Русская линия
Сводка новостей от 17 февраля 2009

Татьяна Дунаева: Татарская нация поликонфессиональна
В Казани издан первый библиографический указатель «Кряшеноведение»…

Книга профессора Т.Г.Дунаевой "Кряшеноведение"В декабре прошлого года в столице Татарстана, в издательстве Казанского государственного университета культуры и искусств, увидела свет работа профессора Татьяны Григорьевны Дунаевой «Кряшеноведение: библиографический указатель».

Как сообщает наш корреспондент в Казани, из-за мизерного тиража, составляющего всего сто экземпляров, книга распространяется, главным образом, «из рук в руки», по причине чего достать ее составляет проблему даже для специалистов. Это явно несоразмерно тому интересу, который проявляется в настоящее время к научному осмыслению «кряшенского вопроса».

Работа Т.Г.Дунаевой представляет собой первое в своем роде библиографическое издание, где содержатся ссылки на около 1900 публикаций — от газетных статей до фундаментальных трудов, в той или иной мере касающихся истории и современного состояния кряшенского народа. При этом обращает на себя внимание их значительный временной разброс — от девятнадцатого века до 1 марта 2008 года.

В предисловии книги автор-составитель, используя образное выражение выдающегося библиографа прошлого В.Г.Анастасевича, отмечает, что в то время, как интенсивно создаются библиографические указатели по татароведению (и, прежде всего, по истории татарского народа), «литература по кряшеноведению затерялась в огромном массиве этой печатной продукции «подобно покойнику на пространном «кладбище» информации». Она утверждает, что малоизученность истории кряшен способствует распространению ложных представлений, будто история кряшен начинается только с середины восемнадцатого или, того хуже, с середины девятнадцатого веков.

В связи с этим Т.Г.Дунаева поставила целью «собрать по крупицам» в своем библиографическом указателе «весь печатный материал, в какой-то степени имеющий отношение к кряшенам, и представить на суд читающей публики в систематизированном виде с надеждой на появление в будущем желающих исследовать эти проблемы». Следует признать, что в значительной мере ей удалось это сделать, хотя, конечно же, охватить «с первого захода» весь огромный массив литературы по «кряшенскому вопросу» оказалось делом неосуществимым. Впрочем, как отмечает автор-составитель, она и не претендовала на исчерпывающую полноту ее отражения. Кроме того, Т.Г.Дунаева сама ввела некоторые ограничения: например, в указателе не отражена «художественная литература о кряшенах некряшенских авторов». Так или иначе, но имеющиеся пробелы и некоторая путаница в идентификации авторов публикаций вовсе не умаляют общих достоинств книги.

Ссылки на публикации, затрагивающие различные аспекты кряшеноведения, сгруппированы по десяти основным тематическим разделам: «Этноконфессиональная группа кряшен в современном социокультурном пространстве Республики Татарстан», «Народно-культурные традиции кряшен. Песенно-художественное творчество», «Говоры и обряды. Традиционная одежда», «История православия в Волжско-Камском регионе и остатки языческих (древних народно-тюркских) верований у кряшен», «Этнография и история кряшен», «Кряшенские села и деревни: история и современность», «Духовная жизнь и религия кряшен», «Просвещение. Народное образование», «Печать. Кряшенские периодические издания» и «Выдающиеся и известные кряшенские деятели». Библиографические описания публикаций даются на языках оригиналов, то есть на русском и татарском, и в редких случаях — «на кряшенском или иностранных языках».

В начале разделов приводятся отрывки из трудов ученых и специалистов, исследующих кряшенскую тематику, причем, порой с противоположными взглядами на ту или иную проблему. Среди цитируемых авторов: Н.Ю.Альмеева, Ф.С.Баязитова, Н.И.Воробьев, М.С.Глухов, Д.М.Исхаков, Ю.Г.Мухаметшин, протоиерей Павел Павлов и другие. В связи с данным обстоятельством создание на базе приводимых выдержек каких-то определенных представлений о предмете исследования, конечно, является делом весьма трудным. Но, в то же время, это позволяет достаточно четко обозначить весь существующий спектр мнений в области кряшеноведения и истории распространения православия среди тюркских народов России.

