Леонид Ивашов: «Это в целом бессистемный, рваный документ»
Президент Академии геополитических проблем считает, что в принятой Стратегии национальной безопасности России до 2020 года много пропагандистских заявлений и сумбура…
«Стратегия национальной безопасности нам нужна. Концепцию национальной безопасности, которая была у нас ранее, мы собезьянничали, скопировав с американской. У них стратегия национальной безопасности есть на все XXI столетие, и потом они ежегодно вносят в нее коррективы. Если давать общую оценку нашей стратегии, то делалась она, видимо, скороспешно, под давлением военной общественности, в связи с проводимыми реформами. У нас получилось, что телега бежит впереди лошади. Сначала мы стали ломать структуру Вооруженных Сил, решать какие-то частности, потом опомнились и срочно подготовили достаточно сумбурную стратегию», — заявил в интервью «Русской линии» известный военный эксперт, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник, доктор исторических наук Леонид Ивашов, комментируя подписанный Президентом указ «О Стратегии национальной безопасности России до 2020 года».
Как сообщает сегодня информационный портал Утро.Ru, Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О стратегии национальной безопасности России до 2020 года». В основе документа находятся ключевые установки развития России и обеспечения нацбезопасности, которые были сформулированы в Послании Президента Федеральному Собранию 5 ноября прошлого года. Стратегия была представлена на заседании Совбеза в марте, после чего в нее были внесены незначительные изменения.
Стратегические цели совершенствования национальной обороны заключаются в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Согласно документу, в мире складывается иная геополитическая ситуация в силу укрепления новых центров экономического роста и политического влияния. При этом отмечается, что несостоятельность ориентированной исключительно на НАТО системы безопасности и несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу международной безопасности. Как отметил глава Совбеза Николай Патрушев, отношения России и НАТО будут определяться неприемлемыми для нашей страны планами продвижения военной инфраструктуры Альянса к российским границам.
В стратегии национальной безопасности также говорится, что политика некоторых ведущих зарубежных государств, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего — в стратегических ядерных силах, представляет угрозу для военной безопасности России. Согласно документу, формирование в одностороннем порядке глобальной системы ПРО и милитаризация околоземного космического пространства могут привести к новому витку гонки вооружений. А отход от международных договоренностей в сфере ограничения и сокращения вооружений отрицательно влияет на военную безопасность России и ее союзников.
При этом, согласно стратегии, наша страна будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, которая исключает затратную конфронтацию и новую гонку вооружений.
На национальные интересы России также повлияют возможные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики и угроза распространения оружия массового поражения и его попадания в руки террористов. Кроме того, ожидается усиление глобального информационного противостояния, националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, в том числе — под лозунгами религиозного радикализма. Более ощутимым также станет дефицит пресной воды.
Кроме того, в среднесрочной перспективе будут напоминать о себе ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.
В документе особо отмечается, что наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи российской государственной границы и незавершенность международно-правового оформления рубежей России с рядом сопредельных государств представляют угрозу безопасности нашей страны.
Что касается экономики, актуальной в свете кризиса, секретарь Совбеза сообщил, что безопасность страны будет обеспечена через достижение стратегических национальных приоритетов. «Должно обеспечиваться устойчивое развитие России, ее становление в качестве конкурентоспособного государства с высокотехнологичной промышленностью, современным оборонным потенциалом и достойным качеством и уровнем жизни народа. В стратегии заложен принцип безопасности через устойчивое развитие, в первую очередь, экономики и социальной сферы, предусматривающий социальные, политические и экономические преобразования для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан», — заявил Патрушев.
Как отметил Л. Ивашов, «в общих положениях принятой стратегии констатируется состояние России, но, мне кажется, это сугубо пропагандистский вариант: в документе прописано, что в России настолько все безоблачно и благополучно, что и делать ничего не нужно». «Кроме того, в документе присутствует сумбур в оценке мировой ситуации. Нет отображения реальных геополитических вызовов России — таких, как однополярный мир, блоковые схемы, перспективы обострения борьбы за ресурсы и т. д., а в основном надерганы частности», — продолжил эксперт.
«Что же касается угроз военной безопасности России, то и здесь подход несистемный. Есть апелляция к тому, что для нас, учитывая наше состояние и нынешние тенденции, представляет угрозу НАТО, размещение ПРО в Европе. А размещение ПРО в космосе, на Дальнем Востоке и так далее — подобные угрозы в документе никак не отображаются. Вообще не упомянуто, что американцы уже имеют над нами десятикратное превосходство в наступательных обычных вооружениях, то, что существует нацеленная на Россию концепция быстрого глобального удара. В общем, надергали авторы нового документа все, что лежит на поверхности, и н6е более того», — подчеркнул аналитик.
«Далее в документе ставятся задачи. Причем присутствуют такие посылы: Россия обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание среднесрочной перспективы и закрепиться в числе государств-лидеров в мировой экономике и разделении труда. Ставятся задачи закрепить Россию на позициях мировой державы. Я не знаю, с чем это связано. Если завтра перекрыть нашу трубу, то наше участие в мировой экономике в лучшем случае сведется к торговле матрешками. Я бывал на Западе, ходил по магазинам — там найдешь товары из Вьетнама, Южной Кореи, Латинской Америки, но русских товаров там просто нет. Так что наше участие в мировой экономике и вся наша „великодержавность“ сводится только к двум элементам: это наши нефтегазовые ресурсы и пока еще поддерживающийся ядерный потенциал. Говорить о том, что мы станем мировой, в том числе экономической, державой, — это бред», — считает Л.Ивашов.
«Что же касается военной организации, то да, в документе провозглашается „новый облик“ и поддерживаются текущие реформы. Но опять же — ссылка на вооружение и военно-промышленный комплекс (ВПК) несостоятельна, потому ВПК как системы у нас нет. Есть отдельные направления, которые выжили. Нет основы для ВПК, нет экономики, построенной на современных технологиях, на инновациях. Раз нет такой экономики — ВПК будет деградировать. Так что и этот раздел можно подвергнуть обоснованной критике», — продолжил ученый.
«Что касается внешней политики, то новый документ говорит о стремлении выстраивания Россией равноправного полноценного стратегического партнерства с США на основе совместных интересов. Это не более, чем блеф. Стратегическое партнерство, как правило, осуществляется между государствами, имеющими примерно равный стратегический потенциал. Если взять экономику, то это какой-то клочок по сравнению с цельной экономической мощью США. То же самое обстоит и с вооруженными силами. Если исключить ядерный потенциал, (количество и качество которого мы с американцами сегодня сокращаем), то с обычными вооруженными силами мы с американцами даже ни в какое сравнение не идем. А это значит, что никаких равноправных договоренностей с американцами не будет. Они будут нам диктовать свои условия, а мы будем их выполнять, потому что они в сто крат сильнее», — полагает эксперт.
«Есть, конечно, в документе и какие-то сильные, хорошие, правильные моменты. Но они не имеют материального и волевого основания для того, чтобы о них объявлять. Это в целом бессистемный, рваный документ. И он основывается не на реалиях, а на наших мечтах и пожеланиях», — считает Леонид Ивашов. Русская линия
Леонид Ивашов: «Это в целом бессистемный, рваный документ» Президент Академии геополитических проблем считает, что в принятой Стратегии национальной безопасности России до 2020 года много пропагандистских заявлений и сумбура...