Митрополит Сергий: Мы должны следовать золотой середине
Правящий архиерей Воронежской и Борисоглебской епархии осудил церковные псевдотрадиционализм и неообновленчество…
Тема сохранение церковного единства, ставшая главной на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, открывшемся 24 июня в Храме Христа Спасителя, родилась не без промысла Божия — такую уверенность высказал митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в недавнем интервью газете «Русь Державная», комментируя активизацию в последнее время в Русской Церкви сторонников церковного псевдотрадиционализма и необновлечнества. «Мы объединились с зарубежной частью нашей Церкви и находимся пока что еще в творческих поисках этого единства, потому что не до конца еще закончилось обсуждение многих вопросов», — отметил владыка.
По словам архипастыря, за последнее время многое в жизни общества изменилось. Если в нестабильные 1990-е годы многие искали Бога и стремились пересмотреть свою жизнь, то с наступлением стабилизации ситуация стала иной. «Появилось много состоятельных людей, и мы в этом, к сожалению, ничем не отличаемся от других народов. Когда приходят достаток в дом, стабильность, мы забываем о Боге, что обмирщвление коснулось не только мирян, оно затронуло всю жизнь Церкви. И это сказалось на целой палитре проблем», — отметил владыка Сергий.
«Мне, как верующему человеку, абсолютно ясно, что корень у всех этих вопросов — один. Люди, которые сейчас получили свободу (а нас действительно никто сейчас не угнетает, никто не преследует) вместо того, чтобы честно исполнять требования Евангелия, требования Церкви, в простоте сердца веровать, творить добрые дела, жить, радуясь и славя Бога, некоторые из них начинают копаться. И эти наши копания приводят к различного рода негативным результатам, которые грозят внутреннему единству Церкви», — считает митрополит Сергий. Среди главных проблем он назвал церковную ситуацию на Украине, отметив, что «многие украинские архиереи говорят об автокефалии, как о желаемом выходе для Украины». «Нам на Соборе, — заявил владыка Сергий, — надо найти в себе смелость поговорить об этих вопросах открыто и сделать какие-то определенные выводы, которые были бы взаимоприемлемы. Если мы этого не сделаем, то этот процесс будет усугубляться».
«Из 90-х годов идут и другие отнюдь не новые проблемы, — продолжил архипастырь. — Идут они от господина Душенова и иже с ним. Как это ни печально, как это ни странно, эти люди находят новых своих адептов. И жалко народ, который подпадает под их влияние. С моей точки зрения, заявления владыки Диомида не выдерживают никакой критики. Они очень слабые. Но если человек находится, формируется в этих проблемах — это очень плохо. Вопрос, по сути дела, очень надуманный, при тщательном рассмотрении его попросту нет. Но людей, которые недостаточно воцерковлены, недостаточно знают историю нашей Церкви, это пугает. И они думают, что владыка Диомид и ему подобные правы». «Нам нужно не против ИНН бороться, — убежден владыка, — а делать больше добра, воспитывать своих детей, показывать пример христианской жизни и не убегать в подземелья, как пензенские затворники в ожидании конца. Нужно быть готовыми ко всему, но честно и открыто. Придет Спаситель, мы должны радоваться Его пришествию, не бояться антихриста, который никого автоматически к себе не привлечет. Об этом в откровении Иоанна Богослова говорится. Кто сознательно не примет антихриста, то никакой печати не получит».
Коснулся митрополит Сергий и вопросов религиозного просвещения и неообновленчества. «Нужно больше сейчас уделять внимания не школьному богословскому, а духовному образованию, — полагает он. — Духовное образование, как вы знаете, это нечто другое. Это внутренняя работа над собой. Если человек, который изучал богословие, знает прекрасно богослужение, но он духовно не образован и относится с прохладцей к тому, что он делает, не понимая ответственности, святости, глубины момента, когда он совершает богослужение или выходит на проповедь на амвон перед народом, то мы все обречены на погибель».
«Сейчас мы не можем изменить Всемирный Совет Церквей, — убежден владыка Сергий. — Потому что там есть разные люди. Это христиане. Они ошибочно, может быть, исповедают Христа, но они родились в той традиции, и поэтому проклинать их было бы ошибкой. Не вовлекаясь туда, не идя на поводу у той части наших церковных людей, которые берут вроде бы старую традицию, восходящую к древним временам, как бы ее реанимируют и проталкивают вопросы обновления духовного сознания человека, и обновления не в евангельской истине. Это очень злое начало. Это то же самое обновленчество, которое было у нас в истории XX века, но гораздо более тонкое и изощренное. Они и привлекают к себе как бы апостольской простотой, забывая, что Церковь всегда жила Святым Духом и все время формировала и каноническую форму жизни, и литургическую, и богословскую, обрядовую. Это был процесс творчества. Церковь не отошла от этой традиции в бури духовные. И поэтому нужно только радоваться. И не возвращаться опять в пройденный уже Церковью контекст».
И псевдотрадиционализм и неообновленчество в Церкви — являются двумя опасными течениями, считает митрополит Сергий. «Мне бы хотелось, чтобы мы ясно осознавали опасность этих новых течений. Я против крайнего консерватизма в православии, который все отрицает, я против и либерализма православного, который настойчиво обращает на себя внимание, зачастую подменяя суть, смысл, таинственность богослужения. Особенно что касается богослужебных текстов. Это грех непростительный. Это большой соблазн. Нам свойственна золотая середина. Святые отцы все время это говорили. И этой золотой середине мы с вами и должны следовать». Русская линия
Митрополит Сергий: Мы должны следовать золотой середине Правящий архиерей Воронежской и Борисоглебской епархии осудил церковные псевдотрадиционализм и неообновленчество...