125-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I
Глубокую и емкую характеристику Первосвятительского служения Патриарха Алексия Первого дал его преемник по Патриаршему служению Святейший Патриарх Алексий II:
«Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I — опытнейший церковный иерарх, хранитель традиций Русского Православия, искренний патриот России, всегда болевший за ее судьбы, четверть века предстоял за Церковь Русскую, будучи ее Первоиерархом. В этот период были лучшие и худшие времена, но неизменной оставалась забота Патриарха о сохранении церковного организма, о подготовке новых епископов и священнослужителей, о развитии богословской науки, о поддержании взаимоотношений Церкви с внешним миром как в Отечестве, так и за его пределами. Труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I во многом позволили не утратить преемственную связь церковной жизни с ее дореволюционным периодом — связь, которая вследствие гонений уже тогда была значительно ослаблена».
(Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России: Слова, речи, послания, обращения, 1990−1998. М., 1999. С. 736).
Пресс-служба ЦНЦ «Православная Энциклопедия»
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В НОВОМ ХРАМЕ
ИТАР-ТАСС / Радонеж
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ СЧИТАЮТ НАРУШЕНИЕМ ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ КРЕСТНЫЙ ХОД, ПОСВЯЩЕННЫЙ ОСВОБОЖДЕНИЮ МОСКВЫ
По его словам, владыка Феодосий благословил Крестный ход празднования иконы Казанской Божьей Матери и Дня воинской славы России, который проходил 4 ноября.
Кто организовывал и проводил Крестный Ход 7 ноября, в нижегородской Епархии не знают, более того — считают это нарушением церковных канонов.
Нижегородское телеграфное агентство
НОВЫЕ ГОЛОСА ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА
Колокола общим весом 90 килограммов установлены на звоннице взамен трех старых малых, которым уже более ста лет. В годы минувшей войны они пострадали, но служили до последнего времени, пока не нашлись жертвователи, выделившие средства на отливку новых колоколов. Освятил их настоятель храма протоиерей Александр Пидвысоцкий в сослужении клириков собора.
Колокола изготовлены металлургами «Балтийского завода» по проекту специалистов петербургского Института машиностроения и железнодорожного транспорта. По форме они напоминают самый большой в мире, находящийся на территории Московского Кремля, двухсоттонный Царь-колокол, но каждый из них имеет свое особое звучание, составляющее с тремя старыми колоколами собора, отлитыми в 1895 году на заводе А.С.Лаврова в Гатчине, неповторимую симфонию.
Установка на звоннице новых колоколов — один из этапов реконструкции Нарвского Воскресенского собора, освященного 17 ноября 1896 года, а закладка храма была совершена 5 августа 1890 года лично императором Александром III. Установленные на звоннице собора более ста лет назад три самых больших колокола по-прежнему благовестят, созывая прихожан в святой храм. Это колокол Святителя Николая (25 пудов), Богородичный (53) и Спаситель (126).
Молодежь Эстонии
ЕПИСКОП ПОДОЛЬСКИЙ ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ):"РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЦЕРКОВЬ РОССИИ"
Во-первых, Русская Православная Церковь — это не только Церковь России и, конечно же, не «Церковь русских»: это многонациональная Церковь, чья каноническая юрисдикция простирается и на Украину, и на Белоруссию, и на Молдову, и на другие страны, некогда входившие в Советский Союз. Кроме того, у нашей Церкви множество общин на Западе, в том числе в странах Европейского Союза: десятки или даже сотни тысяч наших верующих живут в этих странах. После же расширения Евросоюза в 2004 году, когда в него войдут Эстония, Латвия и Литва, количество наших приходов там увеличится еще примерно на триста общин. Это одна из причин, по которой Русская Церковь заинтересована в контактах с европейскими межправительственными организациями. Но интересы Русской Церкви нельзя считать полностью идентичными интересам российского государства. И было бы совсем неверно ожидать от Российского государственного представительства, чтобы оно выступало от лица Церкви, так же как и Церковь не должна выступать от имени государства. Думаю, и российскому государству, и Русской Церкви есть что сказать Западу, и их голос должен звучать раздельно, хотя, разумеется, по многим вопросам позиции государственных и церковных деятелей будут совпадать.
Православная Церковь может внести весомый вклад в дело созидания новой Европы прежде всего на духовном, нравственном и мировоззренческом уровнях. В Европейском Союзе сейчас идут напряженные дискуссии о будущем Европы и мира, в основу европейского сообщества закладываются определенные нравственные, политические и духовные нормы. Эти нормы будут распространяться не только по всему Евросоюзу, но и за его пределами. По сути дела сейчас налицо попытка создания универсального нравственно-правового кодекса. И если в формировании этого процесса Православная Церковь не будет принимать участия, то, когда этот процесс завершится, окажется, что очень многое из того, что уже сформировалось и чего уже не изменишь, чуждо православному вероучению. Поэтому важно, чтобы уже на этапе формирования общеевропейских ценностей голос Православной Церкви звучал и был различим в хоре других голосов.
Одна из дискуссий посвящена будущей Европейской конституции: обсуждается вопрос о том, должна ли в ней упоминаться религия, в частности, христианство. Франция, будучи страной с многолетней традицией секуляризма, категорически против того, чтобы в конституции были какие бы то ни было упоминания о религии. Таковы современные правила «политической корректности», которые ориентированы на заведомо секулярную модель общественного устройства и оставляют религии очень мало пространства на общественном уровне. Секулярная модель, согласно которой любая Церковь и любая религия имеют право существовать только на уровне частной практики отдельных людей, но не должны влиять на общественную жизнь и общественные процессы, навязывается сейчас всему Европейскому Союзу, а потом будет навязываться и всему миру. Я думаю, что многие христианские общины с таким положением и таким подходом не согласны. Ведь у Церкви есть социальное измерение: Церковь создавалась не для того, чтобы существовать в катакомбах, создавалась совсем не только для частного благочестия. У Церкви есть миссионерский императив, и она является частью общества. Поэтому ее голос должен быть слышен в обществе. Плюралистическая модель общественных отношений, которая складывается сейчас на Западе, должна давать Церкви право быть самой собой и осуществлять активную проповедническую, пастырскую и миссионерскую работу без опасения нарушить рамки политкорректности, в которые ее пытаются втиснуть.
Так традиционно сложилось, что мы смотрим на Запад как на некую агрессивную по отношению к нам среду, постоянно говорим о противостоянии Запада Востоку. НАТО воспринимаем по отношению к нам как агрессивный блок. Насколько, на ваш взгляд, Запад агрессивен по отношению к Православному Востоку, в частности, по отношению к Украине и России?
