Владимир Путин призвал принять целый ряд мер по поддержке семьи
Семейная политика стала главной темой послания Президента к Федеральному Собранию, однако о прекращении финансирования абортов он ничего не сказал
Сегодня Президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному Собранию, в котором обозначил основные направления развития России на несколько лет вперёд. И весьма отрадно, что главной темой послания стала семейная политика и демографический кризис, в который вновь погрузилась наша страна, а не внешняя политика.
Глава России выступил с целой чередой предложений по поддержке семьи сбережении народа.
«Россия вошла сейчас в очень сложный демографический период. Рождаемость, как вы знаете, снижается. Уже говорил, что причины здесь чисто объективные. Они связаны с теми огромными людскими потерями, провалами, которые понесла наша страна в XX веке, во время Великой Отечественной войны и в драматичные годы после распада СССР. Но это не значит, что мы должны принять такую ситуацию, смириться с фактом. Конечно, нет», — заявил Владимир Путин.
«Сегодня хочу сказать о новом пакете уже подготовленных мер по поддержке семей», — сообщил глава России.
Первое, что предложил Владимир Путин, это с 1 января 2020 года поднять планку до двух прожиточных минимумов на члена семьи при назначении выплат на первых и вторых детей в возрасте до полутора лет. На первого ребёнка выплаты идут из федерального бюджета. На второго ребёнка семья может получить выплаты из средств материнского капитала. Сумма выплаты зависит от прожиточного минимума ребёнка в конкретном регионе Федерации. Сейчас такие выплаты получают только семьи, чьи доходы не превышают полутора прожиточных минимумов на человека. Теперь выплаты будут назначаться семьям, чьи доходы не превышают двух прожиточных минимумов.
Второе. С 1 июля 2019 года будет повышено пособие по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы с 5,5 тысячи рублей до 10 тысяч рублей.
Третье. Для многодетных семей будет увеличена федеральная льгота по налогу на недвижимое имущество. Их дополнительно освободят от налога: по 5 квадратных метров в квартире и по 7 квадратных метров в доме на каждого ребёнка. Например, если сейчас налогом не облагаются 20 метров площади квартиры, и в семье трое детей, то из-под налогообложения будет выведено ещё 15 метров. Что касается земельных участков, принадлежащих многодетным семьям, то от налога будет освобождён участок 6 соток.
Четвёртое. Владимир Путин призвал Правительство и Центральный Банк последовательно выдерживать линию на снижение ставок по ипотеке до 9 процентов, а затем — до 8 процентов и ниже, как это и установлено в майском указе. При этом особые меры поддержки будут предусмотрены для семей с детьми.
С прошлого года для семей, в которых родился второй или последующий ребёнок, действует программа льготной ипотеки. Ставка для них — 6 процентов. Всё, что выше, субсидируется государством, но только первые 3 или 5 лет кредита. Теперь льгота будет продлена на весь срок действия ипотеки.
Пятое. В России будет введена дополнительная мера поддержки семей, где рождается третий и последующий ребёнок. А именно, напрямую из федерального бюджета таким семьям будут «гасить» 450 тысяч рублей из их ипотечного кредита. При этом предлагается запустить эту меру, что называется, задним числом — с 1 января 2019 года.
Шестое. Президент России призвал предоставить семье возможность не только покупать готовое жильё, но и строить свой дом, на своей земле. «Прошу Правительство совместно с Центральным банком разработать удобные и, главное, доступные финансовые инструменты для поддержки индивидуального жилищного строительства, поскольку эта сфера не охвачена сегодня ипотекой», — заявил Владимир Путин.
Седьмое. С этого года будет ограничен десятью процентами годовой рост налогового платежа не только для жилой недвижимости, но и для земельных участков.
Восьмое. Власти освободят строительные компании от налога на прибыль и НДС при строительстве социальных объектов, что должно простимулировать комплексное развитие российских городов и посёлков, когда рядом с жильём будут строиться поликлиники, школы и спортивные площадки.
«Что хотел бы подчеркнуть. Предложенный сегодня пакет мер по поддержке семьи не должен быть исчерпывающим, он именно первоочередной. С учётом сложностей демографического вызова, с которым сталкивается Россия, будем и дальше наращивать ресурсы на этом направлении. Прошу вас всех, уважаемые коллеги: и Правительство, и Федеральное Собрание, — думать на эту тему и предлагать решения», — призвал Владимир Путин.
Тему абортов и их финансирования за счёт бюджета президент России в своём послании поднимать не стал, хотя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём недавнем выступлении в стенах Государственной Думы выделил эту тему как пероочередную в семейной политике России. Это означает, что наряду с выплатами за рождение детей российские власти продолжат оплачивать и их убийство.
Русская линия
От Патриарха Варфоломея начали отворачиваться даже его сторонники
Митрополит Киккский Никифор (Киккотис) поддерживал предоставление Украине автокефалии, но теперь называет Епифания раскольником, а действия Фанара неканоничными
Среди греческих архиереев, которые были готовы поддержать действия Патриарха Константинопольского Варфоломея на Украине, царит полная растерянность. Они с самого начала поддерживали идею предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви, однако не думали, что Фанар будет действовать так быстро и с такими явными и грубыми нарушениями церковных канонов и пренебрежением к миллионам верующих Украины.
Об этом рассказал епископ Кипрской Православной Церкви митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Киккотис), комментируя решение Священного Синода Кипрской Церкви по Украине, сообщает СПЖ со ссылкой на «Ромфея».
