«Деятельность Иоанна Павла II свидетельствует не о святости, а о нравственной невыдержанности»
По мнению протоиерея Владислава Свешникова, досрочный процесс беатификации Кароля Войтылы носит отчасти политизированный характер…
«Спешка с беатификацией Иоанна Павла II не может быть оправдана, если она мотивируется стремлением сделать из проводимой им политики образец, которому должны будут подражать будущие папы Римские. Пока у меня нет необходимой информации для того, чтобы делать подобные заключения — об истинных мотивах сторонников беатификации Кароля Войтылы сейчас можно только догадываться. Однако, не исключено, что в будущем нам станут известны факты, которые подтвердят самые печальные предположения», — заявил в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, настоятель московского храма Трех Святителей на Кулишках, доктор богословия протоиерей Владислав Свешников, комментируя непрекращающиеся попытки ускорить процесс беатификации Иоанна Павла II.
На днях префект Конгрегации по вопросам канонизации Хосе Сараива Мартинс провел пресс-конференцию в Ватикане, на которой он заявил, что планируемая на 2 апреля этого года беатификация Иоанна Павла II не состоится, сообщает Седмица.Ru. Кардинал напомнил, что Бенедикт XVI согласился на начало процесса по беатификации своего предшественника сразу же после его смерти. «Процесс, однако, остается процессом и будет проходить так же, как и в других случаях», — сказал он. Отвечая на вопрос о том, может ли большое количество чудес, приписываемых Каролю Войтыле, повлиять на сроки процесса, Мартинс подчеркнул, что «чудеса это одно, а святость другое». По его мнению, не может оказать влияние на этот процесс и благоговение, которое верующие во всем мире испытывают к польскому папе. Кардинал приписал это частично влиянию СМИ, которые распространяют подобную информацию.
Пресс-конференция была посвящена презентации нового документа Конгрегации по вопросам канонизации, касающегося обязательных критериев для начала процесса беатификации на епархиальном уровне. Инструкция носит название «Sanctorum mater» и не содержит новых правил, заявил кардинал Мартинс. Документ адресован, прежде всего, епархиальным епископам и касается первой фазы процесса. Глава конгрегации напомнил, что условием для начала процесса остается мнение о святости и культ кандидата. Помимо этого кардинал отметил, что обычно должно пройти 5 лет с момента смерти кандидата, после чего возможно провозглашение начала беатификационного процесса. Было только три случая, когда это правило не соблюдалось. Первым было согласие Иоанна Павла II на начало процесса Матери Терезы из Калькуты через 2 года после ее смерти, следующим согласие Бенедикта XVI, провозглашенное им 9 мая 2005 года и касающееся его предшественника. А третьим примером такого рода, стал вопрос о беатификации сестры Лючии.
По мнению протоиерея Владислава Свешникова, нельзя согласиться с тем, что желание беатифицировать Иоанна Павла II исходит из «веления сердца». «Если бы это было так, то это веление должно было исходить из сердец всех членов конгрегации, но, как известно, не все члены этого органа разделяют такое желание», — отметил он. Священник полагает, что процесс с беатификацией Иоанна Павла II политизирован, но «не в точном смысле этого слова, в данном случае, по всей видимости, не стоит говорить о том, что этот процесс имеет какое-то отношение ко внешней или внутренней политики Западного мира в целом. Думаю, что если этот процесс и политизирован, то в общекатолическом плане».
«Что касается беатификации, то она является исключительно внутренним делом католиков. В этом отношении этот процесс представляет собой их собственным делом, и тогда нам не следует вмешиваться. Другое дело, что для православных людей многое из того, что совершал папа Римский Иоанн Павел II, вызывает сильное неудовольствие. Достаточно вспомнить его прозелитскую деятельность на Украине, чтобы понять, что его деятельность свидетельствует не о его святости, а, по меньшей мере, о его нравственной невыдержанности в понимании насущных вопросов церковной жизни», — отметил священник.
Тем не менее, уверен доктор богословия, в беатификации Иоанна Павла II есть и нечто полезное. «Я имею в виду его стремление к максимальной консервативности и твердости в отношении многих нравственных вопросов. Действительно, во многом он был лучше некоторых других пап, особенно, в отношении морали. Однако этого недостаточно. При причислении того или иного человека к лику блаженных необходимо исходить из совершенных духовных критериев. Иоанна Павел II не соответствовал этим критериям. Но может быть для католиков, учитывая их тотальное нравственное сползание, их общую моральную деградацию и деградацию содержания католической жизни, беатификация предшественника нынешнего папы является положительным фактом», — предположил священник.
«В целом, с точки зрения православного сознания, во многом он не был образцом учителя в высказываниях и действиях. Но, может быть, в отношении внутреннего католического мира, особенно, учитывая нравственное состояние этого мира, он был лучше многих других пап Римских. Только в этом смысле беатификация Иоанна Павла II кажется оправданной», — заключил протоиерей Владислав Свешников. Русская линия
«Деятельность Иоанна Павла II свидетельствует не о святости, а о нравственной невыдержанности» По мнению протоиерея Владислава Свешникова, досрочный процесс беатификации Кароля Войтылы носит отчасти политизированный характер...