Запад — понятие многоплановое. Там немало людей, сочувствующих Православной Церкви, интересующихся Православным Востоком. Но есть и те, кто считает, что «Запад кончается там, где начинается Православие» (это высказывание одного австрийского министра характеризует настроение многих). Сейчас Западная Европа объединяется, но побочным продуктом этого объединения может стать новый «железный занавес», который пройдет не там, где он был раньше, когда существовал «восточный блок», а по западной границе государств с православной идентичностью. Такие страны, как, например, Россия и Сербия, могут оказаться по ту сторону железного занавеса.
Кроме того, существует немало железных занавесов на культурном, психологическом уровне: на Западе многие люди относятся с предубеждением к Востоку, к странам «пост-советского пространства», к Православию, к Русской Церкви. Задача нашего церковного представительства при Евросоюзе будет заключаться в том, чтобы вносить вклад в дело преодоления существующих барьеров, разрушения старых стереотипов, создания климата доверия между Западом и Востоком, между православным Преданием и другими традициями, существующими в Европе.
У нас есть большая заинтересованность в контактах с Западом. И, думаю, нам пора отказаться от стереотипа, согласно которому весь Запад враждебен по отношению к нам. На Западе есть силы, враждебные и России, и Украине, и Православной Церкви, но нет никакой заведомой предрасположенности к вражде. Наоборот, существует немало предпосылок к расширению диалога, углублению сотрудничества. Расширение Евросоюза, по-видимому, откроет в этом плане новые возможности, и ими, несомненно, надо будет воспользоваться.
Сегодня много говорят о католической экспансии и прозелитизме на территории Русской Церкви. В Украине это особенно чувствуется. Что Вы думаете по этому поводу? Существует ли проблема католической экспансии на Восток, а также проблема унии? И каково Ваше отношение к этому как епископа Русской Православной Церкви и Ее представителя в Европе?
Думаю, что проблема католической экспансии и проблема прозелитизма, безусловно, существуют, но в ходе нашего обсуждения этой проблематики с официальными представителями Католической Церкви мы наткнулись на одно серьезное препятствие: у нас разное понимание прозелитизма и принципа «канонической территории». Католики говорят: «Мы не занимаемся обращением в христианство тех верующих, которые ходят в ваши храмы; мы работаем с теми людьми, которые являются или атеистами, или людьми нецерковными». Понимание прозелитизма у католиков очень узкое: для них прозелитизм — это обращение верующих одной Церкви в другую при помощи подкупа или иных нечестных средств. Понятие «канонической территории» они теперь вообще отрицают, говоря, что у Католической Церкви универсальная миссия свидетельствовать о Христе «всему миру».
С нашей точки зрения, прозелитизмом является всякая миссионерская деятельность той или иной христианской общины, осуществляемая в ущерб Поместной христианской Церкви данного региона. Мы, кроме того, не считаем, что основное население наших стран — атеисты или агностики. У нас много людей далеких от Церкви и от религии вообще, но большинство наших людей находится на пути к Богу. Надо им помочь обрести свои корни, а не искусственно переманивать их в иные христианские общины. Что же касается понятия «канонической территории», то следует признать, что оно требует дальнейшего изучения. Раньше католики его признавали. Баламандский документ 1993 года, в котором уния была совместно осуждена православными и католиками, говорил о «территориях, традиционно составляющих юрисдикцию Православной Церкви». Сейчас делается вид, что таких территорий не существует и что весь мир представляет собой миссионерское поле для Католической Церкви.
Отношения между нашими Церквами обострились после того, как в результате известных политических изменений на Западной Украине началось возрождение Греко-Католической Церкви, запрещенной в 1946 году по приказу Сталина. Это возрождение само по себе было фактом, свидетельствовавшим о появлении той религиозной свободы, которая необходима для нормального существования всех христианских конфессий. Однако оно, к сожалению, сопровождалось грубым насилием со стороны греко-католиков. С конца 80-х годов на Западной Украине начался массовый захват храмов, которые до 1946 года принадлежали греко-католикам, а после были переданы Православной Церкви. В результате действий греко-католиков были практически разгромлены три православных епархии: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская.
Кто-то может сказать, что возвращение храмов Греко-Католической Церкви было лишь восстановлением исторической справедливости, так как эти храмы были у нее в свое время отняты насильственно. Но мне кажется, что нельзя исправить одну историческую несправедливость путем другой исторической несправедливости. Невозможно автоматически восстановить статус-кво, имевший место до 1946 года. Нельзя забывать и о том, что за прошедшие с 1946 до начала 90-х годов почти полвека на Западной Украине родились и выросли два поколения людей, для которых именно Православная Церковь стала Церковью-матерью. И далеко не все они хотели возвращаться или обращаться в униатство. Поэтому раздел церковной собственности должен был происходить таким образом, чтобы учитывались интересы обеих сторон, т. е. путём переговоров, а не путём насильственного захвата православных храмов греко-католиками.
Сейчас уже достаточно очевидно, что речь идет не просто о расширении влияния Католической Церкви в традиционно православных странах, но о кардинальном изменении курса Католической Церкви по отношению к Православной Церкви. На Втором Ватиканском соборе был принят курс на сближение с Православием, на признание Православной Церкви Церковью-Сестрой. Этот курс, который последовательно проводился папами Иоанном XXIII и Павлом VI, в последние годы был изменен. Отношение к Православной Церкви стало совсем другим — таким, каким оно было до Второго Ватиканского Собора. И это наблюдается не только в отношениях между Римской и Русской Церковами, но и в отношениях между Православной и Католической Церковью в целом. Богословский диалог между Римско-Католической Церковью и Поместными Православными Церквами, который проходил на протяжении двух десятилетий, сейчас фактически прекращен. Это произошло во время заседания Смешанной комиссии по диалогу в Балтиморе летом 2000 года. Темой встречи были канонические и экклезиологические последствия унии. Православные участники комиссии хотели сделать совместное заявление о том, что не только уния как некий исторический фактор далекого прошлого не была и не является путём к восстановлению единства (подобные заявления уже были сделаны в начале 90-х годов во Фрайзинге и Баламанде), но и что само экклезиологическое положение греко-католиков является ненормальным. Иными словами, уния — не проблема прошлого, но проблема настоящего, кровоточащая рана на теле Церкви; и мы хотели это подчеркнуть.
На подготовительных встречах в Риме и в Ариччиа в 1997 и 1998 годах был принят предварительный текст, в котором говорилось о том, что уния — явление «ненормальное», поскольку униатизм, во-первых, самим фактом своего существования ставит под вопрос спасительность Церквей-Матерей (т.е. Поместных Православных Церквей), во-вторых, противоречит фундаментальному экклезиологическому принципу, согласно которому в определенном месте должна быть только одна Поместная Церковь и один епископ, и в-третьих, предполагает концепцию вселенской юрисдикции Римского епископа, неприемлемую для православного богословия.