Особенный интерес представляют собственные мысли автора-составителя книги, изложенные в ее предисловии и послесловии. Так, Т.Г.Дунаева отмечает, в частности, что в условиях происходящей глобализации «невозможен монокультурный идеал страны или субъекта Федерации, тем более на наших пограничных между двумя цивилизациями территориях Евразии». Она считает также, что невозможна и «характерная для классических мусульманских арабских стран моноконфессиональность больших наций (суперэтносов), каковой является татарская нация, в формировании которой принимали участие множество тюркских, финно-угорских и других племен».

Не являясь сторонницей «совершенной» самостоятельности кряшен, Т.Г.Дунаева разделяет точку зрения М.С.Глухова о том, что они являются «народом в народе», то есть, «будучи самостоятельной этноконфессиональной группой, входят в состав суперэтноса «татары». При этом она оспаривает теорию историка Д.М.Исхакова, отмечая, что кряшены не могут быть субконфессиональной группой татар, «ибо таковой могут стать только сектанты по отношению к материнской религии, как соотношение частного к общему». Для кряшен же, согласно целому ряду научных исследований (ссылки на которые в изобилии присутствуют в библиографическом указателе), ислам «материнской религией» никогда не являлся.

Однако многие татары-мусульмане упорно игнорируют доказывающие это факты, называя кряшен «крещеными татарами» («чукынган татарлар») — термином, который приобрел у них резко отрицательное (почти ругательное) значение. В связи с этим Т.Г.Дунаева приводит один весьма интересный, но малоизвестный факт. «По-видимому, — пишет она, — содержащийся в основе термина «чукынган татарлар» большой негатив вынудил кряшен Казани и близлежащих районов, начиная еще с середины XIX в., обряд крещения ребенка называть другим словом — «чумылдыру» (водное крещение). Среди кряшен восточного Закамья, которое находилось достаточно далеко от Казани, всегда обряд посвящения ребенка Богу назывался и называется крещением («чукындыру»)».

Автор-составитель «Кряшеноведения» подчеркивает, что сами кряшены считают для себя оскорбительным, когда их называют «крещеными татарами», так как «татары себя считают моноконфессиональным исламским народом, ставят знак равенства между этнонимом «татары» и конфессионимом «мусульмане», тогда как у кряшен в генной памяти ничего нет от ислама, они это чувствуют интуитивно». Понятно, что ни один уважающий себя кряшен не согласится и с ролью «предателя» или «блудного сына, по недоразумению своему исшедшего из ислама».

Для того же, чтобы кряшены чувствовали себя комфортно внутри татарского суперэтноса, считает Т.Г.Дунаева, необходимо расширить его рамки и «перестать ставить знак равенства между татарами и мусульманами, признать поликонфессиональность татарской нации». «Моноконфессиональный идеал татарского этноса, — утверждает она, — не позволяет объективно исследовать вопросы взаимосвязей двух цивилизаций: западной, православно-славянской и восточной мусульманско-тюркской».

Если татарская нация считает кряшен своей частью, рассуждает Т.Г.Дунаева, «то закономерно признать, что исконными для татар являются 2 мировые религии». Одновременно она указывает на то, что, помимо кряшен, появились и «современные крещеные татары (новокрещены новейшего времени), прежде всего, протестантского, отчасти католического и православного направлений христианства». При этом Т.Г.Дунаева убеждена, что признание поликонфессиональности татарской нации «должно найти не только декларативное выражение, но и реализовываться во всех сферах жизнедеятельности человека: политике, экономике, культуре и т. д.».
Русская линия

Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, мы вспоминаем Великого Князя Сергея Александровича и ученого Н.П.Кондакова...

«Понятно, что сильной России боятся»
Известные православные священнослужители согласились с утверждением о том, что в ряде западных стран сохранилось предвзятое отношение к русским...

