СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОГО ИОНАФАНА, АРХИЕПИСКОПА СУМСКОГО И АХТЫРСКОГО (УПЦ)
на Всеукраинском христианском форуме 25 мая 1998 г.
«Плод правды сеется творцами мира» (Иак. 3,18)
«Мы все живем надеждой на победу правды и света». Это замечательное выражение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — Предстоятеля многонациональной и многомиллионной Украинской Православной Церкви, вполне перекликается с девизом настоящего форума: «Плод правды сеется творцами мира». Ключевым словом, объединяющем эти два крылатых выражения является слово «мир». Мы не можем не вспомнить, что это слово было произнесено и в рождественскую ночь святыми ангелами: «Слава в вышних Богу и на земле мир» (Лк.2.14). На вечери любви Основатель нашей Церкви — Христос Спаситель завещал Своим ученикам: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ио.14.27). Искупленному человечеству праведный Бог даровал Свой, непохожий ни на что, неотъемлемый мир — мир, который, по словам святого апостола Павла, превосходит всякий человеческий ум (Флп. 4.7.). Мы должны признать, что стремление к установлению на земле подлинного Божьего мира находится в тесной взаимосвязи с нравственным состоянием человеческого общества, с наличием в нем движения к идеалам святости и духовным возрождением каждого его члена. Очевидно, здесь мы соприкасаемся с проблемой нашей общей ответственности за народ Божий, за судьбу нашего отечества, христианскую культуру, — за все, что несет на себе печать Божьего присутствия в мире и мира Божьего на земле. «Плод правды сеется творцами правды» — учит нас Слово Божие. А это есть ничто иное, как обращенный к нам Божественный призыв к противлению недоброму, несправедливому и неправедному, к творению и сеянию добра в людях и в обществе. В свете вышеизложенных суждений предстоящее празднование 2000-летия Рождества Христова просто обязано стать инструментом самого благотворного проникновения Истины и Мира Божьего в сердца людей. И для этого еще имеется достаточный потенциал. Ибо нет практически такой сферы в жизни и деятельности украинского общества, где бы христианство не оказало своего обновляющего влияния. Поэтому нет ничего странного в том, что Церкви, правительства христианских и даже мусульманских стран, религиозные, общественные и международные организации уже приступили к подготовке к юбилею. Во многих странах проходят международные форумы и конференции, посвященные предстоящему событию. Так Комиссией Организации Объединенных Наций «религия, духовность и экоразвитие цивилизаций» создан специальный комитет по подготовке и празднованию, где сопредседателем ее избран Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Начал свою деятельность Всеправославный комитет во главе с патриархом Иерусалимской церкви Диодором. В Украине Указом Президента образован национальный комитет. Украинская Православная Церковь организовала свою юбилейную комиссию, в которую вошли не только церковные, но и общественные деятели. На днях ее ряды пополнили и руководители трех крупных общественных организаций страны — Совета ветеранов войны и труда Украины, «Союза Чернобыль Украины», Украинского союза ветеранов Афганистана, представители украинского Низового запорожского казачества. На комитет, созданный при ООН, возложена задача разработки программы празднования и ее выполнения. Посланы приглашения возложить на себя обязанности сопредседателей патриарху сербскому и патриарху Грузинской православной церкви. Кроме ООН, в него входят самые различные организации: ЮНЕСКО, Украинская православная церковь, римо-католическая церковь, Армянская апостольская церковь, поместные православные церкви, исламское, буддистское и иудейское объединение, правительства государств, международные фонды, комитеты и организации. Он уже имеет представительства в Женеве, Нью-Йорке, Вашингтоне, Риге, Казани, Сан-Диего и в Самарканде. Очередная встреча членов комитета состоялась в Швейцарии, где в основном обнаружились проблемы финансирования. Для крупномасштабных программ нужны немалые средства, и поэтому приняты были обращения и к Папе римскому, и к Всемирному Совету Церквей, и к Конференции европейских церквей, и к правительствам многих стран с просьбой принять участие в финансировании мероприятий, 50 процентов которого должна взять на себя Организация Объединенных Наций. Любопытно, что первыми откликнулись на наше обращение Саудовская Аравия и Египет. Из европейских стран согласие прислали Швейцария, Германия и Финляндия. Программы еще разрабатываются, но уже решено, что торжества начнутся с Назарета, места Благовещения, где комитет примет участие в строительстве крупного христианского центра. Государство Израиль под этот проект выделяет землю. В честь знаменательного