Русская линия
<< Полная сводка новостей от 4 июля 1998 >>

ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СЧИТАЕТ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II ИДЕЮ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОНАРХИИ В РОССИИ

Преждевременной считает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II идею восстановления монархии в России. «Народ России сейчас к этому не готов», — высказал он мнение, отвечая сегодня на вопросы журналистов сразу после встречи с Президентом Аргентины Карлосом Менемом, которая прошла в Храме Христа Спасителя.
По словам Первосвятителя, еще дают о себе знать 70 прошедших лет, когда три послереволюционных поколения воспитывалось в духе отрицания веры, а также поношения монархического правления, бывшего в нашей истории. В то же время Первосвятитель не исключил того, что «через какое-то время, возможно, Россия к этому придет».
Что же касается прославления Русской Православной Церковью в лике святых последнего российского императора, то этот вопрос, напомнил он, передан на рассмотрение Поместного Собора, который будет проходить в 2000 году.
ИТАР-ТАСС / Православие в России

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ГЛАВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЖУРНАЛУ «МОСКОУ МЭГЭЗИН»

Ваше святейшество, близящийся к концу XX век не был веком мира. Похоже, что в Третье тысячелетие от Рождества Христова человечество войдет ожесточенным. Политологи полагают, что грядущий век принесет с собой расовые и религиозные войны, и самым глобальным будет противостояние двух религий — христианства и ислама. Что Вы можете сказать по поводу такого прогноза?
–Действительно, подобные мнения нередко получают огласку в средствах массовой информации, особенно в Западной Европе, где в последнее время образовывалось множество мусульманских общин и возникли проблемы их интеграции в общество. Поэтому полагаю, что журналистам необходимо максимально доброжелательно и добросовестно разобраться в особенностях религиозной ситуации в нашей стране и во всем мире, во влиянии взаимоотношений христианства и ислама на развитие современного общества,
К сожалению, трагические конфликты, имеющие политическую и экономическую подоплеку, но вовлекающие религиозный фактор, возникают сейчас по всему миру, включая Европу. Противостояние им — одна из задач общественного служения Русской Православной Церкви, которая, осуществляя свою миссию более тысячи лет, мирно сосуществует со своими ближайшими соседями — многочисленными мусульманскими общинами. Православные христиане придерживаются уважительного отношения к последователям других религий, помня о происхождении всех народов и людей от Адама, сотворенного по образу и подобию Божию (Быт. 1. 26). Мы поддерживаем добрые, доверительные отношения с братьями-мусульманами. Мы также знаем, что вероучительные основы ислама предлагают последователям Муххамеда относиться к христианам как к братьям. Многолетнее общение на межрелигиозных встречах побудило к началу богословского и культурологического диалога представителей двух религий. Мы также ищем и находим возможности сотрудничества в благотворительности, миротворчестве и других общественно значимых областях, в содействии нравственному оздоровленную общества, защите его от произвола деструктивных псевдорелигиозных культов. Причем наши диалог и взаимодействие не ограничиваются Россией или Содружеством Независимых государств: развиваются, например, связи с исламскими общинами Ирана, Иордании, Саудовской Аравии, ряда других стран.
Диалог православных и мусульман, как, впрочем, и представителей всех мировых религий, жизненно необходим. Он приглашает нас к вдумчивому сотрудничеству, проникнутому ответственностью за судьбы наших стран и мира. Перед лицом угрозы применения в локальных конфликтах оружия массового уничтожения религиозные лидеры обязаны предотвращать и исцелять всплески человеческой вражды. Именно такие шаги навстречу друг другу помогут предотвратить глобальное столкновение под псевдорелигиозными предлогами, о котором пророчествуют многие, но которого, надеюсь, человечеству удастся с Божией помощью и при разумном подходе избежать.
— Ратуя за мир и согласие, православное духовенство, однако, относится с некоторым недоверием не только к инаковерующим, но даже к другим ветвям христианства — католической, протестантской. Молясь о «благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», некоторые священнослужители, тем не менее, видят в экуменическом движении чуть ли не главную опасность для истинной веры. Что это — заблуждение отдельных лиц или позиция русской Православной Церкви?
