ПАТРИАРШИМ БОГОСЛУЖЕНИЕМ В СВЯТО-ДАНИЛОВОМ МОНАСТЫРЕ БЫЛ ОТМЕЧЕН ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО
Как собиратель Земли Русской, положивший начало объединению удельных княжеств вокруг Москвы, вошел в отечественную историю благоверный князь Даниил — младший сын Александра Невского. Но не огнем и мечом, не военной силой, напомнил Патриарх, созидал и укреплял князь Московское княжество, а кротостью и смирением, являя себя миротворцем. Всего однажды он с оружием в руках отразил нападение на Москву татарской рати, задолго до Куликовской битвы показав Золотой Орде силу русского войска. В конце жизни 42-летний князь принял монашескую схиму в основанном им Даниловском монастыре и завещал похоронить себя на Даниловском кладбище как простого монаха.
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ В СВЯЗИ С ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКТОМ ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ
СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ ВРУЧЕНА НАГРАДА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ
Награда была вручена 3 марта на встрече Его Святейшества с представителями средств массовой информации, состоявшейся в его рабочей резиденции в Чистом переулке. Журналисты поздравили Предстоятеля Русской Православной Церкви со славной годовщиной со дня его рождения и дали высокую оценку его общественному служению, вселяющему в души людей веру, надежду, мир. В условиях душевного дискомфорта большинства россиян, вызванного политическими, экономическими и финансовыми проблемами, Русская Православная Церковь является одним из немногих институтов, способных спасти народ от отчаяния, заявил председатель совета клуба, главный редактор газеты «Вятский край» В.В.Смирнов.
В ответном слове Святейший Патриарх Алексий заверил представителей прессы, что Церковь всегда открыта к сотрудничеству со средствами массовой информации в деле возрождения нравственных и духовных ценностей. Его Святейшество также упомянул о проблемах, к сожалению, возникающих во взаимоотношениях между Церковью и прессой. «Наш народ заслужил лучшей доли, чем та, которая ему сейчас уготовляется, — сказал он, в частности. — Люди месяцами не получают честно заработанные деньги, не получают за свою многолетнюю трудовую деятельность пенсии. Тем временем через некоторые средства массовой информации внушается представление о том, что жизнь человеческая не имеет никакой ценности. В американских фильмах „супермен“, хладнокровно убивший человек этак двадцать, предстает героем. А недавно я беседовал с подростками, приговоренными к десяти годам заключения за убийства. Слава Богу, сейчас в обществе постепенно растет понимание того, что возвращение нравственных основ в нашу жизнь необходимо».
МЕДАЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ФОНДОВ МИРА ВРУЧЕНА ПРЕДСТОЯТЕЛЮ ЦЕРКВИ
А.Е.Карпов с благодарностью отметил многолетнее участие Его Святейшества в движении за сохранение мира. Поблагодарив за высокую награду, Святейший Патриарх Алексий рассказал о миротворческом служении Русской Православной Церкви и ее сотрудничестве с Ассоциацией фондов мира — одной из немногих общественных организаций, действующих ныне во всех независимых государствах, образовавшихся после распада СССР. «С 1963 года я был в правлении фонда мира, — подчеркнул он. — Эта организация служит миру и согласию между народами, утверждению идеалов добра». Его Святейшество с удовлетворением отметил вклад МАФМ в дело возрождения порушенных святынь Русской Православной Церкви — Оптиной пустыни, Валаама, Донского монастыря и других. В состоявшейся затем краткой беседе с журналистами Святейший Патриарх Алексий II высказался в поддержку достижения согласия между ветвями власти и политическими силами России и выступил с призывом отказаться от силовых методов решения конфликта в Чечне. «Во время трагедии в Чечне в начале 90-х годов мы несколько раз обращались с заявлениями, пытаясь предотвратить кровопролитие», — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СЧИТАЕТ, ЧТО МЕЖРЕЛИГИОЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО КОСОВО ВЫПОЛНИЛА СВОЮ ЗАДАЧУ
«Во-вторых, — сказал он, — нам удалось продекларировать две важные вещи: религиозные деятели не поощряют силу как инструмент решения проблем и надеются на мирное урегулирование всех вопросов».
Представитель РПЦ сообщил также, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий П направил участникам конференции послание: ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II УЧАСТНИКАМ РЕЛИГИОЗНОЙ ВСТРЕЧИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ ПО ВОПРОСАМ МИРА И ТЕРПИМОСТИ В КОСОВО (Вена, Австрия, 16−18 марта 1999 г.) 17/03/99
Досточтимые братья и сестры — участники миротворческого форума в Вене! Примите мои сердечные приветствия и пожелания благословенного успеха в ваших трудах.
Усилия по сохранению и созиданию мира, предпринимаемые последователями различных религий в сотрудничестве с государственными и общественными силами, — ныне важны как никогда. Ибо не прекращаются попытки разделить верующих, противопоставить их друг другу, использовать их чувства для разжигания греховных страстей. Впрочем, это лишь побуждает нас умножить труды, ведущие к примирению и согласию.
Одной из наиболее серьезных проблем, требующих нашего совместного участия, является ситуация вокруг Косово. Глубоко убежден, что существуют все возможности для мирного преодоления имеющихся трудностей и разногласий, для гармонизации местнических отношений в крае. Этнические албанцы, проживающие в Косово, должны иметь твердые гарантии свободного национально-культурного развития, соблюдения прав человека. В то же время необходимо помнить, что не существует никаких правовых и нравственных оснований для отчуждения от Сербии края, исторически являющегося одним из символов сербской духовной традиции, культуры и государственности, духовным центром братской Сербской Православной Церкви.
Мои пасомые высоко ценят усилия, предпринимаемые международным сообществом и отдельными странами ради содействия установлению прочного мира в Косово.
Однако необходимо обеспечить строгое соответствие этих усилий нормам международного права, исключить возможность нелегитимных и морально сомнительных попыток силового вмешательства в ситуацию со стороны отдельных стран или групп государств. Полагаю важным и решительное обличение двойных стандартов в подходе к косовской и иным подобным ситуациям. Тот, кто по-разному применяет одну и ту же норму закона или морали, неизбежно теряет право выступать в качестве авторитетного арбитра.
Балканы однажды уже стили очагом мировой войны. История XX века не риз были омрачена кровопролитием на этой земле. Великие державы, из числа которых я не исключаю и Россию, совершили немало ошибок, стоивших народам Балкан многих страданий. Достаточно вспомнить поспешный процесс превращения административных границ бывшей СФРЮ в межгосударственные, который не оставил шанса на предотвращение целого ряды вооруженных конфликтов.
