Митрополит Бориспольский Антоний: «Севастийские мученики жили в IV столетии, мы живём в XXI, но с тех пор мало что изменилось для христиан. Нам, как и раньше, предлагают тот самый выбор — холодное озеро или тёплая баня»
Сегодня на Украине похищают священников канонической Церкви, выгоняют монахов из монастырей, отбирают храмы у общин, обратил внимание владыка
Управделами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) в день памяти святых сорока мучеников Севастийских отметил, что христиане, как в четвертом столетии, так и сегодня, делают выбор: терпеть ли страдания за Христа или отречься от Него в пользу земных благ, сообщает «Союз православных журналистов».
«Церковь празднует память 40 мучеников Севастийских. Сорок воинов загнали в ледяное озеро, заставляя их отречься от Христа, а на берегу в это время была натоплена баня. Можно лишь представить, какая это была болезненная пытка. Эти два места: ледяное озеро и горячая баня — символизируют выбор, который стоит перед каждым христианином: готов ли он страдать со Спасителем, или выберет земные блага в обмен на сделку со своей совестью?», — сказал владыка Антоний.
«Севастийские мученики жили в 4 столетии, мы живем в 21, но с тех пор мало что изменилось для христиан. Нам, как и раньше, предлагают тот самый выбор — холодное озеро или тёплая баня. И мы выбираем — потерпеть ли нам за Христа, или сделать так, чтобы нам стало тепло и удобно. Сейчас происходят трагические события. Идёт война, гибнут наши люди. Наших священников похищают, монахов выгоняют из монастырей, у общин отбирают храмы. Есть такие, кто не выдерживает и их можно понять. Стоять в ледяной воде и смотреть на тёплую баню очень тяжело», — отметил управделами УПЦ.
Митрополит Антоний напомнил верующим, что из 40 воинов сдался лишь один, его звали Мелетий. Однако, он не достиг того тепла, которого так ждал: едва зайдя в горячую баню, он упал и умер. А на его место пришёл один из воинов, который и получил сороковой венец. «Теплая баня — это иллюзия. В ней не удастся согреться, а можно только пойти на сделку со своей совестью и умереть духовно. И наоборот, венцы достаются тем, кто остаётся верным до конца, кто не стремится к быстрому решению своих земных проблем, кто не отрекается от своей веры и не идёт на компромиссы там, где это означает измену», — резюмировал митрополит Антоний.
Русская линия
В Донецке состоялось собрание духовенства, чьи храмы пострадали от военных действий
В Донецкой епархии продолжают выяснять судьбу своих священников, переставших выходить на связь, и оказывают гуманитарную помощь мирным людям
23 марта 2022 года митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион провёл собрание отцов благочинных и настоятелей храмов, которые пострадали от боевых действий в пределах Донецкой епархии, сообщает сайт Донецкой епархии УПЦ.
Были заслушаны доклады духовенства о положении дел на приходах и населенных пунктах. Священники сообщили о наличии возможности продолжать пастырскую и богослужебную деятельность, однако, в ряде случаев это пока не представляется возможным из-за опасности для жизни и иных причин.
Вместе с тем, в докладе правящему архиерею было сообщено, что прихожане храмов и жители пострадавших городов и сёл очень ждут возобновления деятельности приходов. Были собраны сведения о священнослужителях, с которыми была утеряна связь: удалось выяснить текущее положение дел большинства духовенства, они живы и здоровы. К сожалению, об определённой их части сведений, всё ещё нет.
Митрополит Иларион указал на крайнюю необходимость скорейшего оказания гуманитарной помощи пострадавшим, были озвучены планы и отчёт об уже совершенной работе в этом направлении, а также приняты соответствующие решения по дальнейшему обеспечению нуждающихся всем необходимым.
Отдельно архипастырь подчеркнул необходимость приверженности и сохранению канонического порядка и соблюдению Устава Украинской Православной Церкви, соблюдению установленного порядка на приходах среди духовенства и прихожан. Священникам, не имеющим возможность полноценно окормлять свои общины из-за боевых действий, владыка вручил указы о местах временного совершения их пастырской деятельности.
По окончании собрания митрополит Иларион молитвенно пожелал всем скорейшего наступления мира и преподал святительское благословение.
Русская линия
Дочь Яна Таксюры — Зеленскому: О какой госизмене может идти речь?
Мария Трандафилова, дочь Яна Таксюра, который с 10 марта находится в киевском СИЗО без предъявления обвинений, обратилась к президенту Украины
22 марта 2022 года Мария Трандафилова, дочь православного публициста Яна Таксюры, обратилась с открытым письмом к президенту Украины Владимиру Зеленскому. Об этом сообщил Telegram-канал Перший Козацький, передаёт «Союз православных журналистов».
Мария напомнила, что 10 марта 2022 сотрудники СБУ провели обыск в квартире Таксюры и писателя забрали без предъявления обвинений. «При этом были изъяты все деньги семьи, — сказала Мария. — Двое суток мы не знали, где он находится». Только 12 марта семья узнала, что Ян Ильич в Лукьяновском СИЗО, куда не пускают адвоката и не оказывают медицинскую помощь 69-летнему журналисту, страдающему онкологией.
«С каждым днем состояние его здоровья ухудшается. У него сильные боли. Плохо с сердцем», — рассказала Мария Трандафилова. Она подчеркнула, что к отцу не допускают адвоката, объясняя это «военным временем». Ян Таксюр уже терял сознание в камере из-за невыносимой духоты. Осматривавший его врач рассказал, что в СИЗО находится много онкобольных, и никого из них не переводят в больницу.
