Государство должно обеспечить низкие цены на бензин
Российские парламентарии считают необходимым введение регулирования тарифов на топливо…
Более пятидесяти городов России приняли участие во всероссийской акции «Марш пустых канистр по убитым дорогам», которая прошла 24 мая, сообщает информационный портал Regions.Ru. Автомобилисты требовали снижения цен на бензин с 24 рублей за литр до 15−16, улучшения качества топлива и строительства хороших дорог. На основании этих и других требований участники акции подготовили обращение к правительству России.
«Мы — страна, которая добывает нефть и продает ее. В это же самое время своим гражданам продает топливо по цене больше, чем страны-импортеры этой нефти», — заявил на прошедшем в рамках акции митинге в Москве руководитель движения автомобилистов «Свобода выбора», выступившего инициатором проведения акции, Вячеслав Лысаков. «Например, сейчас в США стоимость литра 92-го бензина 90 центов. У нас в ряде регионов цена перевалила даже за доллар. Даже солярка, которая касается, прежде всего, грузоперевозчиков, стоит более доллара. В себестоимости грузоперевозок стоимость топлива составляет 40%, и все эти деньги ложатся на плечи потребителя, дорожают товары. Может, и нам тогда не добывать топливо, оставить его потомкам, закупать нефть, тогда экология будет прекрасной, и цена топлива снизится?», — предложил он. Отметим, что, по прогнозам экономистов, рост внутренних цен на бензин в 2008 году может составить 20−30%.
Почему цены на бензин в России, экспортирующей нефть, выше, чем в странах ее импортирующих? Кто должен отвечать за качество бензина? Сколько должен стоить бензин в России? С такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к представителям верхней и нижней палат парламента. Регулировать цены на бензин и следить за его качеством должно государство, уверен первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации (СФ) по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев. «Цены на все виды топлива должны регулироваться государством», — заявил сенатор. «И никаких ссылок на рыночные условия быть не должно, иначе рост цен на топливо будет и дальше провоцировать рост цен на продукты питания», — подчеркнул парламентарий.
Напомнив, что на Западе и в Америке бензин дешевле, чем в России, Гусев в то же время затруднился назвать приемлемую цену для внутреннего рынка. «Для этого необходимо знать себестоимость топлива, но, в любом случае, цена не должна быть в тягость автолюбителям и государственному транспорту», — заметил политик. Сенатор также рассказал, что в России существует 27 нефтеперерабатывающих заводов, из которых только 3 были реконструированы. «Бензин выпускается уже некачественным, а на бензоколонках его еще „улучшают“, поэтому отвечать за качество топлива обязаны собственники, а контролировать его — государство», — подытожил В.Гусев.
Открытие биржевой торговли нефтепродуктами к снижению цен на бензин не приведет, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам, охране окружающей среды и экологии, представитель в СФ от администрации Костромской области Василий Дума. «Нефтепродуктовая биржа не сможет „сбить“ существующие в России высокие цены на бензин», — заявил сенатор. «Машин в нашей стране много, а нефтеперерабатывающие заводы давно не реконструировались, в Европе и Америке они намного мощней, следовательно, бензин у нас в дефиците и, следовательно, цена на него будет оставаться высокой», — пояснил парламентарий. Кроме того, добавил он, «мы — рыночная страна, а, каков спрос на рынке, такова и цена». За качество топлива, по мнению сенатора, должны отвечать поставщики. «А государство должно сделать так, чтобы им невыгодно было „разбавлять“ бензин, например, ввести очень высокие штрафы или отбирать лицензию», — заключил В.Дума.
В России есть силы, заинтересованные в высоких ценах на бензин, убежден заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности Юрий Медведев. «В России кому-то очень не хочется, чтобы в стране начала формироваться прозрачная биржевая торговля нефтепродуктами», — заявил депутат. Затруднившись ответить, кому конкретно невыгодно снижение цен на бензин, парламентарий сказал, что, «в первую очередь, тормозит биржевое строительство чиновничий аппарат, хотя депутаты уже восемь лет твердят о необходимости открытия нефтепродуктовой биржи». «Но нас же никто не слышит, поскольку за этим стоят колоссальные прибыли, от которых вместе с появлением биржи придется отказаться», — с возмущением подчеркнул Медведев. Касаясь реальной стоимости бензина, политик отметил, что «стоить он должен столько, сколько стоит, то есть цену должен определять спрос». Но и государство, по мнению депутата, «не должно молча и бездейственно наблюдать за ростом цен и за ухудшением качества бензина». Среди мер по борьбе с некачественным топливом парламентарий назвал изъятие лицензий у недобросовестных производителей. «При таких ценах стараться еще всяческими вредными добавками увеличивать октановое число бензина — это настоящее преступление, за которое таких производителей и торговцев стоит привлекать к ответственности и лишать лицензии», — заключил Юрий Медведев.
Напомним, что в интервью «Русской линии» доктор экономических наук, профессор, ректор Уральского института бизнеса им. И.А.Ильина иерей Александр Миняйло заявил, что главной проблемой нашей экономики являются цены монополий на бензин, нефть и газ. «Повышение стоимости бензина съедает все, особенно в сельском хозяйстве. У нас бензин дороже, чем в США, а заработная плата при этом на порядок меньше», — подчеркнул священник. Русская линия