— Главной задачей нашей Церкви в ее межхристианских связях является свидетельство перед инославными христианами Истины Православия, раскрытие перед ними Предания и неповрежденной веры Древней неразделенной Церкви, историческим продолжением которой является Церковь Православия. Мы твердо знаем, что такое свидетельство является в сегодняшнем сложном мире весьма важным и актуальным. Наша Церковь в своих межконфессиональных связях движима любовью ко всем христианам, стремлением к миру и взаимопониманию с ними. Впрочем, православное участие в работе международных христианских организаций, таких как Всемирный Совет Церквей, вызывает неоднозначную дискуссию среди активных в отношении экуменизма наших верующих. В частности, есть озабоченность некоторыми формами совместных молитв, наличием в них элементов, могущих быть отождествленными с язычеством. Не может не волновать отход некоторых церквей и деноминаций, являющихся членами Всемирного Совета Церквей, от евангельских норм богословского и нравственного учения. Все это побуждает нас обсудить с братскими Православными Церквами формы нашего участия в деятельности ВСЦ и саму возможность его продолжения. Необходимо всегда выстраивать такую систему межхристианских связей, которая не размывала бы основы нашей собственной веры.
— Русское Православие всегда отличилось ревностным отношением к традициям: богослужебные обряды, церковный ритуал, убранство храма — все это очень медленно или редко меняется на протяжении веков. Возможно, в какой-то мере именно эта верность и помогла Церкви выстоять в годы гонений. Но времена меняются, и то, что было во благо, может стать тормозом дальнейшего развития. Непонятный для многих язык, утомительная длительность богослужений — не выглядит ли все это сегодня несколько архаично, не способно ли оттолкнуть современную молодежь?
Церковь призвана сохранить и передать новым поколениям людей спасительное Откровение, данное Самим Господом Иисусом Христом и явленное в полноте преемственного апостольского наследия. Это наследие, естественно, выражалось в различных культурных формах, которые менялись и продолжают меняться.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, другие авторы переводов и оригинальных богослужебных текстов приложили множество усилий, чтобы славянские народы могли в полной мере воспринять богодуховенность Священного Писания, смысл и красоту православного богослужения. И. полагаю, для современного человека, владеющего иногда несколькими иностранными языками, при регулярном посещении храма и вдумчивом осмыслении церковной службы не составит труда понять происходящее и оценить великолепие древнего, напитанного историей языка. А если еще и искренне, горячо молиться сердцем и умом, то два часа службы покажутся одним мигом, и после отпуста не захочется уходить из храма. Впрочем, сказанное не означает, что в Церкви ничего не меняется. Богослужебное творчество всегда существовало и всегда будет существовать — надо только, чтобы оно находилось в согласии с соборным разумом Церкви и не превращалось в самодовлеющие «революции». Не следует забывать также о том, что существует и внебогослужебная православная культура, включающая в себя сегодня и кино, и театр, и различные виды музыки, и светскую литературу, и народное творчество, и многое другое. Все это обращает вечные духовно-нравственные истины к душе и разуму современника, помогает ему обрести жизненную целеустремленность в сочетании с подлинной свободой.
–Ваше Святейшество, в наше время вновь стала возможна пастырская деятельность в местах заключения. И это отрадно. Люди, переступившие закон и отторгнутые от общества, не забыты Богом и Церковью: они могут облегчить думу исповедью, поручить отпущение грехов. Как эта милосердная акция сказывается на судьбах оступившихся? На нравственною климате исправительно-трудовых учреждений?
Действительно, сегодня православные пастыри часто приходят в места лишения свободы. Церковь относится к людям, нарушившим закон, как к заблудшим овцам Христова стада, которым Господь через скорби дает возможность принести покаяние и получить величайший Божественный дар — прощение, дабы сознательно изменить жизнь и нравственно переродиться. Исполняя пастырский долг, я сам не раз посещал места заключения, где совершал богослужения, беседовал с заключенными. И на личном опыте мне доводилось быть свидетелем того процесса духовного возрождения, который происходит у человека, осознавшего глубину совершенного им греха и желающего освободиться от него. В такой момент живая проповедь, духовный совет, посильная помощь согревают сердца даже тех, кто некогда совсем разуверился в людях.
Разными путями люди приходят к Богу: кто-то через радость, а кто-то через горе, испытание, падение. Сама жизнь показывает, что обретение веры и возрастание в ней есть тайна, совершаемая Богом в глубинах человеческой личности. Помочь совершиться этой тайне — долг Церкви, долг пастыря, и не может не радовать, что сегодня все больше людей, несущих заслуженное наказание, становятся на путь Христов. Когда же в местах заключения создаются храмы и молитвенные комнаты, это в буквальном смысле преображает всю жизнь узников, да и работников исправительных учреждений.
–В России в последние годы появилось множество религиозных сект. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений», принятый недавно Государственной Думой, призван оградить нестойких от чужеродных влияний. Однако общественное мнение по поводу этого закона неоднозначно. Какова на сей счет позиция Русской Православной Церкви?
