Во вторник, 24 июня в столичной галерее «Боско» впервые на Украине представят частную коллекцию предметов, принадлежавших известному писателю графу Льву Николаевичу Толстому, сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви. Экспозиция состоит из шести икон, которые некогда принадлежали классику русской литературы Л.Н.Толстому. По утверждению организаторов, каждая икона является уникальным произведением искусства. Например, икона «Спас Вседержитель» в серебреном окладе — это работа известнейшего мастера, поставщика Двора Его Императорского Величества — Сазикова. Парные иконы «Вход в Иерусалим» и «Введение Пресвятой Богородицы во Храм», относятся к украинской иконописной школе начала XVIII века (украинское барокко) и принадлежали единственному европейскому роду славянского происхождения герцогов Мекленбургских.
Выдающийся русский писатель, получивший от Бога великий талант, глубокий мыслитель, всю жизнь размышлявший о земном пути человека и его значении для вечности, в то же время не преумножил полученные дары, но растратил их на упрямую, ожесточенную и бездумную борьбу с Церковью. Потому что истинная реализация данного Богом таланта и возможна только в Боге. «Обращение» графа Толстого относится к 70-м гг. XIX века, когда писатель пережил тяжелейший духовный кризис, чуть не завершившийся самоубийством. Основной вопрос, тяготивший его в то время — вопрос о смысле жизни и смерти. С этого момента начинаются его религиозные поиски, чтение богословских трактатов, поездки в Оптину Пустынь, Лев Николаевич становится искателем абсолютного добра на земле, проповедником возврата к религиозной культуре, исповедником буквального понимания заповеди о «непротивлении злу».
«Очень важно понимать, — отмечает сайт УПЦ МП, — что Л.Н.Толстой фактически был противником не только современной ему Церкви (как, скажем, Мартин Лютер), но и христианства в целом. Еще в 1855 году он записал в своем дневнике: „Вчера разговор о Божественном и вере навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта — основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле“. В результате Толстой пришел к отрицанию главнейших догматов христианства: учения о Троице, божественном достоинстве Христа, искуплении, Церкви. Христианское учение он заменил, по меткому выражению прот. Василия Зеньковского, „тиранией этической сферы“, „панморализмом“. Следствием чего стало, как известно, полное отрицание Толстым всех достижений культуры, начиная от государства и любых социально-правовых форм и кончая наукой и искусством (..) В этом и заключалась суть трагедии Толстого: всю жизнь посвятив напряженному поиску явленного Царства Божия, он отверг это Царство, то есть Церковь в ее исторической действительности. Это привело к тому, что десятки лет Л.Н.Толстой фактически боролся с Русской Православной Церковью и призывал народ к отпадению от нее.
Результат его деятельности был поистине ужасным (..) Вот что об этом пишет сын Толстого, Лев Львович: „Во Франции говорится часто, что Толстой был первой и главной причиной русской революции, и в этом есть много правды. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой. Русское правительство, несмотря на все свои усилия, не могло рассчитывать на необходимое содействие и поддержку со стороны общества. Отрицание государства и его авторитета, отрицание закона и Церкви, войны, собственности, семьи. Что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь в мозги русского мужика и полуинтеллигента и прочих русских элементов. К сожалению, моральное влияние Толстого было гораздо слабее, чем влияние политическое и социальное“.
Далее Лев Львович рассказывает об очень интересном эпизоде — обыске, произведенном у его тети в России. Когда руководивший обыском большевик узнал, что она является сестрой великого писателя, он вежливо ей поклонился со словами: „Какая жалость, что он не дожил до того, чтобы воочию видеть результаты своей работы“. Совершенно очевидно, что в этой ситуации Церковь не могла молча выслушивать хулу на Христа и Его учение», — заключает пресс-служба УПЦ. Русская линия