Православные священнослужители напоминают, как правильно провести Великий пост…
«Мы подошли к поприщу великого испытания, готовящего нас к Празднику праздников — светлой Христовой Пасхе! Время поста — это плач о наших грехах, это время, когда Церковь дает всем нам возможность для очищения наших душ от всякой нечистоты, от всего, что составляет бездну между нами и Любящим нас Господом. Для того чтобы начать Великий пост, Церковь дает нам возможность испросить друг у друга прощения. Мы всегда должны прощать друг друга. „И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим“ — эти слова молитвы „Отче наш“ мы повторяем на Литургии вновь и вновь. Но какими же мы будем лицемерами, если на самом деле не прощаем ближних своих», — сказал архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин перед началом чина прощения в Покровском кафедральном соборе. Слова владыки опубликованы на официальном сайте епархии.
«Вновь наступает для нас, православных христиан, время Великого поста, — говорится в обращении к пастве епископа Саратовского и Вольского Лонгина, опубликованном на сайте епархии. — Это очень важный, непростой, длительный — но и по-весеннему светлый, радостный период, ведущий к духовному обновлению, возрождению человеческой души. Вот почему мне хочется от всего сердца поздравить вас с этой „весной духовной“, как именуется Великий пост в церковной традиции, и в то же время — напомнить вам о цели постного подвига, о том, как важно приступить к нему, сознавая его значение, с максимальной собранностью и сосредоточенностью».
«Пост в понимании Православной Церкви — это не только воздержание в пище, но и удаление от всякого рода зла, — напоминает епископ Лонгин. — Пост телесный — это средство, поданное нам в помощь в борьбе с грехом — самом важном и трудном делании человека в дни его земной жизни. К сожалению, современный человек по многим причинам не решается объявить войну греховным привычкам и страстям, ему трудно признать свою неправоту, он оправдывает самого себя. Великие святые считали здравием души „видеть свои грехи, бесчисленные как песок морской“ и плакали перед смертью о том, что не положили начала покаянию. Мы же часто пребываем в состоянии обманчивого покоя, не желая видеть своей греховности, и это нечувствие приводит к тому, что мы остаемся христианами только по имени, но не по своей жизни. Великий пост — это подлинная школа покаяния для всех, кто проходит его со вниманием к своей душе, к голосу своей совести. Неоценимую помощь оказывает нам великопостное богослужение, исключительное по своей глубине и проникновенности. Без участия в богослужении, благодатных Таинствах Церкви пост останется поверхностным, формальным, бесплодным. И, наоборот, молитвенный труд обязательно оживит и умягчит наши сердца, наполнит их духом покаяния и любви».
В свою очередь, секретарь Курского епархиального управления, проректор Курской духовной семинарии отец Олег Чебанов отметил, что «пост — исключительное время для покаяния, время, когда православные просят прощения у Бога за нарушение тех заповедей, которые Он дал людям, время, когда каждый должен стремиться совершать дела милосердные, сделать наконец-таки то, что до этого не сделал. Ведь не зря святые отцы называют Великий пост «весной души», напомнил священник в интервью ИА KurskCity.
Пастырь напомнил, что во время Великого поста необходимо хотя бы раз исповедаться и причаститься, а еще лучше — постараться приступить к Причастию трижды — на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг. Многие люди сводят понятие «поститься» исключительно к гастрономическим ограничениям, однако, как напоминает секретарь Курского епархиального управления, пост — это в первую возможность самопознать свою греховность, увидеть собственные недостатки. «Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост», — поучает преподобный Иоанн Кассиан. Святитель Иоанн Златоуст также пишет: «Не одни уста должны поститься». В молитвах не зря говорится: «поститесь постом приятным». Это означает, что пост прежде всего должен быть во благо человеку. «Поститься — не значит голодать и изнурять себя, не стоит воспринимать его и как наказание, — наставляет отец Олег Чебанов. — В таком случае он может дать лишь обратный эффект, поэтому здесь, как и в любом деле, должна быть разумная мерка».
«Употребление пищи животного происхождения или же супружеская связь сами по себе не являются чем-то плохим, просто во время Великого поста это все мешает духовному уединению, мешает по-настоящему прочувствовать значение поста», — отмечает, со своей стороны, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, клирик храма во имя преп. Серафима Саровского и всех курских святых священник Тигрий Хачатрян. Возникающие во время прохождения Великого поста раздражительность, нетерпеливость свидетельствуют, по мнению священника, о неправильном понимании истинного смысла поста. Нередко прихожане жалуются, рассказывает руководитель миссионерского отдела, что начальство «не ест мясо, зато ест своих сослуживцев». «Такой пост не имеет смысла, ведь суть Великого поста, прежде всего в искоренении своей греховности, — комментирует священник Тигрий. — Как можно гордиться тем, что не ешь мяса, при этом оставляя своих подчиненных, к примеру, без зарплаты». Русская линия