Мы, религиозные деятели, не можем исправить ошибок политиков. Но в наших силах призвать народы к примирению, противопоставить силу любви силе вражды, гордыни, алчности, самонадеянности. Сделаем же все, что способны, дабы не дать разгореться братоубийственной брани, в огне которой сгорят тысячи и тысячи человеческих судеб. Пусть жители Косово устроят жизнь свою в мире и соработничестве друг с другом. К каждому из них хочу обратить призыв Псалмопевца Давиды: «Уклоняйся от злы и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33, 15).
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II
КРЕСТНЫЙ ХОД В МОСКВЕ
37. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
38. итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. ГЛАВА 9.
14 марта, накануне празднования Держаной иконы божьей Матери, по Москве прошел крестный ход. Тысячи москвичей пришли в этот день к часовне Героев Плевны. Уже много лет в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России собираются многолюдные шествия в памятные дни, связанные с именем Царя Мученика Николая II и его Семьи. Это день его рождения 19/6 мая, день его вынужденного отречения от престола 15/2 марта, и день мученической кончины 17/4 июля. В этом году первый крестный ход в прошедшее воскресенье собрал небывалое доселе множество молящихся. Лента крестного хода протянулась по набережной Москвы-реки на всем протяжении Кремлевских стен. Все было: и Крест во главе шествия, и хоругви, и соборное пение молитв, и даже колокольный звон был на передвижной колокольне, а уж люда православного — тысячи, только одного не было — не было ПАСТЫРЕЙ! НИ ОДНОГО!
В Москве есть правящий архиерей, по титулу — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, у него есть пять викариев, в Москве проживают и другие архиереи Русской Православной Церкви, московский клир насчитывает многие сотни протоиереев, игуменов, иереев, иеромонахов, диаконов и ни один из них не пришел к своей пастве. Среди «изнуренных и рассеянных толп» изредка попадались знакомые лица священников, но все они шли не во главе крестного хода, не как пастыри в облачении и с крестами, а как простые миряне.
В удивительное время мы живем. Жалуются священники, что мало в церковь народу ходит, а когда собираются тысячи этого самого народа, причем верующего народа пастырей не видно. Святейший Патриарх призывает нести слово Божие в народ, а когда этот самый народ собирается на пороге храма Христа Спасителя, к нему не выходит ни один клирик, народ сам, как умеет молится на пороге храма.
Богословские комиссии, целый Отдел внешних церковных сношений с архиереями во главе с упорством достойным лучшего применения готовы «свидетельствовать о православии, нести слово истины» кому угодно, любым еретикам, но только не страждущему русскому народу. Наверно давно пора в Патриархии наряду с громадным Отделом внешних завести хоть небольшой отдел внутренних церковных сношений. Каждый раз, уже много лет подряд, в патриархию обращаются с нижайшей просьбой благословить крестный ход по Москве, и ни разу не удостоились ответа от своего правящего архиерея патриарха Алексия II его «смиренные послушники». Доколе, Господи?
В Санкт-Петербурге крестные ходы в памятные царские дни традиционно проходят по благословению правящего архиерея. Поэтому, в отличие от московских, в отсутствии пастырей более политизированных, питерские крестные ходы более церковные, молитвенные. В таких крестных ходах участвуют до десяти священников в облачениях, молебен с акафистом служится на паперти Казанского Собора. Но за десять лет из православного (!) храма, на паперти которого служат молебен священники одной епархии в сопровождении тысяч православных, ни разу не вышел приветствовать, или хотя бы благословить народ ни один клирик!
Кто-ж творит раскол в нашей Церкви? Паства, или все же пастыри? Чем призывать к единению и согласию, не лучше ли сжалиться «над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» и не на словах только, и не с чужеземной гуманитарной помощью, а на деле с тем, что имеем прийти к великотерпеливому и смиреннейшему нашему русскому народу.
Русская линия
ПЛЕНУМ СИНОДАЛЬНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОМИССИИ
С основным докладом по теме пленума выступил председатель комиссии — Высокопреосвященный Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В его выступлении, в частности, говорилось о том, что русское богословие, прошедшее непростой исторический путь, глубоко укоренено в Предании Церкви, живет им, свидетельствуя на языке своего времени неизменную и данную в Божественном Откровении веру Церкви. В докладе также сказано об особой судьбе русского богословия, в развитии которого произошла историческая встреча с Западом и творческое соединение различных традиций на основе следования святоотеческому преданию. Особое место было уделено в выступлении теме западных влияний и их преодолению в русском богословии, возвращении к святоотеческому духу и методу в богословской науке. Высокопреосвященный митрополит Филарет отметил, что рубеж веков настоятельно ставит вопрос о формах несения православного свидетельства в третьем тысячелетии.
Лейтмотивом выступления практически всех участников последовавшей дискуссии стало приближение двухтысячелетия со дня пришествия в мир Спасителя, окончание XX века — века тяжелых испытаний для Русской Церкви, но и, в то же время, века расцвета русского богословия. В этой связи была поставлена задача критического анализа результатов развития православного богословия XX века, а также задач православного богословия на рубеже веков. Профессор протоиерей Василий Стойков подчеркнул, что настоящий пленум только начинает процесс исследований по данной теме. Участниками пленума был предложен ряд конкретных мер по развитию православной богословской науки, включая научные исследования, публикации, проведение семинаров и конференций.
Вопросу развития отечественного богословия было посвящено и выступление Преосвященного Евгения, епископа Верейского, ректора Московской духовной академии, председателя Учебного комитета. В своем докладе он подчеркнул, что развитие православного богословия в значительной степени связано с деятельностью духовных школ и что проводимая в настоящее время их реформа должна оказать положительное влияние на повышение уровня подготовки будущих богословов Русской Православной Церкви.
О связи православного богословия и миссии говорилось в выступлении Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела. Сегодня задача осуществления миссии Православной Церкви как никогда актуальна, и богословский ее анализ будет иметь большое значение в ее развитии и укреплении. С другой стороны, практически всякая богословская проблема должна рассматриваться в миссиологической перспективе.
В связи с темой развития регулярной богословской дискуссии в Русской Православной Церкви прозвучал и доклад протоиерея Владимира Воробьева, ректора Свято-Тихоновского богословского института, о научно-богословской работе института и о регулярно проводимых им богословских конференциях.
Священник Всеволод Чаплин, секретарь ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества, рассмотрел в своем выступлении богословские аспекты современной социальной тематики в связи с отношением к ней Церкви.
