В Казани прошла VII конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»
5 — 6 ноября в столице Татарстана, в стенах Казанской Духовной семинарии (КазДС), прошла VII конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи», передаёт наш корреспондент в Казани. В этом году богословско-научная конференция, носящая ежегодный характер и проводимая по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина), была приурочена к знаменательному событию в жизни епархии — десятилетию возрождения КазДС, в связи с чем в её программу были внесены некоторые юбилейные дополнения.
Первое пленарное заседание, проходившее 5 ноября, открыл своим выступлением ректор семинарии — архиепископ Анастасий. «В своём докладе, — сообщается на сайте „Православие в Татарстане“, — владыка-архиепископ рассказал об открытии Казанской семинарии 10 лет назад, о её преемстве с прежними духовными школами Казани, которые были известны по всей России. Кроме того, владыка-архиепископ ознакомил участников конференции с современной деятельностью семинарии: работа издательского и Интернет-отделов КазДС, проведение ежегодных научно-практических конференций. Также правящий архиерей отметил, что количество участников конференции и география представляемых ими регионов год от года расширяется (в этом году их более 60), а качественный уровень докладов всё более возрастает. В завершении, Его Высокопреосвященство пожелал участникам конференции помощи Божией и успехов в этом благом деле».
Помимо самого казанского архиерея, на заседании выступили: профессор Казанского государственного университета Г. А.Николаев — с докладом «Шестоднев» в составе «Мерила Праведного», доцент Московского физико-технического института В.П.Лега — «Магия, наука, христианство: старый конфликт или новые идеи сотрудничества?» и заместитель председателя Совета по делам религий при Кабинете Министров Татарстана, кандидат исторических наук В.П.Козлов — «Религиозное возрождение в Татарстане в условиях свободы совести».
Затем, после перерыва, работа конференции переместилась в секции, которых, как и в прошлом году, было три: «Филология», «Церковная история» и «Богословие и философия». При этом наибольшее количество выступлений традиционно прозвучало на секциях «Филология» и «Церковная история».
На секцию «Филология» были представлены одиннадцать докладов и сообщений: иерея А.В.Агапова (город Жуковский) — «Церковнославянский язык в современном богослужении: проблема устного воспроизведения текста», А.И.Бовсуновской (Казань) — «Сложные имена и компоненты добро- и благо- в лексиконе Е. Славинецкого», А.Г.Кравецкого (Москва) — «Церковнославянский язык глазами справщиков синодальных типографий», Ф.Б.Людоговского (Москва) — «Проблема авторства в акафистографии и в акафистоведении», Н.В.Максимовой (Казань) — «О „Книге Пророков“ XVI в. из фондов Научной библиотеки КГУ», С.И.Меречиной (Казань) — «Взаимодействие грамматической и лексической семантики в глагольных формах времени (на материале произведений Кирилла Туровского)», О.И.Митрофановой (Казань) — «Концепт „вечность“ в поэтическом творчестве П.А.Вяземского», А.А.Плетнёвой (Москва) — «Библия в народной письменности XVIII — XIX века», Е.В.Плисова (Нижний Новгород) — «Особенности интертекстуального взаимодействия текста современной проповеди», Е.Д.Турцовой (Казань) — «Представление о времени в текстах Остромирова Евангелия и Путятиной Минеи» и А. Цатуряна (Казань) — «Воинские метафоры в древнеармянской духовной литературе».
Столько же докладов и сообщений были заявлены и на секцию «Церковная история»: И.Е.Алексеев (Казань) — «Свидетельства о разорении в 1917 — 1919 гг. Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины Мамадышского уезда и Трехсвятительского крещёно-татарского монастыря Лаишевского уезда», И.А.Алиев (Казань) — «Возрождение здания Казанской духовной семинарии после пожара 1842 года», Е.В.Афонина (Казань) — «Святитель Филарет Амфитеатров и духовное образование в Казанской епархии», Ю.А.Благов (Казань) — «Театральные представления в Казанской духовной семинарии XVIII века», А.М.Елдашев — «К.П. Победоносцев: государственный и религиозный деятель, философ (к 180-летию со дня рождения)», А.В.Ермошин (Казань) — «Преподавание Закона Божия в средних учебных заведениях Казани во второй половине XIX в.», Г. В.Ибнеева (Казань) — «Киевское духовенство в церемонии встречи Екатерины II в 1787 году», Е.И.Карташева (Казань) — «Формирование и экспонирование коллекции памятников православной культуры в фондах Национального музея РТ», Н.А.Комолов (Воронеж) — «Церковь и военное кораблестроение в южнорусском регионе в конце XVII — первой половине XVIII вв.», Э.В.Комолова (Воронеж) — «Церковь и общество на юге России в конце XVII — XVIII вв.» и М.А.Кострюков (Казань) — «Пантелеймон Крестович Жузе — историк христианского Востока».