Когда мы, официальные делегаты Поместных Православных Церквей, прибыли в Балтимор, мы надеялись, что будет подписан документ именно такого или примерно такого содержания. Однако к глубокому своему изумлению мы обнаружили, что римско-католическая сторона не только не готова двигаться вперед по пути диалога, но фактически отказывается от уже достигнутых предварительных договоренностей, зафиксированных в документах встреч в Риме и Арриччиа в 1997−98 годах. В частности, в Балтиморе нам было заявлено, что католическая сторона считает униатство с точки зрения канонической и экклезиологической абсолютно нормальным явлением, поскольку униаты находятся в общении с Римом. После целой недели бесполезных прений нам так и не удалось ни до чего договориться, и диалог был приостановлен без каких бы то ни было планов его продолжения в будущем.
Многие православные делегаты, которые присутствовали в Балтиморе, восприняли все происшедшее как огромный шаг назад — в эпоху до Второго Ватиканского Собора. Должен сказать с сожалением, что сама атмосфера, которая царила на православно-католических собеседованиях в Балтиморе, скорее напоминала о Ферраро-Флорентийском, чем о Втором Ватиканском Соборе. В один из дней ситуация накалилась до такой степени, что вся католическая делегация во главе с кардиналом Кассиди покинула зал, так как продолжать дискуссию было невозможно. Благодаря «челночной дипломатии» отдельных членов комиссии заседание все же удалось возобновить на следующий день, но никаких результатов стороны не достигли. Комиссия по сути признала свою неспособность решить проблемы и сочла необходимым обратиться к руководству участвующих в диалоге Церквей с вопросом о целесообразности дальнейшего продолжения диалога.
Католики утверждают, что Православная Церковь из-за своих внутренних проблем не может даже сформулировать единые претензии и вопросы к Католической Церкви. Так ли это?
Это не так. У нас действительно есть внутренние проблемы, но существует единая позиция Православных Церквей в отношении католического прозелитизма на традиционно православных территориях, а также по целому ряду других вопросов, связанных с взаимоотношениями между Православной и Католической Церквами. Русская Церковь сформулировала вполне конкретные претензии к Католической Церкви, названы вполне конкретные факты католического прозелитизма. И большинство Православных Церквей нас поддержало. Существует межправославная солидарность, несмотря на то, что внутриправославные проблемы еще ждут своего решения.
Существует мнение, что проблема раскола в Украине имеет еще и геополитическое измерение: предпринимаются преднамеренные попытки создать псевдоправославные структуры, которые были бы антирусскими, антивосточными, прозападными. Насколько такой взгляд на раскол Вы считаете уместным?
Мне трудно высказать компетентное суждение об украинском расколе, так как для этого надо жить на Украине и видеть ситуацию изнутри. Но у меня сложилось впечатление, что раскол никогда не получил бы такого влияния, если бы его в свое время не поддержало государство. Когда государственная политика направлена на расчленение Православной Церкви, на ослабление ее позиций, когда государство начинает поддерживать неканонические церковные структуры, это очень плохо. Но нельзя забывать также о том, что расколы происходят прежде всего по вине церковных людей. И роль, и вина этих людей в расколах очень велика. Нередко расколы возникают из-за личных амбиций отдельных иерархов. Именно так было с филаретовским расколом: человек, который не смог стать Патриархом Московским и всея Руси потому, что его не выбрал народ, духовенство и епископат, достиг своей цели иным путем — стал лжепатриархом «Киевским и всея Руси-Украины».
Никакой раскол никогда не может решить никакие проблемы, он лишь создает новые проблемы. Когда я ходил по Киеву, мне показывали храмы: вот этот наш, а этот филаретовский, а вон тот автокефалистов, а здесь служат греко-католики. Видеть это было очень грустно. В тот момент, когда Церковь должна была бы возрождаться и церковные силы консолидироваться, происходят разделения, и энергия людей тратится не на созидательный труд, а на междоусобные брани.
На примере Украины мы наблюдаем то, что происходило неоднократно в истории: если Церковь не гонима внешними силами, испытания и искушения приходят изнутри. В советское время Русская Церковь находилась под очень жестким государственным контролем, гонения были очень жестокими. Сейчас гонения прекратились, но диавол не успокоился: он избрал новую тактику и теперь стремится разрушить Церковь изнутри, находит людей, которые готовы взяться за эту грязную работу и их руками делает свое черное дело. Но будем помнить о том, что на мистическом уровне Церковь остается единой и что «врата ада не одолеют ее».
Сегодня в Украине, во исполнение ее обязательств перед Евросоюзом, идет процесс возвращения Церкви ее имущества. Но получается так, что имущество, отобранное некогда у Русской Православной Церкви, возвращается не только ее правопреемнице на территории Украины — Украинской Православной Церкви, но и новообразованным религиозным организациям, таким как «Киевский патриархат», «автокефальная церковь». Даже греко-католикам передаются храмы, которые никогда им не принадлежали. Должна ли быть выражена позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу и будете ли вы, как представитель РПЦ при Совете Европы, эти вопросы изучать и поднимать?
Я думаю, что Представительство Русской Церкви при европейских организациях в Брюсселе создавалось в том числе и для того, чтобы можно было при его посредстве поднимать и решать подобного рода вопросы. Но инициатива в данном случае должна исходить от самой Украинской Церкви.
Проблема реституции собственности часто связана с другой проблемой — правопреемства. По закону собственность должна возвращаться либо тем, кто ею владел, либо их правопреемникам. Но на преемство иногда претендуют сразу несколько организаций, и государство должно решать, кому из них отдать предпочтение. Для нас все достаточно очевидно: правопреемницей Киевского экзархата Русской Православной Церкви является Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) как единственная каноническая Православная Церковь на территории Украины. Но критерий каноничности, к сожалению, никак не учитывается светскими властями.
Проблема усугубляется еще и отсутствием у Церкви в Украине статуса юридического лица. Имеют ли европейские Церкви такой статус? И каковы вообще модели взаимоотношений между Церковью и государством в Европе?
Как правило, зарегистрированные церковные общины имеют юридический статус. Что же касается, взаимоотношений между Церковью и государством, то в каждой стране Европы своя модель и свои правила. В Великобритании, например, статус государственной религии имеет Церковь Англии, в Ирландии — Католическая Церковь, в Финляндии — Лютеранская и Православная Церкви. В некоторых странах государство платит жалованье священникам. В частности, в Греции православные священнослужители получают зарплату от государства, а в Бельгии — и католические и православные (но не протестанты).
