XII Международный конгресс «Взаимодействие науки, философии и религии на рубеже тысячелетий: прошлое, настоящее и будущее»
С 28 по 30 октября в Санкт-Петербурге проходил XII Международный конгресс «Взаимодействие науки, философии и религии на рубеже тысячелетий: прошлое, настоящее и будущее». Учредителями форума выступили такие известные научные центры, как: Международный фонд изучения проблем науки и богословия им. П. А. Флоренского, Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария, Российский межвузовский Центр по изучению и формированию гуманитарной среды вуза, Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и многие другие.
Для участия в конгрессе в Санкт-Петербург съехались ученые из Москвы, Казани, Брянска, Череповца, Таганрога, Перми, Северодвинска и других городов России. Были и гости из-за рубежа: Я. Феннема из Голландии, А. В. Нестерук из Великобритании, М. Вегенер из Дании, а так же представители научных кругов из других стран.
В ходе конгресса были проведены 3 пленарных заседания, 2 круглых стола и дискуссия. Открытие конгресса состоялось в РГПУ им. А. И. Герцена. В дни проведения форума было представлено несколько десятков докладов на такие важные темы, как: «Биотехнология, отношение науки и религии к новым направлениям в естествознании и моральная ответственность ученого в научно-техническом прогрессе», «Проблема веры и знания в философии Канта», «Проблема соотношения культа и культуры у о. Павла Флоренского» и др.
30 октября пленарное заседание и два круглых стола проводились в актовом зале Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии. По благословению Ректора СПбДАиС профессора, епископа Тихвинского Константина в начале пленарного заседания с приветственным словом к собравшимся обратился Проректор по воспитательной работе иеромонах Дамиан. В своей речи он отметил, что проходящий в Духовной Академии форум особенно важен после десятилетия разобщения науки, философии и богословия. На заседании председательствовал профессор-протоиерей Владимир Мустафин, он же выступил с первым докладом, на тему: «Соотношение науки и веры в Православной религии». В ходе рассказа он особенно подробно остановился на вопросе о сущности религиозного мировоззрения: «Что такое мировоззрение? Это система убеждений, которые в сумме своей отвечают на вопрос о смысле жизни, — отметил профессор. — Религиозное мировоззрение, это доказано практикой, является наиболее глубоким, потому что более других дает исчерпывающий ответ на этот важнейший в человеческой жизни вопрос».
В этот же день состоялся круглый стол, на котором обсуждалась тема: «Взаимодействие духовного и светского образования в современных российских высшей и средней школах». Участники диалога сошлись во мнении, что в светских учебных заведениях, необходим религиозный компонент, без которого не возможно воспитание целостной, всесторонне развитой и высокообразованной личности. Заключительной частью конгресса стало обсуждение проблем взаимоотношения науки и религии на конгрессах 1987−1999 годов, их итогов и перспектив дальнейших исследований. Вечером 30 октября завершил свою работу.
На протяжении многих десятилетий вопрос о взаимодействии религиозного и научного знания являлся одним из приоритетных направлений в деятельности Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии. Духовная компонента это неотъемлемая часть многих изучаемых в СПбДА научных дисциплин, как то: Библеистика, Христианская культурология, История русской словесности, Христианское искусство. К сожалению, сейчас, большинство ученных устраняют религиозную составляющую из вышеперечисленных отраслей научного знания, и как следствие получают лишь скудное подобие того смысла, который несут в себе эти предметы. Ибо, как постичь провозглашаемую в Новом Завете благую весть, если не верить во Христа Спасителя. Каким образом, основываясь только на особенностях древнего письма, расшифровать значение первой главы Евангелия от Иоанна, начинающегося глубочайшей по своему богословскому смыслу фразой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1,1)?
В современных научных кругах произошло смещение акцентов в диалоге науки и религии. Теперь, то и дело, путем математических алгоритмов пытаются познать Непознаваемого Творца, вместо того чтобы, при изучении окружающего мира, не забывать о том, Кто и как его создал. Большая заслуга Конгресса — определение истинного значения, целей и задач научно-религиозного диалога.