ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ИЕРАРХОВ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВЕРНЫМ ЧАДАМ ЦЕРКВИ
Милостью Божией Архиепископ Печский, Митрополит Белградский и Карловичский, Сербский Патриарх Павел и все иерархи Сербской Православной Церкви честному духовенству, достопочтенному монашеству и всем верным сыновьям и дочерям Святой Церкви нашей Пасхальное благословение и поздравление: Христос Воскресе! «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Дорогие духовные чада, люди спросят у вас: почему вера в Воскресение Христово, в его неоспоримую историческую реальность служит основой Православной веры? Почему праздник Воскресения называют Праздником Праздников и Святым Днем Святых Дней? Почему это величайшее из торжеств занимает центральное место в годовом круге церковных праздников? Почему пасхальные литургические богослужения достигают кульминации в пасхальной Божественной Литургии, самом прекрасном и светлом из всех богослужений Церкви? Отвечайте просто, но убедительно и убежденно: потому что Воскресение — это восстание из мертвых, а, значит, и полная, окончательная победа над последним, окончательным, величайшем и до Христа непобедимым врагом — смертью. Распятый Христос испустил дух на Кресте и поэтому в человечестве Своем умер печальной смертью; но Он также реально восстал из гроба и истинно «воскрес в третий день, по Писанию». Поэтому святой Апостол Павел был совершенно прав, когда провозгласил, что христианская вера и христианская проповедь будут пустыми и напрасными, если Христос не воскрес (1 Кор. 15:14,17). Один из наших духовных отцов и богословов писал, что всякая философия и особенно всякая религия должны проверяться именно на этом вопросе, центральном вопросе человеческого бытия и человеческой деятельности, на вопросе смерти. Из всех религий лишь христианство прошло это испытание перед каждым человеком и перед всем человечеством; оно прошло это испытание и, более того, прошло его не на словах, но в делах и подлинных событиях Воскресения Христова. После Воскресения Христова все становится ясным, недаром Апостол с радостью восклицает: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55). Воскресение Христово свидетельствует о единственной истине, благой и радостной вести: «Поглощена смерть победою!» (1 Кор. 15:54). Преисподней или аду как состоянию смерти, как царству беспросветной духовной тьмы, где не видно ни Бога, ни человека, Воскресением Христовым нанесен сокрушительный удар. Смерть ожесточилась из-за отсутствия надежды на избавление, потому что, по словам св. Иоанна Златоуста, встреча с Воскресшим Господом ее опустошила и обессилила, сковала цепями, погубила и, более того, умертвила. Воистину Воскресение — это торжество жизни и смерть самой смерти. Если мы чада Церкви и православные христиане, то есть «если мы веруем, что Иисус умер и воскрес» (Фес. 4:14), значит, своими словами, делами и всем своим существом мы должны быть свидетелями Его Воскресения (см. Лк. 24:46−48 и Деян. 1:22) и свидетельствовать о Самом воскресшем Господе (см. Деян.1:8). Поэтому очень важно и даже необходимо, чтобы мы поняли, что Воскресение Христово — это и наше воскресение, воскресение каждого из нас — личное и индивидуальное. В самом деле, мы исповедуем и провозглашаем эту великую истину словами символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизнь будущаго века». Наставляя учеников Своих и народ во время Своего земного служения, Спаситель говорил, что не только Он будет предан смерти и в третий день воскреснет (Мк. 8:31, Лк. 9:22, 24:6−7 и Ин.20:9), но и о том, что все верующие в Него воскреснут в последний день. (см. Ин.6:39−40,44,54) Следовательно, воскресший Христос не одинок: Он «первенец из умерших» (1 Кор. 15:20,23) или первый восставший из мертвых (см. Деян. 26:23) и поэтому — первородный между многими братиями (см. Рим. 8:29), принадлежащий «к торжествующему собору и церкви первенцев» (Евр.12:23). Возможно, вы спросите себя: как это может быть? Как возможна такая связь? Как можем мы надеяться избежать смерти через общее воскресение на том лишь основании, что конкретная историческая Личность когда-то, почти две тысячи лет назад воскресла из мертвых? Все верно, братья и сестры, это не только возможно, но так и бывает в действительности, потому что Христос есть Богочеловек, единственная Личность, по природе Своей