Верите ли вы в то, что голос Русской Православной Церкви будет услышан в европейском сообществе?
Для того, чтобы голос Русской Церкви звучал в Европе, нужно, мне кажется, чтобы изменилось отношение к нашей Церкви. Хотелось бы, например, при помощи нашего Представительства в Брюсселе наладить хороший контакт с западной прессой, чтобы в европейских средствах массовой информации образ Русской Церкви стал постепенно меняться. На Западе существует множество различных мифов и стереотипов относительно Русской Церкви. Говорят, что вся эта Церковь состоит из бывших сотрудников КГБ, что она сплелась с государством и претендует на роль «государственной церкви» и т. п. О реальном бытии Церкви, возрождающейся после десятилетий гонений, о жизни ее епархий, монастырей и приходов знают очень мало, зато все скандалы и нестроения, происходящие на церковной почве, освещаются очень подробно. Удастся ли нам переломить эту ситуацию и создать вокруг нашей Церкви ту атмосферу доверия, которая необходима для того, чтобы ее голос был услышан? Пока ответить на этот вопрос трудно. Но мне кажется, что если мы будем давать европейским средствам массовой информации сбалансированную и правдивую информацию о реальной жизни Церкви, это пойдет на пользу и нам и европейскому сообществу. И рано или поздно наш голос зазвучит там в полную силу.
Беседу вел протоиерей Георгий Коваленко
Пресс-служба УПЦ МП
В СТОЛИЦЕ РОССИИ ОТКРЫЛСЯ I МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-КАТОЛИКОВ
После литургии участники Конгресса направились в колледж, в помещениях которого будут проходить все рабочие встречи форума. Заседание открыл доклад архиепископа Жичинского «Христианская вера и рациональное познание в перспективе энциклики «Fides et ratio». Конгресс продлится до 10 ноября и завершится торжественной мессой в московском кафедральном соборе.
Cathnews.Ru / Agnuz
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ТАТАРСТАНА СЧИТАЮТ, ЧТО В РЕСПУБЛИКЕ УСИЛИЛИСЬ РЕЛИГИОЗНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ
Пресс-служба ЦНЦ «Православная энциклопедия» / Радонеж
НЕОЯЗЫЧНИКИ ПРОВЕЛИ В МОСКВЕ ОБРЯД «СТАНОВЛЕНИЯ СТОЛПА»
Благовест-инфо / Радонеж
ДЕМОНСТРАНТЫ НЕСЛИ КРАСНЫЕ ФЛАГИ И ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ С РАСПЯТИЕМ
Представители общероссийской общественной организации «Идущие вместе» отмечают сегодня День согласия и примирения необычной акцией. С половины двенадцатого до 15-ти часов они проводят «Урок истории», посвященный 390-летию изгнания польских интервентов народным ополчением под руководством Минина и Пожарского. Акция проходит на Васильевском спуске с количеством участников до 15 тыс. человек. По окончании акции ее участники возложат цветы к памятнику Минину и Пожарскому у храма Василия Блаженного.
Около 4 тыс. представителей леворадикальных организаций приняли участие в митинге на Калужской площади столицы. В акции принимали участие представители партий «Трудовая Россия», «Красный октябрь», КПРФ, «Совет рабочих депутатов» и национал-большевистской партии. Участники акции несли плакаты и транспаранты с призывами к свержению «капиталистического строя», против США, Израиля, Великобритании. Митинг прошел спокойно, нарушений общественного порядка не зафиксировано. Примечательно, что некоторые митингущие в одной руке держали флаг с надписью «КПРФ», а в другой — православный крест с распятием Иисуса Христа, сообщает «Утро.Ру».
Портал-Credo.Ru
XII Международный конгресс «Взаимодействие науки, философии и религии на рубеже тысячелетий: прошлое, настоящее и будущее»
Для участия в конгрессе в Санкт-Петербург съехались ученые из Москвы, Казани, Брянска, Череповца, Таганрога, Перми, Северодвинска и других городов России. Были и гости из-за рубежа: Я. Феннема из Голландии, А. В. Нестерук из Великобритании, М. Вегенер из Дании, а так же представители научных кругов из других стран.
В ходе конгресса были проведены 3 пленарных заседания, 2 круглых стола и дискуссия. Открытие конгресса состоялось в РГПУ им. А. И. Герцена. В дни проведения форума было представлено несколько десятков докладов на такие важные темы, как: «Биотехнология, отношение науки и религии к новым направлениям в естествознании и моральная ответственность ученого в научно-техническом прогрессе», «Проблема веры и знания в философии Канта», «Проблема соотношения культа и культуры у о. Павла Флоренского» и др.
30 октября пленарное заседание и два круглых стола проводились в актовом зале Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии. По благословению Ректора СПбДАиС профессора, епископа Тихвинского Константина в начале пленарного заседания с приветственным словом к собравшимся обратился Проректор по воспитательной работе иеромонах Дамиан. В своей речи он отметил, что проходящий в Духовной Академии форум особенно важен после десятилетия разобщения науки, философии и богословия. На заседании председательствовал профессор-протоиерей Владимир Мустафин, он же выступил с первым докладом, на тему: «Соотношение науки и веры в Православной религии». В ходе рассказа он особенно подробно остановился на вопросе о сущности религиозного мировоззрения: «Что такое мировоззрение? Это система убеждений, которые в сумме своей отвечают на вопрос о смысле жизни, — отметил профессор. — Религиозное мировоззрение, это доказано практикой, является наиболее глубоким, потому что более других дает исчерпывающий ответ на этот важнейший в человеческой жизни вопрос».
В этот же день состоялся круглый стол, на котором обсуждалась тема: «Взаимодействие духовного и светского образования в современных российских высшей и средней школах». Участники диалога сошлись во мнении, что в светских учебных заведениях, необходим религиозный компонент, без которого не возможно воспитание целостной, всесторонне развитой и высокообразованной личности. Заключительной частью конгресса стало обсуждение проблем взаимоотношения науки и религии на конгрессах 1987−1999 годов, их итогов и перспектив дальнейших исследований. Вечером 30 октября завершил свою работу.