Владыка сообщил, что Синод и он сам не против предоставления автокефалии Украине, но кипрские архипастыри не могут мириться с тем, что митрополитом Киевским Фанар признал нераскаянного раскольника Епифания.
«Я убеждён, что мы не можем, как Священный Синод Кипрской Церкви, признавать не имеющего канонической хиротонии раскольника Епифания в качестве канонического митрополита Киевского и всей Украины. Более того, с точки зрения канонов, не разрешается иметь евхаристическое общение со схизматиками и нерукоположенными», — подчеркнул владыка Никифор.
Он отметил, что не имеет ничего против канонической автокефалии УПЦ, если «это всё произойдёт не в спешке и как-нибудь, но спокойно и со вниманием согласно православной традиции, священным канонам и вообще церковному номоканоническому праву Святейшей Православной Церкви».
«Однако, всё это произошло не демократично, не синодально, но самочинно и волюнтаристски», — прокомментировал митрополит Киккский предоставление Томоса Украине и создание «ПЦУ».
Действия Константинопольского Патриарха Варфоломея, который своим решением вернул канонический статус не раскаявшимся в грехе раскола представителям УПЦ КП и УАПЦ, владыка Никифор назвал антиканоническими.
«Поскольку согласно священным канонам любое наказание или отлучение, или низложение снимается только тем, кто его наложил при условии, конечно же, предварительного деятельного покаяния низложенных», — объяснил он свою точку зрения.
По мнению иерарха Кипрской Церкви, серьёзная ошибка Константинопольского Патриарха заключается в том, что он «пренебрежительно игнорирует господина Онуфрия, митрополита единственной общепризнанной Православной Церкви Украины».
«После предоставления синодального Томоса об автокефалии мы имеем трагический феномен, когда на Украине существует одна каноническая Православная Церковь во главе с Митрополитом Онуфрием, и одна раскольническая во главе с отлученными Филаретом и Епифанием», — заключил митрополит Никифор.
Он надеется, что Кипрская Церковь может сыграть примирительную роль для нахождения канонического решения по религиозному вопросу на Украине. А для этого его Церковь не должна выступать «за один или за другой Патриархат», уверен иерарх Кипрской Церкви.
Чтобы найти каноническое решение возникшей на Украине проблемы, митрополит Никифор призвал созвать хотя бы Собрание Предстоятелей Поместных Церквей.
Он опасается, что в случае, когда славянские Православные Церкви встанут на сторону Московского Патриархата, а грекоязычные — на сторону Константинополя, «раскол будет увековечен для большей радости врагов Вселенского Православия».
По словам владыки Никифора, явная опасность состоит и в том, что уже на протяжении трёх лет существует военное противостояние православного украинского народа, которое развивается в религиозное противостояние, и возникает ещё большая опасность, что неисцеленный украинский церковный раскол «перейдёт на Тело всего Вселенского Православия со всем тем, что трагически он за собой влечёт».
Русская линия
Митрополит Екатеринбургский Кирилл: Те беды и проблемы, которые сегодня у нас есть, они в основном из-за того, что беспросветное уныние одолевает мужскую часть нашего населения
В Екатеринбурге состоялся Первый Всероссийский форум отцов
Первый Всероссийский форум отцов стартовал в уральской столице. Екатеринбург стал первым городом, который принял это масштабное мероприятие. Участниками форума стали более 400 человек из 80 регионов страны: представители общественных движений отцов, специалисты и эксперты в сфере защиты прав ребенка, деятели науки, культуры и спорта. Среди участников съезда — депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, руководители и представители профильных федеральных министерств и ведомств. Работу форума отцов благословил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, принявший участие в сегодняшнем пленарном заседании, сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии.
Форум отцов проходит по инициативе Совета отцов при уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребенка, при поддержке детской правозащитницы Анны Кузнецовой, главы региона Евгения Куйвашева, а также при поддержке Министерства спорта Российской Федерации и екатеринбургского фонда святой Екатерины. Тема двухдневного съезда: «Роль отца в современной семье: государственная политика и новые перспективы». Участники намерены обсудить формы взаимодействия власти и общественного отцовского движения, вопросы безопасности детей в современном обществе, вовлечения детей в спорт и другие.
Приветствие участникам и организаторам форума направил Президент Российской Федерации Владимир Путин.
«Вопросам поддержки семьи, улучшению демографической ситуации государство уделяет приоритетное внимание. И поэтому отрадно, что повышению эффективности этой серьезной работы содействуют такие значимые мероприятия, каким, безусловно, является ваш форум, объединивший участников из многих российских регионов, ведущих экспертов и специалистов в сфере семейных отношений, представителей профильных министерств и ведомств, деятелей науки и культуры», — говорится в приветствии, которое участникам форума передала Анна Юрьевна Кузнецова. По словам президента, «сегодня отцовское сообщество расширяет формы и методы своей работы, активно участвует в реализации социальных проектов и программ, конкретными делами соучаствует в решении насущных проблем в сфере семьи и детства».
По словам Анны Кузнецовой, уполномоченной при президенте по правам ребенка, Советы отцов в регионах своими силами помогают детям с особенностями здоровья, детям из неблагополучных семей и уже имеющим проблемы с законом, следят за безопасностью детских площадок. То, что сейчас делает отцовское движение, — исключительно инициатива самого движения.
Заместитель губернатора Павел Креков подчеркнул, что для Свердловской области, собственно, как и для всех регионов Российской Федерации, обеспечение комплексной безопасности детей и создание для них благоприятной и комфортной социальной среды являются приоритетными задачами.