полностью и истинно божественная и одновременно полностью и истинно человеческая. Соединенная с полнотой божественности, неделимо и нераздельно, но без смешения или изменения, Его человеческая природа была без греха. Поэтому Он умер на Кресте не потому, что должен был умереть, как должны умереть все грешники, пораженные смертностью, ибо в конце концов грех — это разрыв человеком животворящего союза любви с Богом. Напротив, Христос отдал Себя на смерть добровольно, принеся Себя в жертву «за жизнь мира и его спасение». Но в действительности, умирая на Кресте, вкушая всю трагедию смерти, Он умер как человек, а не как Бог: как Бог Он «Бог живый и Бог живых», вечно восседающий на «престоле с Отцом и Духом Святым», ибо «зане не бяше мощно держиму быти тлением Начальнику жизни» (Божественная Литургия Св. Василия Великого; см. Деян. 2:24). Он воскресает как Бог, а точнее, как Богочеловек, ибо Его человеческая природа возвратилась от смерти к жизни, но не к преходящей и порочной жизни мира сего, а к жизни грядущего века, непадшей и несокрушимой. И все же человеческая природа присуща и Его Личности, как присуща она каждому человеку. Поэтому Его воскресение есть также воскресение нашей природы и благодаря этому — каждого из нас как личностей: «Ибо, как смерть через человека, так через Человека и воскресение из мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:21−22). Благодаря этим прекрасным словам, мы можем понять двойную сущность евангельского свидетельства о Воскресении Христовом: хотя во многих местах говорится, что Христос воскрес, в других местах святые апостолы свидетельствуют о «Иисусе Назорее, Муже засвидетельствованном от Бога», что «Бог воскресил Его» (Деян. 2:22−24; 2:31−32; 12:30−37 и 17:31) Духом Святым (см. Рим. 1:4). Таким образом, мы переживаем Воскресение Христово как воскресение жизни, основанное на личных отношениях между Богом и человеком, а также на взаимной любви, которая эти отношения наполняет. Веруя в Воскресение Христово и радостно празднуя его, мы все вместе выражаем нашу «надежду на Бога, что будет воскресение мертвых» (Деян. 24:15; 24:26; 1 Кор. 15:12−13 и 42−47; Евр. 6:2), общее воскресение «в последний день» (Ин. 11:24). Без Христова Воскресения в истории не будет и воскресения нас, людей, в конце истории: «[Если Христос не воскрес], то и умершие во Христе погибли» (1 Кор. 15:15−18). А раз так, значит, мы вместо великой радости Пасхи как перехода от смерти к вечной жизни остаемся со скорбным уважением к «теням умерших», значит, «мы несчастнее всех человеков», ибо «в этой жизни надеемся на Христа» (1 Кор. 15:19). Конечно, мы можем сказать и обратное: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» (1 Кор. 15:3; 15:15−16). Но, братья и сестры, вера наша во Христово Воскресение и грядущее воскресение всех — это не безосновательное заблуждение верующего. Напротив, это духовное знание, непосредственно пережитое нами в той степени, в какой мы истинно православные христиане, то есть в той степени, в которой мы живем в Церкви и воспринимаем ее как Союз Бога и человека, как Собор Святых, как Народ Божий, а не как идеологию и, еще меньше, как религию. Уже здесь и сейчас через наше присоединение к Телу Церкви во Святом Крещении мы можем вкусить окончательное воскресение через наше личное участие в Крестной смерти и Воскресении Христа (см. Рим. 6:3−5). Подобно этому, вся христианская жизнь и труды, через участие в страданиях Христа, могут позволить нам заранее принять участие и в будущем воскресении мертвых (см. Фес. 3:10−11). Высшую точку этого участия и полноту этого предвкушения мы переживаем на Святой Литургии, в нашем евхаристическом соединении с Христом, Воскресшим Господом нашим, во Святом Причастии. Мы соединяемся с Господом, Который пришел в мир и был среди нас, Который приходит к нам во Святом Духе, где бы ни собирались мы во имя Его за Его Святой Праздничной Трапезой жизни и любви. Это Он, Который снова грядет во славе и к Которому мы беспрестанно и всеми силами взываем совершенными словами Новозаветного Писания: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20). Тело и Кровь Христовы, Хлеб Жизни и Питие Бессмертия, наши истинные Пища и Питие есть залог воскресения «в последний день» и жизни вечной (см. Ин. 6:32−55). Человек бессмертен не по своей природе или необходимости бессмертия, но лишь через Святое Причащение благодатных