Диакон Андрей Кураев: «Саакашвили — нерукопожатный мерзавец»
А Ющенко, по мнению известного миссионера, «политический Фигаро»…
«„Церковь и политика“ — это моя нелюбимая тема. К политике я отношусь как к работе Московского метрополитена. Своей машины у меня нет, поэтому мне небезразлично, как функционирует вид транспорта, которым я пользуюсь ежедневно. Но интерес к метрополитену я никогда не сделаю смыслом своей жизни, я просто принимаю его в свой кругозор как некую составляющую моего существования. То же самое и с политикой. Самая хорошая ситуация — это отсутствие каких-либо новостей из данной сферы. Но, тем не менее, очень часто Церковь оказывается втянутой в политику, потому что у двуглавого орла две головы (ветви власти), но одно тело (народ). Конфликты вторгаются в жизнь и требуют реакции Церкви, ее участия. Такое участие не всегда бывает параллельным», — так обозначил свою позицию известный православный миссионер диакон Андрей Кураев, выступая в Томске на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс–Сибирь» на тему «Церковь в современной политике: грузинский конфликт, украинский раскол», передает сайт «Религия и СМИ».
«Возможно, вы обратили внимание на чрезвычайную аккуратность и осторожность комментария Московского Патриарха в дни (грузино-осетинского — РЛ) конфликта. Никаких призывов типа „Добей гадину!“ там не звучало. А звучали, напротив, миролюбивые мотивы. Причем Алексий II не возлагал ответственности ни на одну из конфликтующих сторон. Во-вторых, даже в дни конфликта наши взаимоотношения с Грузинской Патриархией не прекращались. Например, Патриарх Илия с помощью Патриарха Алексия передал письмо Президенту Медведеву. В письме Патриарх Илия просил открыть гуманитарный коридор в зоне конфликта, чтобы грузинские священники могли забрать тела погибших воинов и предать их земле. Эта просьба была удовлетворена. Когда Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, наша Церковь не возражала против такого решения», — напомнил отец Андрей.
При этом он подчеркнул, что уверен в том, что «Саакашвили — нерукопожатный мерзавец, и его вояки правильно получили по зубам». «Я считаю, что народы Осетии и Абхазии заслужили право на независимость. Однако в то же время считаю, что России упустила шанс стать моральным лидером человечества. Для этого нужно было сделать две вещи: хотя бы изобразить сопротивление наших миротворцев на пути абхазских военных в Кадорское ущелье и тем самым показать, что российские войска действительно выступают как миротворцы, а не как сторонники одного из участников конфликта. И что у нас нет двойных стандартов в отличие от тех, кого наш премьер-министр называет „нашими западными партнерами“. Уж если наши войска вошли туда, они должны были обеспечить безопасность проживающих там грузин — а это примерно треть населения. Но где те грузины? Что с ними? Ответы на эти вопросы для нас крайне неприятны. В общем, был у России шанс стать гуманитарным лидером XXI века, но она его упустила. Этот момент не позволяет мне бурно аплодировать действиям России», — сказал отец-диакон.
Разъясняя позицию Русской Церкви по вопросу духовного окормления Южной Осетии, он сказал: «Для нас изменение государственных границ есть факт, но из этого не следует необходимости изменения границ церковных. Это важная позиция, потому что, если мы согласимся с изменением канонических границ, мы породим церковный хаос на всей территории бывшего СССР. Речь, прежде всего, идет об Украине. Когда там начали раздаваться голоса о церковной самостийности Украины, мы говорили: извините, церковные границы непреложны. Если же мы пойдем на такой шаг в отношении Абхазии и Осетии, то сделаем противником грузинского Патриарха Илию. А он сегодня чуть ли не единственный наш сторонник. Больших ведь никогда не любят..»
Сравнивая то, что говорили Грузинский и Московский Патриархи, миссионер заметил: «Алексий II говорил о душе, небе, ценности человеческой жизни. Илия II говорил о земле, о том, что осетины на территории Грузии — пришлые. Такова ментальная разница двух народов, и ее можно понять. Русский народ многоземельный, наши пространства никогда не были зажаты ущельями и горами. Грузинский народ — малоземельный. С такой точки зрения, Илия II выступал как естественный патриот. Но христианин — это тот, кто умеет смотреть со сверхъестественных позиций. Нельзя требовать от человека, чтобы он был святым. Но если человек не свят, это не значит, что он мерзавец. Я не могу осуждать грузинского Патриарха за его позицию, но эта позиция слишком почвенная. При этом я знаю, что Илия II отнюдь не симпатизирует Саакашвили. Сегодня для Грузии Саакашвили как наш „ихний“ Сталин. Прежде чем разгромить Цхинвал, он идейно, медийно разгромил Тбилиси».
На вопрос журналиста нельзя ли отлучить от Церкви президента Украины Виктора Ющенко осознанно ведущего политику, нацеленную на раскол украинского Православия, отец Андрей возразил: «Прежде всего, я бы воздержался применять по отношению к Ющенко слово „осмысленный“ — многие его действия опровергают подобное определение. Если с Ющенко поступать строго канонически, то основания для его отлучения от Церкви есть. Взять хотя бы его привычку за одну Рождественскую ночь обходить храмы минимум пяти-шести конфессий в Киеве. Но, боюсь, в таком случае пришлось бы аналогично поступить с тысячами украинских граждан, которые тоже не вдаются в особенности разных конфессий: какой храм ближе к подъезду оказался, тот и посещают. Вот уж чего никогда не станет делать Московский Патриарх, так это предавать анафеме украинского президента. Хотя бы потому, что на своем электоральном поле этот персонаж получит дополнительные бонусы». «Но в целом — он очень недалекий политик, он политический Фигаро, носитель одной идеи-фикс — американско-канадско-украинской интеграции, — уверен отец Андрей. — Объективно он ведет к расколу Украины и развороту симпатий части населения в сторону России».
«Буквально на днях он приезжал в Запорожье, в его программе значилась встреча с владельцами металлургических предприятий, которые сейчас переживают тяжелейшие времена (экспорт металла упал почти в десять раз) из-за того, что эти хапуги разворовали все что можно. Но в последнюю минуту он отменяет эту встречу и едет в Запорожскую Сечь на выставку рушничков, чтобы прикупить несколько экспонатов для любимого детища — музея голодомора. То есть действует не как мудрый президент, а как человек, ведущий Украину на грань раскола. Честно признаюсь, если раскол произойдет, я буду рад этому. Давайте только не будем забывать, что к власти Ющенко привели не мы», — заключил диакон Андрей Кураев. Русская линия