В своем приветственном слове митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратил особое внимание участников форума на утрачиваемую обществом преемственность поколений и на исчезновение ответственности как ключевой составляющей, без которой не мыслим настоящий мужчина, гражданин, не возможно уважение к себе и своему Отечеству.
«Самое главное у мужчины — это ответственность, которая сегодня „вымывается“ в нашей жизни стремительно. И те беды и проблемы, которые сегодня у нас есть, они в основном из-за того, что ответственности нет у наших мужчин, и беспросветное уныние очень часто одолевает мужскую часть нашего населения», — отметил правящий архиерей.
Глава митрополии отметил, что в нашей стране сегодня 43% мужчин не доживают до 65 лет. Среди причин этой печальной статистики — алкоголизм и другие зависимости. Значительная доля браков сегодня распадаются и дети воспитываются в неполных семьях, не зная мужского воспитания. В основе этих угрожающих будущему страны процессов — безответственность.
Глава митрополии благословил добрые начинания Первого Всероссийского форума отцов:
В рамках торжественного открытия были награждены участники форума, реализующие в различных регионах страны проекты, направленные на поддержку детства и укрепление духовно-нравственных ценностей общества. Так, благодарность от уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка получила Татьяна Анатольевна Алтушкина, создатель и руководитель образовательной системы «Русская классическая школа», председатель попечительского совета фонда святой Екатерины.
Русская линия
1,5 года по уходу за ребёнком включат в стаж многодетных отцов и матерей
С соответствующим предложением выступил комитет Совета Федерации
Комитет Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности предложил включить полуторагодовалый период ухода за детьми в трудовой стаж многодетных родителей, вне зависимости от количества детей в семье. Об этом рассказал глава комитета Андрей Кутепов, сообщает ТАСС.
Кутепов пояснил, что сейчас законодательством на каждого ребёнка, с которым сидит многодетная мама, засчитывается трудовой стаж в 1,5 года, однако он ограничен. «Максимальное значение: за четырех детей — шесть лет, больше ничего не засчитывается, даже если у вас будет восемь детей. Мы предложили учитывать также стаж на всех детей», — рассказал он.
Также в числе предложений — засчитывать в стаж период ухода за ребёнком многодетными одинокими отцами, приёмными родителями.
«Эта же мера соцподдержки необходима и в отношении многодетных отцов, оставшихся по разным обстоятельствам без жен. Мужчины воспитывают детей сами, и у них вообще не идёт никаких пособий, эта мысль также включена в инициативу», — рассказал Кутепов.
Также комитет предлагает восстановить ранее существовавшее почётное звание «Мать-героиня», которого удостаивали многодетных женщин. «Это звание вполне достойно возрождения. Мы проработали этот вопрос, в течение весенней сессии планируем этот вопрос отработать», — рассказал Кутепов.
Озвученная инициатива Совета Федерации вполне укладывается в парадигму семейной политики, которую провозгласил в последнем послании Федеральному Собранию Владимир Путин, и потому нет никаких сомнений, что данные изменения будут приняты.
Русская линия
Архиепископ Нежинский Климент (Вечеря): Заявления раскольников рассчитаны на людей, которые далеки от настоящей церковной жизни
В УПЦ прокомментировали сообщения о намерении «ПЦУ» перевести богослужение на украинский язык и разрешить своим прихожанкам молиться без платков и в джинсах
Заявления о намерении состоящей из раскольников «ПЦУ» ввести новые традиции в церковной жизни Украины являются не больше чем манипуляцией, рассчитанной на тех, кто никогда не читал Нового Завета и давно не был в храме, заявил глава Информационного отдела канонической Украинской Православной Церкви архиепископ Нежинский Климент (Вечеря), комментируя сообщения о намерении «ПЦУ» разрешить своим прихожанам ходить в свои храмы без платков и в джинсах.
Накануне дьякон «ПЦУ» Михаил Омелян сообщил, что в ближайшее время новая церковная структура позволит женщинам не надевать головные уборы в храмах и отойдёт от ряда других традиций русского Православия, взяв за образец греческие Церкви. Кроме того, ожидается, что большинство храмов будут совершать богослужения не на церковнославянском, а исключительно на украинском языке.
«Безусловно, предписание носить головной убор для женщины придумали не священники. Об этом сказано в Священном Писании. Поэтому представителям „ПЦУ“, прежде чем заниматься религиозным популизмом, было бы хорошо научить своих прихожан читать Слово Божие в Новом Завете. Для тех, кто это делает, вопросы о косынке на голове, скамеечках, джинсах и прочем подобном отпадают сами по себе», — отметил владыка.
При этом архипастырь отметил, что женщин с непокрытой головой или в джинсах, которые делают свои первые шаги в Доме Божием, никто и сейчас на Украине не выгоняет из храмов. В связи с этим владыка Климент обратил внимание, что украинские раскольники своими заявлениями просто наводят тень на плетень, и это «не больше чем манипуляция, рассчитанная на тех, кто давно не заходил в церковь и не очень представляет, что там происходит».
Комментируя инициативу «ПЦУ» о переходе на украинский язык, архиепископ Климент напомнил, что этот вопрос в канонической Украинской Православной Церкви и без томоса об автокефалии решался в зависимости от пожеланий прихожан.
