Святейший Патриарх Кирилл: «Пример подвига святителя Тихона актуален и в наше непростое время, когда нам приходится вести борьбу за единство нашей Церкви, за единство Отечества и народа нашего»
Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил заседание организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины Святителя Тихона, Патриарха Московского
11 апреля 2024 года в Патриаршем зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, сообщает Патриархия.Ru.
В президиуме также находились заместитель председателя правительства Д. Чернышенко и Патриарший наместник Московской митрополии, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Павел.
Организационный комитет празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского, был учрежден решением Священного Синода от 24 марта 2022 года (журнал № 21). На заседании Священного Синода 13 октября 2022 года (журнал № 106) был утвержден общий план мероприятий. В связи с приближением юбилейного года на заседании Священного Синода, состоявшемся 12 марта с.г., был утвержден обновленный состав Организационного комитета (журнал № 24).
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл согласился быть почетным председателем Организационного комитета, Д. Чернышенко и митрополит Крутицкий и Коломенский Павел стали сопредседателями Оргкомитета.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам заседания со вступительным словом:
«Если говорить о Патриархе Тихоне, то всем ясно, что это личность исторического масштаба, это случай, когда управление Церковью было связано с исповедничеством и, по всей видимости, с мученичеством. Поэтому всё, что Святейший делал в те тяжелейшие годы, то, как он вел диалог с представителями власти, поставившими своей задачей ликвидацию Русской Церкви, — всё это, конечно, заслуживает глубокого изучения.
Святитель претерпел колоссальное психологическое давление, ограничение свободы, а, может быть, даже насильственный уход из жизни, — но, несмотря ни на что, он сохранял любовь к Церкви, к Отечеству и горячо выступал за единство страны и народа. Грозным пророчеством прозвучали в марте 1918 года его слова по поводу предательства, связанного с заключением Брестского мира. Когда мое поколение училось в школах, Брестский мир представлялся в книгах по истории как мудрое, прагматическое деяние советской власти, но ведь никто из граждан России, любящих свое Отечество, этот шаг так не воспринимал. А как воспринял Святейший Тихон? Процитирую: «Заключенный мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству — неисчислимые потери. В этом мире посеяны семена злобы и человеконенавистничества, в нем зародыши новых войн и зол для всего человечества..» Все так и произошло: ничего этот Брестский мир не решил, и компромиссы не привели к стабильности советского государства. И сегодня, спустя десятилетия, мы можем вполне ясно видеть, насколько прав был Патриарх Тихон и к каким трагическим последствиям для Церкви, для русского народа привело заключение Брестского мира.
За мужество, за готовность говорить правду, защищать Церковь и паству святитель претерпел жестокие преследования, травлю и поношения. Но он с удивительной кротостью переносил все страдания. Он не делал громких заявлений, он не призывал к организации протестов в свою поддержку — он призывал народ хранить веру православную и жить по Евангелию. И духовный авторитет Патриарха Тихона был огромным, и с этим были вынуждены считаться даже враги Православия, те, кто заключил Святейшего в темницу.
Пример подвига святителя Тихона актуален и в наше непростое время, когда нам приходится вести борьбу за единство нашей Церкви, за единство Отечества и народа нашего, отстаивать духовную и культурную самобытность России, противостоять попыткам недружественных стран навязать нам чуждые идеалы и ценности. Убежден, что проведение памятных мероприятий в честь святителя позволит нашим соотечественникам ближе познакомиться с его жизнью и через это знакомство вдохновиться его мужеством и твердостью веры. Молитвами святителя земли Русской Тихона да укрепит всех нас Господь в этом добром деле".
Собравшихся приветствовал заместитель председателя правительства Д. Чернышенко.
В своем докладе митрополит Крутицкий и Коломенский Павел сообщил о результатах работы Организационного комитета в 2022—2024 гг.
Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Наро-Фоминский Никандр рассказал о ходе работ по сохранению и реставрации памятных мест и объектов, связанных с жизнью святителя Тихона.
