Почему перестала существовать богатая и могущественная Византия? Ответ на этот вопрос настоятель Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) представил в форме документального фильма «Гибель империи. Византийский урок», премьера которого состоялась вчера на канале «Россия». По мнению многих, фильм этот стал первой серьезной документальной картиной, претендующей не только на познавательную роль, но и на роль идеологическую.
«В 1453 году рухнула Византийская империя. Сейчас мы с вами посмотрим, как это было», — так начинается эта видеомонография: от заснеженного храма на летние европейские просторы. Из настоящего — в прошлое. И, как выясняется в ходе повествования, не такое уж далёкое", — сообщается в анонсе фильма на сайте «Вести.ru».
Сценарист и ведущий картины — архимандрит Тихон, наместник Сретенского монастыря, в миру — Георгий Шевкунов, выпускник ВГИКа. Он даёт свой ответ на вопрос, почему погибла одна из богатейших империй, властители которой правили более тысячи лет: «Просвещённые византийцы начали себя ощущать греками. Пошли националистические движения, отказ от христианских традиций. Но предательство имперской идеи не прошло даром. Националистическая лихорадка разодрала империю, и она была быстро поглощена соседней исламской державой».
Не секрет, что на Константинополь средневековые европейские государства глядели с нескрываемой завистью. К примеру, в лучшие времена годовой доход империи достигал 900 тонн золота. Россия смогла выйти на этот рубеж только к началу XIX века. Крестоносцы, захватившие столицу Византии в 1204 году, вывозили награбленное почти полстолетия. Богатая страна притягивала и славян. Но они, отмечает архимандрит Тихон, раньше других поняли, что является истинным сокровищем империи. «Это было не золото, не драгоценные камни. Главным сокровищем Византии был Бог. Не знаем, где находились мы: на небе или на земле, — говорили наши потрясённые предки на божественной литургии в главном храме империи — соборе Святой Софии», — говорится в фильме.
В фильме приведено множество любопытных документов и интересных фактов. Но главная его задача: не развлекать зрителя, а увлечь его исследованием и сопоставлением. Ведь проблемами Византии были сохранение преемственности и вертикали власти, борьба с политиками-перебежчиками и коррупцией, олигархическими кланами и своевольными губернаторами, которые расшатывали империю.
Как справедливо замечает в опубликованной в Газете.ru рецензии на фильм Вадим Нестеров, «о том, что была такая страна — Византия, слышали практически все», но «как правило, этим все знания и ограничиваются», а между тем, «если и существует страна, которая является для России тем же, чем Испания для стран Латинской Америки, то есть страной-матерью — то это, безусловно, Византийская империя». «Корень всей нашей культуры, первопричина всех наших достоинств и недостатков действительно там. Это признают все, кто в теме, вне зависимости от того, поклонники они или ненавистники той исчезнувшей пять с половиной веков назад империи. Вот только тех, кто в теме — днем с огнем, и по этой причине просветительская инициатива канала получает первый плюс», — говорится в статье-рецензии.
Подробно разбирая особенности светской и духовной жизни Византии, архимандрит Тихон делает вывод: она погибла, потому что так и не нашла ответ на вопрос: с кем идти — с католическим Западом, или же по собственному, православному пути. «Исторические поражения Византии происходили тогда, когда сами византийцы изменяли основным принципам, на которых держалась их империя, — говорит он. — Эти великие принципы были просты и с детства известны каждому византийцу: верность Богу, его вечным законам, хранящимся в православной церкви, и безбоязненной опоре на свои внутренние традиции и силы». В названии фильма — две составляющие: «Гибель империи. Византийский урок». Гибельный урок Византии, по мнению архимандрита Тихона, способен научить сегодня многому. Но только тех, кто не хочет повторять ошибки других.
«Византию и Россию связывает многое. Общность веры, общность сознания — идея „един Бог, един Царь, едина Империя“, предпочтение государственного индивидуальному, сравнительная слабость общественных институтов и сила государственных структур, осознание государства и внутреннего мира как непреходящих ценностей, — заявил, комментируя фильм „Комсомольской правде“ доцент кафедры истории славянских и балканских стран Петербургского госуниверситета, специалист по Византии диакон Владимир Василик. По его мнению, „современные попытки реформировать Россию по западному образцу, создать так называемое гражданское общество, где права человека выше общественных обязанностей, создали проблемы, с которыми столкнулась и Византия“. „Фильм, конечно, не свободен от недостатков. Но если мы не хотим разделить судьбу Византийской империи, все мы (а не только власть имущие) должны запастись трезвомыслием, прозорливостью, мужеством и жертвенностью. Именно к этому призывает данный фильм“, — заключил отец Владимир.
„Гибель империи. Византийский урок“ — вовсе не только популяризация истории. На деле основной посыл фильма не столько просветительский, сколько идеологический. Причем продвигающий идеологию, которая на наших телеэкранах — гость настолько редкий, что уже позабытый. Начиная с Петра Великого, в нашей стране идет непрекращающаяся схватка двух главных идеологических доктрин. Одна — прозападная, либеральная, требующая измениться по образу и подобию „цивилизованных стран“. Другая — антизападная, консервативная, категорически отрицающая сторонние влияния и требующая сохранять оставленную предками самобытность (..) „Византийский урок“ нельзя назвать религиозным фильмом, в отличие от „Монастыря“ он не про веру — он про идеологию. Фильм выстроен на параллелях, авторы „Гибели империи“ мастерски сыграли на том, что Россия действительно похожа на Византию, как дочь на маму», — пишет Газета.ru, констатируя, что «пропагандисты „охранительного“ направления научились работать на принципиально ином качественном уровне. Что не может не радовать даже либералов — ведь, согласно их доктрине, совершенства можно достичь только в условиях реальной конкуренции». Русская линия