Протоиерей Геннадий Беловолов: Великий пост — это весна духовная
Известный петербургский священник рассказал о том, как провести Великий пост…
«Нужно обратить внимание на само слово „пост“. У нас это слово в основном связывается с постной пищей, отчасти это направляет саму форму поста в область кулинарии, трапезы, меню, подменяя, тем самым, духовную суть поста. Хотя само слово „пост“ должно вызывать ассоциацию со словосочетанием „стоять на посту“. А стоять на посту — это значит находиться в состоянии полной боевой и духовной готовности, быть во всеоружии, нести охрану. Пост в духовном смысле как раз и состоит в том, чтобы мы духовно оказались „на посту“. В этом раскрывается главная суть поста — это хранение ума и сердца от греховных, нечистых, скоромных помыслов», — сказал в интервью «Русской линии» известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, раскрывая духовную сущность Великого поста.
«Нас должно вдохновить, что Великий пост является для нас повторением поста, который совершил сам Господь Иисус Христос. Совершая этот пост, мы следуем за Господом. И он будет только тогда Великим по своему духовному смыслу, когда мы его будем проводить с мыслью о Христе, с памятью о Господе. Ведь Господь — подвигоположник постного делания. Он 40 дней постился в пустыне, именно поэтому и мы совершаем пост длиною в 40 дней. Этот пост для Христа стал началом его миссии на земле. В конце Своего поста Господь подвергся искушениям от лукавого. Конечно, того, кто постится вместе с Господом, также подстерегают великопостные искушения, к которым нужно быть готовым. Но, то, что этот пост мы проводим с Господом, как раз является для нас гарантией, что нет искушений, которые мы не смогли бы преодолеть. Церковь Христова в Великий пост рекомендует нам остановиться и оглянуться на весь путь, пройденный человечеством от Адама до сегодняшнего дня, что мы и делаем, читая покаянный канон Андрея Критского. В течение поста также прочитываются книги Бытия, притчи, книги Ветхого Завета, которые напоминают о первоистоках нашего бытия. Таким образом, мы подходим к Воскресению Христову как к событию, которое завершает ветхозаветную историю, открывая историю Нового Завета. Лишь совершив вместе со Христом пост, мы сможем вместе с Ним радоваться Пасхе. Если наш пост — это сопостничество Христу, то Вокресение Христово для нас является совоскресением Господу. В этом главный смысл поста. В это время мы должны духовно обновиться, духовно воскреснуть, чтобы пост стал для нас весной духовной. Примечательно, что в этом году начало поста совпало с календарной весной по новому стилю, ведь в старое время наши благочестивые предки сам пост называли „весной духовной“, которая все оживает, обновляется и воскресает», — отметил священник.
«На пост православным христианам положено взять какое-то правило, оно может состоять в чтении особых молитв (обязательно читается молитва Ефрема Сирина), покаянного канона; многие берут благословение на ежедневное чтение Псалтыри по кафизме в день, чтение Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. Существует мнение, что в пост нельзя читать акафисты, но оно не совсем точное. Акафисты по уставу читаются с субботы пятой седмицы Великого поста, то есть единственный акафист, который полагается Церковью для чтения по Типикону, это как раз акафист в Великом посту, акафист Благовещению. Поэтому нет принципиального препятствия к чтению акафиста, и желающие могут принять такое благословение и такой подвиг», — обратил внимание отец Геннадий.
«Естественно, Великий пост — это время, когда мы должны упражняться в добродетели, каждому надо вспомнить о своих главных страстях, чтобы направить главный удар именно на них. Каждой страсти соответствует противоположная добродетель. И упражнение в добродетели поможет изжить, умалить ту или иную страсть. Древние отцы-пустынники на время поста уединялись, чтобы прибыть в молчании, чтобы прибыть в молитве, поэтому нам следует не предаваться увеселениям, многословию, посвятить пост богомыслию, молитвам, духовному чтению, покаянию, тогда действительно он будет той самой весной, которая приведет к нашему духовному возрождению», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов. Русская линия