Заместитель министра культуры РФ А. Малышев выступил с сообщением о проведении памятных мероприятий в подведомственных учреждениях Министерства культуры РФ.
В завершение состоялось обсуждение постановлений заседания, которые были утверждены после внесения ряда поправок.
В заключительном слове Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал:
«Хотел бы сердечно поблагодарить всех участников и отметить важность подготовки к этому историческому событию, которое мы сегодня достаточно подробно обсудили. Дай Бог, чтобы такие празднования актуализировали в сознании людей события нашей истории, в том числе связанные со святителем Тихоном. И, что самое главное, опираясь на опыт таких людей, как святитель Тихон, вспоминая их жизненный путь, их мужество, их веру, мы должны примерять к себе события из жизни Святейшего Патриарха и спрашивать себя: а как бы я поступил на его месте? что бы я сделал? как бы я ответил? Все это очень важно, потому что Церковь на земле, Церковь воинствующая, призвана к борьбе со злом. И вся наша работа и направлена на то, чтобы наши современники, особенно молодежь, знали об этих славных страницах истории Русской Православной Церкви и, вдохновляясь подвигами святителя Тихона, укреплялись в вере».
В зале, где состоялось заседание, были представлены образцы мемориальных досок для установки на храмах, связанных с памятью святителя Тихона, а также образцы памятных икон, которые предполагается создать к юбилейной дате. Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с образцами и обсудил представленные проекты с и.о. генерального директора Художественно-производственного предприятия «Софрино» А. Потемкиным и рядом членов Организационного комитета.
Русская линия
Митрополит Оренбургский Пётр: Не отчаивайтесь! Постигшая нас беда обернётся нам на пользу
Глава Оренбургской митрополии прибыл в Орск, чтобы словом и делом поддержать паству, пострадавшую от страшного наводнения
9 апреля 2024 года Социальным отделом Оренбургской епархии был сформирован и отправлен в Орск гуманитарный груз (средства личной гигиены, продукты питания и многое другое), который сопровождал в зону наводнения лично митрополит Оренбургский и Саракташский Петр. Груз был доставлен в храм святого великомученика Пантелеимона Орска и будет передан в центры временного размещения людей, сообщает сайт Оренбургской митрополии.
10 апреля митрополит Пётр совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Троицком храме Иверского женского монастыря. Владыке сослужили секретарь Орской епархии протоиерей Сергий Баранов, секретарь Оренбургской епархии иерей Вадим Татусь и собор духовенства Орской епархии.
По отпусте Литургии владыка Петр обратился к священнослужителям, сестрам обители и прихожанам с проповедью, в которой выразил уверенность, что попускаемые Господом испытания в конце концов помогут нам стать лучше, переосмыслить свою жизнь, сродниться, сблизиться и умножить любовь друг ко другу.
После богослужения владыка отправился в старый город, где вода нанесла особенный ущерб жителям. На моторной лодке митрополит Пётр вместе с протоиереем Сергием Барановым и иреем Вадимом Татусем отправились к Преображенскому храму, расположенному на горе. Этот храм оказался окружён со всех сторон водой, но при этом стал прибежищем для десятков людей, которые бежали из своих домов от воды. Они расположились в здании воскресной школы при храме, поддерживают друг друга, вместе готовят пищу во дворе храма на костре, не унывают.
На территории вокруг храма втиснулось несколько десятков автомобилей, спасённых от разрушения в воде.
В самом Преображенском храме осталось несколько священников, продолжающих совершать уставные богослужения. Словно горящая свеча среди темноты этот спасительный островок свидетельствует людям, что с Богом всё будет хорошо!
В то время, как митрополит Петр осматривал Преображенский храм, его спутники побывали в Покровской церкви, затопленной водой на полтора метра. Священнослужители с помощью бригады МЧС смогли вызволить из водного плена несколько ценных икон и старинных книг.
В этот же день, по возвращении в Оренбург, митрополит Петр рассказал о своем визите в Орск в эфире телеканала «Спас».
