«Православная пресса должна в новом видеть вечное»
В Петербурге на Леушинском подворье прошла дискуссия о проблемах православных СМИ…
В воскресенье, 1 февраля, в Санкт-Петербурге в храме святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в рамках Леушинских чтений состоялась дискуссия о нынешнем положении православной прессы в России и о ее проблемах, сообщает наш корреспондент. В беседе приняли участие главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Печерский, главный редактор приходской газеты «Леушино» и сайта подворья настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, главный редактор журнала «Аврора» председатель Общества православных писателей Санкт-Петербурга, секретарь правления Союза писателей России, Николай Коняев, заместитель главного редактора ИА «Русская линия» Александр Тимофеев и другие.
Протоиерей Геннадий Беловолов, выступая со вступительным словом, отметил, что православная пресса, с одной стороны, выполняет функцию светских СМИ (информирование, анализ, размышление), поскольку человек по своей природе нуждается в получении новостей. «Это естественная потребность человека, которая позволяет ему чувствовать свое бытие, движение истории, и не случайно даже в Евангелии есть эпизод, когда Апостол Павел приходит в Афины, начинает проповедовать о Боге, а афиняне говорят ему: ты нам лучше расскажи что-нибудь новенькое. Здесь жажда новизны дана в отрицательной оценке, ведь афиняне не пожелали услышать о вечном», — сказал отец Геннадий.
Но с другой стороны, продолжил пастырь, в этом эпизоде содержатся и указание на то, какой должна быть православная пресса: «Печально, если она замкнется только в погоне за новостями, но она не достигнет свой цели, если будет вещать только о вечном, так как в таком случае она превратится в Священное Писание на газетной бумаге. Православная пресса должна органично соединить новое и вечное, а если точнее — увидеть в новом вечное. Потому что не секрет, что светская пресса новое видит в перспективе двух-трех дней, а потом новость исчезает бесследно».
«Недавно полмесяца каждый день с утра до вечера нам говорили о газовом конфликте, и в одно мгновение об этом вообще прекратили писать и забыли об этой проблеме, как будто бы ничего и не было. Эта забывчивость светской прессы не позволяет даже понять, что и почему происходит. Сейчас наступил мировой кризис, СМИ говорят о его проявлениях, но никто не задается вопросом о его причинах. У православной же прессы, конечно, совершенно другие фундаментальные установки: она исходит из знания Священного Писания, поэтому она знает гораздо больше светской», — отметил священник.
«Искусство православных СМИ заключается в том, — продолжил отец Геннадий, — чтобы вечное сделать новым, а также в том, чтобы в новостях увидеть вечное. Справляется ли наша православная пресса с этими задачами? Это вопрос непростой. Наверное, задача столь высокая, что с нее справиться трудно. Непросто в каждом событии увидеть благодатное, вечное, божественное. Это требует духовной высоты. Наша православная пресса, к сожалению, за 20 лет бытия, если считать с 1000-летия Крещения Руси, когда началось ее возрождение, в общем-то, не вышла на большие тиражи. К сожалению, у нас не возникло общенациональной православной газеты. Это проблема, которую нам предстоит еще осмыслить. Но, тем не менее, приходится радоваться, что все-таки, хотя бы какие-то газеты вышли на достаточно серьезные тиражи. Газета „Русь Державная“, последний выпуск которой издан в 25 тысяч экземплярах, наверное, самая многотиражная православная газета», — отметил протоиерей Геннадий Беловолов.