Мария обратилась к Зеленскому: «По поводу обвинений — со слов отца, его обвиняют в госизмене. Я хочу сказать, что мой отец сугубо мирный человек. Никакие государственные тайны ему неизвестны. О какой госизмене может идти речь? Он литератор и разве что словом или пером мог кого-то критиковать».
Мария Трандафилова напомнила о том, что президент не раз заявлял, что Украина — свободное, демократическое, европейские государство, что граждане имеют права и свободы. «В ситуации с моим отцом получается, что права у него есть, но он ими пользоваться не может..», — заключила Мария.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем крупных государственных деятелей К.П.Победоносцева и графа П.А.Шувалова
Сегодня мы вспоминаем выдающего русского мыслителя и государственного деятеля Константина Петровича Победоносцева. Он родился 21 мая 1827 г. в день Владимирской иконы Божией Матери — празднества установленного в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г., и в день памяти равноапостольного царя Константина и благоверного князя Константина, Муромского чудотворца в семье профессора Московского университета. Дед Победоносцева был священником. Образование он получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое закончил в 1846 г., служил чиновником в московских департаментах Сената. Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке «тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом». В 1860−65 гг. был профессором кафедры гражданского права в Московском университете. Выпустил курс «Гражданского права», выдержавший пять изданий, учебное пособие стало настольной книгой юристов того времени.
В 1865 г. Победоносцев был назначен воспитателем и преподавателем истории права к Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу (скончался в молодом возрасте) и его брату Великому Князю Александру Александровичу (будущий Император Александр III), a позже — к Цесаревичу Николаю Александровичу (будущий Император Николай II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований. С 1868 г. стал сенатором, с 1872 г. — членом Государственного Совета. После убийства Императора Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М.Т.Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860−70 гг. Победоносцев составил по поручению Государя Александра III черновик Манифеста 29 апреля 1881 г. «О незыблемости самодержавия», положившего конец политике уступок власти так называемому общественному мнению. Ранее в 1880 г. был назначен обер-прокурором Св. Синода, пребывал на этом посту 26 лет. За это время многое сделал для обустройства церковной жизни. Проводил политику преследования раскольников и сектантов. Главной заботой Победоносцева было активное насаждение церковной школы взамен земской, которая, по его справедливому убеждению, развращала юношество, отвращая его от веры.
Победоносцев был выдающимся полемистом, его речи, произнесенные в Сенате и Госсовете, неизменно производили сильное впечатление, поражали своей безукоризненной логикой и ясностью аргументации. Его трудоспособность удивляла современников, при своих многообразных заботах он находил время для занятий научной и публицистической деятельностью. Победоносцев был автором ряда книг и статей на разные темы. Главным его трудом, не утратившим значения до сих пор, стал «Московский сборник» (1896). В этой книге он подверг беспощадной критике основные устои западноевропейской культуры и государственного строя сравнительно с главными чертами национально-русских идеалов. Главными пороками западноевропейской культуры, по мнению Победоносцева, являются рационализм и вера в добрую природу человека. Он доказывал, что понятие закона неотделимо от понятия заповеди, нравственной правды закона, хранителем которой является власть, регулирующая его применение в конкретных случаях и не позволяющая гражданам запутаться в сетях массы частных постановлений права. Победоносцев убедительно критиковал материализм и позитивизм с позиций православного вероучения. Он последовательно отстаивал идеал монархического государственного устройства, метко назвав западную демократию «великой ложью нашего времени».
В начале XX в. влияние Победоносцева на политику правительства стало ослабевать. После принятого под давлением либералов и революционеров Манифеста 17 октября 1905 г. вышел в отставку. На момент отставки дослужился до чина действительного тайного советника и статс-секретаря.
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля и дипломата генерал-адъютанта графа Петра Андреевича Шувалова, скончавшегося в 1889 году.
Он родился в Петербурге 15 июля 1827 г. в семье обер-гофмаршала и члена Государственного Совета. Получив образование в пажеском корпусе, Шувалов в 1845 г. начал военную службу в конной гвардии. В 1857−60 граф был петербургским обер-полицеймейстером, а затем, последовательно занимал должности в директора департамента общих дел МВД (1860−61), генерал-губернатора Прибалтийского края и командующего войсками округа (1864−66).
В 1866 г. ввиду усиления революционного движения, граф Шувалов, пользовавшийся репутацией «сильного человека», и принадлежавший по своим политическим убеждениям к консервативной группе сановников, был назначен шефом жандармов и главным начальником III-го Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. На этом посту Шувалов, будучи ближайшим советником Императора Александра II, проводил твердую охранительную линию, оказывая большое влияние на всю внутреннюю политику правительства, стараясь оказывать противодействие проводимым либеральным реформам. Влиянию Шувалова придавалось такое значение, что его часто именовали «вице-императором» и «Петром IV». В 1874 г. граф Шувалов был назначен послом в Лондон для урегулирования обострившихся англо-русских отношений в связи с разрешением балканского вопроса. После окончания Русско-турецкой войны 1877−1878 гг. Шувалов был вторым представителем России на Берлинском конгрессе. В 1879 г. граф был уволен от должности посла, назначен членом Государственного совета, после чего устранился от политической деятельности.
Скончался граф Шувалов в Петербурге на 62 году жизни.
Русская линия