно потеряли человеческий облик, если они не заботятся о своих детях, пропивают их пособия? У нас же масса таких случаев. Посредством ювенальной юстиции детей надо пытаться защитить. А как иначе? Но если семья православная, то, конечно, ювенальная юстиция ей не нужна. Но у нас ведь не так много православных семей. Поэтому к ювенальной юстиции надо отнестись спокойно и мудро. И отнестись с тем пониманием, что это никак не спасает наше общество. Ювенальная юстиция лишь попытка закрыть те зияющие дыры, которые мы не желаем закрывать совершенно естественным путем, традиционным для нашей страны. Путем введения духовно-нравственного воспитания в школе и в обществе», — заключил Николай Коняев.
«Исходя из своего опыта, у меня есть предположение, что наши чиновники, включая правительственных чиновников, исполнительную власть и депутатов, не читают те документы, которые подписывают, — заявил известный политик, президент Международного Фонда славянской письменности и культуры, главный редактор журнала „Русский дом“ Александр Крутов. — Поэтому они нередко не понимают, к чему может привести подписание того или иного документа, особенно, если документ поступил из Западной Европы. Потому что в большинстве своем наши чиновники малообразованы. Они, может быть, и имеют высшее образование и даже ученые степени, но сомневаюсь, что они нравственно воспитанные люди. Поэтому и появляются такие документы, как Европейская социальная хартия. Эти документы выдает Запад, который отказался от признания в своей конституции роли христианства в развитии человечества, который уже далеко ушел от Бога и строит жизнь на других ценностях, на ценностях не добра, а зла. Он все время будет предлагать свои документы, которые наши чиновники будут подписывать, потому что они не понимают, ради чего это делается. А делается это только ради того, чтобы человек еще дальше ушел от Бога, а Россия, как страна исконно православная, рассыпалась и развалилась. К этому все и идет. Поэтому происходит спаивание нации, внедрение ювенальной юстиции и полового просвещения».
«Мы уже и так вырождаемся, и так спиваемся, уже и так на 20 смертей у нас одно рождение. Вот этого понимания исторической значимости перспектив у наших чиновников нет. Можно ли их отлучить от Церкви? Я уверен, что большинство из них даже не православные. Отлучение от Церкви может быть большим горем и трагедией для человека, который верит в Бога. А вы спросите, во что верят наши чиновники? Они верят в доллар, в рубль, в своего начальника, верят в то, что все можно купить и продать: честь, совесть, должность и даже закон. Вот в это все они верят. А в Бога большинство из них не верит, они даже не представляют, что Он есть. Если бы они верили в Бога, то у нас уже давно были бы введены Основы православной культуры в школах. Если бы они верили в Бога, то у нас бы не пропагандировали распутный, развратный и пьяный образ жизни, у нас бы пропагандировали трезвый образ жизни. Давно бы запретили рекламу алкоголя и табака на телевидении», — отметил политик.
«Мы бы давно уже выстраивали жизнь нашего общества именно на православных ценностях, а не на ценностях потребительского общества. Их можно отлучать от Церкви или не отлучать, но им будет все равно. Они не будут воспринимать это как наказание, они только посмеются и выпьют рюмку текилы. Чиновники, приходя в Церковь, отдают дань сегодняшней моде, но они не понимают, что такое Бог. Хотя у нас большинство чиновников и членов правительства называют себя православными и в храме со свечками стоят, в то же время они принимают такие законы и документы, которые ведут к отступлению от Бога. Поэтому считаю, что такое предложение для них никакой роли не сыграет. Для невоцерковленного человека отлучение от Церкви ничего не значит. Вот если бы наше православное общество подвергло этих чиновников остракизму, проверяло их и требовало их отставки, смотрело бы, как и за что депутаты проголосовали и как они отвечают за свои решения, тогда бы это смогло их насторожить и напугать. Они боятся потерять кормушку и свой статус», — заключил Александр Крутов. Русская линия
«Уж лучше человека расстрелять, чем отлучать от Церкви» Православные деятели не согласны с тем, что депутатов Госдумы и сенаторов, ратифицировавших Европейскую социальную хартию, следует отлучить от Церкви...