Объединяющий 325 христианских деноминаций Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), главная цитадель всемирного экуменического движения, в год своего пятидесятилетия столкнулся с проблемой, способной поставить под вопрос если не само существование, то, по крайней мере, авторитет и амбиции этого влиятельного международного форума. Камнем преткновения для ВСЦ, где задают тон протестантские церкви, стало Всеправославное совещание в Салониках, созванное по инициативе Русской и Сербской канонических Церквей. В результате трехдневных консультаций был принят документ, который фактически является коллективным ультиматумом Вселенского Православия руководству ВСЦ, Православные, составляющие меньшинство в ВСЦ, потребовали уважения к своим взглядам, продемонстрировав решимость заставить соседей по экуменическому дому считаться с собой — даже ценой частичного замораживания межхристианского диалога. Кризис в отношениях между протестантским большинством и православным меньшинством в ВСЦ вызревал на протяжении трех десятилетий. Так, в 1968 году в Упсале (Швеция) экуменическое большинство расценило отказ православных от совместного причащения с инославными как проявление догматизма и неспособности соответствовать духу времени. Ситуация повторилась в 1975 году в Найроби (Кения), где «малое стадо» православных тщетно протестовало против резолюции о рукоположении в священный сан женщин. Новый раунд взаимного непонимания имел место на Ассамблее ВСЦ в Ванкувере (Канада) в 1983 году, на сей раз в связи с инспирированной мировым феминизмом проблемой именования Бога в женском роде. Последнее же столкновение позиций произошло в 1991 году — по вопросу богословского признания со стороны ВСЦ «духов местной культуры» (всякого рода языческих культов). Тогда же митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл впервые гласно заявил о кризисе в лоне ВСЦ, предупредив о возможности выхода из организации православных представителей. Ныне Грузинская Церковь уже покинула ряды Всемирного Совета Церквей, к аналогичному решению пришла и Болгарская Церковь. Между тем очередная Ассамблея ВСЦ, которая пройдет в декабре в Хараре (Зимбабве), планирует рассмотреть возможность благословения однополых браков и рукоположения в священный сан гомосексуалистов. В связи с чем православная община, дабы не быть втянутой в дебаты по столь богомерзкой теме, решилась на упреждающий шаг. На совещании в Салониках митрополит Кирилл выступил с предложением бойкотировать Ассамблею в Хараре в случае отказа ВСЦ от проведения структурных и процедурных реформ. В итоге дискуссий было принято более сдержанное решение: на Ассамблею ехать, но в религиозных церемониях не участвовать; устраниться от голосования; использовать трибуну для заявления о кризисе в ВСЦ и о православном видении путей его преодоления. Делегирование же посланцев с ограниченным мандатом задумано как предоставление ВСЦ последнего шанса на гармонизацию его отношений со Вселенским Православием. Эти события всколыхнули ортодоксальные силы в лоне Русского Православия, клеймящие экуменическое движение как «ересь ересей», «масонско-сатанинский интернационал» и «духовную чуму XX века». Союз Православных Братств, а также братия Валаамского и Свято-Успенского Святогорского монастырей не замедлили выступить с заявлениями, в которых подчеркнутая лояльность Патриарху Алексию II сочетается с резкими выпадами в адрес отвечающего за внешние церковные сношения митрополита Кирилла. Несмотря на то, что вся внешнецерковная деятельность проводится с благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода, а православное единство в противостоянии с ВСЦ выковано во многом благодаря митрополиту Кириллу. Впрочем, сей парадокс легко объясним в контексте обострения внутрицерковнои полемики и антицерковной борьбы накануне Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви. Какими будут шаги ВСЦ в ответ на салоникский ультиматум? Скорее всего, дабы избежать православного бенефиса в Хараре, ВСЦ попытается снять остроту проблемы методом «тишайших переговоров», начав серию консультаций непременно с Русской Православной Церкви. Наверняка будут предприняты и попытки дезавуировать совещание в Салониках, представив его решения как результат деструктивных усилий одного лишь митрополита Кирилла. Словом, в преддверии 2000-летия Рождества Христова Русское Православие сделало ответственный выбор — пошло на жесткие решения, которых вряд ли ожидали как друзья, так и недруги. В Салониках была предложена новая парадигма межхристианского единства: Всемирный Христианский Форум, не предполагающий формального членства церквей и открывающий возможности для равноправного сотрудничества. Итак, Русское Православие решило уклоняться от протестантских объятий. По крайней мере до тех пор, пока не будет упорядочено противоречивое экуменическое хозяйство. При этом Русская Церковь настаивает на своей верности идее экуменического диалога, видя в нем возложенную на Православие миссию свидетельства об Истине перед лицом инославного мира. Но, как известно, прежде чем объединиться, надлежит размежеваться. Именно этот процесс и происходит сейчас в отношениях между Вселенским Православием и мировым экуменизмом. В случае же окончательного разрыва отношений с Вселенским Православием ВСЦ рискует вообще сократиться до масштаба международного протестантского клуба. Зато в отсутствие православных уже никто не воспрепятствует претензиям ВСЦ на выработку некоей синкретической надцерковной духовности. Равно как и расширению пределов догматической терпимости вплоть до практики венчания гомосексуальных пар.