Члены богословской комиссии подчеркнули, что для явившего свое вселенское призвание и значение русского богословия XX века тема отношений и диалога с инославием является центральной. Поэтому важнейшей задачей современного православного богословского служения является свидетельство инославию о Православной Церкви как о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о сокровищнице Предания Церкви, свято и нерушимо хранимого Православием со времен апостольских. В этой связи специальное заседание пленума было посвящено теме отношения Русской Православной Церкви к инославию. Члены комиссии выразили единодушное мнение, что важнейшей задачей современного богословского служения является свидетельство инославию о православной церкви как единой, святой и соборной апостольской церкви.
Сотрудник секретариата по межхристианским связям отдела внешних церковных сношений Владимир Шмалий выступил с информацией о состоянии отношения русской православной церкви со Всемирным советом церквей. Было высказано мнение, в частности, что «в условиях обеспокоенности православных верующих недопустимыми для православного сознания тенденций в отдельных инославных обществах — членах Всемирного совета церквей, пасторский долг и соображения церковной пользы ставят вопрос о целесообразности продолжения членства Русской Православной Церкви в данной организации».
Критический анализ современного состояния диалога Православной Церкви с дохалкидонскими церквами был дан в выступлении протоиерея Валентина Асмуса. В ходе обсуждения доклада участники пленума пришли к выводу о том, что богословский диалог
В современном «православном» богословии митрополита Филарета, протоиерея Василия Стойкова и пр. есть множество совершенно необъяснимых дыр. Так, например, ими не так давно был введен в богословие новый термин «дохолкидонские церкви» вместо Святоотеческого определения «монофизиты» с целью завуалировать еретическую сущность этой древней конфессии. Вообще деятельность Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви сводится чаще не к раскрытию Божиих Откровений для верующего народа, а, скорее к сокрытию униальных и экуменических планов некоторой части епископата РПЦ
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: КОЛИЧЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ РАСТЕТ
ЛЕКТОРИЙ В СВЯТО-ДАНИЛОВОМ
ПРАВОСЛАВНЫЕ СКАУТЫ
ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВНЫХ И ЛАТИНЯН ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Как сообщили корреспонденту ИТАР-ТАСС в Московской Патриархии, это традиционная встреча в рамках двусторонних отношений между двумя Церквами. Украинская проблема уже поднималась на предыдущих переговорах, которые проходили в январе минувшего года в Москве. Ее участники совершили тогда совместную поездку на Западную Украину.
Конфликт между православными и греко-католиками на Западной Украине — одна из проблем, которая осложняет межконфессиональные отношения двух Церквей. РПЦ выступает против силовых методов, к которым прибегают греко-католические общины, захватывая православные храмы. В результате этих действий Украинская Православная Церковь Московского Патриархата лишилась большинства своих приходов во Львовской и Ивано-Франковской областях, где положение до сих пор остается крайне сложным.
В составе делегации Русской Православной Церкви, направляющейся в Рим — руководитель Отдела внешних церковных связей МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, епископ Тернопольский и Кременецкий Сергий, сотрудники ОВЦС МП. На переговорах будут обсуждаться и другие проблемы двусторонних отношений Русской Православной и Римско-Католической Церквей.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОГРАНИЧИЛА СВОЕ УЧАСТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ
Такое положение, говорится в документе, принято во исполнение решений прошедшего весной минувшего года Всеправославного совещания в Салониках и будет иметь силу в течение трех лет работы специальной комиссии, в которую вошли представители Православных Церквей и ВСЦ. В пресс-релизе сообщается, что спецкомиссия призвана найти пути осуществления радикальных преобразований этой организации, при условии проведения которых православные могли бы продолжить участие в ВСЦ. В противном случае, утверждается в документе, Православные Церкви, согласно решению встречи в Салониках, намерены выйти из ВСЦ.
Как явствует из пресс-релиза, в выступлениях участников Пленума подчеркивалось, что Русская Православная Церковь всегда рассматривала свое членство в ВСЦ как миссию православного свидетельства. Однако в условиях обеспокоенности православных верующих недопустимыми для православного сознания тенденциями в отдельных инославных сообществах — членах ВСЦ, «пастырский долг и соображения церковной пользы ставят вопрос о целесообразности продолжения членства РПЦ в данной организации». Всемирный Совет Церквей — экуменическая организация, созданная полвека назад и объединившая 330 Церквей и религиозных обществ разных христианских течений из ста стран мира. Недоумение православных, в частности, вызывают участившиеся факты появления в протестантских церквах священнослужителей из числа сексуальных меньшинств, а также женское священство
ЕВРЕЕВ В РОССИИ СКОРО НЕ ОСТАНЕТСЯ
Считается, что предельная граница населения Израиля — 9 миллионов человек. Сейчас там проживает около 5 миллионов. Во всем мире примерно около 13 миллионов 800 тысяч евреев. Все эти процессы явно свидетельствуют о исполнении библейского пророчества — Бог в последние дни, перед своим вторым пришествием, соберет евреев в одно место и евреи вновь будут иметь свое независимое государство.
СЕКТАНТЫ НЕДОВОЛЬНЫ
«ПОДАРОК» ИЗ ПОЛЬШИ
ОСТАНКИ ТЕРЕЗЫ В МОСКВЕ
ПРОТЕСТАНТЫ СТРОЯТ ХРАМ В ХАБАРОВСКЕ
Семь лет прошло с того момента, как в Хабаровск приехал апостол Бринкман из Германии и провел первое богослужение во Дворце профсоюзов. На протяжении этих лет прихожане собирались в разных местах, и вот теперь они, наконец, получили в подарок прекрасное здание. Большую часть средств было пожертвовано единоверцами из Германии.
Следует отметить, что строительство шло с осложнениями. Помимо обычных хозяйственных проблем и инфляции пришлось трижды менять место и проекты. Первое, как оказалось, было выделено на месте старого кладбища, второе — на спорной территории, принадлежащей военному округу. Кроме того, противодействие строительству оказывали некоторые иерархи православной церкви. И даже в день торжественного открытия перед входом в здание состоялась демонстрация православных верующих, протестовавших, как они считают, против духовного засилья иностранных миссионеров в России, что несколько омрачило торжество.
А КАТОЛИКИ — В ИРКУТСКЕ
КАТОЛИЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК ПРОПОВЕДУЕТ О ХРИСТЕ В КОЛОНИИ СТРОГОГО РЕЖИМА
На беседы приходит в среднем около девяноста человек. По словам отца Дариуша, заключенные слушают его проповеди очень внимательно. Часто задают вопросы о крещении, о молитве. Священник проводит также и индивидуальные беседы с желающими. По его словам, в своем благовестии он сразу же поставил в центр Христа, призывая уверовать в Него как Спасителя. Пока еще никто не выразил желание раскаяться в своих грехах.