события будет созвана специальная сессия генеральной Ассамблеи ООН. Всеправославный комитет по подготовке к празднованию юбилея Рождества Христова 6 февраля этого года принял решение, что торжественные мероприятия начнутся по старому стилю, то есть Юлианскому календарю, 7 января 2001 года. В Иерусалиме соберутся Предстоятели всех 15 канонических поместных православных церквей, будут приглашены главы христианских государств. Празднование начнется в Вифлееме, 12 дней будет продолжаться в Назарете и Иерусалиме, оттуда перекинется во все страны и через год завершится в том же Вифлееме, где также планируется строительство храма. Украинская Православная Церковь уже начала торжества. В январе прошлого года впервые за всю историю Украины в Запорожье на высоком уровне прошел крупнейший христианский форум — международная духовно-светская конференция «Аще возможно, будьте в мире со всеми», в которой приняли участие епископат православной церкви, зарубежные делегации, деятели науки (37 академиков и 68 докторов наук). С 29 июня по 1 июля состоялась вторая международная конференция «Во все земли изыде вещание их» в Херсонесе, где святой князь Владимир принял крещение. В ней приняли участие не только православные, но и христиане-баптисты, католики, адвентисты 7-го дня, делегации из Румынии, Польши, Болгарии. В нынешнем году планируется проведение двух подобных конференций: в Почаеве и в Киев. e. Принято решение после 78-летнего перерыва возобновить издание знаменитых «Трудов Киевской духовной семинарии», а также Нового завета, Катехизиса для детей на украинском языке, альбома «Укра инские православные монастыри», выпустить ряд других изданий. Во всех епархиях православной церкви созданы комиссии по подготовке к юбилею Рождества Христова. Каждая община умножает свои усилия, чтобы достойно встретить великое событие. Украинская Православная Церковь участвует в общенациональной программе по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова. Недавно Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир совершил архипастырский визит в западные епархии УПЦ. Он побывал во Львове, Тернополе, Луцке, Почаеве, где имел многочисленные встречи с духовенством и православными верующими, провел с ними беседы о предстоящих юбилейных торжествах. Блаженнейший митрополит отметил, что православные верующие уверены в своей правоте, хотя, конечно, очень сожалеют о расколе в Православии. Наше духовенство спокойно, оно готово, несмотря на имеющиеся трудности вместе со всей Полнотой Матери-Церкви достойно встретить 2000-летие Рождества Христова. Сегодня мы слышим призывы к миру, единству или объединению «церквей». Подчас эти призывы исходят от сил далеких от подлинного христианства, от возрождающей душу божественной правды и от спасающей благодати Святого Духа. А иногда даже от лиц, находящихся вне лона Православной Церкви Христовой и враждебно относящихся к ее спасительной миссии. Степень их отдаления от Истины Божией и их вражда к Православию сделала невозможным участие нашей делегации в совершении т.н. экуменических молитв перед началом нашего Всеукраинского христианского форума, чего требуют апостольские правила и каноническое право Православной Церкви. По этой же причине ранее Предстоятель УПЦ отказался принять участие в экуменическом молебне 11 м ая сего года в начале работы Верховной Рады Украины вместе с «главами» раскольнических группировок УПЦ-Кп и УАПЦ. Это не вызов нашей Церкви христианам других исповеданий. Это всего лишь следствие, результаты печальной действительности религиозной жизни — расколов не только в Украине, но и во всем мире. Я прошу понять наши религиозные чувства и деликатность ситуации. Я обращаюсь к организаторам подобных форумов с просьбой в будущем при составлении их программ учитывать невозможность участия делегации УПЦ в совершении экуменических молитв, вызывающих непонимание и неприятие их значительной частью верующих и духовенства во всех канонических Православных Поместных Церквах. Я хочу напомнить о том, что с 29 по 2 мая 1998 года в Салониках (Греция) состоялось Всеправославное совещание «Оценка новых фактов в отношениях между Православием и экуменическим движением». На нем было, в частности, решено, что православные делегаты не будут принимать участие в молитвах и других религиозных церемониях Всемирного Совета Церквей, а также в голосования и дискуссиях этой экуменической организации (за исключением особо оговореных случаев). Все это ставит под сомнение принципиальную возможность в будущем официального участия делегации Украинской Православной Церкви в экуменических форумах, подобных нашему, равно как и в Всеукраинском Совете Церквей и религиозных организаций, являющимся по сути аналогом Всемирного Совета Церквей. Вместе с тем мы