Татьяна Дунаева: Татарская нация поликонфессиональна
В Казани издан первый библиографический указатель «Кряшеноведение»...

Владимир Добреньков: «Эти тенденции могут стать предметом для размышления»
Известный социолог прокомментировал опрос ВЦИОМ, согласно которому снизилась популярность Президента и премьера...

Дмитрий Медведев: «Расслабляться нельзя»
Президент России на встрече с руководством Совета Федерации подчеркнул, что ротация кадров будет идти и впредь...

Валерий Расторгуев: В смене губернаторов нет политической подоплеки
Известный ученый объяснил, чем руководствуется Кремль при назначении и замене глав администрации регионов...

Спецслужбы Украины атакуют российский флот
Стали известны некоторые подробности планируемого сокращения военнослужащих на Черноморском флоте России...

Уровень инфляции остается высоким
Так считает 58% участников последнего опроса, проведенного ВЦИОМ...

Юрий Бондаренко: Возвратить городу Кирову историческое название — Вятка!
Руководитель движения «Возвращение» рассказал о перспективах переименования старинного русского города...

Константин Сивков: «Это будет означать повторение курса Ельцина»
Вице-президент Академии геополитических проблем выразил озабоченность в связи с возможным отказом России от поставок средств ПВО Ирану...

Сергей Лебедев: «Лужков рассуждает как хозяйственник»
Тем не менее, петербургский политолог считает, что в заявлении мэра Москвы о необходимости национализации ряда отраслей присутствует и популистский момент...

Владимир Корнилов: «Возможно, стоит вопрос о единстве БЮТ»
Директор украинского филиала Института стран СНГ прокомментировал отставку министра финансов Украины Виктора Пинзеника...

Косовские албанцы отмечают годовщину самопровозглашенной независимости
Тем временем, серьезную озабоченность сербов вызывает формирование албанскими сепаратистами собственной армии...

Процесс над Воиславом Шешелем провалился
Гаагское судилище не желает признавать этого и затягивает время...

Святейший Патриарх Кирилл: В условиях религиозной свободы искушения стали более утонченными

В Петербурге прошла церемония вручения премии имени С.А.Нилуса

Кремль опубликовал первую сотню кадрового резерва Президента

Партия регионов добилась возвращения русскоязычных телеканалов в украинский эфир

Жители Украины испытывают наибольшие симпатии к России, Белоруссии и Германии

ФОМ-Украина: Социологические данные опровергают миф о крымском «сепаратизме»

Православные хоругвеносцы требуют немедленного изъятии у суздальских раскольников оккупируемых ими православных храмов

В Германии сегодня вспоминают открытие «Синайского кодекса»

Российский физик впервые в истории зафиксировал электроразряды во время схождения Благодатного огня

Бухари Бараев: «Идея священной войны не относится к реалиям сегодняшнего дня»

Суд решит судьбу бывшего лидера пензенских затворников, у которого заканчивается срок пребывания в психбольнице

Дмитрий Медведев оставил на посту губернатора Владимирской области Николая Виноградова

В Чечне запретили продавать спиртное позже 10 утра

Вышло второе издание справочника «В помощь российскому соотечественнику за рубежом»

Сербия хочет модернизировать свою армию российским оружием

В Москве прошел международный семинар для преподавателей-русистов

Зампред Верховного суда России подал в отставку из-за уголовного дела своего сына

Активист ДПНИ сядет за призыв не привлекать китайцев к строительству

Уникальный городок для несовершеннолетних мам появится под Санкт-Петербургом

Русские Крыма намерены защищать свое право на политические убеждения

В Тернополе появился «Русский культурный центр»

Европейские институции дадут оценку проекта закона Украины «О запрещении реабилитации и героизации фашистских коллаборационистов»

Соотечественникам — ветеранам ВОВ окажут материальную помощь

Комитет по международным делам парламента Киргизии одобрил вывод американской базы

Министр экономики ФРГ: Страна выйдет из кризиса уже осенью

Министр финансов Японии готов уйти в отставку


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru