«Пропаганда вседозволенности пронизывает всю нашу жизнь»
Православные священнослужители о причинах отдаления юношества от веры…
Мы все должны подняться на борьбу за возрождение нравственных основ жизни, полагает настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко. «Мы живем, по сути, в антихристианской среде. Пропаганда вседозволенности пронизывает всю нашу жизнь. Агрессия и злоба ощущаются в самом воздухе, которым мы дышим. Такие добродетели как великодушие, милосердие, самопожертвование — уже не считаются в нашем обществе таковыми. Производится сознательное разложение нравственных основ», — заявил отец Александр в интервью сайту Regions.ru. «Как устоять юношам и девушкам перед подобным натиском, когда взрослые сами этому практически не сопротивляются?! Поэтому, несмотря на полученное в детстве православное воспитание, далеко не все молодые люди могут противостоять широкомасштабной пропаганде греха и соблазна», — подчеркнул пастырь.
Православное воспитание часто не достигает своих целей, во многом потому, что мы сами, считающие себя христианами и носителями истинного благочестия, неспособны явить радость и полноту праведной жизни во Христе окружающему нас миру, считает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов. «Дети это видят и начинают воспринимать религиозные принципы как нечто относительное», — сказал он.
«В отроческие и юношеские годы человек окунается в гущу жизни и обнаруживает, что кроме того образа жизни, который он воспринял в православной семье или воскресной школе, существует и другой, основанный фактически на антихристианскипх началах, и это образ жизни большинства окружающих, который всячески насаждается. Уже сформировался особый вид культуры, основанный на эгоизме и поиске развлечений. Особенно это чувствуется в молодежной среде», — посетовал отец Борис.
«Вина всегда в таких случаях, прежде всего, конечно, на нас — пастырях», — заявил в свою очередь клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне протоиерей Александр Лаврин. «Однако есть и естественные причины. До определенного возраста (примерно до 10−12 лет) дети смотрят на мир глазами родителей. Но человек должен стать самостоятельным, и приходит время, когда любой ребенок должен отодвинуть то, что он слышал от взрослых и попытаться посмотреть на все своими глазами. Педагогика и заключается в том, чтобы ребенок самостоятельно все-таки согласился с нами. Но в религиозной жизни вообще все сложнее. У нас, взрослых, очень часто жизнь далека от веры, которую мы декларируем. Подростки же очень чувствительны к любой нашей неправде и притворству», — отметил священник. «К тому же в воскресных школах мы, по существу, не столько пытаемся подвести ребенка к церковной жизни, сколько преподаем „духовные предметы“. Ребята знакомятся с ними, но при этом у них не возникает желания реального общения с Богом. Мы ведь сами часто не можем поделиться с детьми этим опытом», — посетовал отец Александр. «Однако мы надеемся, что их уже взрослая самостоятельная жизнь может подтолкнуть их к храму, вернуть Церкви. А адрес им уже известен», — заключил он.
А известный миссионер диакон Андрей Кураев полагает, что причина отдаления юношества от веры общечеловеческая, а не только современная, и касается она не только православных. «Когда ребенок взрослеет, он открывает для себя новые возможности и удовольствия. Те, кто сохранил веру и церковный образ жизни в этот трудный переходный юношеский возраст, уже могут считаться почти святыми. Но как же их мало!» — сказал отец Андрей. Отвечая на вопрос, что необходимо делать для того, чтобы не утратить духовную связь с молодым поколением, отец-диакон заметил: «Очень важно отметить, что для ребят в этом возрасте огромное значение имеет общение между собой. Авторитет взрослых для них уже не безусловен, в большей степени они учатся друг у друга. Поэтому нам нужна молодежная православная культура, а ее пока нет». Русская линия