11 апреля 2024 г., на следующий день после рабочей командировки в Орск, митрополит Пётр посетил храмы города Оренбурга, находящиеся в зоне потопления.
На 10 часов утра вода в р. Урал достигла отметки 1060 мм.
Первым храмом, который посетил митрополит, стала церковь иконы Божией Матери «Знамение» на улице Геннадия Донковцева. Вода приблизилась к зданию, осталось около десяти метров.
Затем митрополит Петр отправился в п. Весенний, чтобы осмотреть строящуюся обитель милосердия, более известную под названием «Форпост». На территории располагаются храм в честь св. благоверного кн. Александра Невского и храм в честь преп. Илии Муромца, а также другие постройки.
В обители затопило храм св. Илии Муромца. Вода находится примерно на уровне метра и прибывает. Всю церковную утварь заблаговременно вынесли.
Также митрополит Петр побывал в пригородном с. Ивановка. Здесь расположен храм Воскресения Христова. На данный момент вода к храму не подошла, клирик храма протоиерей Сергий Антипов дежурит, на случай, если начнется подтопление.
Русская линия
Св. Синод Эстонской Православной Церкви заявил, что не может и не будет разрывать связей с Московским Патриархатом
Члены Синода заявили, что не поддерживают положения Наказа ВРНС по ситуации на Украине, однако это не имеет никакого реального отношения к церковной жизни
Св. Синод Эстонской Православной Церкви опубликовал на своём сайте заявление, в котором в связи с нападками на эстонское духовенство со стороны чиновников Эстонии решил разъяснить статус Эстонской Церкви в Эстонии и отношения с Московским Патриархатом. Ниже мы приводом текст заявления целиком:
«1. Наша Церковь. Мы — Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (сокращённо ЭПЦ МП). Грамматика эстонского языка заставляет нас произносить слова таким образом, что сначала мы слышим-видим МП, а затем ЭПЦ. Реальная картина такова, что наша Церковь — это Православная Церковь, действующая в Эстонии исторически. И она как исторически, так и канонически, связана с Русской Православной Церковью. Членами Церкви являются жители Эстонии. Среди них есть люди разных национальностей: эстонцы, русские, украинцы, белорусы и другие, каждый из которых, исходя из нашей Конституции, имеет право на свободу вероисповедания, совести и мысли.
2. Очень часто всё, что происходит в Москве, автоматически переносится и на наши реалии. Говорят, что мы находимся в прямом подчинении Патриарха и Русской Православной Церкви. В настоящее время очень активно предпринимаются попытки сделать нас непосредственно ответственными, например, за слова Патриарха. Это не соответствует действительности и является недоразумением. ЭПЦ МП не может нести и не несёт ответственности за слова Патриарха.
3. Канонические и административные связи. Так что же можно сказать об административном подчинении? Если кто-то думает, что из Москвы даётся прямой приказ, указ и т. д. В такой форме подчинения нет. Есть каноническая связь. Эстонская Церковь получила в 1920 году от Патриарха Русской Православной Церкви Тихона самостоятельность в церковно-административных, экономических, образовательных и церковно-общественных делах. Т. Е. Церковь действует здесь в соответствии с местными условиями. Здесь мы говорим о поддержании канонических связей между структурами разных уровней. Патриархи меняются, но канонические связи остаются. Люди в Церкви могут ошибаться. Но при каждой человеческой ошибке менять свою церковную принадлежность невозможно.
4. Почему мы не можем разорвать канонические связи? Мы не можем в одностороннем порядке разорвать такие канонические связи, потому что мы находимся в автономном статусе. Это не в наших силах, и это будет в глубоком противоречии с нашей совестью. Это в первую очередь. Во-вторых, РПЦ не приняла на церковном уровне ничего такого, что заставляло бы нас разорвать с ней каноническую связь. Относительно ВРНС — это не церковная структура, и тем более принятый там документ не может служить основанием для разрыва каких-либо церковных связей.
