ОБРАЩЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ МАРКА ЕФЕССКОГО
В связи с активизацией в последнее время деятельности старообрядческих общин и их претензиями в отношении Русской Православной Церкви усилились нападки на Святейшего Патриарха Никона, которого в антицерковных СМИ постоянно называют виновником раскола, а церковные меры по упорядочению богослужения и исправлению книг называют «ошибочными реформами». Таким образом, русскому православному народу пытаются внушить, что будто бы начиная с XVII века Русская Православная Церковь пошла по ошибочному пути, а истинное Православие сохранили раскольники. Такая интерпретация мер, предпринятых Русской Православной Церковью при Патриархе Никоне, как единоличных действий только одного Патриарха, не соответствует действительности, так как они были осуществлены по решению Соборов 1654—1658 гг. и были одобрены на Соборе 1667 г., уже после низложения Святейшего Патриарха Никона. Признание этих мер ошибочными неизбежно ведет не только к отмене Соборных решений, но и к признанию «ошибочности» всего строя церковной жизни с XVII в. до сегодняшнего дня. Мы действительно желаем присоединения старообрядцев к Церкви, только не путем лжи и соглашательства, как это нам предлагают в последнее время, в том числе, к сожалению, и некоторые церковные деятели. Кроме того, по нашему мнению, давно назрел вопрос о канонизации Святейшего Патриарха Никона. Патриарх Никон является выдающимся деятелем Русской Православной Церкви, священноисповедником, пострадавшим за дело независимости Церкви от государственной власти. Патриарх Никон был великим ревнителем Православия, его идеи воцерковления всей общественной и государственной жизни России и русского народа как нельзя более актуальны в наше время. Патриарх Никон был и великим патриотом России, установившим Праздник всех русских святых. Он внес решающий вклад в великое дело воссоединения Малороссии и Великороссии, в становление богословского образования на Руси. Кроме того, братия Ново-Иерусалимского монастыря засвидетельствовала множество случаев чудотворений и исцелений на гробнице Патриарха Никона, что было опубликовано в церковной печати. Судьба Святейшего Патриарха Никона созвучна судьбе последнего Российского Императора Николая II, канонизации которого давно ожидает подавляющее большинство православных русских людей. Как Патриарх Никон в 1658 г. добровольно был вынужден покинуть Патриарший Престол из-за вмешательства светской власти в дела цер-ковные и неподчинение законной духовной власти в церковных вопро-сах, точно так же и Государь Николай II в 1917 году добровольно был вынужден оставить Царский престол из-за того, что подвластный православному царю народ перестал подчиняться законному Помазаннику Божию. Оба они пострадали: один — не до смерти, проведя в ссылке много лет; другой — принял мученическую кончину. Было бы весьма желательным, чтобы братия Ново-Иерусалимского монастыря и все, кто почитает память Патриарха Никона, обратились к Священноначалию нашей Церкви неотлагательно рассмотреть вопрос о канонизации Святейшего Патриарха Никона в сонме Святителей Московских. Многие православные верующие глубоко почитают Патриарха Никона, зная о его заслугах перед Церковью и Отечеством. Они знают, что еще на Поместном Соборе 1917 г. владыка Антоний (Храповицкий) поднимал вопрос о канонизации Святейшего Патриарха Никона, что отцы Собора приезжали в Новый Иерусалим и молились у гробницы Патриарха Никона о вразумлении и помощи в деле восстановления Патриаршества на Руси. Во время интронизации новоизбранного Патриарха Святителя Тихона он был облачен в мантию Патриарха Никона. Выдающийся русский богослов, архиепископ Серафим (Соболев) более шестидесяти лет назад писал: «.. как деятельность, так и жизнь П. Никона свидетельствуют о том, что нам следует не обвинять его в непомерной гордости, а вместе с простым верующим русским народом, как праведного и благодатного светильника русской Церкви, и всемерно содействовать тому, чтобы в возрожденной России он был причислен к лику святых Российской Церкви». Православное братство Святителя Марка Ефесского.