Св. Синод Эстонской Православной Церкви заявил, что не может и не будет разрывать связей с Московским Патриархатом
Члены Синода заявили, что не поддерживают положения Наказа ВРНС по ситуации на Украине, однако это не имеет никакого реального отношения к церковной жизни…
Св. Синод Эстонской Православной Церкви опубликовал на своём сайте заявление, в котором в связи с нападками на эстонское духовенство со стороны чиновников Эстонии решил разъяснить статус Эстонской Церкви в Эстонии и отношения с Московским Патриархатом. Ниже мы приводом текст заявления целиком:
«1. Наша Церковь. Мы — Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (сокращённо ЭПЦ МП). Грамматика эстонского языка заставляет нас произносить слова таким образом, что сначала мы слышим-видим МП, а затем ЭПЦ. Реальная картина такова, что наша Церковь — это Православная Церковь, действующая в Эстонии исторически. И она как исторически, так и канонически, связана с Русской Православной Церковью. Членами Церкви являются жители Эстонии. Среди них есть люди разных национальностей: эстонцы, русские, украинцы, белорусы и другие, каждый из которых, исходя из нашей Конституции, имеет право на свободу вероисповедания, совести и мысли.
2. Очень часто всё, что происходит в Москве, автоматически переносится и на наши реалии. Говорят, что мы находимся в прямом подчинении Патриарха и Русской Православной Церкви. В настоящее время очень активно предпринимаются попытки сделать нас непосредственно ответственными, например, за слова Патриарха. Это не соответствует действительности и является недоразумением. ЭПЦ МП не может нести и не несёт ответственности за слова Патриарха.
3. Канонические и административные связи. Так что же можно сказать об административном подчинении? Если кто-то думает, что из Москвы даётся прямой приказ, указ и т. д. В такой форме подчинения нет. Есть каноническая связь. Эстонская Церковь получила в 1920 году от Патриарха Русской Православной Церкви Тихона самостоятельность в церковно-административных, экономических, образовательных и церковно-общественных делах. Т. Е. Церковь действует здесь в соответствии с местными условиями. Здесь мы говорим о поддержании канонических связей между структурами разных уровней. Патриархи меняются, но канонические связи остаются. Люди в Церкви могут ошибаться. Но при каждой человеческой ошибке менять свою церковную принадлежность невозможно.
4. Почему мы не можем разорвать канонические связи? Мы не можем в одностороннем порядке разорвать такие канонические связи, потому что мы находимся в автономном статусе. Это не в наших силах, и это будет в глубоком противоречии с нашей совестью. Это в первую очередь. Во-вторых, РПЦ не приняла на церковном уровне ничего такого, что заставляло бы нас разорвать с ней каноническую связь. Относительно ВРНС — это не церковная структура, и тем более принятый там документ не может служить основанием для разрыва каких-либо церковных связей.
5. Патриарх и Церковь. У нас есть каноническая связь со всей Церковью и с Патриархом как с Предстоятелем. Канонические связи также означают взаимную молитву друг за друга. Когда мы говорим о молитве за Патриарха или также за государственную власть, мы понимаем это как просьбу, с которой мы обращаемся к Богу, чтобы Господь направил как церковных, так и светских правителей к познанию истины и поступкам в соответствии с ней. Молитва не понимается как одобрение действий человека.
6. Присоединение ЭПЦ МП к ЭАПЦ. Есть несколько причин, которые сегодня делают объединение Церквей маловероятным. Исторически эти Церкви, конечно, выросли из Русской Церкви и из автономии, предоставленной Патриархом Тихоном, но более позднее время внесло много корректив. В 1993 году произошёл раскол в Православной Церкви и начался поиск разных способов его решения. Соглашение было окончательно достигнуто на встрече в Цюрихе в 1996 году, на которой присутствовали представители Московского Патриархата и Константинопольского Патриархата. Ключевыми словами этого соглашения были «мир» и «равные права». Равные права, как в церковном, так и в юридическом смысле. Приходам было предоставлено право сделать свой выбор, и обе церковные структуры должны были работать вместе, чтобы приходы получили эти права, в том числе признание исторической преемственности в обоих случаях с вытекающими отсюда правами. К сожалению, ничего подобного не произошло. Такое недоверие сохраняется по сей день, и люди оставались в нашей Церкви даже в то время, когда она не имела статуса юридического лица. Если сейчас начать решать эту ситуацию с позиции силы, то здесь мы видим очень серьёзное посягательство на свободу вероисповедания, совести и убеждений, а это означает нарушение конституционных прав очень значительной части жителей Эстонии.
7. Обвинения в создании угроз безопасности. Неделю назад мы опубликовали послание Синода, в котором признали несогласие с заявлениями и идеями, изложенными в документе Русского Народного Собора. Мы подчеркнули, что члены наших приходов чувствуют себя частью местного общества, и нам непонятно, почему нас постоянно пытаются вытеснить из этого пространства. Мы не можем говорить на уровне мыслей каждого человека, но мы можем утверждать, что руководство Церкви и священнослужители не призывают к какому-либо противостоянию.
Однако мы сталкиваемся с прямо противоположным. Прежде всего, посредством СМИ, но и при общении с представителями государственной власти. Выступая против конкретной Церкви, государство выступает против определённой части своих жителей и граждан, против их религиозной свободы. Оправдано ли разжигание ненависти против нас? Мы не чувствуем, что дали повод для этого. Разве именно это не увеличивает риск безопасности?"
Св. Синод Эстонской Православной Церкви заявил, что не может и не будет разрывать связей с Московским Патриархатом Члены Синода заявили, что не поддерживают положения Наказа ВРНС по ситуации на Украине, однако это не имеет никакого реального отношения к церковной жизни...