ЛАТИНЯНЕ ИЩУТ КСЕНДЗОВ ДЛЯ РОССИИ
КРЕСТНЫЙ ХОД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
ЗАЯВЛЕНИЕ СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ
Союз православных братств заявляет в связи с этим свой решительный протест и расценивает действия президента Кучмы, как неслыханное преступление против Православия на Украине, сопоставимое с фактическим объявлением войны Православной Церкви.
Союз православных братств призывает всех православных Южной Руси направлять в адрес президента Украины телеграммы с требованием отменить указ 18 марта и вернуть Успенский Собор Почаевской лавры его законному владельцу Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и голосовать против Кучмы и других врагов православия на Украине, посягающих на достояние Святой Православной Церкви. Только единство с единокровной и единоверной Великой Россией способно переломить ситуацию и остановить сползание Украины в католическую пропасть.
Нам стало известно о готовящейся отставке высокопреосвященного Ионафана, архиепископа Сумского и Ахтырского, управляющего делами Украинской Православной Церкви. Его твердая позиция за сохранение верности Матери-Церкви не устраивает разного рода раскольнические группировки, добивающиеся отставки известного православного иерарха. Анафематствованный Русской Православной Церковью самозванный «киевский патриарх» Филарет Денисенко недавно был посрамлен исповедническим поступком высокопреосвященного Ионафана. С тех пор Филарет, используя свои обширные связи в коридорах киевской власти, пытается оказать давление на Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира и его епископат с целью сместить владыку Ианофана с его кафедры.
Мы выражаем поддержку мужественному владыке и просим митрополита Владимира и других иерархов Украины не поддаваться оказываемому на них в связи с этим давлению и поддержать своего собрата архиепископа Ионафана в эту трудную для Украинской Православной церкви минуту.
23 марта 1999 года
ДЕЛЕГАЦИЯ УПЦ НА ВСЕУКРАИНСКОМ ХРИСТИАНСКОМ ФОРУМЕ ОТКАЗАЛАСЬ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ОБЩЕЙ МОЛИТВЕ С РАСКОЛЬНИКАМИ И ИНОСЛАВНЫМИ
СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОГО ИОНАФАНА, АРХИЕПИСКОПА СУМСКОГО И АХТЫРСКОГО (УПЦ)
на Всеукраинском христианском форуме 25 мая 1998 г.
«Плод правды сеется творцами мира» (Иак. 3,18)
«Мы все живем надеждой на победу правды и света». Это замечательное выражение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — Предстоятеля многонациональной и многомиллионной Украинской Православной Церкви, вполне перекликается с девизом настоящего форума: «Плод правды сеется творцами мира».
Ключевым словом, объединяющем эти два крылатых выражения является слово «мир». Мы не можем не вспомнить, что это слово было произнесено и в рождественскую ночь святыми ангелами: «Слава в вышних Богу и на земле мир» (Лк.2.14).
На вечери любви Основатель нашей Церкви — Христос Спаситель завещал Своим ученикам: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ио.14.27).
Искупленному человечеству праведный Бог даровал Свой, непохожий ни на что, неотъемлемый мир — мир, который, по словам святого апостола Павла, превосходит всякий человеческий ум (Флп. 4.7.).
Мы должны признать, что стремление к установлению на земле подлинного Божьего мира находится в тесной взаимосвязи с нравственным состоянием человеческого общества, с наличием в нем движения к идеалам святости и духовным возрождением каждого его члена.
Очевидно, здесь мы соприкасаемся с проблемой нашей общей ответственности за народ Божий, за судьбу нашего отечества, христианскую культуру, — за все, что несет на себе печать
Божьего присутствия в мире и мира Божьего на земле.
«Плод правды сеется творцами правды» — учит нас Слово Божие. А это есть ничто иное, как обращенный к нам Божественный призыв к противлению недоброму, несправедливому и неправедному, к творению и сеянию добра в людях и в обществе.
В свете вышеизложенных суждений предстоящее празднование 2000-летия Рождества Христова просто обязано стать инструментом самого благотворного проникновения Истины и Мира Божьего в сердца людей.
И для этого еще имеется достаточный потенциал. Ибо нет практически такой сферы в жизни и деятельности украинского общества, где бы христианство не оказало своего обновляющего влияния.
Поэтому нет ничего странного в том, что Церкви, правительства христианских и даже мусульманских стран, религиозные, общественные и международные организации уже приступили к подготовке к юбилею. Во многих странах проходят международные форумы и конференции, посвященные предстоящему событию.
Так Комиссией Организации Объединенных Наций «религия, духовность и экоразвитие цивилизаций» создан специальный комитет по подготовке и празднованию, где сопредседателем ее избран Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Начал свою деятельность Всеправославный комитет во главе с патриархом Иерусалимской церкви Диодором. В Украине Указом Президента образован национальный комитет. Украинская Православная Церковь организовала свою юбилейную комиссию, в которую вошли не только церковные, но и общественные деятели. На днях ее ряды пополнили и руководители трех крупных общественных организаций страны — Совета ветеранов войны и труда Украины, «Союза Чернобыль Украины», Украинского союза ветеранов Афганистана, представители украинского Низового запорожского казачества.
На комитет, созданный при ООН, возложена задача разработки программы празднования и ее выполнения. Посланы приглашения возложить на себя обязанности сопредседателей патриарху сербскому и патриарху Грузинской православной церкви.
Кроме ООН, в него входят самые различные организации: ЮНЕСКО, Украинская православная церковь, римо-католическая церковь, Армянская апостольская церковь, поместные православные церкви, исламское, буддистское и иудейское объединение, правительства государств, международные фонды, комитеты и организации. Он уже имеет представительства в Женеве, Нью-Йорке, Вашингтоне, Риге, Казани, Сан-Диего и в Самарканде. Очередная встреча членов комитета состоялась в Швейцарии, где в основном обнаружились проблемы финансирования. Для крупномасштабных программ нужны немалые средства, и поэтому приняты были обращения и к Папе римскому, и к Всемирному Совету Церквей, и к Конференции европейских церквей, и к правительствам многих стран с просьбой принять участие в финансировании мероприятий, 50 процентов которого должна взять на себя Организация Объединенных Наций. Любопытно, что первыми откликнулись на наше обращение Саудовская Аравия и Египет. Из европейских стран согласие прислали Швейцария, Германия и Финляндия.
