В России Православие стало фактором, влияющим на потребительское поведение десятков миллионов покупателей
Согласно опросу, проведенному центром «РОМИР-Мониторинг», Великий пост в этом году собирались соблюдать 22% всех россиян. А Рождественский пост соблюдала, согласно тому же опросу, треть населения. На языке экономики это означает: Христианство стало фактором, влияющим на потребительское поведение десятков миллионов покупателей. «Пост, несомненно, является важным фактором, влияющим на сбыт мяса, — сказала эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Лариса Дорогова. — Все последние годы Великим постом спрос на мясо и колбасные изделия падает. Насколько именно, сказать трудно, но я думаю, не менее чем на 5%». А в торговой сети «Седьмой континент» рассказали, что в период Великого поста спрос на мясо падает на 10−15%. Впрочем, мартовский упадок спроса на мясо имеет и обратную сторону: резко увеличивается популярность вегетарианских блюд. Практически во всех кафе и ресторанах предлагают постное меню. В некоторых крупных универсамах для постных товаров завели специальные ценники желтого цвета. Народ активно раскупает овощные супы в пакетиках. Фрукты тоже раскупаются быстро, хоть и стоят недешево. Окончание Великого поста также немедленно сказывается на рынке. Пасха вообще оказывает на продовольственный рынок воздействие, сопоставимое с новогодним. Пасха — это куличи, крашеные яйца и пасхи из творога. В Москве цены на яйца к Пасхе поднялись — в среднем на 2−4 рубля за десяток. Данных по России нет, но ленты информационных агентств полны сообщений о подорожании пасхальных товаров. Например, на рынках Ульяновска яйца уже к Страстной неделе подорожали с 16,5 до 18,5 рубля за десяток, творог — с 36 до 40−44 руб. за кг, сметана — с 49 до 55 руб. за кг. Птицефабрики рассылают пресс-релизы об увеличении производства яиц к празднику. Некоторые в рекламных целях сообщают, что не собираются к Пасхе увеличивать цены. Но щедрость птицеводов с лихвой покрывается торговыми наценками. Кое-где вызванный религиозными праздниками ажиотаж даже заставил власти предпринять меры: в преддверии Пасхи губернатор Ивановской области Владимир Тихонов своим распоряжением установил размер максимальных наценок на основные пасхальные товары. Цена молока, сметаны, кисломолочных продуктов и творога в ивановских магазинах теперь не может превышать цену предприятия-изготовителя более чем на 30%. Наценка на куриные яйца не должна быть выше 3 руб. за десяток. Ну и главный символ Пасхи — куличи. По сообщению департамента потребительского рынка правительства Москвы, к празднику в столице было выпечено почти полтора миллиона пасхальных куличей. Похоже, вопреки Марксу надстройка все-таки оказывает влияние на базис — причем влияние это выражается в тоннах и рублях, сообщает «Русский курьер». Седмица.Ru