На протяжении многих десятилетий вопрос о взаимодействии религиозного и научного знания являлся одним из приоритетных направлений в деятельности Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии. Духовная компонента это неотъемлемая часть многих изучаемых в СПбДА научных дисциплин, как то: Библеистика, Христианская культурология, История русской словесности, Христианское искусство. К сожалению, сейчас, большинство ученных устраняют религиозную составляющую из вышеперечисленных отраслей научного знания, и как следствие получают лишь скудное подобие того смысла, который несут в себе эти предметы. Ибо, как постичь провозглашаемую в Новом Завете благую весть, если не верить во Христа Спасителя. Каким образом, основываясь только на особенностях древнего письма, расшифровать значение первой главы Евангелия от Иоанна, начинающегося глубочайшей по своему богословскому смыслу фразой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1,1)?
В современных научных кругах произошло смещение акцентов в диалоге науки и религии. Теперь, то и дело, путем математических алгоритмов пытаются познать Непознаваемого Творца, вместо того чтобы, при изучении окружающего мира, не забывать о том, Кто и как его создал. Большая заслуга Конгресса — определение истинного значения, целей и задач научно-религиозного диалога.
Пресс-служба СПбДАиС
ОТШЕЛЬНИКИ ИЗ ИРКУТСКОЙ ТАЙГИ ВЕРНУЛИСЬ К ЛЮДЯМ
Перед тем, как уйти в лес, Виктор и Анна Антипины сожгли свои паспорта. За годы жизни в тайге у них родились четверо детей, которые до сих пор не покидали леса и не видели людей. Правда, родители научили их читать и писать. Для детей была составлена своеобразная энциклопедия, в которой рассказывалось как готовить еду и лечиться. Для женщины и ее детей сейчас спешно подыскивают жилье. Глава семьи остался в тайге и отказывается общаться с людьми. Дети Антипиных говорят, что очень боятся окружающих и до сих пор о внешнем мире только читали.
Утро.Ru
ГРУЗИНСКИЙ ПАТРИАРХ СТАЛ ПОЧЕТНЫМ ДОКТОРОМ ТБИЛИССКОГО УНИВЕРСИТЕТА
По решению Ученого совета университета, звание почетного доктора было присвоено Католикосу «за возрождение и укрепление Грузинской Православной Церкви, за вклад, внесенный в исследование вопросов богословия, за выдающиеся заслуги в деле государственного строительства и за установление совершенно новых отношений между государством и Церковью».
Диплом почетного доктора Католикосу-Патриарху Илии II вручил ректор ТГУ академик Роин Метревели. На церемонии награждения присутствовали представители правительства Грузии.
Торжественная церемония вручения диплома почетного доктора ТГУ была приурочена к 70-летию со дня рождения Католикоса-Патриарха Илии II и к 25-летию его патриаршей интронизации.
Православие.Ru
КРЫМСКИМ ВЕРУЮЩИМ ВОЗВРАТИЛИ ЦЕРКВИ
Кроме того, на основании Закона Украины О свободе совести и религиозных организациях, крымским правительством принято решение о передаче в бесплатное пользование Свято-Успенской общине Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви (Московский патриархат) руин средневековой церкви, расположенных в г. Старый Крым. Ранее руины церкви находились на балансе Министерства архитектуры и строительной политики АРК.
ИА «Обозреватель»
КАРДИНАЛ ВАЛЬТЕР КАСПЕР: «В СВОБОДНОМ ГОСУДАРСТВЕ ДОЛЖНА БЫТЬ СВОБОДНАЯ ЦЕРКОВЬ»
Ваше Высокопреосвященство, Вы третий раз в Киеве. Какова цель Вашего нынешнего визита?
В Киеве была запланирована презентация моей книги «Иисус Христос», которую на украинском языке выпустило издательство «Дух и литера». Также у меня состоялась встреча с Президентом Украины Леонидом Кучмой, во время которой были обсуждены вопросы сотрудничества Церкви и государства в различных сферах: образовательной, культурной, гуманитарной. Я хотел встретиться и с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, однако его не было в Киеве, и я встречался с управляющим делами Украинской Православной Церкви епископом Митрофаном и ректором Киевской духовной академии отцом Николаем Забугой. Кроме того, я служил мессу в костеле св. Александра, посещал семинарию в Ворзеле, а также провел еще несколько встреч.
Принимая участие в международной конференции, организованной Украинской ассоциацией религиоведов, Вы сказали, что государство не может быть компетентным в вопросах религии. Означает ли это, что государство не должно вмешиваться во внутренние дела Церкви, а также в межцерковные отношения без согласия на это самих Церквей?
Отправной момент в отношениях государства и Церкви — это евангельские слова Спасителя о необходимости воздавать кесарю кесарево, а Богу — Божие. При этом государство не должно препятствовать Церкви в деле благовестия. Ценности, которые проповедует христианство, важны и для государства, так как государство на этих ценностях пытается строить отношения между гражданами. Поэтому задача государства — не препятствовать, а способствовать Церкви, создавая благоприятные условия для развития церковного благовестия, не вмешиваясь в церковные дела и не нарушая церковной жизни. В свободном государстве должна быть свободная Церковь.
Вы сказали, что во время встречи с Президентом Украины говорилось о сотрудничестве в образовательной сфере. Конкретизируйте, пожалуйста.
Мы говорили о необходимости преподавания в школе «Христианской этики». Предмета внеконфессионального, говорящего не о конфессиональных различиях, а о евангельских принципах, общих для всех христианских конфессий. Это необходимо делать для того, чтобы внести христианский дух в школьное образование, чтобы было ликвидировано атеистическое наследие прошлого. Необходимо рассматривать христианскую этику как элемент культуры, в которой эта страна развивалась.
Велась ли речь о каких-либо конкретных проектах?
Нет, это не в моей компетенции. Мы говорили о необходимости сотрудничества в целом.
II Ватиканский собор назвал Православные Церкви «Церквами-сестрами». Однако сегодня отношения между Православной и Католической Церквами значительно ухудшились. Например, Русская Православная Церковь обвинила Римско-Католическую Церковь в прозелитизме. Недавно РПЦ поддержал и Вселенский Патриарх. В чем, на Ваш взгляд, причины сложившейся ситуации?
Да, действительно, есть сложности в отношениях между Католической и Православной Церковью. Однако, мы имеем постоянно улучшающиеся отношения с Константинопольским Патриархатом, с Румынской Церковью, Патриарх которой посетил Папу на прошлой неделе в Риме, и между ними состоялся прекрасный двусторонний разговор. У нас прекрасные отношения между православными и католиками в Сирии (Антиохийский Патриархат). После обмена визитами заметно улучшились отношения с Элладской Церковью. Улучшаем отношения с Сербской и Болгарской Церквами. И только с Русской Церковью отношения остаются замороженными.