«Есть много приходов нашей Церкви, где богослужение совершается на украинском, румынском языках, на закарпатском диалектном языке», — напомнил владыка. В то же время архипастырь подчеркнул, что «большинство верующих УПЦ предпочитают совершение богослужений на церковнославянском языке, так как переводы на современные языки зачастую лишают богослужение его возвышенности и, как часто говорят, неотмирности, то есть сосредоточенности на Божественном».
Русская линия
Патриарх Грузинский Илия II принял Управляющего делами УПЦ
Митрополит Бориспольский Антоний посетил Тбилиси по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского Онуфрия
20 февраля 2019 года управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний встретился со Святейшим Патриархом Грузинским Илией II в его резиденции в Тбилиси, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Митрополита Антония сопровождал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич.
На встрече с грузинской стороны присутствовали: местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сенакский и Чхороцкуиский Шио, митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, митрополит Горийский и Атенский Андрей, епископ Никорцминдский Вахтанг, митрополит Ахалцийский и Тао-Кларджетский Феодор, секретарь Патриарха протоиерей Михаил Ботковели, протопресвитер Георгий Звиададзе и руководитель пресс-центра Патриархата протоиерей Андрей Джагмаидзе.
На встрече речь шла о церковной ситуации на Украине и в мировом Православии. Встреча прошла в теплой и братской атмосфере. Однако, о её результатах ничего не сообщается.
Очевидно, что священноначалие канонической УПЦ стремится лично, а не через письма, донести до Предстоятелей Поместных Православных Церквей живое свидетельство о том, что на самом деле сегодня происходит на Украине и каким гонениям подвергается признанная всеми каноническая УПЦ.
В связи с этим ранее митрополит Антоний и протоиерей Николай Данилевич посетили Софию, где были приняты Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом. Можно предположить, что данные визиты в Поместные Православные Церкви будут продолжены.
Русская линия
Если церковного единства на Украине не будет достигнуто, мы ожидаем созыва Всеправославного Собора
Опубликован текст коммюнике Синода Кипрской Православной Церкви по украинскому вопросу
18 февраля 2019 года под председательством Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Хризостома состоялось в внеочередное заседание Священного Синода Кипрской Православной Церкви, которое было посвящено украинскому церковному вопросу. Чтобы избежать каких-либо кривотолков и неверных интерпретаций решений Кипрской Церкви, ОВЦС УПЦ приводит на своих страницах полный текст коммюнике, вышедшего после Синода:
Священный Синод Кипрской Церкви собрался сегодня, в понедельник, 18 февраля 2019, на внеочередное заседание под председательством Его Блаженства Архиепископа Кипрского Хризостома и подробно обсудил тему автокефалии Украинской Церкви, которая, поскольку получила развитие, касается вопроса единства [всей] Православной Церкви.
Осознавая ответственность Кипрской Церкви перед лицом всей Православной Церкви, как одной из древних автокефальных церквей, получившей автокефалию от Вселенского Собора и стоящей вне всякой национальной розни или вмешательства в юрисдикцию и право, а также не имея в том никакой собственной выгоды, Священный Синод решил изложить свою точку зрения по позициям и принципам, которыми следует руководствоваться в отношениях между Православными Церквами, с верой в то, что соблюдение этих принципов может помочь выходу из кризиса.
1. Каждый народ имеет право с получением национальной независимости стремиться к церковной автокефалии. Это [право] обеспечено священными канонами («пусть церковные права, касающиеся границ, меняются вместе с государственным управлением»).
2. Если искренность является необходимой для спокойного сосуществования простых верующих, в то время, как неискренность подрывает отношения между ними, то тем более это касается отношений между Церквами. Насколько стабильными и искренними являются отношения между нашими Церквами тогда, когда, несмотря на единогласно принятые на соборах Предстоятелей Православных Церквей в 2014 и 2016 годах решения относительно созыва Святого и Великого Собора, четыре Церкви, без всякой существенной на то причины, не принимают в нём участия? Как отвечаем мы на призыв Господа: «ваше же слово пусть будет: да — да, нет — нет» (Мф. 5:37)? Ещё больше удивляет призыв к консенсусу апостериори от тех Церквей, которые сначала сами его нарушают, а после того призывают его придерживаться. До этого был дан исчерпывающий ответ, который приняли все участники собора Предстоятелей в 2016 году. Согласие (консенсус) касается каждой Церкви, присутствующей на Соборе, и не содержит в себе возможности волюнтаристского препятствования в принятии решений. Если одна или две Церкви не согласны с каким-то решением, то их несогласие фиксируется, но решение подписывают все. Голос канонов является чётким: «пусть побеждает мнение большинства».
3. Какую серьёзность мы, православные, демонстрируем всему остальному христианскому и нехристианскому миру, когда, решая серьезные проблемы, мы не можем прийти к согласию в том, каким образом подписывать согласованные вопросы? Так мы убеждаем в том, что мы своей жизнью придерживаемся Господней заповеди «кто хочет быть между вами первым, пусть будет последним» (Мк. 9:35)? Если бы согласие о провозглашении автокефалии, которой удалось достичь на V-м Предсоборном Совещании, не было отменено из-за отсутствия согласия относительно способа подписания Томоса об автокефалии, разве сегодняшняя проблема имела бы место?
4. Насколько мы рискуем верой, когда прерываем евхаристическое общение между нашими Церквами! Разве возможно, чтобы какое-то церковное решение прекращало действие Святого Духа в храмах, действующих под юрисдикцией другой Церкви? Призыв апостола Павла является чётким — мы должны доказывать, что стараемся «сохранять единство духа в союзе мира», и подтверждать, что мы «одно тело и один дух .. один Господь, одна вера, одно крещение» (см. Еф. 4: 3−5). Божественная Евхаристия, через которую освящается народ, должна оставаться за чертой церковных споров.