Даров, которое есть участие в Союзе с Жизнедавцем, как учит нас Сам воскресший Господь: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:57). Истинное учение Евангелия о Кресте и Воскресении направляет нас, дорогие наши духовные чада, к непреложному основанию нашей жизни и наших трудов. Это основание дарит нам надежду среди безнадежности бездуховной цивилизации и дает оптимизм под безжалостными ударами так называемого «нового порядка вещей» в мире — нового по названию, но старого по своей бесчеловечности. Наш опыт и наша истина, наша система ценностей и наше социальное устройство, наше искреннее свидетельство и наше отношение к ближним как к своим братьям берут начало в славном пасхальном опыте Церкви, которому уже почти две тысячи лет. Это означает, что наши надежды и оптимизм рождены новой жизнью с основанием во Христе и принесенной на Кресте жертве, самой радостной победой Воскресения, единством Святого Духа и всеобщим единстве Церкви, совершенно провозглашенном и реализованном в общении, которое мы все имеем с Ним. В одной из наших гимнов мы вместе молимся: «О Пасха велия и священнейшая! Христе. подавай нам истее Тебе причащатися в невечерннем дни Царствия Твоего!» Следовательно, мы ищем и предлагаем нашим ближним избавление от всех бед и ответ на все их и наши вопросы здесь и сейчас в единственном истинном Христе, Господе Славы, нашей личной Пасхе, Агнце Божием, Который пострадал и принес Себя в жертву за нас, но Который победит и уже победил семиглавого дракона апокалиптической бездны и всех слуг и союзников его в истории (см. Откр. 17:7−14). Вот ответ на один из самых сложных вопросов, стоящих сейчас перед человечеством, — вопрос о том, как сохранить мир, в котором мы живем, как спасти окружающую нас среду и наш общий человеческий дом. Мы сбережем его, храня верность Кресту и жертвуя собой ради мира, а не принося мир в жертву себе; просвещенные Воскресением и призванием нашим быть царями и священниками творения Божия (Откр.5:10), соделавшиеся достойными, в Церкви мы спасем и преобразуем не только самих себя, но и природу, когда верою узрим «новое небо и новую землю» (Откр. 21:1). В этом же ответе следует искать выход из драмы в Косово и Метохии, той части нашего Отечества, которая до Второй мировой войны по праву носила название «Старая Сербия»; она была, есть и будет колыбелью Сербии и духовным центром всех православных сербов. Все искренние предложения и честные попытки решить проблемы этого края заслуживают уважения, если они способствуют решению, которое позволит сербам жить в Косово и Метохии в мире и свободе вместе с албанским и другими народами, пользуясь с ними одинаковыми правами. Жестокое нападение НАТО на Югославию заслуживает всяческого осуждения: предложив миру непревзойденное по своему цинизму объяснение, что альянс якобы желает предотвратить «гуманитарную катастрофу», Североатлантический блок принес на нашу землю ужасные страдания и разрушения. НАТОвская «логика» насилия — настоящая трагедия как для сербов, так и для всех этнических групп Косова и Метохии. Вместо ведения преступной, захватнической и смертоносной войны мы, православные христиане, прежде всего должны действовать согласно нашему пониманию Креста и Воскресения, то есть оставаться верными древнему Завету Косова (а если понадобится, то и вернуться к нему), который есть духовное и историческое воплощение вечного Евангелия Христова, ибо он основан на жизни и наследии святого и благородного князя Лазаря, героя и рыцаря свободы, какой не найти в этом мире, но лишь во святости и справедливости Царства Небесного. том пути поражение невозможно, ибо он освещен сиянием Воскресения. Да померкнут тревоги и мучения нашего времени перед светом и радостью Воскресения Господня. Давайте никогда не забывать, что Его Воскресение — это начало, гарантия и прочное основание нашего воскресения! Да не будет смерти и разрушения ни для кого, но жизнь и спасение для всего живого и всего существующего! С этими мыслями, чувствами и исполненными молитвы наилучшими пожеланиями мы еще раз поздравляем всех самым радостным и неповторимым из всех поздравлений: Христос Воскресе! Сербский Патриархат, Пасха 1999 года. Ваши ходатаи перед Богом: Архиепископ Печский, Митрополит Белградский и Карловичский, Сербский Патриарх Павел и 32 иерарха Сербской Православной Церкви. Неавторизованный перевод с английского.