Но мы имеем глубочайшее уважение к Русской Церкви, к ее духовности, глубокому богословию, древней традиции. И ставим перед собой задачу сделать все для улучшения отношений, помогая Русской Церкви в ее нуждах. Но мы не можем разделить обвинения Русской Церкви в прозелитизме. Безусловно, мы признаем возможность допущенных ошибок некоторыми католическими священниками в России или недостаточное уважение по отношению к Русской Церкви. Но не в нашей политике и стратегии заниматься прозелитизмом в отношении к Церкви. Мы за религиозную свободу, поэтому если, например, русский человек в России, выросший в 70-летнем духовном вакууме вне всякой конфессии в результате открытия для себя веры в Бога захочет стать членом Католической Церкви, мы не можем этому препятствовать. Но таких случаев небольшое количество, поэтому не идет речь, как нас обвиняют, в «окатоличивании» России. Так же, как Русская Церковь, которая имеет свои епархии по всему миру, принимает в свое лоно христиан западных стран, католиков или протестантов, которые сами хотят стать членами Русской Церкви. И мы не препятствуем этому, если наши католики начинают ходить в храмы Русской Церкви, потому что признаем фундаментальный принцип религиозной свободы.
Мы предложили Московскому Патриархату диалог с целью решения возникающих проблем. Хочу спросить вас: как можно решать проблемы при отсутствии диалога? Наше предложение было: сесть за стол переговоров с целью выработки правил взаимных отношений, особенно на тех территориях, где совместно проживают верующие двух Церквей. То есть мы в любую минуту готовы к диалогу, но, к нашему глубокому сожалению, Московский Патриархат пока отказывается иметь диалог. Как же тогда решить проблемы?
Поэтому сегодня проблема N1 — это возобновление открытого диалога между нашими Церквами для установления братских отношений. Сегодня мы все стоим перед вызовом секуляризации, потребительства и прочих бед современного мира. Все это должно стимулировать нас к совместным действия на пути к христианизации общества (как в России, так и в Западной Европе), а не видеть врагов друг в друге. Повторяю, не мы враги друг другу, а дехристианизация и секуляризация — наш общий враг, который требует совместного свидетельства наших Церквей. А вечная полемика и вражда — общий стыд и грех, ослабляющий работу Церквей на ниве благовестия.
На конференции Вы также заявили, что Римско-Католическая Церковь не вмешивается во внутренние дела Православной Церкви и поэтому может иметь отношения только с каноническими Церквами. Прокомментируйте это заявление по отношению к Украине.
Безусловно, церковный раскол — это огромная трагедия украинского православия. Это, к сожалению, сильно ослабляет православное свидетельство. Но, переживая за наших братьев православных, мы признаем это внутренним делом Украинской Православной Церкви, не вмешиваясь никоим образом в эту проблему. Католическая Церковь признает каноническое право Православной Церкви, поэтому мы поддерживаем официальные отношения только с каноническими Церквами, т. е. с теми Церквами, которые признаются всей Православной Полнотой.
Например, приезжая в Украину, я предварительно письменно просил о встрече только митрополита Владимира, Предстоятеля УПЦ, а не писал представителям непризнанных объединений. К моему глубокому сожалению, эта встреча не состоялась, но в любом случае, мы поддерживаем и хотим усилить позиции только канонического Православия.
Каково тогда Ваше отношение к совместным молитвам, которые проводят, например, греко-католики с представителями «Киевского патриархата»?
По поводу некоторых совместных акций Украинской Греко-Католической Церкви и Киевского патриархата хотелось бы сказать, что необходимо различать официальные отношения между Церквами и местные отношения католических общин с другими религиозными организациями (как христианскими, так и нехристианскими) на региональном или приходском уровне. Такие встречи диктуются различными конкретными местными условиями, но это — не официальные отношения. Для нас, католиков, возможна совместная молитва, например «Отче наш», с любыми христианами, в том числе и протестантами, но это абсолютно не означает признания их церкви как таковой. Но не евхаристическое единство.
В этой связи я бы хотел отметить, что Православие является для нас наиболее близким. У нас есть взаимное признание Таинств и священства. Мы почитаем Деву Марию как Богородицу, почитаем святых. У нас общее богословие первого тысячелетия христианства. Того, что нас объединяет, значительно больше, а по спорным вопросам нужно вести диалог.
Во время проведения богословского диалога между Православной и Римско- Католической Церквами в Баламанде было выражено определенное отношение к проблеме унии. Изменилась ли позиция Римской Церкви сегодня?
Нет, Католическая Церковь абсолютно согласна с позициями Баламандского соглашения о том, что униатизм абсолютно не приемлем ни сегодня, ни в будущем, как метод для достижения церковного единства с Православной Церковью. Однако, как сказано в том же документе, нельзя не признавать сам факт существования Церквей, возникших в результате Уний. Эти Церкви имеют право на существование, насчитывают уже несколько столетий своей истории и имеют своих верных. Русская Православная Церковь также через своих представителей согласилась с этим.
Однако, с точки зрения православных, продолжение диалога невозможно именно из-за проблемы с унией, прежде всего в Украине. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
По моему мнению, существование Греко-Католической Церкви не должно влиять на православно-католический диалог. Давайте вспомним, что так называемая уния принималась самими православными. Это был выбор православных епископов в 1596 оставаться в восточном обряде и в каноническом единстве с Римским престолом. Что касается нынешней ситуации, то мы не могли препятствовать и отрицать сам факт существования и выхода из подполья УГКЦ, это был их свободный выбор продолжать находиться в единстве с Римским престолом. Необходимо соблюдать религиозную свободу и уважать кофессиональный выбор каждого человека, однако это совсем не означает какого-либо «униатизма» по отношению к Православной Церкви. Речь идет только о праве на существование верующих католиков, Церковь которых уже существует несколько столетий и имеет свою историческую традицию.
Известно ли Вам о фактах нарушения прав верующих УПЦ в областях, где доминирует Греко-Католическая Церковь? Может ли Ватикан повлиять на ситуацию?
По моим сведениям и после консультаций с кардиналом Гузаром, верховным архиепископом Львова, мне было сказано, что Католическая Церковь в Украине соблюдает права других Церквей. Мы даже подарили здание в Ивано-Франковске епархии Украинской Православной Церкви. Еще во время моего первого визита во Львов я встречался с мэром и другими представителями городских властей, и просил их от имени Святого престола ускорить решение вопроса о выделении земли под строительство собора и епархиального управления для Украинской Православной Церкви.
Мы хотим сотрудничества с православными, но не от нас зависят земельные и имущественные вопросы.