5. Прекращение поминовения Предстоятеля другой Церкви по любым административным или юрисдикционным причинам, не свидетельствует о наличии православного смирения. Когда подобные искушения и скандалы наносят страдания нашим верным, то мы, как церковное руководство, подаём им плохой пример. К сожалению, это происходит уже не впервые. Есть случай [прекращение общения] между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами, а также более древние случаи между Вселенским и Иерусалимским Патриархатами, и между Вселенским Патриархатом и Афинами.
6. Двухтысячелетний опыт Кипрской Церкви и всей Православной Церкви в целом даёт нам основания сомневаться в возможности узаконивания «задним числом» тех хиротоний, которые были совершены запрещёнными, отлучёнными и преданными анафеме епископами. Запрет, отлучение и анафему отдельных лиц, которые стали инициаторами украинского кризиса, признали все православные. Право апелляции, когда она подаётся, должно иметь определённые ограничения по срокам её подачи [по этим правам] и его рассмотрения.
Если мы будем искренне следовать изложенным принципам и проявим готовность соответствовать канонам Православной Церкви, то не только украинская проблема, но и все другие вопросы, которые приносят трудности Церкви, будут решены.
Что касается конкретного вопроса автокефалии Украинской Церкви, мы считаем, что:
— Объявление о предоставлении автокефалии Украинской Церкви Вселенским Патриархатом произошло с целью примирения и достижения единства местной Церкви. Эту цель мы не подвергаем сомнению. Однако, на сегодняшний день эта цель не является достигнутой.
— Было бы логичным дать определённое разумное время для того, чтобы стал виден результат. Если цель не будет достигнута, то мы ожидаем от Вселенского Патриарха, что он, пользуясь своей координационной ролью, которую ему предоставляет его место первого в Православном мире, собрал или Всеправославный Собор, или Совещание Предстоятелей для решения этого вопроса. Главной нашей заботой должно быть спасение народа Божия, живущего там [в Украине].
— Но и в случае достижения единства вокруг нового церковного руководства, Вселенский Патриархат должен опять же найти способ успокоения сознания верующих относительно действительности хиротоний и таинств, совершающихся этим руководством.
— Также, понимая чувствительность российского народа по отношению к месту, где получили Крещение их предки, Вселенский Патриархат должен позаботиться о том, чтобы обеспечить там соответствующую юрисдикцию.
Кипрская Церковь оставляет себя в распоряжении всех заинтересованных в примирении Церкви, «которую Господь приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
Священная Архиепископия Кипра,
18 февраля 2019
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем выдающихся русских первопроходцев Е.П.Хабарова и С.И.Дежнева
Точная дата кончины выдающегося русского первопроходца, исследователя Восточной Сибири Ерофея Павловича Хабарова, к сожалению неизвестна. Мы знаем лишь, что он отошел ко Господу в начале февраля 1671 года.
Он родился между 1605 и 1607 годами в семье крестьян-поморов. Зимой 1628 г. он добрался до реки Хетты, и в течение двух лет служил сборщиком пошлины в Хетском зимовье. В 1632 г. Хабаров прибыл в окрестности реки Лены, где до 1639 г. ходил по ее притокам, охотясь на соболей. Во время своих скитаний Хабаров собирал сведения о Лене, ее притоках, о живущих здесь народах, о полезных ископаемых края. Он стал первооткрывателем соляных источников в устье Куты и обнаружил там «угожие земли» под пашню. К весне 1641 г. он стал первым в этом краю землепашцем, а также построил первую в Восточной Сибири соляную варницу, наладил продажу соли и завел лошадей для перевозки государственных грузов в Якутск. Когда до Хабарова дошли слухи о богатствах амурских земель, он свернул свое прибыльное дело, собрал ватагу «охочих людей» и в марте 1649 г. отправился в новое путешествие. Осенью 1650 г. Хабаров прибыл на Амур и энергично стал осваивать край, за что в 1654 г. первопроходец был пожалован в «дети боярские».
Дата кончины другого замечательного русского землепроходца и полярного исследователя Семена Ивановича Дежнева тоже точно неизвестна. До нас лишь дошли сведения, что скончался он в начале 1673 года.
Родился он около 1605 года в одном из сел на Пинеге или в Великом Устюге в семье крестьян-поморов. Службу свою Дежнев начал рядовым казаком в Тобольске. В начале 1640-х гг. с отрядом казаков он перешел в Енисейск, затем — в Якутск. В поисках «новых землиц» Дежнев добрался до Колымы, где прослужил до лета 1647 г., а затем присоединился к промысловой экспедиции Федота Попова, в ходе которой Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова. Дежневу и его отряду «холодны и голодны, наги и босы» удалось добраться до берега Анадыря и обогнуть всю Чукотку. За 40 лет пребывания в Сибири Дежнев участвовал в многочисленных боях и стычках, получил не менее 13 ранений. Он отличался надежностью и честностью, выдержкой и миролюбием.
Исследовав новые земли, Дежнев отправился в Москву, до которой добрался осенью 1664 г. За службу и промысел (Дежнев доставил 289 пудов моржовых клыков) казак получил чин атамана и был назначен приказчиком (собирал ясак на реках Оленек, Яна и Вилюй). Во время второго приезда в Москву в 1671 г. Дежнев доставил в столицу груз соболиных мехов, но заболел и умер в начале 1673 года.