Программы еще разрабатываются, но уже решено, что торжества начнутся с Назарета, места Благовещения, где комитет примет участие в строительстве крупного христианского центра. Государство Израиль под этот проект выделяет землю. В честь знаменательного события будет созвана специальная сессия генеральной Ассамблеи ООН.
Всеправославный комитет по подготовке к празднованию юбилея Рождества Христова 6 февраля этого года принял решение, что торжественные мероприятия начнутся по старому стилю, то есть Юлианскому календарю, 7 января 2001 года. В Иерусалиме соберутся Предстоятели всех 15 канонических поместных православных церквей, будут приглашены главы христианских государств. Празднование начнется в Вифлееме, 12 дней будет продолжаться в Назарете и Иерусалиме, оттуда перекинется во все страны и через год завершится в том же Вифлееме, где также планируется строительство храма.
Украинская Православная Церковь уже начала торжества. В январе прошлого года впервые за всю историю Украины в Запорожье на высоком уровне прошел крупнейший христианский форум — международная духовно-светская конференция «Аще возможно, будьте в мире со всеми», в которой приняли участие епископат православной церкви, зарубежные делегации, деятели науки (37 академиков и 68 докторов наук). С 29 июня по 1 июля состоялась вторая международная конференция «Во все земли изыде вещание их» в Херсонесе, где святой князь Владимир принял крещение. В ней приняли участие не только православные, но и христиане-баптисты, католики, адвентисты 7-го дня, делегации из Румынии, Польши, Болгарии. В нынешнем году планируется проведение двух подобных конференций: в Почаеве и в Киев.
e. Принято решение после 78-летнего перерыва возобновить издание знаменитых «Трудов Киевской духовной семинарии», а также Нового завета, Катехизиса для детей на украинском языке, альбома «Укра инские православные монастыри», выпустить ряд других изданий. Во всех епархиях православной церкви созданы комиссии по подготовке к юбилею Рождества Христова. Каждая община умножает свои усилия, чтобы достойно встретить великое событие. Украинская Православная Церковь участвует в общенациональной программе по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова.
Недавно Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир совершил архипастырский визит в западные епархии УПЦ. Он побывал во Львове, Тернополе, Луцке, Почаеве, где имел многочисленные встречи с духовенством и православными верующими, провел с ними беседы о предстоящих юбилейных торжествах. Блаженнейший митрополит отметил, что православные верующие уверены в своей правоте, хотя, конечно, очень сожалеют о расколе в Православии. Наше духовенство спокойно, оно готово, несмотря на имеющиеся трудности вместе со всей Полнотой Матери-Церкви достойно встретить 2000-летие Рождества Христова.
Сегодня мы слышим призывы к миру, единству или объединению «церквей». Подчас эти призывы исходят от сил далеких от подлинного христианства, от возрождающей душу божественной правды и от спасающей благодати Святого Духа. А иногда даже от лиц, находящихся вне лона Православной Церкви Христовой и враждебно относящихся к ее спасительной миссии.
Степень их отдаления от Истины Божией и их вражда к Православию сделала невозможным участие нашей делегации в совершении т.н. экуменических молитв перед началом нашего Всеукраинского христианского форума, чего требуют апостольские правила и каноническое право Православной Церкви. По этой же причине ранее Предстоятель УПЦ отказался принять участие в экуменическом молебне 11 м ая сего года в начале работы Верховной Рады Украины вместе с «главами» раскольнических группировок УПЦ-Кп и УАПЦ.
Это не вызов нашей Церкви христианам других исповеданий. Это всего лишь следствие, результаты печальной действительности религиозной жизни — расколов не только в Украине, но и во всем мире. Я прошу понять наши религиозные чувства и деликатность ситуации. Я обращаюсь к организаторам подобных форумов с просьбой в будущем при составлении их программ учитывать невозможность участия делегации УПЦ в совершении экуменических молитв, вызывающих непонимание и неприятие их значительной частью верующих и духовенства во всех канонических Православных Поместных Церквах. Я хочу напомнить о том, что с 29 по 2 мая 1998 года в Салониках (Греция) состоялось Всеправославное совещание «Оценка новых фактов в отношениях между Православием и экуменическим движением». На нем было, в частности, решено, что православные делегаты не будут принимать участие в молитвах и других религиозных церемониях Всемирного Совета Церквей, а также в голосования и дискуссиях этой экуменической организации (за исключением особо оговореных случаев).
Все это ставит под сомнение принципиальную возможность в будущем официального участия делегации Украинской Православной Церкви в экуменических форумах, подобных нашему, равно как и в Всеукраинском Совете Церквей и религиозных организаций, являющимся по сути аналогом Всемирного Совета Церквей. Вместе с тем мы единодушны в своем понимании необходимости участия УПЦ в иных форм ах межхристианской деятельности. Сегодня мы также вправе задать вопрос: а достижим ли вообще на Украине сколько-нибудь прочный и надежный межконфессиональный мир при грубейшем нарушении правды Божией? Ибо там, где нет правды Божией, там не может быть и подлинного мира. А призывы к миру в таком случае становятся лишь прикрытием темных и злых целей и замыслов.
Ведь не секрет, что у нас некоторые политики, чиновники, отлученные от Церкви лица или руководители неких «духовных фондов» постоянно вмешиваются во внутреннюю жизнь УПЦ, ее двухсторонние отношения с братскими Церквами, в частности с РПЦ, глумятся над тем, во что они не веруют, выступают с абсурдными обвинениями в адрес нашей Православной церкви, требуют, чтобы мы, вопреки каноническим правилам, немедленно разорвали каноническое общение с Русской Православной Церковью и объединились с инославными неканоническими образованиями в некую УППЦ — «национальную» поместную церковь и непременно к 2000-му году.
В последнее время к этой компании присоединился т.н. Фонд духовного единения Украины. Богословская комиссия при Священном Синоде УПЦ уже дала оценку этой «объединительной инициативе» как та кой, что противоречит канонам Православной Церкви. А Предстоятель УПЦ был вынужден обратиться с письмом к Премьер-министру Украины с требованием дать оценку деятельности фонда, отметив, что «чем меньше нецерковные люди будут вмешиваться в церковные дела, тем быстрее Украина будет иметь единую Поместную Церковь».