5. Патриарх и Церковь. У нас есть каноническая связь со всей Церковью и с Патриархом как с Предстоятелем. Канонические связи также означают взаимную молитву друг за друга. Когда мы говорим о молитве за Патриарха или также за государственную власть, мы понимаем это как просьбу, с которой мы обращаемся к Богу, чтобы Господь направил как церковных, так и светских правителей к познанию истины и поступкам в соответствии с ней. Молитва не понимается как одобрение действий человека.
6. Присоединение ЭПЦ МП к ЭАПЦ. Есть несколько причин, которые сегодня делают объединение Церквей маловероятным. Исторически эти Церкви, конечно, выросли из Русской Церкви и из автономии, предоставленной Патриархом Тихоном, но более позднее время внесло много корректив. В 1993 году произошёл раскол в Православной Церкви и начался поиск разных способов его решения. Соглашение было окончательно достигнуто на встрече в Цюрихе в 1996 году, на которой присутствовали представители Московского Патриархата и Константинопольского Патриархата. Ключевыми словами этого соглашения были «мир» и «равные права». Равные права, как в церковном, так и в юридическом смысле. Приходам было предоставлено право сделать свой выбор, и обе церковные структуры должны были работать вместе, чтобы приходы получили эти права, в том числе признание исторической преемственности в обоих случаях с вытекающими отсюда правами. К сожалению, ничего подобного не произошло. Такое недоверие сохраняется по сей день, и люди оставались в нашей Церкви даже в то время, когда она не имела статуса юридического лица. Если сейчас начать решать эту ситуацию с позиции силы, то здесь мы видим очень серьёзное посягательство на свободу вероисповедания, совести и убеждений, а это означает нарушение конституционных прав очень значительной части жителей Эстонии.
7. Обвинения в создании угроз безопасности. Неделю назад мы опубликовали послание Синода, в котором признали несогласие с заявлениями и идеями, изложенными в документе Русского Народного Собора. Мы подчеркнули, что члены наших приходов чувствуют себя частью местного общества, и нам непонятно, почему нас постоянно пытаются вытеснить из этого пространства. Мы не можем говорить на уровне мыслей каждого человека, но мы можем утверждать, что руководство Церкви и священнослужители не призывают к какому-либо противостоянию.
Однако мы сталкиваемся с прямо противоположным. Прежде всего, посредством СМИ, но и при общении с представителями государственной власти. Выступая против конкретной Церкви, государство выступает против определённой части своих жителей и граждан, против их религиозной свободы. Оправдано ли разжигание ненависти против нас? Мы не чувствуем, что дали повод для этого. Разве именно это не увеличивает риск безопасности?"
Русская линия
Греческие монахи встали на защиту традиционной семьи
35 греческих монастырей запретили парламентариям, голосовавшим за легализацию в Греции «однополых браков», посещать их обители
Депутаты парламента Греции, которые проголосовали за легализацию в стране «однополых браков», нарушили волю Божию и оскорбили Бога, а потому им отныне не место в православных храмах и монастырях до их полного покаяния и отмены скандального закона, убеждены монашествующие, подписавшие заявление в связи с позорным голосованием о легализации «браков» половых извращенцев, которое состоялось в середине февраля 2024 года в Афинах, сообщает Православие.Ru.
Это заявление подписали настоятели и настоятельницы 35-ти монастырей по всей Греции, включая афонские монастыри Ксиропотам, Дохиар, Каракал, Филофей и Констамонит. Ниже приводится текст заявления целиком:
«С великой скорбью мы, настоятели и настоятельницы святых обителей и скитов нашей родины, стали свидетелями ужасного падения греческого правительства и парламента.
В полночь 15 февраля 2024 года в парламенте Греции было совершено деяние, худшее, чем падение города: гнусный закон о юридическом признании противоестественного союза между гомосексуалистами «браком», наравне с традиционным православным христианским браком, был одобрен большинством голосов крещёных православных христиан. Это неразумное признание мерзости принесло на нашу героическую и священную родину богомерзкую ересь николаитов. К нашему прискорбию, правители докатились до маниакального стремления к «освобождению» от всех нравственных законов и барьеров, презирая Закон Божий и узаконивая грех, который диаметрально противоположен Его святой воле.