Необходимо, как я уже говорил, выработать совместные позиции по ряду вопросов, регулирующих наши взаимоотношения. То есть, еще раз подчеркиваю, нам необходим диалог, которого мы на сегодня не имеем. Некоторое время назад мы предложили создать смешанную комиссию, которая могла бы решать все спорные вопросы и рассматривать жалобы притесняемых. Однако дело не было доведено до конца. Мы не можем решать спорные вопросы без диалога и совместных рабочих встреч.
Чем обусловлено создание новых греко-католических и католических кафедр в Украине, когда согласно данным самого Ватикана, например, на территории новообразованной Одесско-Симферопольской епархии РКЦ проживают около 3 тыс. католиков (0,04% от всех жителей региона с населением более 7 млн. человек)?
Основное правило современных демократических государств, таких как Украина или Россия, — это то, что каждая религиозная община имеет право на свое существование в соответствии с собственными законами и своей организационной структурой. Это фундаментальное демократическое правило служит неотъемлемой частью религиозной свободы граждан. В деле создания епархий и назначений епископов Церковь и в древние времена, и сейчас руководствовалась не количеством, а пастырской и организационной необходимостью для своих верных.
Действительно, в Одессе и Крыму немного католиков (хотя они и проживают в этих многонациональных областях с давних времен), поэтому основным мотивом создания епархии был далеко не количественный фактор, а, скорее, фактор географической удаленности этих общин от своей иерархии и их разобщенность. Так что поставление епископа для этих территорий — это отнюдь не фактор «прозелитизма», а сугубо внутренний административно-организационный вопрос.
Какие вызовы современности могли бы способствовать восстановлению сотрудничества между Православной и Католической Церквами?
Вспомним, о чем молился наш Господь — «Да будут все едино». Эта важнейшая заповедь должна быть основным стимулом на пути братского диалога. А что касается вызовов современности, то такие процессы, как нарастание секуляризма в странах и Западной, и Восточной Европы, вызов неосектантства и безбожия, еще более остро ставят перед нашими Церквами задачу совместного свидетельства нецерковному миру. Эта проповедь будет звучать тем сильнее, чем ближе мы, христиане, — православные и католики — будем друг другу.
Другие язвы современного мира — такие, как терроризм и военные конфликты, — все это также требует от нас совместной работы для обращения этого мира ко Христу и уврачевания тяжелых ран в отношениях между народами. Необходимо совместно трудиться и молиться, дабы Господь даровал нам свою милость для примирения и подлинного соответствия своему христианскому призванию. Мы обсуждали эти темы с епископом Митрофаном и отцом-ректором Николаем Забугой и пришли к единому мнению о необходимости дальнейшего продвижения по пути диалога для дальнейшего развития и углубления наших взаимоотношений. Мы же, со своей стороны, всегда готовы следовать и углублять богословский диалог для дальнейшего следования на пути к заповеданному Господом единству.
Беседовал прот. Георгий Коваленко
Перевод Дмитрия Воловникова
Пресс-служба УПЦ МП
ЕПИСКОПЫ ОБСУДЯТ ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗЫВА СОБОРА ИЕРАРХОВ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ
Собор может пройти только с одобрения Святого Престола. Во время этой встречи предполагается утвердить церковные законы, действие которых будет распространяться только в пределах США или какого-либо конкретного штата. Если Собор состоится, то его участники обсудят такие вопросы, как святость, приверженность к целибату и нормы сексуальной морали в Соединенных Штатах.
Последняя подобная встреча проходила в США в 1884 году в Балтиморе. Ее результатом стало созданием Балтиморского Катехизиса, который изучало и продолжает изучать не одно поколение американских католиков.
USCCB / Agnuz
АНГЛИКАНАМ ЗАПРЕТИЛИ ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
По информации газеты «Санди Таймс», на которую ссылается, доля священников-гомосексуалистов в епархии Чартрза выше, чем в Церкви Англии в целом, и составляет от 30 до 40% духовенства. Многие клирики проживают совместно со своими партнерами, выдавая их за «жильцов».
О своем намерении проводить жесткую политику по отношению к практикующим гомосексуалистам из числа духовенства епископ объявил на двух недавних встречах с консервативно настроенными англиканскими священниками. Чартрз пообещал участникам встреч «ужесточить церковную дисциплину» и сообщил, что уже отстранил одного священника-гомосексуалиста от служения на приходе.
«Согласно учению Церкви, для священника есть только две возможности, — заявил Чартрз в интервью „Санди Таймс“. — Это либо гетеросексуальный брак, либо безбрачие. Я хочу привести церковную жизнь в соответствие с каноническим правом, однако никакой „охоты на ведьм“ не будет».
Вести On-line
В ИНДОНЕЗИИ РАСПУЩЕН «ФРОНТ ЗАЩИТНИКОВ ИСЛАМА»
В течение 3-х лет возглавляемые Шихабом «защитники ислама» терроризировали владельцев и посетителей кафе, ресторанов, ночных клубов и других центров отдыха и развлечений Джакарты, занимаясь, по существу, рэкетом под прикрытием лозунгов о «защите духовных ценностей ислама и мусульманского образа жизни».
Наблюдатели связывают закрытие «Фронта» с решительными мерами по пресечению деятельности религиозных экстремистов, которые правительство Индонезии принимает после теракта 12 октября на острове Бали, унесшего жизни почти 200 человек.
Несколько ранее о своем самороспуске объявила другая воинствующая исламская группировка «Лашкар Джихад», властями задержан радикально настроенный руководитель «Совета муджахедов Индонезии» Абу Бакар Баашир.
Утро.Ru
ИЗВЕСТНЫЙ ИРАНСКИЙ УЧЕНЫЙ ПРИГОВОРЕН К СМЕРТНОЙ КАЗНИ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ИСЛАМА
Как отмечает АР, в Иране суд часто выносит одновременно несколько приговоров в целях устрашения. Как правило, при вынесении смертного приговора, остальные наказания не исполняются. Х. Агхаджари является преподавателем истории в тегеранском университете Табиат-э-Модаррес.
Вскоре после его ареста студенты университета провели 3-дневную акцию протеста против ареста преподавателя и условий его содержания в тюрьме. Адвокат подсудимого Салекх Никбахт уверен, что в речи Х. Агхаджари не было ничего оскорбительного для исламского пророка. Он настроен оптимистично и намерен подать апелляцию.
РБК
В ПУЛЛАХЕ ПРОХОДИТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ О ПРОБЛЕМАХ ИСЛАМСКОГО ТЕРРОРИЗМА
Выступая с речью на открытии симпозиума, глава немецкой разведслужбы БНГ Аугуст Ханнинг подчеркнул, что недопустимо ставить знак равенства между исламом и терроризмом. Подавляющее большинство мусульман, заявил Ханнинг, исповедует неполитизированный, умеренный ислам. Одновременно глава немецкой разведки напомнил о том, что весьма небольшое число склонных к насилию приверженцев ислама представляют собой опасность, которую нельзя недооценивать. Аугуст Ханнинг выразил озабоченность тем фактом, что в отдельных случаях эти террористы злоупотребляют в своих целях мусульманскими организациями и структурами. Это может легко бросить тень на целые мусульманские общины.
Бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт подчеркнул, что борьба с терроризмом не должна перерасти в «войну культур». Он также указал на необходимость интеграции мусульман в европейских странах. В противном случае, указал он, может возникнуть своего рода «евроислам», который будет создавать угрозу для Запада.
Немецкая волна
В ИНДИИ В ХОДЕ БОЕВ ИНДУСОВ С МУСУЛЬМАНАМИ РАНЕНЫ ШЕСТЬ ЧЕЛОВЕК
По словам представителя полиции, участвовавшие в беспорядках люди закидывали друг друга камнями и поджигали дома и магазины.
Газета.Ru
СТОЛКНОВЕНИЕ ИНДУСОВ И МУСУЛЬМАН В ИНДИИ
По сообщению полиции, в ходе столкновений на национальной почве между представителями мусульманской и индусской общин в административной столице штата Ахмедабаде были сожжены три магазина. Нападению толпы подверглась и полиция, которой для наведения порядка пришлось применить слезоточивый газ. О жертвах не сообщается.
Волна насилия в Гуджарате возникла в конце февраля текущего года, когда у города Годхра был сожжен пассажирский поезд и погибли более 50-ти человек. За это время в ходе спорадически возникающих конфликтов в различных районах штата погибли свыше 1 тыс человек.
В создавшейся ситуации и под давлением оппозиции центральные власти приняли решение о досрочном проведении выборов в местную ассамблею, которые назначены на 12 декабря. Для обеспечения безопасности в штат введены дополнительные силы вооруженной полиции.
РИА «Новости»</i>
ДАЛАЙ-ЛАМА ЗАЯВИЛ О ТОМ, ЧТО НАМЕРЕН ДОБИВАТЬСЯ НЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ТИБЕТА, А ЛИШЬ ЕГО АВТОНОМИИ
Как передает АР, далай-лама также высказал уверенность в том, что политика Пекина по отношению к Тибету вскоре изменится. Напомним, что китайские войска оккупировали Тибет в 1951 г., объявив, что он является исторической территорией Китая. С тех пор нынешний далай-лама проживает в изгнании.
infoNews
НЕОЯЗЫЧНИКИ СОЗДАЮТ СОБСТВЕННОЕ СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Благовест-инфо / Радонеж
НА МАРШЕ НЕВЕРУЮЩИХ АМЕРИКАНЦЕВ В ВАШИНГТОНЕ СОБРАЛИСЬ ТЫСЯЧИ
Приблизительно 2 000 демонстрантов со всей страны, провозглашающие себя атеистами, агностиками, свободомыслящими и светскими гуманистами несли плакаты с такими надписями, как «Одна страна под Конституцией», «Религия убивает» и «Бог — это сказка». Менее десятка демонстрантов стояли поблизости, насмехаясь и читая Писание через мегафон.
Атеисты промаршировали до Капитолия, где более 20 спикеров с платформы говорили к аудитории в течение почти 4 часов. «Безбожных американцев много и они везде. Неверующие составляют 14% от населения», — сказала Эллен Джонсон, президент Американских Атеистов, группы, организовавшей марш.
Находившийся среди демонстрантов Джерри Финнелл из Денвера, рассказал, что он вырос в католической семье. В его руках был плакат с надписью «Приготовьтесь встретиться с тем самым Богом». «Интересно, — сказал он, — иногда я чувствую жалость к этим людям, их открытое богохульство заставляет съеживаться».
New Life Press
БУШ ЖДЕТ ЗАХОДА СОЛНЦА, ЧТОБЫ ОТУЖИНАТЬ С МУСУЛЬМАНАМИ
Американская пресса отмечает, что встреча Буша с мусульманами за одним столом помимо всего прочего состоится всего за день до важнейшего голосования в СБ ООН по вопросу о новой резолюции по Ираку.
ИА «Подробности»
СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПРИЗВАЛ ПРЕДАТЬ ЗЕМЛЕ ТЕЛО ЛЕНИНА И ЗАМЕНИТЬ КРЕМЛЕВСКИЕ ЗВЕЗДЫ НА ДВУГЛАВЫХ ОРЛОВ
Авторы заявления отмечают, что мавзолей основателя Советского государства «извращает исторический облик центра Москвы».
Памятник освободителям Москвы Минину и Пожарскому из-за мавзолея был перенесен. Таким образом, пишут авторы заявления, «логично и реально восстановить исторический облик Кремля и Красной площади, вернув туда символы российской государственности и убрав мумию воинствующего богоборца Ульянова».
Между тем Русская православная церковь выступает против поспешности в захоронении тела Ленина, о чем не раз говорил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. «Этот вопрос надо решать очень осмотрительно, чтобы не разделить еще сильнее наше и без того разделенное общество», — отмечал глава Церкви.
При этом он указывал на «несовместимость погоста и праздника», имея в виду, что нельзя проводить увеселительные мероприятия там, где захоронены люди. «Я против того, чтобы на Красной площади звучали рок-н-роллы. Надо уважать память тех, кто жил до нас, мы же привыкли плясать на костях», — подчеркивал предстоятель Русской Православной Церкви.
В качестве альтернативы он предлагал выполнить постановление правительства, принятое еще в 1954 году, о создании мемориала, куда перенесли бы с Красной площади захоронения политических и общественных деятелей.
НТА «Поволжье»
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В АКЦИИ «ПАТРИОТИЗМ, СВОБОДА, СОГЛАСИЕ»
Венки к обелиску Минину и Пожарскому в Нижегородском кремле возложили мэр города Вадим Булавинов, а также представители партии «Единая Россия». А группа православных верующих устроила шествие от Спасо-Преображенской церкви до Храма Иоанна Предтечи.
РТР-Вести
ИТАЛИЯ: 29 СТРАН МИРА ПРОТИВ ВСЕХ ФОРМ КЛОНИРОВАНИЯ ИЩУТ ПОДДЕРЖКУ ООН
Меморандум, принятый 18 октября этими странами, требует, чтобы международная конвенция, направленная против репродуктивного клонирования, была расширена и включала в себя запрет на все формы этой медицинской операции, включая так называемое терапевтическое клонирование, при котором человеческие эмбрионы используются в исследовательских целях.
Агнус/Infonews