К сожалению, по словам Предстоятеля УПЦ, и после подписания известного Меморандума против общин УПЦ продолжают применяться методы насилия и захваты. Так, в Луцке представители УПЦ-КП не пускали архиепископа Нифонта на епархиальное собрание, оскорбляли и глумились над ним. Во Львовской области был учинен поистине сатанинский шабаш — в часовенке на кладбище, где молились православные, все разрушили. В Обуховском районе был захвачен храм, который едва ли не единственный из 350 наших храмов Киевской области был не в «пользовании», а собственностью православной общины. До сих пор чиновники от «госатеизма» отказывают православным Украины возвратить все незаконно отобранные после 1917 года храмы, монастыри и имущество. Предстоятелю УПЦ упорно не возвращается его историческая резиденция — митрополичьи покои в Киево-Печерской Лавре. В руинах Успенский собор Лавры. И это несмотря на то, что УПЦ готова восстановить его за свой счет.
Священный синод УПЦ не раз обращался к Президенту, парламенту и правительству Украины с призывом прекратить произвол и дискриминацию Украинской Православной Церкви. В ответ либо отмалчивание, либо ни к чему и никого не обязывающие словесные обещания. Все это глубоко оскорбляет верующих УПЦ, в том числе и 12-ти миллионную общину этнических русских — граждан Украины, вызывая недоверие к политике государства в отношении к Церкви, в том числе и к Президенту страны.
Но украинскому православию к преследованиям и притеснениям не привыкать. В прощальной беседе Христос сказал своим ученикам: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас». Но неужели кто-то и впрямь думает, что если за 70 лет преследований не смогли выжечь из нашего народа православную веру в Бога, то его можно насилием и обманом заставить верить в очередного «спасителя Украины»?
«Мы будем оберегать нашу святую Украинскую Православную Церковь, чего бы это не стоило, даже ценой собственной жизни, как это сделали недавно канонизированные 120 новомученников Черкасских, расстрелянных безбожной властью за веру Христову», — заявляют наши верующие.
Мы хотим только одного: чтобы нас перестали считать людьми второго сорта, темным, забитым народом, неспособным понять где истинная Православная Церковь.
Мы считаем своим долгом передать нашу веру потомкам такой же чистой, какой получили ее от святого апостола Андрея Первозванного и святого князя Владимира. А для этого необходим мир. Тот мир, который заповедал нам Христос Спаситель: мир с Богом, мир со своей совестью, мир со всеми людьми доброй воли.
Поэтому наша тысячелетняя Украинская Православная Церковь, ее Предстоятель Блаженнейший митрополит Владимир приветствует любые шаги по достижению мира, взаимопонимания и согласия в украинском обществе. Необходимы лишь добрая воля, законопослушание, терпение, уважение к Конституции Украины, провозгласившей принцип отделения государства от Церкви, обязательный для каждого гражданина страны, на пути продвижения к поставленной цели.
И пусть всемилостивый Господь поможет всем нам осознать всю важность и ответственность предстоящих нам трудов, дабы вожделенный и заповеданный нам от Господа мир стал реальностью в нашем общем независимом многонациональном украинском доме.
В СУМСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ БЫЛО ВПЕРВЫЕ ИСПОЛНЕНО ПЕСНОПЕНИЕ «БОЖЕ ВЕЛИКИЙ, ЕДИНЫЙ» НА МУЗЫКУ Н. ЛЫСЕНКО С ТЕКСТОМ В РЕДАКЦИИ АРХИЕПИСКОПА СУМСКОГО И АХТЫРСКОГО ИОНАФАНА
Славой Твоей неземною Ты её осени!
Силой Твоей благодати веру в сердцах оживи
И нашей тихой молитве к Тебе, Боже, внемли!
Боже великий, Единый, Русь-Украину храни,
Горы её и долины, Боже, благослови!
Светом Добра и науки наших детей просвети
И в любви к Отчему краю нас, Господь, укрепи!
Боже великий, Единый, Русь-Украину храни,
Все Твои щедрые дары на нее ниспошли!
Даруй нам, Боже, мир и свободу, милость Твою во век века!
Счастье дай, Боже, народу на многая, многая лета!
Православие в Украине
Новости Русской Православной Церкви
РЕГИСТРАЦИЯ ПРИХОДА АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО СОБОРА В ТАЛЛИННЕ
Вместе с тем, Таллиннский Александро-Невский собор продолжает оставаться кафедрой Высокопреосвященнейшего архиепископа Таллиннского и всея Эстонии Корнилия, Предстоятеля Эстонской Апостольской Православной Церкви (Московского Патриархата). Эта Церковь является сегодня канонической частью Автокефальной Русской Православной Церкви на территории Эстонии и обладает правами автономии (самостоятельности) в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительных и церковно-гражданских на основе решения прославленного во святых Патриарха Московского и всея России Тихона (28.06.1920), подтвержденного Томосом Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (27.04.1993).
Приход Александро-Невского кафедрального собора, осознавая себя историческим преемником прихода, получившего в 1935 году юридический статус прихода «Эстонской Апостольской Православной Церкви», на своем собрании 14 марта 1999 года принял решение об обращении под покровительство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Как сообщили корреспонденту РИА «Новости» в канцелярии Эстонской православной церкви МП, возглавляемой архиепископом Таллинским и Всея Эстонии Корнилием, регистрация министерством внутренних дел Эстонии устава прихода собора Александра Невского, а также назначения Патриархом Московским и Всея Руси Алексием П архимандрита Елисея настоятелем этого храма является, безусловно, «шагом вперед». Вместе с тем, в канцелярии отметили, что регистрация Эстонской православной церкви Московского Патриархата в стране осложнена тем, что эстонские власти, зарегистрировав в одностороннем порядке проконстантинопольскую ЭАПЦ во главе со «стокгольмским синодом», признали ее тем самым собственником всего церковного имущества в стране. В этой связи, заключают в канцелярии, архиепископ Корнилий обратился с письмом в ОБСЕ, в котором проинформировал международное сообщество о проблемах с регистрацией Православной Церкви в Эстонии.
БЛАЖЕН МУЖ, ИЖЕ НЕ ИДЕТ НА СОВЕТ НЕЧЕСТИВЫХ
ЧТО СКАЖЕТ НАРОД?
ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ НУЖНЫ ЗАПАДУ
ГРЕКИ НАЗНАЧИЛИ СВОЕГО ЕПИСКОПА В ЭСТОНИЮ
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ МИРА И РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕРПИМОСТИ В КОСОВО ЗАВЕРШИЛАСЬ В ВЕНЕ
В первый день работы конференции прозвучало немало призывов к тому, чтобы религиозные деятели объединили усилия, направленные на прекращение кровопролития и достижение мирного урегулирования в Косово. Однако в ходе дискуссии выявилось наличие между ее участниками весьма серьезных разногласий.
