Архиепископ Феофан (Ашурков): «Церковь постепенно возвращает себе гражданские права»
Накануне проведения Архиерейского собора владыка Феофан (Ашурков), архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, член Общественной Палаты России, отвечая на вопросы специального корреспондента, поделился с читателями официального сайта Архиерейского собора РПЦ 2008 г. своими мыслями на предмет современного состояния отношений Церкви и общества в нашей стране.
«Для того чтобы дать адекватную оценку современному состоянию церковно церковно-общественных отношений в России, нужна хорошая перспектива, нужно посмотреть, чем наше сегодня отличается от исторического вчера» — отметил архиепископ Феофан.
«Первые века в истории Православия — это время общественного недоверия и государственных репрессий. В этих жестких условиях Церковь стремится к легализации, для того, чтобы иметь возможность исполнять завет Спасителя: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19−20). Вот первый пример церковно-общественных отношений. В византийский период Церковь становится важнейшим институтом общества, живет в условиях государственной поддержки. Средневековая Русь после Крещения развивается по византийской парадигме. Семнадцатый век — это время равноправия Царя и Патриарха. И вдруг происходит петровский провал с его ведомством православного исповедания, регламентом, закрытием монастырей и храмов — когда в формально православной империи Церковь имеет какие-то права только внутри церковной ограды и не далее» — указал владыка.
«В XIX столетии неоднозначность сложившейся системы церковно-государственных и церковно-общественных отношений становится все более и более очевидной, — продолжил архиерей. — В годы правления царственного страстотерпца Императора Николая II начинается подготовка к созыву Собора, к восстановлению Патриаршества. Но пришел 1917 год, и настало время гонений, время лагерей и расстрелов. С конца сороковых годов нет прямых массовых репрессий, но условия жизни Православной Церкви остаются чрезвычайно ограниченными. Политическая оттепель в годы правления Хрущева обернулась для нас новой стужей».
«Начиная с года Тысячелетия Крещения Руси, открывается новая страница в положении Церкви в России. И принципы отношений Церкви, общества и государства приходится строить заново. Мы только ищем эти принципы в условиях, когда неприменимы ни византийские, ни синодальные, ни советские схемы» — считает иерарх.
Отвечая на вопрос о формах взаимодействия Церкви и общественных организаций в деле обсуждения существующих проблем, Архиепископ Феофан заметил, что Общественная палата, есть «реальный и очень важный институт гражданского общества», а «участие архиереев в работе Общественной палаты создает возможность для того, чтобы в этих дискуссиях по самым актуальным проблемам современной жизни голос Церкви прозвучал и был услышан».
«Происходит закономерный процесс: Церковь постепенно возвращает себе гражданские права. Те естественные права, которые отстаивали наши отцы-апологеты» — заключил владыка. Русская линия