Со своей стороны, Андрей Печерский рассказал об истории создания издаваемой им газеты «Русь Державная». «Что меня особенно согрело сегодня — это акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы. Именно Матерь Божия Державная сохранила страну нашу и постоянно говорит о том, что именно в ее руках находится власть в нашей православной Державе. То, что газета существует, этим мы обязаны Господу и Божией Матери. Потому что именно перед бассейном Москва собрались люди в свое время, построили на свои средства часовню Державной иконы Божией Матери, собирались там и читали акафист Пресвятой Богородице. Я уверен, что без чтения этого акафиста и прославления Божией Матери не было бы газеты, потому что много было сомнений у меня как у профессионального журналиста, работавшего в те годы в газете „Правда“. Я и не помышлял, что мне удастся издавать православную газету. Так случилось, что именно идея возрождения Храма Христа Спасителя и появилась в спецвыпуске газеты „Правда“, которую мы с моим товарищем сделали вопреки нашему руководству. Но этот выпуск разошелся огромным 100 тысячным тиражом, и сейчас он находится в музее Храма Христа Спасителя. Православной газете нужно было давать какое-то имя, а какое я не знал, спрашивал своего духовного отца архимандрита Кирилла, но как-то не находилось ответа. И вот как-то я укладывал спать своего сына и размышлял, какое название дать газете, и вдруг услышал, как на кухне моя дочь, разучивая стихотворение Никитина, произносит такие слова: „Это ты, моя Русь державная, моя Родина православная..“ В намерении дать газете такое название меня еще укрепила работа нашего покойного митрополита Иоанна (Снычева) „Державное строительство“. Такова, вкратце история создания газеты „Русь Державная“, 15-летие которой мы торжественно отметили в прошлом году: Святейший Патриарх Алексий отметил наших сотрудников, наградил их орденами и медалями. И мы надеемся, что будем и впредь защищать нашу родную Православную Церковь и будем оставаться гласом народа Божьего. Ведь главной нашей задумкой было объединить вокруг нашей газеты православные силы, наши православные начинания и программы», — рассказал Андрей Печерский.
Николай Коняев, в свою очередь, обратил внимание на то, почему православные газеты не стали такими же массовыми, как светские газеты: «Конечно, с одной стороны, понятно, что духовность никогда не была массовой, но, с другой стороны, надо признать, что что-то нами было сделано не так, что-то нас разъединяет, что-то нам мешает объединиться. Разъединяют нас зачастую какие-то пустые вещи, вроде ИНН. Так было в России и раньше, вспомним времена раскола, когда перстосложение и крестное знамение разъединило людей. Видимо, темные силы запускают постоянно такие вещи, которые начинают нас разъединять. Увы, таких вещей, как ИНН, в нашей жизни бесконечное количество. А ведь есть общие для всех нас проблемы: вымирание страны, уничтожение духовности и чистой русской духовной культуры. Именно это, прежде всего, должно всех нас волновать и объединять. Мы, занимаясь своими частными вопросами, эти вопросы не то, что упускаем, но, мы занимаемся ими не с той силой, которая рождает соборность и может преобразить нашу действительность. Может быть как раз газета „Русь Державная“, одна из немногих газет, которая не сидит в „своем углу“, а пытается привить нам осознание того, что соборное деяние — это главное, что нам нужно. Это именно то деяние, которого так не хватает в нашей жизни», — считает главный редактор журнала «Аврора».
В свою очередь, Александр Тимофеев отметил, что, к сожалению, некоторые традиционные для православной прессы темы «как будто бы изначально обречены на невнимание читателей». «Работая на „Русской линии“, я обратил внимание на то, что сообщения и статьи о сектах, абортах, наркомании, алкоголизме, крестных ходах, Богослужениях, включая и Патриаршие, в значительно меньшей степени интересуют православного читателя, которому, к большому сожалению, как и светскому, больше интересны скандалы, катастрофы и криминал. Помимо этого, читатели падки на броские заголовки, которые не всегда отражают содержание журналистского материала. На мой взгляд, православная пресса находится в стадии становления, до сих пор в ней преобладают материалы официального характера. Православные СМИ находятся еще в выработке канона жанра. В последнее время наблюдается расширение их тематики, православная пресса начинает освящать не только события, касающиеся Церкви и нравственности, но и вопросы, связанные с политикой, экономикой и даже спортом. Так что, по сути, работа православной прессы носит сейчас экспериментальный характер», — заключил заместитель главного редактора «Русской линии». Русская линия