Впрочем, священнослужители сербской православной общины пытались вести разговор в конструктивном духе. Албанцы — тоже «дети Божии», подчеркнул один из них, заметив, что православная церковь стремится к ослаблению накала экстремизма и прилагает для этого все усилия.
В то же время представители мусульманской общины обвинили руководство сербской православной церкви в пособничестве планам Белграда сделать так, чтобы в Косово не осталось «ни албанцев, ни мечетей, ни албанской католической церкви». Так, явным проявлением албанофобии стал, по их мнению, недавний рождественский призыв сербского патриарха Павла к косовским сербам повышать рождаемость, чтобы крепить свои ряды. В свою очередь представитель косовской албанской католической общины заметил, что заявления сербов, будто Косово является колыбелью и сердцем сербской нации и ее православной церкви, вообще лишены всяких оснований. В результате православным священникам пришлось доказывать, что их церковь вовсе не является пособником Белграда и вообще лишена всяких прав участия в политической жизни страны. Политикой в Югославии, подчеркнули они, занимаются убежденные атеисты. Сегодня дискуссии завершатся. В церемонии закрытия конференции примет участие канцлер Австрии Виктор Клима.
СЕРБСКИЙ ПАТРИАРХ ПРИЗВАЛ СЕРБСКИЙ И ХОРВАТСКИЙ НАРОДЫ К ПРИМИРЕНИЮ
Обращаясь к оставшимся на территории Хорватии сербам, Патриарх Павел призвал их уважать законы страны пребывания, жить в мире со всеми согражданами, хранить веру, достоинство и единство. Одновременно он выразил озабоченность в связи с тем, что хорватские власти до сих пор не выполнили взятые перед международным сообществом обязательства относительно соблюдения прав сербского национального меньшинства. Проживающие в Восточной Словении сербы продолжают покидать этот район, не дождавшись от властей обещанной экономической помощи и гарантий безопасности. Медленно реализуется программа возвращения в Хорватию сербских беженцев из Краины и других областей, в том числе священников и епископов. Не уважается священное право личной собственности, подчеркивается в распространенном в Загребе заявлении Патриарха.
Завершая многодневную поездку по православным общинам в католических государствах Италии, Словении и Хорватии, Павел встретился сегодня с президентом Хорватии Франьо Туджманом и архиепископом Загребским Йосипом Бозаничем. Глава хорватских католиков Бозанич отметил, что в ходе встречи обсуждались «задачи двух церквей для возобновления экуменического диалога». Обе стороны выразили стремление к тому, чтобы никогда не повторилось ужасное прошлое, разделившее две церкви и два народа.
Православный митрополит Загребско-Люблянский и всея Италии Йован назвал встречу Патриарха Павле и президента Туджмана историческим событием. По его мнению, она окажет благотворное влияние на отношения между двумя церквями, а также международные связи между сербами и хорватами. В ходе переговоров затрагивались вопросы возвращения собственности Сербской православной церкви на территории Хорватии. Конкретное решение этих проблем будет возложено на двусторонние комиссии, заявил митрополит.
ХРИСТИАНСКО-ЕВРЕЙСКИЙ ДИАЛОГ
Старт мероприятиям, проходящим в ФРГ с 1951 года, был дан на торжественной церемонии в восточногерманском городе Потсдаме /федеральная земля Бранденбург/, в которой приняло участие более 600 известных германских и зарубежных религиозных и общественных деятелей. Первый канал германского телевидения АРД вел прямую трансляцию мероприятия.
Памятная «Медаль Бубера-Розенцвейга», которой с 1968 года отмечаются заслуги в развитии христианско-иудейского диалога, была вручена сегодня польскому католическому епископу из Гнезно Хенгику Йозефу Мужинскому. Как отметил в своей речи премьер-министр земли Бранденбург Манфред Штольпе, диалог между представителями христианской и иудейской общин в Польше проходит «не без сопротивления», в связи с чем он высоко оценил роль польского священнослужителя в становлении взаимопонимания между поляками, евреями и немцами.
Дискуссии и встречи в рамках «Недели братства» организуют 77 действующих в ФРГ обществ христианско-еврейского сотрудничества, объединяющих более 20 тысяч человек.
ВИЗИТ ПАПЫ В РУМЫНИЮ
КАТОЛИКИ И ПРОТЕСТАНТЫ «СГОВОРИЛИСЬ» ПРОТИВ ПРАВОСЛАВНЫХ
АРХИЕПИСКОП САН-ФРАНЦИСКО ПРОТЕСТУЕТ ПРОТИВ АНТИКАТОЛИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Члены группы, известной под названием «Сестры вечной индульгенции», планируют отпраздновать 20-ю годовщину со дня ее основания в день Пасхи уличным представлением в округе с многочисленным гомосексуальным населением. Представитель католической епархии заявил, что разрешение группе, которая поносит католическую церковь, занять общественную улицу в праздник Пасхи сравнимо с разрешением группе неонацистов занять городскую улицу для манифестации в день еврейской Пасхи. Подобное высказывание вызвало шумные протесты со стороны «обиженных» фиктивных монахинь. Ими было заявлено, что католическая церковь должна постыдиться провозглашать такие нелепости и что они проведут свое представление несмотря ни на что.
В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО ОБЪЯВЛЕНА ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ СРЕДИ НЕПРАКТИКУЮЩИХ КАТОЛИКОВ
ГОТОВИТСЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ САВОНОРОЛЫ
ИНСТИТУТ ДЬЯКОНИС У КАТОЛИКОВ
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ВАТИКАНА
15 марта во Вьетнам прибыла дипломатическая миссия Ватикана во главе с заместителем руководителя Департамента внешних связей архиепископом Целестино Миглиоре. Кроме Ханоя делегация посетит ряд католических приходов в других городах страны и примут участие в церемонии возведения в сан новых вьетнамских епископов. В ходе переговоров может быть рассмотрен вопрос о возможности установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Ватиканом. Пекинская газета сообщила на прошлой неделе, что власти Китая, возможно, вскоре признают власть Папы над китайскими католиками, а затем и установят дипломатические отношения с Ватиканом. Китайские коммунисты готовы предоставить Папе возможность назначать епископов, но оставляют за собой право окончательного утверждения их кандидатур. Этот компромисс напоминает соглашение, достигнутое Ватиканом и Вьетнамом. Газета также пишет, что Ватикан со своей стороны пообещал пойти на свертывание дипломатических отношений с Тайванем. Базилика святого Франциска в Ассизи откроется для богослужений в юбилейном 2000-м году, хотя окончательно восстановить ее убранство, пострадавшее от землетрясения, к тому времени еще не удастся. По словам реставраторов, на сегодняшний день удалось собрать фрагменты только пятой части фресок. В то же время сотрудники министерства культуры Италии предложили оригинальное решение: проецировать на стены и потолок базилики слайдовые репродукции фресок. Они считают, что это позволит многочисленным паломникам хотя бы отчасти представить себе, как выглядела знаменитая базилика до стихийного бедствия.