Не ставя себе целью ущемление ничьих прав на свободное исповедание веры и на поклонение своим святыням, новый Закон вводит в российское правовое поле множество конкретных предложений по разумной правовой регламентации деятельности религиозных общин как юридических лиц. В первую очередь это касается различных новообразований. Общество должно иметь возможность обезопасить себя от бесконтрольной деятельности богатых псевдорелигиозных авантюристов и одновременно поддерживать те религиозные общины, которые приносят народу очевидную пользу. Нельзя не отметить, что классификация религиозных объединений существует в Великобритании, Греции, Австрии, Финляндии, Литве, да и почти во всех других странах Европы. Кстати, во многих из них законодательство особо определяет привилегии одной или нескольких конфессий, чего нет в российском Законе. В то же время появился действенный механизм упорядочения деятельности деструктивных, общественно опасных культов.
Немаловажно, что, согласно новому Закону, иностранные граждане, находящиеся на территории России, могут свободно участвовать в жизни и служении любого российского религиозного объединения. Те же, кто рассматривает Россию как духовную пустыню, должны будут соотносить свои псевдомиссионерские планы с мнением российских верующих.
Расширились перспективы взаимодействия религиозных организаций и государства в ряде общественно значимых областей. Убежден, что такое взаимодействие обретет в будущем новые формы, ибо именно в партнерстве на благо народа — главное содержание взаимоотношений Церкви и государства.
— Поэты, музыканты, художники, затрудняясь объяснить творческий процесс, нередко уверяют, что их рукой водил Бог. Не случайно вдохновение часто называют божественным. Однако существует и другое мнение, согласно которому светское искусство — плод гордыни человека, возомнившего себя Творцом, и, с этой точки зрения, чуть ли не порождение бесовщины. Насколько нам известно, в православных монастырях не принято читать светских книг, слушать светскую музыку. Где здесь правда?
— Человеческое творчество — это весьма многосложный феномен. Церковь всегда старалась одухотворить различные стороны культуры, сделать ее носительницей и выразительницей вечных духовных ценностей. В то же время Православие предостерегает от псевдокультуры, замутненной грехом, Сам по себе творческий процесс еще не является результатом подлинной духовной жизни художника, знаком причастности к делу, совершаемому в мире его истинным Творцом. Желая познать волю Божию о своих трудах, творческая личность должна помнить, что сделать это только собственными усилиями нельзя. Увидеть Бога, постигать замысел Творца о творении возможно лишь с верой и с молитвой.
Глубоко чувствуя культуру и смысл подлинного творчества, великий русский писатель Ф, М. Достоевский утверждал, что оно может быть лишь плодом любви к людям. По слову святого Иоанна Кассиана Римлянина, любовь делает людей «из совершенных. некоторым образом более совершенными». Проверка своей совести и рассмотрение собственного творчества в свете евангельских истин, в свете любви, — просвещают разум художника, помогают ему открыть Истину Божию людям. И тогда творчество, в рамках какого бы вида культуры оно ни осуществлялось, становится близким Церкви и ее миссии.
— Религия и наука, как мы знаем, отнюдь не исключают друг друга. Но ученые допускают мысль о существовании иных миров, других цивилизаций. А как Православная Церковь относится к этим гипотезам?
— Думается, что ищущим контактов с так называемыми НЛО следует задать себе вопрос: каков нравственный результат их поисков? Зачем надеяться на то, что духовные и материальные проблемы современного человечества смогут решить некие «посланцы из космоса»? Каковы духовные последствия от общения с силами, природа и происхождение которых весьма сомнительны? Церковному сознанию ясно, что здесь нам следует проявлять сугубую осторожность. Апостол Иоанн предупреждает: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире"(1 Ин, 4.1).
Священное писание, указывая на достоинства человеческой души, подчеркивает ее неповторимость и уникальность. В Православии человеческая личность осознается как богоданная реальность, призванная к духовному преображению во Христе. В этом контексте глубоко осознается роль Церкви в домостроительстве нашего спасения. Храм — дом Божий и вместе с тем высочайший образ гармонии всего космоса, напоминание о первозданном Рае и о грядущем Царствии Небесном. Христианство признает, что в основании Творения лежит предустановленный Богом высший закон, которому подчиняются вселенная и человек. В этом миропорядке есть центр — сам Бог, есть невидимый духовный мир, но, насколько мы знаем из Божия Откровения, во всем многообразии Его живых созданий лишь человеку дано владеть Землей и всем, что на ней, и нести за этот свой дом нераздельную ответственность перед Богом.
Полагаю, что ученым следует с вниманием относиться к свидетельству Библии, тем более когда речь идет о гипотезах, многие из которых уже были опровергнуты Книгой книг и церковным Преданием. Нравственный же смысл любой гипотезы никогда нельзя упускать из виду. Один из последних Оптинских старцев — преподобный Нектарий -говорил, что жизненный успех к человеку, изучающему различные науки, может прийти только тогда, когда его ученость не будет препятствием его нравственности и духовной жизни, а духовная жизнь не станет ограничением к изучению наук.
Вопросы Его Святейшеству Патриарху АЛЕКСИЮ II составила Лариса РУМАРЧУК