единодушны в своем понимании необходимости участия УПЦ в иных форм ах межхристианской деятельности. Сегодня мы также вправе задать вопрос: а достижим ли вообще на Украине сколько-нибудь прочный и надежный межконфессиональный мир при грубейшем нарушении правды Божией? Ибо там, где нет правды Божией, там не может быть и подлинного мира. А призывы к миру в таком случае становятся лишь прикрытием темных и злых целей и замыслов. Ведь не секрет, что у нас некоторые политики, чиновники, отлученные от Церкви лица или руководители неких «духовных фондов» постоянно вмешиваются во внутреннюю жизнь УПЦ, ее двухсторонние отношения с братскими Церквами, в частности с РПЦ, глумятся над тем, во что они не веруют, выступают с абсурдными обвинениями в адрес нашей Православной церкви, требуют, чтобы мы, вопреки каноническим правилам, немедленно разорвали каноническое общение с Русской Православной Церковью и объединились с инославными неканоническими образованиями в некую УППЦ — «национальную» поместную церковь и непременно к 2000-му году. В последнее время к этой компании присоединился т.н. Фонд духовного единения Украины. Богословская комиссия при Священном Синоде УПЦ уже дала оценку этой «объединительной инициативе» как та кой, что противоречит канонам Православной Церкви. А Предстоятель УПЦ был вынужден обратиться с письмом к Премьер-министру Украины с требованием дать оценку деятельности фонда, отметив, что «чем меньше нецерковные люди будут вмешиваться в церковные дела, тем быстрее Украина будет иметь единую Поместную Церковь». К сожалению, по словам Предстоятеля УПЦ, и после подписания известного Меморандума против общин УПЦ продолжают применяться методы насилия и захваты. Так, в Луцке представители УПЦ-КП не пускали архиепископа Нифонта на епархиальное собрание, оскорбляли и глумились над ним. Во Львовской области был учинен поистине сатанинский шабаш — в часовенке на кладбище, где молились православные, все разрушили. В Обуховском районе был захвачен храм, который едва ли не единственный из 350 наших храмов Киевской области был не в «пользовании», а собственностью православной общины. До сих пор чиновники от «госатеизма» отказывают православным Украины возвратить все незаконно отобранные после 1917 года храмы, монастыри и имущество. Предстоятелю УПЦ упорно не возвращается его историческая резиденция — митрополичьи покои в Киево-Печерской Лавре. В руинах Успенский собор Лавры. И это несмотря на то, что УПЦ готова восстановить его за свой счет. Священный синод УПЦ не раз обращался к Президенту, парламенту и правительству Украины с призывом прекратить произвол и дискриминацию Украинской Православной Церкви. В ответ либо отмалчивание, либо ни к чему и никого не обязывающие словесные обещания. Все это глубоко оскорбляет верующих УПЦ, в том числе и 12-ти миллионную общину этнических русских — граждан Украины, вызывая недоверие к политике государства в отношении к Церкви, в том числе и к Президенту страны. Но украинскому православию к преследованиям и притеснениям не привыкать. В прощальной беседе Христос сказал своим ученикам: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас». Но неужели кто-то и впрямь думает, что если за 70 лет преследований не смогли выжечь из нашего народа православную веру в Бога, то его можно насилием и обманом заставить верить в очередного «спасителя Украины»? «Мы будем оберегать нашу святую Украинскую Православную Церковь, чего бы это не стоило, даже ценой собственной жизни, как это сделали недавно канонизированные 120 новомученников Черкасских, расстрелянных безбожной властью за веру Христову», — заявляют наши верующие. Мы хотим только одного: чтобы нас перестали считать людьми второго сорта, темным, забитым народом, неспособным понять где истинная Православная Церковь. Мы считаем своим долгом передать нашу веру потомкам такой же чистой, какой получили ее от святого апостола Андрея Первозванного и святого князя Владимира. А для этого необходим мир. Тот мир, который заповедал нам Христос Спаситель: мир с Богом, мир со своей совестью, мир со всеми людьми доброй воли. Поэтому наша тысячелетняя Украинская Православная Церковь, ее Предстоятель Блаженнейший митрополит Владимир приветствует любые шаги по достижению мира, взаимопонимания и согласия в украинском обществе. Необходимы лишь добрая воля, законопослушание, терпение, уважение к Конституции Украины, провозгласившей принцип отделения государства от Церкви, обязательный для каждого гражданина страны, на пути продвижения к поставленной цели. И пусть всемилостивый Господь поможет всем нам осознать всю важность и ответственность предстоящих нам трудов, дабы вожделенный и заповеданный нам от Господа мир стал реальностью в нашем общем независимом многонациональном украинском доме.