Они забывают слова Бога, обращенные к Ангелу Пергамской церкви, записанные в священной книге Откровение Иоанна Богослова. Здесь прямо говорится о том, что Бог ненавидит мерзкую ересь николаитов, которые считают падение нравственных устоев (включая и гомосексуализм) чем-то нормальным и приемлемым (ср. Откр. 2:14−16).
Осуждение Богом Содома известно всем, и это не оставляет места для сомнений в том, что последствиями такого греха являются смерть, разрушение и погибель. Безмолвный, но устрашающий образ Мёртвого моря на протяжении веков неизменно обличает богохульников. Это неопровержимое свидетельство абсолютного отвращения Бога к этому греху и последующих наказания и погибели виновных.
Несмотря на эти неоспоримые истины, избранные представители народа в парламенте осквернили, нарушили вечные и нерушимые границы православной веры, морали и антропологии, несмотря на однозначное несогласие подавляющего большинства граждан Греции с позорным законопроектом.
Понимают ли они, что неизбежно предстанут перед Судией-Богом? Как они предстанут тогда на Страшном суде, если сегодня так бесстыдно глумятся над Богом и людьми и насмехаются над ними? Неужели они забывают, что «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7)?
А мы, крещеные православные христиане, какое можем иметь оправдание, допуская и узаконивая такой грех? Как мы сможем оправдаться, когда, несмотря на то, что на протяжении всей истории мы были народом, который Бог благословлял множество раз, мы не смогли встать и защитить Его заповеди? Наши терпимость и молчание перед лицом столь кощунственного закона фактически делают нас соучастниками беззакония.
Святитель Иоанн Златоуст удивлённо спрашивает: «Когда нарушаются Божественные законы, разве тот, кто молчит и этого не замечает, не достоин наказания?» Также святитель Василий Великий провозглашает: «Кто молчит, тот соглашается!» А преподобный Феодор Студит, Исповедник, говорит: «Ибо заповедь Господа — не молчать, в то время, когда в опасности вера. Говори, — сказал Он, — и не молчи. Поэтому и я, несчастный, говорю, боясь суда» («Правила поведения во времена господства ереси», ч. 4).
Наши славные предки отважно сражались за триаду православной цивилизации: «Вера — Отечество — Семья». Ценой многих жертв им удалось сделать нашу богохранимую Родину уважаемой всеми. То, что происходит сегодня в нашей стране, они даже не желали выражать словами; это «чудовищный грех, который язык отказывается называть».
Поэтому, опасаясь, прежде всего, огорчить и (что гораздо важнее) оскорбить нашего Святого Триединого Бога своим молчанием, мы заявляем, что:
Мы больше не приглашаем ни парламентариев, которые не голосовали против безнравственного закона, ни членов нынешнего правительства на какие-либо мероприятия в наших святых обителях. Пока они не раскаются, им лучше не появляться на территории наших монастырей. Если вопреки нашему запрету они всё же добровольно решат это сделать, им не будет здесь оказано никаких почестей, ибо они больше этого не заслуживают.
Наша позиция не изменится до тех пор, пока они не принесут публичное и деятельное покаяние (на что мы надеемся и о чём молимся) и не пойдут на соответствующие шаги по отмене позорного закона. «Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов 5:18).
Наше решение является выражением человеколюбия, любви и человеческого уважения как к ним, так и к гражданам, которые их избрали, чтобы они представляли их интересы. Поскольку они публично попрали Закон и волю Бога и народа, они публично подвергаются порицанию, обвинению и осуждению.
И, надеясь на милость и терпение нашего Святого Триединого Бога, мы молимся о нашей богоспасаемой и любимой родине. Призываем всех сознательных христиан оставаться твердыми и непоколебимыми в хранении Апостольской и Святоотеческой Традиции нашей Церкви".