ПАПА ЗАКАЗЫВАЕТ СТИХИ И..МУЗЫКУ
На взгляд православного ортодокса этот творческий эксперимент выглядит довольно экстравагантно: 78-летний понтифик под аккомпанемент суперсовременной музыки распевает на пяти языках религиозные тексты. Этот диск под названием Abba Pater, записанный с участием ватиканского радио и итальянского издательства Audio visini, посвящен двадцатилетию пребывания папы на кафедре Святого Петра и наступающему 2000 году. А недавно солисты группы Modern Talking Дитер Болен и Томас Андерс получили многостраничное послание: глава католической церкви, сообщив о своем желании выпустить новый компакт-диск, предложил поп-звездам написать музыку к его религиозно-политическому тексту. К письму прилагался и сам текст, подписанный гражданским именем Папы — Кароль Войтыла. Подобные предложения получили также Рикки Мартин, Уитни Хьюстон и Майкл Болтон. Так что, похоже, проповеди в стиле «диско» польются в души и уши прихожан в режиме «нон-стоп». Вопрос лишь в том, станут ли компакт-диски этой серии подарком для меломанов. Зато в качестве авторского текста сомневаться не приходится: папа отмечен изрядным литературным талантом, писать стихи и поэмы (в основном, на религиозно-филосовские темы) он начал еще в юношеские годы, и его сборники расходятся «на ура».
Столь революционный, на первый взгляд, способ общения с паствой на самом деле вполне в духе и традиции католической церкви. Разговор о необходимости приспособить церковный менталитет к современной действительности с целью привлечь как можно больше мирян в свое лоно, Ватикан ведет уже давно. В первой половине 60-х эти идеи оформились в провозглашенный на Втором Ватиканском соборе принцип «аджорноменто», предполагавший и новый подход к контактам церкви и общества — с учетом духа времени и тенденций в светском обществе. Кстати, именно Второй собор дал толчок серии сенсационных саморазоблачений католической церкви (в частности, были открыты архивы инквизиции), именно с этого времени Ватикан отважился на серьезные новшества в своих обрядах. Не секрет, что споры о перестройке ведутся и в Московской Патриархии. Но там господствует более традиционный подход. И сама мысль о том, что Патриарх Алексий сможет распевать псалмы под рок или диско выглядит кощунством.
ФРАНЦИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ХРИСТИАНСКОЙ СТРАНОЙ?
КАТОЛИЧЕСКИЙ КЛИР НА КУБЕ РАСТЕТ
ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ ЗА ПОБЕДУ НАД КОММУНИЗМОМ
ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
ТИБЕТСКИЕ ПОВСТАНЦЫ В ПАРИЖЕ
ПОЛЯКУ -НАЦИОНАЛИСТУ ПРЕДЪЯВЛЕНЫ ОБВИНЕНИЯ
В АНГЛИИ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ РУКОПОЛОЖЕНО 2 000 СВЯЩЕНИЦ-ЖЕНШИН
ХАДЖ ЗА СЧЕТ КОРОЛЯ
ПЕДСТАВЛЕНИЯ ТАЛИБОВ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА РАСХОДЯТСЯ С МНЕНИЕМ ООН
АРХЕОЛОГАМИ ОБНАРУЖЕНА ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ
ПЕРВОЕ СВЕТСКОЕ КЛАДБИЩЕ В ИЗРАИЛЕ
ПРОТЕСТ ДАЛАЙ-ЛАМЫ
САТАНИСТ-ПОДЖИГАТЕЛЬ
МЕХАНИЧЕСКОЕ РАСКАЯНИЕ
Для удобства пользователей программа содержит текстовые и звуковые просьбы, а также проповеди, рассчитанные на представителей протестантских конфессий. Кроме всего прочего, на диске имеется список адресов электронной почты священнослужителей по всему миру.
Грэг Гарвей не считает свою работу законченной. По его мнению, людям «необходимо иметь персональный карманный помощник по грехам». Гарвей уверен, что «это будет совершенный прибор для чрезвычайно занятого грешника», который, к тому же, позволит «восполнить недостаток священников».
ЭКУМЕНИЗМ: АРАБСКАЯ МОДЕЛЬ
Приводимый ниже документ показывает, как это уже проделано для арабов-христиан, и сколь большие успехи достигнуты среди украинцев. На очереди — русские. Именно с этим и связано появление подобного документа в недрах «Корсунской» (читай, Западно-Европейской) епархии МП.
Также предлагаем Вам небольшую историческую справку о том, как Антиохийская патриархия за какие-нибудь 40 лет превратилась из православного патриархата в еретическое сообщество.
До II Мировой войны Антиохийский патриархат находился в постоянной оппозиции к обновленческим тенденциям греков (Константинопольского и Александрийского патриархатов, официальной Элладской церкви). Его делегаты не присутствовали на еретическом Константинопольском лжесоборе 1923 года, он всегда сопротивлялся введению папского календаря. Во всем, что касается ощутимых для жизни народа перемен, Антиохийский патриархат был консервативен. «Лобовая атака» экуменизма на Антиохийскую Церковь не удалась. Тогда экуменизм обошел Антиохию «с тыла», поманив призраком общеарабского единства. И Антиохия пала — и пала не просто, но ниже всех. Только в Антиохийским патриархате, на официальном уровне действуют решения о уже состоявшемся объединении с еретиками. Первое из них было принято около 30 лет назад для паствы в Ливане: синодальное постановление разрешило совместное участие в «Евхаристии» «православных» ливанцев и мелькитов-католиков. В эпоху Шамбезийских (с монофизитами) и Баламандского (с католиками) соглашений дело зашло гораздо дальше. 22 июня 1991 г. Антиохийский «Священный Синод» под председательством нынешнего «патриарха» Игнатия IV принял постановление «Об общении между Восточным Православным и Сирийским Православным [т. е. монофизитским] Патриархатами Антиохии». Между прочим, это постановление предусматривает следующее:
1. Полное взаимное уважение между обеими церквами в отношении их богослужения, духовных традиций, исторического наследия и святых отцов [!].
3. Отказ от принятия членов одной церкви в члены другой, независимо от мотивировки.