На секции «Богословие и философия» на суд участников конференции были вынесены пять докладов и сообщений, авторами которых являлись казанцы: В.Д.Евстратова — «Мировоззренческие аспекты теории эволюции», Н.Я.Зарецкой — «Особенности проблемы и принципы философии Древнего Востока. Преемственность с русской философией XVIII — XX веков», В.И.Курашова — «Учащиеся Духовной Семинарии с точки зрения философской антропологии», А.И.Меречина — «О символическом и эмблематическом в мышлении» и протоиерея И. Цветкова — «Богословская предпосылка русской философии». При этом, несмотря на широкий спектр представленных на обсуждение тем, очевидным являлось преобладание на конференции местных богословов и учёных, в результате чего им приходилось практически «вариться в собственном соку». Однако общий юбилейный настрой в значительной мере компенсировал данный недостаток.
По окончании первого рабочего дня конференции её участники совершили поездку в расположенный в городской черте древний Свято-Успенский Зилантов женский монастырь, где их приняла настоятельница обители игуменья Нина (Нефёдова). Затем они посетили находящийся недалеко от монастыря храм-памятник Нерукотворенного Образа Спасителя на реке Казанке, воздвигнутый на месте братской могилы русских воинов, павших при взятии города в 1552 году войсками Царя Ивана IV Васильевича Грозного (в том же году на этом же месте был основан и сам монастырь, но из-за постоянной угрозы затопления уже в 1559 году он был перенесён на некоторое отдаление — Зилантову гору). Свято-Успенский Зилантов женский монастырь (бывший до эпохи богоборчества мужским), чья история в 1918 году была ознаменована убийством большевиками десяти преподобномучеников Зилантовых, в настоящее время возрождён к жизни и являет собой одну из самых процветающих обителей Казанской епархии. Чего, к сожалению, не скажешь о храме-памятнике Нерукотворенного Образа Спасителя на реке Казанке, и по сей день пребывающем в полуразрушенном состоянии.
6 ноября богословско-научная конференция завершила свою работу. На заключительном пленарном заседании выступили сопредседатели секций, предоставившие подробные отчёты о проделанной работе. После этого перед собравшимися выступили гости конференции, поблагодарившие её организаторов.
В тот же день состоялась презентации двух книг преподавателя КазДС, руководителя отдела по канонизации святых Казанской епархии РПЦ, кандидата исторических наук Е.В.Липакова «Архипастыри Казанские» и «История Казанской духовной семинарии», а также нового диска с песнопениями архиерейского хора КазДС. Отмечается, что «История Казанской духовной семинарии» содержит в себе «полную историю Духовной школы с момента её основания и до сегодняшнего времени». Кроме того, в этой книге впервые размещены биографические сведения обо всех ректорах, а также имена выпускников семинарии, ставших впоследствии епископами. Одновременно в данном труде впервые опубликованы имена всех студентов и выпускников, пострадавших в годы богоборчества и причисленных к лику новомучеников и исповедников российских.
«Торжественную часть, — сообщается на сайте „Православие в Татарстане“, — завершил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, ректор Казанской Духовной семинарии. В своём заключительном слове он поблагодарил всех участников за проделанную ими работу и пожелал, чтобы в следующем году качество работы конференции стало выше. Также Его Высокопреосвященство пригласил их принять участие в следующем форуме, посвящённом богословским и светским наукам». По окончании выступления казанского архиерея гостям был представлен праздничный концерт, организованный силами воспитанников КазДС.
Сообщается также, что все материалы VII конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» будут опубликованы в ближайшем номере альманаха КазДС «Православный Собеседник», а также помещены на страницах электронной библиотеки семинарского интернет-сайта. Русская линия