Русская линия
В Москве прошло первое общегородское собрание больничных священников
18 февраля 2019 года по инициативе Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете города Москвы в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошло первое общегородское собрание больничных священников столицы. Об этом сообщает Диакония.Ru.
Встречу возглавил председатель Комиссии по больничному служению, руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. В мероприятии приняли участие 73 священника, окормляющих медицинские учреждения Москвы.
«Больничное служение, к которому мы все причастны, в настоящий момент, может быть, одно из самых важных для Церкви. Когда человек находится в больнице, он открыт для проповеди и нуждается в утешении, — сказал во вступительном слове епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Когда мы посещаем больных с состраданием и сочувствием к их боли, это помогает нам учиться любви».
Больничный священник и член епархиальной Комиссии протоиерей Иоанн Кудрявцев также назвал больничное служение одним из самых важных по своей востребованности служений. «Часто именно в больнице люди задумываются о смысле жизни. И именно там должны сочетаться врачебная помощь с помощью духовной, как это было в раннехристианские времена», — отметил протоиерей Иоанн Кудрявцев. По его словам, сегодня в Москве около 250 стационарных учреждений медицинского профиля. В 140 из них расположены 96 больничных храмов, 17 часовен и 27 молельных комнат. В московских больницах постоянно совершают богослужения более 70 священников.
В ходе встречи выступавшие рассказали о целях и задачах работы епархиальной Комиссии по больничному служению. Среди целей Комиссии — организация больничного служения и инициирование создания больничных храмов: в настоящее время только половина московских больниц имеет храмы и молельные комнаты. Кроме того, Комиссия призвана участвовать в подборе и обучении больничных священников.
Работа Комиссии по больничному служению также направлена на подготовку волонтеров — помощников больничных священников. В конце 2018 года в Москве завершились первые курсы помощников больничных священников.
«Нам хотелось видеть человека более самостоятельного, чем волонтер, который мог бы посещать больницы как со священником, так и без него. В связи с этим помощник должен уметь корректно себя вести, уметь говорить с разными людьми, которые оказались в больницах: это дети, родители, взрослые и их родственники», — рассказал сотрудник Комиссии по больничному служению Сергей Архипов. Он подробно остановился на структуре прошедшего курса, образовательных блоках, отзывах выпускников курсов и перспективах их дальнейшего служения.
О принципах и формах больничного служения рассказал епископ Пантелеимон, подчеркнувший добровольность и безвозмездность данного вида деятельности. Опираясь на свой 28-летний опыт больничного служения, владыка Пантелеимон назвал три формы служения: больничное служение, которое совершается по просьбе больного или родных, обход больниц и совершение водосвятных молебнов в отделениях больниц.
«Важно сделать вызов священника простым и легким для человека, который хочет видеть священника. Церковь должна отзываться на любую просьбу, приходить на помощь всегда», — сказал архиерей.
Отмечая важность обходов больниц, епископ Пантелеимон сказал, что самому священнику важно понять людей, которые не ходят в Церковь. «Люди, далекие от Церкви, бывают нам непонятны. И в больнице можно встретить их. Но они тоже наша паства. Нельзя оставить их погибать, мы должны помочь им найти свой путь к Богу. Обходы могут совершать не только священники, но и их помощники, специально обученные люди», — подчеркнул глава Комиссии по больничному служению.
Наиболее эффективная форма больничного служения, по мнению председателя Синодального отдела по благотворительности, — это совершение водосвятных молебнов непосредственно в отделениях больниц. «Человеку, далекому от Церкви, прийти в храм — это преодолеть некий барьер. А когда мы приходим к ним в больницу, многие люди откликаются: например, готовы исповедоваться в первый раз».
Епископ Пантелеимон также представил книгу «Больничный священник», в которой рассказывается, что может сделать больничный священник для страдающего человека, а также даны подробные рекомендации по совершению служения в больнице, адресованные священникам, их помощникам и волонтерам.
«Для меня это собрание было очень поучительным: я познакомился с такими формами больничного служения, о которых не знал. Особенно много почерпнул из идеи совершения молебнов в отделениях больниц: я даже не думал, что так можно, — рассказал клирик храма Воскресения Словущего в Даниловской Слободе, окормляющий городскую больницу № 4, протоиерей Сергий Звонарев. — Меня беспокоил вопрос о том, что пациенты в стационарах маломобильны и не могут посещать храм, даже если он есть на территории больницы. Владыка подсказал, как может Церковь прийти в каждую палату».
В результате встречи многие участники предложили епархиальной Комиссии провести обучающие семинары по больничному служению для священников.
Русская линия
Объявлен конкурс малых грантов «Мы говорим по-русски!»
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви объявляет о старте конкурса малых грантов «Мы говорим по-русски!», сообщает Патриархия.ru.
Цель конкурса — содействие сохранению и развитию русского языка в России и его продвижению за рубежом на основе масштабного и разностороннего партнерства между Церковью, общественностью, предпринимателями и государственными структурами.
Заявки на участие в конкурсе будут приниматься с 20 февраля по 20 марта 2019 года (до 18.00 по московскому времени) на сайте http://newpravkonkurs.ru.
В конкурсе принимают участие проекты, реализуемые на канонической территории Русской Православной Церкви и в странах, имеющих организации, связанные с укреплением традиционных нравственных ценностей и православной культуры.
Победители конкурса будут объявлены не позднее 10 апреля. Реализация проектов начнется не ранее 28 апреля, завершится не позднее 28 августа.