В ПРАЗДНИК СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ КРЕМЛЯ

Святителя Иону, митрополита Московского, при котором Русская Церковь сделала первый шаг к самостоятельности, прославляли сегодня в Успенском соборе Кремля. В этот день Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил литургию и молебен у раки с мощами этого великого подвижника веры
В истории Отечества митрополит Иона останется как великий миротворец, сумевший положить конец междууусобным войнам на Руси в ХV веке. А верующие люди его особо почитают как первого из Всероссийских митрополитов, избранного Собором русских епископов без согласования с Константинопольским Патриархатом, в состав которого на правах митрополии входила наша Церковь. Это был первый шаг к обретению ею самостоятельности, к введению патриаршества на Руси.
Всея России чудотворцем называет Церковь святителя. Сохранились свидетельства, как по его молитвам отступили от столицы осаждавшие город татарские войска, а после совершенного им по кремлевским стенам крестного хода стих пожар, грозивший охватить весь город.
«В житии преподобного Ионы рассказывается, как много он сделал для Отечества и для Церкви Христовой, — сказал в своем слове Патриарх Алексий. — Всей своей жизнью он подтвердил истинность слов Христа Спасителя, которые звучали и сегодня за Божественной литургией: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится вам». Если будем руководствоваться этим евангельским заветом, то и Царствие Божие будет недалеко от каждого из нас, сказал Первосвятитель. Он пожелал верующим укрепляться молитвами святителя, который предстательствует за нас пред Господом, и совершать свой жизненный путь во славу Божию и на благо ближним.
ИТАР-ТАСС / Православие в России

ПРОБЛЕМА НОВЫХ ЕРЕСЕЙ И СЕКТ БУДЕТ ОБСУЖДАТЬСЯ НА ПЯТОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ПРАВОСЛАВИЯ

МОСКВА, 27 июня. Проблема новых ересей и сект будет обсуждаться на Пятой конференции Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия, которая открывается 28 июня в Варшаве. Официальная делегация Госдумы России во главе с председателем думского комитета по делам религиозных объединений Виктором Зоркальцевым, являющимся президентом ЕМАП, отправилась сегодня из Москвы в Польшу. В ежегодной конференции парламентарев стран с православной традицией примут участие законодатели из 20 стран Европы — СНГ, Балтии, Средиземноморья и Балкан.
Как сказал в интервью корр. ИТАР-ТАСС член делегации Валерий Алексеев, «впервые движение обсудит и наметит пути законодательного разрешения серьезных проблем, сложившихся в странах восточно-христианского пространства в результате деструктивной деятельности различных псевдорелигиозных организаций, тоталитарных сект, активизирующихся ересей и стремительно распространяемых „новорелигиозных“ течений». По его словам, российская делегация намерена рассказать о практической реализации нового Закона о свободе совести, изначально призванного ограничить деятельность в стране подобных сект.
Интересно, что конференция ЕМАП проходит в столице страны с католической традицией. Однако в Польше с древних времен существует Автокефальная Православная Церковь, активно участвующая в жизни страны. Такой же политике придерживается и ее новый Предстоятель, митрополит Варшавский и всей Польши Савва, который также будет присутствовать на парламентской конференции.
С участниками международного форума встретятся президент Польши Александр Квасьневский и маршал Сейма Мачей Плажиньский.
ИТАР-ТАСС / Православие в России

«РОССИЯ ВОЗРОДИТСЯ БЛАГОДАРЯ ВЕРЕ И МИССИИ ЦЕРКВИ», ЗАЯВИЛ ПРЕЗИДЕНТ АРГЕНТИНЫ КАРЛОС МЕНЕМ ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ПАТРИАРХОМ АЛЕКСИЕМ II В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ


«Если Россия возродится как феникс, то это произойдет благодаря вере и миссии Церкви». Такой взгляд на будущее нашей страны высказал сегодня президент Аргентины Карлос Менем во время встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, которая состоялась в Храме Христа Спасителя. Россия, по словам гостя, должна показать пример всему миру, и особенно тем народам, которые борются за свободу и демократию.
Приветствуя главу государства Аргентина в нижней, Преображенской, церкви возрождаемого храмового комплекса на Волхонке, Его Святейшество дал высокую оценку визиту президента Аргентины в Россию как открывающему широкие возможности для сотрудничества двух стран и народов. Он особо поблагодарил высокого гостя за доброжелательное отношение руководства страны к проживающей там пастве Русской Православной Церкви.
Следует отметить, что выходцы из России составляют немалое число граждан Аргентины. Первые русские переселенцы появились в этой латиноамериканской стране еще в прошлом веке. По распоряжению Александра III в самом конце ХIХ века в Буэнос-Айресе был заложен первый православный храм — Троицкий собор, построенный на пожертвования известных русских людей, а император Николай II передал в дар храму колокол.
О внимании к православным русским людям в Аргентине говорит и факт, о котором напомнил в разговоре Его Святейшество. Во время празднования 1000-летия Крещения Руси площадь, на которой стоит Троицкий собор, была переименована в площадь святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси.
Патриарх Алексий провел гостя по возрождаемому храму, являющемуся символом новой России. Он рассказал президенту Аргентины об истории строительства, разрушения и нынешнего возрождения храма-памятника, воздвигнутого в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. «Верхний храм еще не готов, мы планируем освятить его к 2000-летию Рождества Христова. Однако в следующий Ваш приезд, — пообещал Первосвятитель, — Вы увидите полностью возрожденный храм».
Президент оставил в книге почетных гостей надпись, в которой от имени правительства Аргентины выразил надежду на продолжение доброго сотрудничества между двумя народами.
ИТАР-ТАСС / Православие в России

СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ ВЫШЕЛ НА КОНТАКТ С ЕВГЕНИЕМ ПРИМАКОВЫМ

Секретарь по отношениям с государствами (министр иностранных дел) Ватикана Жан-Луи Торан прибыл в Москву по вполне церемониальному поводу — для участия в торжественной мессе по случаю открытия нового здания папской нунциатуры (посольства). Обычно для такой оказии вполне достаточно присутствия священнослужителя представительного ранга, но Святой Престол счел необходимым направить в Россию одного из своих самых высокопоставленных прелатов.
Дипломаты в сутанах веками пересекали моря и континенты, их упорство и настойчивость во многом способствовали росту влияния Римско-католической церкви в мире. Сегодня Святой Престол поддерживает дипотношения со 150 странами мира. Жан-Луи Торан занимает должность руководителя внешнеполитического ведомства Ватикана с 1990 года. В этом качестве он уже побывал в Москве в 1991 году в связи с одним из последних форумов советской эпохи — международной конференцией «Человеческое измерение Хельсинкского акта», и даже встречался (в компании других делегатов) с Михаилом Горбачевым.
Накануне нынешнего визита монсеньера Торана в Москву постпред Российской Федерации при Ватикане посол Геннадий Уранов пояснил в беседе с корреспондентом «Сегодня», что вояж секретаря по отношениям с государствами логично продолжает цепь контактов между российской и ватиканской дипломатиями. Предыдущая встреча руководителей внешнеполитических ведомств России и Ватикана состоялась во время визита президента Бориса Ельцина на Апеннины в феврале этого года. Глава российского государства был со всеми почестями принят в Апостольском дворце Ватикана и имел сердечную беседу с Папой Римским Иоанном Павлом II. В тот же день министр иностранных дел РФ Евгений Примаков провел раунд переговоров с госсекретарем (главой правительства) Святого Престола кардиналом Анджело Содано и монсеньером Тораном. Беседа была продолжена за обедом в ресторане при римском отеле «Колумбус». Вот почему завтрак, который устроил в Москве министр иностранных дел России в честь своего ватиканского коллеги в особняке МИДа на Спиридоньевке, можно вполне назвать ответным приемом. Монсеньер Торан был также принят в Свято-Даниловском монастыре Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В пресс-службе Ватикана содержание встречи открыть отказались, в отделе внешних сношений РПЦ ограничились сообщением, что встреча носила протокольный характер.
Отношения между двумя Церквями простыми не назовешь. И хотя постоянно подчеркивается обоюдное стремление отметить приближающийся великий юбилей — 2000-летие христианства — смирением и братской любовью, от этих слов до реальных дел расстояние остается весьма значительным, Можно предположить, что наиболее острый вопрос — о возможной пастырской поездке Папы Римского Иоанна Павла II в Россию — на встрече монсеньера Торана с Алексием II даже не затрагивался. Дело в том, что монсеньор отвечает в Ватикане за отношения с иностранными государствами, а именно с этой точки зрения никаких проблем не возникает: Папа Войтыла был трижды официально приглашен в Москву и председателем президиума Верховного Совета СССР Николаем Подгорным, и президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым, и президентом России Борисом Ельциным, Но Папа Римский ждет приглашения от руководства Русской православной церкви, а этого приглашения Торан по своему статусу ему привезти не может. Московский Патриарх не только не готов к приезду римского понтифика в Россию, но считает, что пока не созрели условия даже для встречи «на нейтральной территории» между предстоятелями двух христианских церквей. Впрочем, поездки, подобные той, что совершил в Москву авторитетный ватиканский иерарх, приближают возможности таких контактов.
«Сегодня», 30.06.98