Напомним, что несмотря на упорное сопротивление Церкви и общества, поздно вечером 15 февраля 2024 года парламент Греции проголосовал за легализацию «однополых браков» и разрешение усыновление детей половыми извращенцами. 176 из 300 членов парламента проголосовали за соответствующий закон, 76 — против, 2 воздержались, а 46 не присутствовали. Протестные заявления в связи с этим поступали от Священного Синода Элладской Церкви, епархиального Синода критских епископов, со Святой Горы Афон, от множества иерархов и священнослужителей по всей стране. Кроме того, 140 греческих православных ассоциаций выступили вместе против данного закона.
Чуть позже одна за другой три епархии Элладской Церкви отлучили от Церкви всех местных депутатов, проголосовавших за узаконивание содомии. Первой это сделала Пирейская митрополия, за ней последовали Китирская и Антикитирская митрополия, а также Керкирская, Паксийская и Диапонтийских островов митрополия.
Русская линия
В ОВЦС УПЦ рассказали представителям Конференции европейских церквей о гонениях на УПЦ на Украине
Митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин сообщил европейским делегатам о подготовке украинских властей к полному запрету УПЦ
10 апреля 2024 года во время встречи с представителями Конференции европейских церквей, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин рассказал о позиции УПЦ по законопроекту 8371, который направлен на полный запрет Украинской Православной Церкви на Украине, сообщает СПЖ.
Как сказано на сайте ОВЦС УПЦ, «в ходе встречи речь шла о религиозной ситуации на Украине, в частности, митрополит Августин передал делегации КЕЦ позицию УПЦ по поводу законопроекта № 8371».
В состав делегации КЕЦ вошли президент КЕЦ митрополит Фиатирский и Великобританский Никита (Константинопольский Патриархат), доктор Чарльз Рид (Англиканская церковь); г-жа Мария Маунтраки (Православная Церковь Финляндии), члены руководящей группы «Пути к миру» Риика Поркола от Евангелической лютеранской церкви Финляндии, доктор Йонас Йоргенсен от Евангелической лютеранской церкви Дании, а также генеральный секретарь аппарата КЕЦ Франк-Дитер Фиш и госпожа Екатерина Пекрида.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем «апофеоз русской славы среди иноплеменников»
В этот день, 29 марта 1814 года, пришедшийся тогда на первый день Светлого Христова Воскресения, Государь Император Александр I Павлович, находясь во главе доблестной Русской армии, вступившей в Париж, устроил публичное православное богослужение — «апофеоз русской славы среди иноплеменников».
На площади Согласия, где революционерами в 1793 году был злодейски казнен французский король Людовик XVI и его супруга королева Мария Антуанетта, был воздвигнут алтарь, вокруг которого встали семь русских священников из полкового духовенства, в праздничных облачениях. С утра на бульварах и улицах Парижа выстроилось около 80 тысяч человек союзной армии, в основном русские. Толпы любопытных теснились вокруг Тюильри и по набережной Сены.
«И вот, — вспоминал Император Александр I, — при бесчисленных толпах парижан всех состояний и возрастов, живая гекатомба наша вдруг огласилась громким и стройным русским пением. Все замолкло, все внимало!.. Торжественная была эта минута для моего сердца; умилителен и страшен был для меня момент этот. Вот, думал я, по неисповедимой воле Провидения из холодной отчизны Севера привел я православное мое русское воинство для того, чтобы в земле иноплеменников, столь недавно еще нагло наступавших в Россию, в их знаменитой столице, на том самом месте, где пала царственная жертва от буйства народного, принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу. Сыны Севера совершали как бы тризну по королю французскому. Русский царь по ритуалу православному всенародно молился вместе со своим народом и тем как бы очищал окровавленное место пораженной царственной жертвы. Духовное наше торжество в полноте достигло своей цели; оно невольно втолкнуло благоговение в самые сердца французские».
После завершения богослужения, отмечал Государь, «французские маршалы, как многочисленная фаланга генералов французских теснилась возле русского креста и друг друга толкала, чтоб иметь возможность скорее к нему приложиться. Так обаяние было повсеместно, так оторопели французы от духовного торжества русских».
Русская линия