Размер запрашиваемого гранта не может превышать 120 тысяч рублей. Грантовая поддержка победителям конкурса оказывается на условиях обязательного софинансирования расходов на реализацию проекта.
В рамках конкурса рассматриваются заявки по следующим проектным направлениям:
деятельность в сфере сохранения, развития и продвижения русского языка и русской словесности в России и за рубежом (проведение дней русского языка, словаря, письменности и культуры, интеллектуальных игр, литературно-музыкальных фестивалей, творческих конкурсов, научно-популярных лекций и т. п.);
создание и развитие новых форм, практик и проектов в направлении сохранения и развития русского языка и русской культуры;
поддержка мероприятий, направленных на формирование бережного отношения к речи, потребности в чтении русской литературы;
поддержка в сфере популяризации современной русскоязычной литературы, литературного творчества и мотивации к чтению (проведение книжных ярмарок, встреч с писателями, писательских и поэтических семинаров);
выявление лидеров и наиболее активных представителей сообщества, реализующих проекты по теме продвижения русского языка.
Конкурсный отбор поступивших заявок будет производиться в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы проектов конкурса малых грантов «Православная инициатива».
Русская линия
При участии Московской епархии открыта бесплатная школа русского языка для детей мигрантов
В Москве на базе воскресной школы при храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке открыта школа русского языка для детей мигрантов, в которой профессиональные педагоги, логопеды и волонтеры готовят детей дошкольного возраста к начальной школе, помогают школьникам по программе, сообщает Диакония.Ru.
Занятия для детей мигрантов проходят при поддержке Центра помощи мигрантам «Рядом Дом», организованного Миссионерской комиссией при Епархиальном совете города Москвы. Открытая школа по русскому языку при храме преподобной Евфросинии Московской — первый благотворительный церковный проект Центра в среде мигрантов.
«Мы оказываем профессиональные услуги для людей, которые находятся в менее защищенном положении, чем большинство русских людей в Москве. Опытные педагоги ответственно подходят к своему делу, готовя детей школе или помогая подтянуть предмет, — рассказал организатор социального центра помощи мигрантам „Рядом Дом“ и директор школы священник Дионисий Гришков. — Для нас также важно показать приезжим людям, у которых часто складываются негативные представления о местном населении, каков в действительности верующий русский народ, каким духом живет Православная Церковь, которая является другом и для них, а не только для русских, как они считают».
Кроме подготовительных уроков по русскому языку, в школе по русскому языку при храме преподобной Евфросинии Московской также проходят групповые занятия по русскому языку как иностранному. В школе три возрастные группы, в которых обучаются 16 человек. Детей обучают шесть профессиональных педагогов, в том числе логопед. Информация о школе распространяется через группы в социальных сетях, сайты и благотворительные организации для мигрантов. Большинство семей обращаются в школу, узнав о ней благодаря рекламе на благотворительных порталах для мигрантов или от знакомых.
Отец Дионисий рассказал, что школа планирует создать группу по подготовке к выпускным экзаменам детей из старшей школы и благотворительный детский сад, а также открыть несколько филиалов в различных районах Москвы.
Русская линия
Руководитель Синодального отдела по делам молодежи принял участие в праздновании Дня православной молодежи в Таллине
16−17 февраля 2019 года в Таллине по благословению митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения состоялось празднование Дня православной молодежи и 5-летия молодежного клуба «Сретение», сообщает пресс-служба синодального отдела по делам молодежи.
16 февраля, в канун Недели о мытаре и фарисее, дня памяти преподобного Кирилла Новоезерского, митрополит Евгений совершил всенощное бдение, а 17 февраля — Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Таллине.
Его Высокопреосвященству сослужили и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи протоиерей Кирилл Сладков, председатель отдела по делам молодежи Виленско-Литовской епархии иерей Константин Лазукин, духовенство храма иконы Божией Матери «Скоропослушница», кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского г. Таллина и храма Рождества Пресвятой Богородицы (Казанской церкви) г. Таллина.
Послушания псаломщиков и пономарей исполняли члены молодежного клуба «Сретение». За богослужением пел хор певчих молодежного клуба «Сретение» под управлением регента Екатерины Ломакиной.
По окончании Литургии митрополит Евгений поздравил протоиерея Кирилла Сладкова с днем тезоименитства и пожелал Его Высокопреподобию помощи Божией в деле миссии среди молодежи.
Торжества продолжились в Доме братства Черноголовых. С приветственным словом к присутствовавшим обратился председатель отдела по делам молодежи Таллинской епархии, руководитель православного молодежного клуба «Сретение», настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы иерей Виктор Мельник. Священник поздравил собравшимся с праздником Сретения Господня и юбилеем клуба, а также поблагодарил за труды организаторов праздника.
Далее состоялся показ фильма, посвященного истории клуба «Сретение».
Протоиерей Кирилл Сладков огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поздравил собравшихся с праздником Сретения Господня и обратился к ним со словом проповеди.
Гостей праздника также приветствовали митрополит Евгений и вице-мэр Таллина по делам культуры Вадим Белобровцев.
Владыка Евгений вручил церковные награды: медалью священномученика Исидора Юрьевского II степени были награждены диакон Дионисий Каспарович и Каллерия Бернгард; архиерейских грамот были удостоены Марина Каспарович, Наталья Хархан, Екатерина Ломакина, Ариадна Котта, Елена Ульянова, Анатолий Степанов. Архипастырь также подарил иконы священномученика Платона, епископа Ревельского, Евгению Шатохину, Андрею Кравцу, Никите Аксенову и Николаю Ломакину.
Члены клуба «Сретение» поздравили иерея Виктора Мельника и преподнесли в дар Его Преподобию икону праздника Сретения Господня c избранными святыми земли Эстонской.
Затем состоялся концерт, в ходе которого перед собравшимися выступили члены клуба «Сретение» и воспитанники воскресной школы Александро-Невского кафедрального собора.
Далее начал работу форум «Молодежь и Церковь в современном мире». Почетными гостями мероприятия стали митрополит Таллинский Евгений, протоиерей Кирилл Сладков, иерей Виктор Мельник, председатель Таллинского горсобрания Михаил Кылварт, старейшина Таллинского района Кесклинн Владимир Свет.
Русская линия
В Вологодской области отреставрировали уникальную церковь XVIII века
В селе Палтога Вытегорского района Вологодской области завершилась реставрация деревянного храма XVIII века, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на пресс-службу Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
«Сегодня мы можем вздохнуть с облегчением — реставрация церкви Богоявления 1733 года постройки окончена полностью, — отметила замдиректора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по реставрации Ольга Вороничева. — Блестящие страницы истории деревянного зодчества, вписанные вытегорскими церковными плотниками, всеобщими усилиями удалось сохранить для наших потомков».
Церковь Богоявления является памятником культуры федерального значения. Первоначально она представляла собой пятиглавый храм из темной лиственницы и сосны, главки были покрыты осиновым лемехом — пилеными деревянными дощечками. В XIX веке рядом построили каменную Знаменскую церковь, но деревянную разбирать не стали.
В советское время церковь была переделана под клуб: в ней соорудили перегородку, разделяющую трапезную на две части, а в 1939 году были снесены четыре главки. В 1947 году ценность храма как памятника архитектуры была признана властями, и объект стал охраняться государством.
В 2009 году в верхней части церкви произошло обрушение. За счет средств областного бюджета на памятнике были проведены противоаварийные и консервационные работы, а в 2011 году выполнен комплекс исследований и получено положительное заключение историко-культурной экспертизы на эскизный проект. Направленные в 2010—2011 гг. заявки на разработку проекта и реставрацию памятника не были включены в федеральную целевую программу «Культура России».
В 2014—2018 годах работы все-таки были начаты и финансировались на грантовые средства и на ассигнования федерального бюджета по ФЦП «Культура России» (в общей сложности более 26 млн. рублей). Реставрация проводилась методом полной переборки, специалисты восстановили рухнувшую церковь, включая сруб верхнего четверика, а также все деревянные главы.
Русская линия
В День православной молодежи в Сарове состоялся автомобильный крестный ход
17 февраля прихожане Свято-Успенского монастыря — Саровской пустыни отметили День православной молодежи. Саровчан ждали не только литургия и молебен, но и автомобильный крестный ход. Об этом сообщает пресс-служба Нижегородской епархии.
В Сарове праздник отмечают с 2016 года, традиционно во всех мероприятиях принимает участие наместник монастыря игумен Никон (Ивашков).
Автомобильный крестный ход был посвящен преподобному Серафиму Саровскому. После Божественной литургии и молебна святому колонна автомобилей с иконами преподобного Серафима и Божией Матери «Державная» от Монастырской площади отправилась на Ближнюю пустыньку. Отец Никон рассказал молодым людям о том, что именно здесь старец Серафим беседовал с Николаем Мотовиловым о смысле христианской жизни.
Далее участники автомобильного крестного хода проследовали на Дальнюю пустыньку. После совместной молитвы игумен Никон привел интересные факты из жизни батюшки Серафима на Дальней пустынке, окрестностям которой святой старец давал евангельские названия: река Иордан, Гефсиманский сад и другие.
После возвращения в монастырь еще один молебен был совершен во вновь отстроенном Успенском соборе, где ранее пребывали мощи саровского старца. В настоящее время внутри храма ведутся росписи, освящение собора запланировано на 31 июля.
Русская линия
Издана книга о блаженной Матроне Босоножке
Вышла в свет книга о блаженной петербургской старице Матроне Босоножке: 19 февраля настоятель храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)» иерей Богдан Полевой и клирик храма иерей Геннадий Титов получили первый тираж книги «Жизнеописание петербургской старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки)», вышедшей в издательстве «Левша», сообщает «Вода живая».
Издание включает в себя историко-архивные материалы, а также свидетельства о чудесах, собранные для прославления в лике святых старицы Матроны Мыльниковой (1833−1911).
Два года назад была создана рабочая группа при комиссии по канонизации во главе с иереем Богданом Полевым. Архивными исследованиями и написанием книги занимались священник Геннадий Титов и Лариса Юрявичиене. В подготовке материала им помогали специалисты-историки различного профиля из России (Санкт-Петербурга, Москвы, Костромы), Израиля и США. Были задействованы материалы многих крупных архивов: РГИА, ЦГИА, РГВИА, ИАТО, ИАКО, архива Русской духовной миссии, Иерусалимского Патриархата, Императорского Православного Палестинского Общества, музея Свято-Троицкого монастыря Джорданвилля (США).
Сигнальный экземпляр книги был представлен читателям еще до выхода тиража. Первая презентация состоялась 31 января на пленарном заседании XV Международной научной конференции «Икона в русской словесности и культуре» в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве. Вторая презентация прошла 17 февраля в центре «Молодежный» в поселке имени Морозова в рамках I съезда православной молодежи Ленинградской области. Обе презентации провел иерей Геннадий Титов.
Русская линия