Архиепископ Берлинский Марк: Константинопольский Патриарх попрал все каноны и своими действиям на Украине вверг Православие в хаос
Глава Германской епархии РПЦЗ направил открытое письмо в Германскую Ассамблею канонических православных епископов и выступил в поддержку УПЦ…
Первый заместитель председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви и глава Германской епархии РПЦЗ архиепископ Берлинский и Германский Марк обратился к епископам-собратьям, объединённым в Германской епископской ассамблее, с открытым письмом, в котором решительно выступил против одностороннего освещения церковной ситуации на Украине и выразил поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, сообщает официальный сайт Архиерейского Синода РПЦЗ.
«Признание новой псевдоцерковной структуры на Украине и выдача патриархом Константинопольским томоса об её автономии мы рассматриваем как шаг, ведущий ко многим смущениям, страданиям и разногласиям, и это на долгие годы», — говорится в обращении владыки.
«Заявленная Константинопольским патриархатом цель создать церковное единство на Украине, не достигнута. Наоборот, она отодвинута в крайнюю даль. Не только углублен ров между православными верующими на Украине и закреплено их разъединение, но и, как теперь выясняется, вызван тектонический сдвиг внутри всецелой Православной Церкви. Односторонними действиями нарушены отношения между церквями в нашей православной семье. Последствия останутся с нами надолго», — подчеркнул архипастырь.
Владыка Марк указывает на недопустимое давление, под которым находится ныне каноническая Украинская Православная Церковь с её Предстоятелем Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.
«Церковная ситуация на Украине вызывает нарастающую тревогу. Каноническую Украинскую Православную Церковь, находящуюся под руководством её предстоятеля, признанного всеми Поместными Православными Церквями, Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины, законодательно заставляют изменить название. Цель — принудить все приходы к перерегистрации и совершить пересмотр всех соглашений и договоров между государственными и церковными структурами. (Представим себе, что германское правительство потребовало бы от Римо-католической церкви в Германии провести официальное переименование, а название „Римо-католическая церковь“ было бы присвоено некой новой, только что созданной организации). Если же Церковь откажется от переименования — что было бы логичным, поскольку в нормальных обстоятельствах организации сами выбирают себе названия, а не получают таковые от государства, — то она должна считаться с непредсказуемыми, — разумеется, крайне негативными — последствиями, с потерей статуса юридического лица», — указал архиепископ Марк.
«В то же время епископов и священников вызывают в Службу безопасности Украины (СБУ), принуждают покинуть каноническую Украинскую Православную Церковь и присоединиться к новой структуре. Монастыри притесняются государством: им грозят передачей в третьи руки. Не в последнюю очередь это касается двух укоренённых в древней традиции и всемирно известных монастырей — Киево-Печерской и Почаевской Лавр (наш монастырь в Мюнхене наследник Почаевской традиции). Отъятию и передаче иным призваны послужить предложенные новые законы (№ 5309 и № 4128). К тому же, поскольку в результате советского наследия монастыри и храмы по-прежнему принадлежат государству, а не Церкви, оно теперь стремится определять „пользователей“ согласно собственным целям, без учёта подлинной преемственности. Предвосхищая события, была начата кампания запугивания: уже 29.11.2018 г. проведены обыски в зданиях, находящихся в ведении наместника Киево-Печерской Лавры, митрополита Павла. 05.12.2018 г. последовали подобные „посещения“ в епархиальных управлениях в Житомире, Коростене и Овруче. Радикалы захватывают храмы. Изгнаны те, кто молился в них раньше, и вынуждены совершать богослужения в частных домах. В своём Рождественском послании я уже подчеркнул: эта политика запугивания должна бы рассеять любые иллюзии у христиан и вообще людей доброй воли», — отметил владыка Марк.
Архипастырь уверен, что «едва ли найдётся более вредный для всецелости Православия прецедент — разве что Православные церкви резко отвергнут этот поступок, создав однозначность». «Изверженный в начале 1990-х годов сперва из духовного сана, а затем даже анафематствованный, но именующий себя „патриархом“ Филарет (Денисенко) — низложение которого многократно признавалось и подтверждалось Константинопольским патриархатом и лично патриархом Варфоломеем — почти 30 лет спустя, на скорую руку, односторонним административным распоряжением, не согласованным с другими Поместными Церквями, „восстанавливается“ (пусть и не в качестве „патриарха“, характерно однако, что сам Денисенко публично выступает вместе с президентом Петром Порошенко по-прежнему исключительно как „патриарх“). Так называемое „восстановление“ имеет свои последствия: оно ведь распространяется на все неканоничные хиротонии „епископов“ и „священников“, которые производились вопреки прещениям, совместно признанным всеми Поместными Православными Церквями. И вдруг недействительные хиротонии становятся действительными! Что это за издевательство над здравым правосознанием? Это разрыв с правилами, переданными нам Святыми отцами. Это удар в лицо Православных Церквей-сестёр, для которых соборность основа — взаимное признание административных актов! Всё это распахивает двери хаосу. То же касается признания Макария Малетича, который вовсе никогда не был канонично рукоположен во епископы. Он, более того, был запрещен ещё в 1989 г. митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко), тогда законным, но подался в „самостоятельность“. Следует ли теперь всецелому Православию покоряться таковым „самостоятельностям“ и „независимостям“, превращать их в норму?»
В письме упоминается также и политическое давление на другие Поместные Православные Церкви.
В то же время предстоятель старейшей православной епархии в Германии высказывается за открытый диалог между членами Епископской ассамблеи в Германии, которая — как Православие вообще в мире и в Германии — серьёзно пострадала от самочинных действий Константинопольского Патриархата. Владыка подчеркивает, что Церковь не должна быть втянута в политику вражды и обособления, которая не служит миру между людьми.
При этом архиепископ Марк упоминает миротворческий опыт своей епархии, которая внесла деятельный вклад в преодоление бывшего разделения внутри Русской Православной Церкви, а также указывает на опыт прямо противоположный тем процессам, которые сегодня активно продвигаются враждебными Церкви силами.
Диалог следует вести, с его точки зрения, в соответствующем сегодняшнему положению формате, что, конечно, является призывом к председателю Епископской ассамблеи, митрополиту Августину, подпись которого под «томосом» владыка называл фактом весьма и весьма прискорбным.
«С болью в сердце мы решили приостановить сотрудничество представителей нашей епархии во всех органах Ассамблеи православных епископов в Германии, в которых председательствуют подчиняющиеся Константинопольскому патриархату священнослужители. В частности, временно больше не будут посылаться представители в Комиссии по богословию и по образованию. Также должно пока прекратиться наше участие в заседаниях Ассамблеи», — пишет иерарх.
Архиепископ Берлинский Марк: Константинопольский Патриарх попрал все каноны и своими действиям на Украине вверг Православие в хаос Глава Германской епархии РПЦЗ направил открытое письмо в Германскую Ассамблею канонических православных епископов и выступил в поддержку УПЦ...