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВИЗИТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА В ЧЕХИЮ И СЛОВАКИЮ

Продолжается первый официальный визит в Чехию Константинопольского Патриарха Варфоломея. Кроме переговоров с церковными иерархами Чешской Автокефальной Православной Церкви, он проводит встречи с государственными руководителями Чехии и представителями других религиозных конфессий, зарегистрированных в республике.
В субботу, последний день его трехдневного визита в Чехию, Патриарх Варфоломей освятит новый православный храм в городе Шумперк (Северная Моравия). С 28 по 30 июня Константинопольский Патриарх будет находиться с официальным визитом в Словакии, где он также проведет ряд встреч с церковными и государственными деятелями.
ИТАР-ТАСС / Православие в России

В РУМЫНИИ ПРАВОСЛАВНЫЕ И КАТОЛИКИ ОБСУЖДАЮТ СПОР О СОБСТВЕННОСТИ

Румынские православные и католические лидеры согласились во вторник встретиться и обсудить проблему конфискованных и переданных Православной Церкви во время коммунистического правления католических церквей. В последнее время эти здания были ареной борьбы верующих католиков и православных.
Православный епископ Нифон сообщил, что была создана совместная комиссия для рассмотрения и по возможности решения конфликтов по поводу свыше 2000 церквей, которые захватывались и превращались в православные при запрещении католической церкви в 1946 году. Многие католики теперь служат мессы на открытом воздухе, так как лишь несколько храмов были возвращены католикам после отмены запрета в 1989 году. Споры по поводу принадлежности церковных зданий задержали планировавшееся приглашение папе посетить Румынию, но теперь премьер-министр в следующем месяце планирует посетить Ватикан и передать приглашение.
Папа Римский выражал желание посетить православные страны — Россию, Украину, Румынию, — но это вызвало возражения православного духовенства. «В принципе, нет ничего против визита папы,» — сказал епископ Нифон, отвечающий за взаимоотношения между Румынской Православной и Англиканской Церквями, — «но такой визит должен быть хорошо подготовленным и проходить в атмосфере мира».
CWN / Русская линия

НОВОЕ КАТОЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОПРАВДАНИИ

Этой осенью в еще не определенном месте католические лидеры и представители всемирной лютеранской федерации подпишут историческое соглашение, охватывающее 44 доктринальных вопроса, но в основном касающееся вопроса оправдания — ключевого в разделении 16 века.
Кардинал Эдвард Кассиди, президент Папского совета по вопросам христианского объединения, сообщил сегодня репортерам в Риме, что три вопроса нового соглашения еще требуют корректировки. Однако по его словам даже существующее соглашение уже является выдающимся результатом на пути экуменического движения. Кардинал предупредил, что было бы неверно полагать, что новое соглашение устраняет все несоответствия между католиками и лютеранами в вопросе оправдания. Фактически и сама декларация ссылается на «некоторые различия».
CWN / Русская линия

ПАПА РИМСКИЙ ИОАНН ПАВЕЛ II ПРИВЕТСТВОВАЛ ДОСТИГНУТУЮ МЕЖДУ КАТОЛИКАМИ И ЛЮТЕРАНАМИ ДОГОВОРЕННОСТЬ О ПРЕОДОЛЕНИИ РАЗНОГЛАСИЙ

Глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II приветствовал сегодня достигнутую между католиками и лютеранами договоренность о преодолении многовековых разногласий по одному из важнейших богословских вопросов — учению о спасении и выразил надежду, что процесс сближения различных христианских конфессий будет продолжаться и дальше, вплоть до обретения христианами «видимого единства».
«Мы можем сегодня радоваться по случаю важного достижения в экуменическом движении, — заявил понтифик, обращаясь к верующим во время традиционной воскресной проповеди на площади Святого Петра в Ватикане. По оценке Иоанна Павла II, совместная декларация католиков и лютеран, хотя и не разрешает все существующие проблемы, тем не менее «выражает согласие по фундаментальным истинам этого учения».
Именно различия во взглядах на учение об искуплении грехов и спасении души стали одной из главных причин, приведших четыре столетия назад к великому расколу в Католической церкви, инициатором которого стал немецкий священник Мартин Лютер и которое привело к возникновению нового направления в христианстве — протестантизма.
По мнению Президента Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Эдварда Кэссиди, представлявшего решение Ватикана журналистам, совместная декларация должна стать «краеугольным камнем» в процессе сближения католиков и лютеран. На этом пути, однако, еще немало препятствий. Многие исторические расхождения между двумя конфессиями все еще сохраняются.
ИТАР-ТАСС / Православие в России

НОВОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ВАТИКАНА И ИЗРАИЛЯ

Отношения между Святым престолом и правительством Израиля, по словам прежнего апостольского нунция, опять ухудшились. Архиепископ Кордеро Ланца ди Монтезимоло, недавно вернувшийся в Рим, заявил, что решение Израиля строить новый жилой комплекс в Иерусалиме нанесет серьезный ущерб мирному процессу. Нунций заявил также, что Израиль все еще не допускает свободное перемещение паломников вокруг Иерусалима, в Назарете и Вифлееме. Кроме того, договор, гарантирующий юридический статус церковных организаций, подписанный в прошлом году, все еще не ратифицирован.
Тем не менее, ветеран дипломатии Ватикана указал, что за последнее время изменил свое мнение по одному вопросу. В течение последних лет он выступал против визита папы на Святую Землю, однако теперь он считает, что поездка может помочь установлению мира.
Архиепископ, находившийся в Иерусалиме в течение 8 лет, был ключевой фигурой на переговорах по историческому соглашению 1993 года, которое привело к установлению дипломатических отношений между Израилем и Святым престолом. Недавно он принял новые обязанности апостольского нунция Италии.
CWN / Русская линия

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВАТИКАНА НЕ ПОДТВЕРДИЛ СООБЩЕНИЙ ОБ АРЕСТАХ ИЕРАРХОВ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В КИТАЕ

Руководитель Пресс-службы Святого Престола Хоакин Наварро Вальс отказался подтвердить утверждения некоторых западных средств массовой информации о том, что накануне визита президента США Билла Клинтона в Китай в Пекине и некоторых других китайских городах был арестован ряд иерархов Католической церкви. При этом он выразил обеспокоенность в связи с положением католиков в Китае.
«Мы получаем сообщения о том, что в эти дни китайская полиция арестовала некоторых иерархов Католической церкви, — заявил Наварро Вальс. — Мы не располагаем точными данными для того, чтобы подтвердить эти сведения. В случае, однако, если они соответствуют действительности, они вызывают глубокую боль и горькие размышления».
Представитель Ватикана в то же время выразил пожелание, чтобы «в скором времени были преодолены трудности, мешающие всем католикам Китая абсолютно свободно исповедовать свою веру. Это было бы на благо всему китайскому обществу и способствовало бы взаимопониманию между народами».
ИТАР-ТАСС / Православие в России

В НЬЮ-ЙОРКЕ ГАРАНТИРУЮТСЯ ПРАВА НЕЖЕНАТЫХ ПАР

Совет города Нью-Йорка проголосовал в среду за одобрение законопроекта, предоставляющего неженатым парам, включая гомосексуальные, те же права, что и вступившим в законный брак.
Закон, одобренный 39 голосами против 7 при одном воздержавшемся, утверждает, что прежде чем пользоваться правами семьи и связанными с этим преимуществами неженатые пары должны зарегистрироваться в муниципалитете.
Хотя пропагандистские группы гомосексуалистов организовали кампанию поддержки и одобрения принятого закона в здании городского совета, в то же время группа еврейских раввинов-хасидов собралась за пределами ратуши и публично предупредила совет и персонально мэра города о возможном грядущем Божием гневе. Кардинал Нью-Йорка в прошлом месяце также публично выразил свое недовольство законом после того как последний был одобрен мэром.
CWN / Русская линия

ХРИСТИАНЕ-ИНОСТРАНЦЫ ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ

До 100 христиан — иностранных граждан — были задержаны в Саудовской Аравии в этом месяце за публичную религиозную деятельность. Некоторые из них были подвергнуты пыткам с целью узнать имена других. Группа «Права Человека Без Границ» (HWRF) сообщила, что задержанные христиане являются гражданами Индии, Филиппин и европейских стран. HWRF сообщила, что представители посольств и семей не были допущены к задержанным властями Саудовской Аравии. Христианство запрещено в строгой исламской стране, в частности, это относится к общественной молитве. Переход из ислама в христианство гражданина Саудовской Аравии — правонарушение, наказуемое смертью.
CWN / Русская линия

ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ОКАЗАЛСЯ НА ГРАНИ РАСКОЛА

Объединяющий 325 христианских деноминаций Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), главная цитадель всемирного экуменического движения, в год своего пятидесятилетия столкнулся с проблемой, способной поставить под вопрос если не само существование, то, по крайней мере, авторитет и амбиции этого влиятельного международного форума.
Камнем преткновения для ВСЦ, где задают тон протестантские церкви, стало Всеправославное совещание в Салониках, созванное по инициативе Русской и Сербской канонических Церквей. В результате трехдневных консультаций был принят документ, который фактически является коллективным ультиматумом Вселенского Православия руководству ВСЦ, Православные, составляющие меньшинство в ВСЦ, потребовали уважения к своим взглядам, продемонстрировав решимость заставить соседей по экуменическому дому считаться с собой — даже ценой частичного замораживания межхристианского диалога.
Кризис в отношениях между протестантским большинством и православным меньшинством в ВСЦ вызревал на протяжении трех десятилетий. Так, в 1968 году в Упсале (Швеция) экуменическое большинство расценило отказ православных от совместного причащения с инославными как проявление догматизма и неспособности соответствовать духу времени. Ситуация повторилась в 1975 году в Найроби (Кения), где «малое стадо» православных тщетно протестовало против резолюции о рукоположении в священный сан женщин. Новый раунд взаимного непонимания имел место на Ассамблее ВСЦ в Ванкувере (Канада) в 1983 году, на сей раз в связи с инспирированной мировым феминизмом проблемой именования Бога в женском роде. Последнее же столкновение позиций произошло в 1991 году — по вопросу богословского признания со стороны ВСЦ «духов местной культуры» (всякого рода языческих культов). Тогда же митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл впервые гласно заявил о кризисе в лоне ВСЦ, предупредив о возможности выхода из организации православных представителей. Ныне Грузинская Церковь уже покинула ряды Всемирного Совета Церквей, к аналогичному решению пришла и Болгарская Церковь. Между тем очередная Ассамблея ВСЦ, которая пройдет в декабре в Хараре (Зимбабве), планирует рассмотреть возможность благословения однополых браков и рукоположения в священный сан гомосексуалистов. В связи с чем православная община, дабы не быть втянутой в дебаты по столь богомерзкой теме, решилась на упреждающий шаг.
На совещании в Салониках митрополит Кирилл выступил с предложением бойкотировать Ассамблею в Хараре в случае отказа ВСЦ от проведения структурных и процедурных реформ. В итоге дискуссий было принято более сдержанное решение: на Ассамблею ехать, но в религиозных церемониях не участвовать; устраниться от голосования; использовать трибуну для заявления о кризисе в ВСЦ и о православном видении путей его преодоления. Делегирование же посланцев с ограниченным мандатом задумано как предоставление ВСЦ последнего шанса на гармонизацию его отношений со Вселенским Православием.
Эти события всколыхнули ортодоксальные силы в лоне Русского Православия, клеймящие экуменическое движение как «ересь ересей», «масонско-сатанинский интернационал» и «духовную чуму XX века». Союз Православных Братств, а также братия Валаамского и Свято-Успенского Святогорского монастырей не замедлили выступить с заявлениями, в которых подчеркнутая лояльность Патриарху Алексию II сочетается с резкими выпадами в адрес отвечающего за внешние церковные сношения митрополита Кирилла. Несмотря на то, что вся внешнецерковная деятельность проводится с благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода, а православное единство в противостоянии с ВСЦ выковано во многом благодаря митрополиту Кириллу. Впрочем, сей парадокс легко объясним в контексте обострения внутрицерковнои полемики и антицерковной борьбы накануне Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви.
Какими будут шаги ВСЦ в ответ на салоникский ультиматум? Скорее всего, дабы избежать православного бенефиса в Хараре, ВСЦ попытается снять остроту проблемы методом «тишайших переговоров», начав серию консультаций непременно с Русской Православной Церкви. Наверняка будут предприняты и попытки дезавуировать совещание в Салониках, представив его решения как результат деструктивных усилий одного лишь митрополита Кирилла. Словом, в преддверии 2000-летия Рождества Христова Русское Православие сделало ответственный выбор — пошло на жесткие решения, которых вряд ли ожидали как друзья, так и недруги.
В Салониках была предложена новая парадигма межхристианского единства: Всемирный Христианский Форум, не предполагающий формального членства церквей и открывающий возможности для равноправного сотрудничества.
Итак, Русское Православие решило уклоняться от протестантских объятий. По крайней мере до тех пор, пока не будет упорядочено противоречивое экуменическое хозяйство. При этом Русская Церковь настаивает на своей верности идее экуменического диалога, видя в нем возложенную на Православие миссию свидетельства об Истине перед лицом инославного мира. Но, как известно, прежде чем объединиться, надлежит размежеваться. Именно этот процесс и происходит сейчас в отношениях между Вселенским Православием и мировым экуменизмом. В случае же окончательного разрыва отношений с Вселенским Православием ВСЦ рискует вообще сократиться до масштаба международного протестантского клуба. Зато в отсутствие православных уже никто не воспрепятствует претензиям ВСЦ на выработку некоей синкретической надцерковной духовности. Равно как и расширению пределов догматической терпимости вплоть до практики венчания гомосексуальных пар.

<< Полная сводка новостей от 4 июля 1998 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика