Русская линия
Сводка новостей от 4 июля 1998

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ГЛАВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЖУРНАЛУ «МОСКОУ МЭГЭЗИН»

Ваше святейшество, близящийся к концу XX век не был веком мира. Похоже, что в Третье тысячелетие от Рождества Христова человечество войдет ожесточенным. Политологи полагают, что грядущий век принесет с собой расовые и религиозные войны, и самым глобальным будет противостояние двух религий — христианства и ислама. Что Вы можете сказать по поводу такого прогноза?
–Действительно, подобные мнения нередко получают огласку в средствах массовой информации, особенно в Западной Европе, где в последнее время образовывалось множество мусульманских общин и возникли проблемы их интеграции в общество. Поэтому полагаю, что журналистам необходимо максимально доброжелательно и добросовестно разобраться в особенностях религиозной ситуации в нашей стране и во всем мире, во влиянии взаимоотношений христианства и ислама на развитие современного общества,
К сожалению, трагические конфликты, имеющие политическую и экономическую подоплеку, но вовлекающие религиозный фактор, возникают сейчас по всему миру, включая Европу. Противостояние им — одна из задач общественного служения Русской Православной Церкви, которая, осуществляя свою миссию более тысячи лет, мирно сосуществует со своими ближайшими соседями — многочисленными мусульманскими общинами. Православные христиане придерживаются уважительного отношения к последователям других религий, помня о происхождении всех народов и людей от Адама, сотворенного по образу и подобию Божию (Быт. 1. 26). Мы поддерживаем добрые, доверительные отношения с братьями-мусульманами. Мы также знаем, что вероучительные основы ислама предлагают последователям Муххамеда относиться к христианам как к братьям. Многолетнее общение на межрелигиозных встречах побудило к началу богословского и культурологического диалога представителей двух религий. Мы также ищем и находим возможности сотрудничества в благотворительности, миротворчестве и других общественно значимых областях, в содействии нравственному оздоровленную общества, защите его от произвола деструктивных псевдорелигиозных культов. Причем наши диалог и взаимодействие не ограничиваются Россией или Содружеством Независимых государств: развиваются, например, связи с исламскими общинами Ирана, Иордании, Саудовской Аравии, ряда других стран.
Диалог православных и мусульман, как, впрочем, и представителей всех мировых религий, жизненно необходим. Он приглашает нас к вдумчивому сотрудничеству, проникнутому ответственностью за судьбы наших стран и мира. Перед лицом угрозы применения в локальных конфликтах оружия массового уничтожения религиозные лидеры обязаны предотвращать и исцелять всплески человеческой вражды. Именно такие шаги навстречу друг другу помогут предотвратить глобальное столкновение под псевдорелигиозными предлогами, о котором пророчествуют многие, но которого, надеюсь, человечеству удастся с Божией помощью и при разумном подходе избежать.
— Ратуя за мир и согласие, православное духовенство, однако, относится с некоторым недоверием не только к инаковерующим, но даже к другим ветвям христианства — католической, протестантской. Молясь о «благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», некоторые священнослужители, тем не менее, видят в экуменическом движении чуть ли не главную опасность для истинной веры. Что это — заблуждение отдельных лиц или позиция русской Православной Церкви?
— Главной задачей нашей Церкви в ее межхристианских связях является свидетельство перед инославными христианами Истины Православия, раскрытие перед ними Предания и неповрежденной веры Древней неразделенной Церкви, историческим продолжением которой является Церковь Православия. Мы твердо знаем, что такое свидетельство является в сегодняшнем сложном мире весьма важным и актуальным. Наша Церковь в своих межконфессиональных связях движима любовью ко всем христианам, стремлением к миру и взаимопониманию с ними. Впрочем, православное участие в работе международных христианских организаций, таких как Всемирный Совет Церквей, вызывает неоднозначную дискуссию среди активных в отношении экуменизма наших верующих. В частности, есть озабоченность некоторыми формами совместных молитв, наличием в них элементов, могущих быть отождествленными с язычеством. Не может не волновать отход некоторых церквей и деноминаций, являющихся членами Всемирного Совета Церквей, от евангельских норм богословского и нравственного учения. Все это побуждает нас обсудить с братскими Православными Церквами формы нашего участия в деятельности ВСЦ и саму возможность его продолжения. Необходимо всегда выстраивать такую систему межхристианских связей, которая не размывала бы основы нашей собственной веры.
— Русское Православие всегда отличилось ревностным отношением к традициям: богослужебные обряды, церковный ритуал, убранство храма — все это очень медленно или редко меняется на протяжении веков. Возможно, в какой-то мере именно эта верность и помогла Церкви выстоять в годы гонений. Но времена меняются, и то, что было во благо, может стать тормозом дальнейшего развития. Непонятный для многих язык, утомительная длительность богослужений — не выглядит ли все это сегодня несколько архаично, не способно ли оттолкнуть современную молодежь?
Церковь призвана сохранить и передать новым поколениям людей спасительное Откровение, данное Самим Господом Иисусом Христом и явленное в полноте преемственного апостольского наследия. Это наследие, естественно, выражалось в различных культурных формах, которые менялись и продолжают меняться.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, другие авторы переводов и оригинальных богослужебных текстов приложили множество усилий, чтобы славянские народы могли в полной мере воспринять богодуховенность Священного Писания, смысл и красоту православного богослужения. И. полагаю, для современного человека, владеющего иногда несколькими иностранными языками, при регулярном посещении храма и вдумчивом осмыслении церковной службы не составит труда понять происходящее и оценить великолепие древнего, напитанного историей языка. А если еще и искренне, горячо молиться сердцем и умом, то два часа службы покажутся одним мигом, и после отпуста не захочется уходить из храма. Впрочем, сказанное не означает, что в Церкви ничего не меняется. Богослужебное творчество всегда существовало и всегда будет существовать — надо только, чтобы оно находилось в согласии с соборным разумом Церкви и не превращалось в самодовлеющие «революции». Не следует забывать также о том, что существует и внебогослужебная православная культура, включающая в себя сегодня и кино, и театр, и различные виды музыки, и светскую литературу, и народное творчество, и многое другое. Все это обращает вечные духовно-нравственные истины к душе и разуму современника, помогает ему обрести жизненную целеустремленность в сочетании с подлинной свободой.
–Ваше Святейшество, в наше время вновь стала возможна пастырская деятельность в местах заключения. И это отрадно. Люди, переступившие закон и отторгнутые от общества, не забыты Богом и Церковью: они могут облегчить думу исповедью, поручить отпущение грехов. Как эта милосердная акция сказывается на судьбах оступившихся? На нравственною климате исправительно-трудовых учреждений?
Действительно, сегодня православные пастыри часто приходят в места лишения свободы. Церковь относится к людям, нарушившим закон, как к заблудшим овцам Христова стада, которым Господь через скорби дает возможность принести покаяние и получить величайший Божественный дар — прощение, дабы сознательно изменить жизнь и нравственно переродиться. Исполняя пастырский долг, я сам не раз посещал места заключения, где совершал богослужения, беседовал с заключенными. И на личном опыте мне доводилось быть свидетелем того процесса духовного возрождения, который происходит у человека, осознавшего глубину совершенного им греха и желающего освободиться от него. В такой момент живая проповедь, духовный совет, посильная помощь согревают сердца даже тех, кто некогда совсем разуверился в людях.
Разными путями люди приходят к Богу: кто-то через радость, а кто-то через горе, испытание, падение. Сама жизнь показывает, что обретение веры и возрастание в ней есть тайна, совершаемая Богом в глубинах человеческой личности. Помочь совершиться этой тайне — долг Церкви, долг пастыря, и не может не радовать, что сегодня все больше людей, несущих заслуженное наказание, становятся на путь Христов. Когда же в местах заключения создаются храмы и молитвенные комнаты, это в буквальном смысле преображает всю жизнь узников, да и работников исправительных учреждений.
–В России в последние годы появилось множество религиозных сект. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений», принятый недавно Государственной Думой, призван оградить нестойких от чужеродных влияний. Однако общественное мнение по поводу этого закона неоднозначно. Какова на сей счет позиция Русской Православной Церкви?
Не ставя себе целью ущемление ничьих прав на свободное исповедание веры и на поклонение своим святыням, новый Закон вводит в российское правовое поле множество конкретных предложений по разумной правовой регламентации деятельности религиозных общин как юридических лиц. В первую очередь это касается различных новообразований. Общество должно иметь возможность обезопасить себя от бесконтрольной деятельности богатых псевдорелигиозных авантюристов и одновременно поддерживать те религиозные общины, которые приносят народу очевидную пользу. Нельзя не отметить, что классификация религиозных объединений существует в Великобритании, Греции, Австрии, Финляндии, Литве, да и почти во всех других странах Европы. Кстати, во многих из них законодательство особо определяет привилегии одной или нескольких конфессий, чего нет в российском Законе. В то же время появился действенный механизм упорядочения деятельности деструктивных, общественно опасных культов.
Немаловажно, что, согласно новому Закону, иностранные граждане, находящиеся на территории России, могут свободно участвовать в жизни и служении любого российского религиозного объединения. Те же, кто рассматривает Россию как духовную пустыню, должны будут соотносить свои псевдомиссионерские планы с мнением российских верующих.
Расширились перспективы взаимодействия религиозных организаций и государства в ряде общественно значимых областей. Убежден, что такое взаимодействие обретет в будущем новые формы, ибо именно в партнерстве на благо народа — главное содержание взаимоотношений Церкви и государства.
— Поэты, музыканты, художники, затрудняясь объяснить творческий процесс, нередко уверяют, что их рукой водил Бог. Не случайно вдохновение часто называют божественным. Однако существует и другое мнение, согласно которому светское искусство — плод гордыни человека, возомнившего себя Творцом, и, с этой точки зрения, чуть ли не порождение бесовщины. Насколько нам известно, в православных монастырях не принято читать светских книг, слушать светскую музыку. Где здесь правда?
— Человеческое творчество — это весьма многосложный феномен. Церковь всегда старалась одухотворить различные стороны культуры, сделать ее носительницей и выразительницей вечных духовных ценностей. В то же время Православие предостерегает от псевдокультуры, замутненной грехом, Сам по себе творческий процесс еще не является результатом подлинной духовной жизни художника, знаком причастности к делу, совершаемому в мире его истинным Творцом. Желая познать волю Божию о своих трудах, творческая личность должна помнить, что сделать это только собственными усилиями нельзя. Увидеть Бога, постигать замысел Творца о творении возможно лишь с верой и с молитвой.
Глубоко чувствуя культуру и смысл подлинного творчества, великий русский писатель Ф, М. Достоевский утверждал, что оно может быть лишь плодом любви к людям. По слову святого Иоанна Кассиана Римлянина, любовь делает людей «из совершенных. некоторым образом более совершенными». Проверка своей совести и рассмотрение собственного творчества в свете евангельских истин, в свете любви, — просвещают разум художника, помогают ему открыть Истину Божию людям. И тогда творчество, в рамках какого бы вида культуры оно ни осуществлялось, становится близким Церкви и ее миссии.
— Религия и наука, как мы знаем, отнюдь не исключают друг друга. Но ученые допускают мысль о существовании иных миров, других цивилизаций. А как Православная Церковь относится к этим гипотезам?
— Думается, что ищущим контактов с так называемыми НЛО следует задать себе вопрос: каков нравственный результат их поисков? Зачем надеяться на то, что духовные и материальные проблемы современного человечества смогут решить некие «посланцы из космоса»? Каковы духовные последствия от общения с силами, природа и происхождение которых весьма сомнительны? Церковному сознанию ясно, что здесь нам следует проявлять сугубую осторожность. Апостол Иоанн предупреждает: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире"(1 Ин, 4.1).
Священное писание, указывая на достоинства человеческой души, подчеркивает ее неповторимость и уникальность. В Православии человеческая личность осознается как богоданная реальность, призванная к духовному преображению во Христе. В этом контексте глубоко осознается роль Церкви в домостроительстве нашего спасения. Храм — дом Божий и вместе с тем высочайший образ гармонии всего космоса, напоминание о первозданном Рае и о грядущем Царствии Небесном. Христианство признает, что в основании Творения лежит предустановленный Богом высший закон, которому подчиняются вселенная и человек. В этом миропорядке есть центр — сам Бог, есть невидимый духовный мир, но, насколько мы знаем из Божия Откровения, во всем многообразии Его живых созданий лишь человеку дано владеть Землей и всем, что на ней, и нести за этот свой дом нераздельную ответственность перед Богом.
Полагаю, что ученым следует с вниманием относиться к свидетельству Библии, тем более когда речь идет о гипотезах, многие из которых уже были опровергнуты Книгой книг и церковным Преданием. Нравственный же смысл любой гипотезы никогда нельзя упускать из виду. Один из последних Оптинских старцев — преподобный Нектарий -говорил, что жизненный успех к человеку, изучающему различные науки, может прийти только тогда, когда его ученость не будет препятствием его нравственности и духовной жизни, а духовная жизнь не станет ограничением к изучению наук.
Вопросы Его Святейшеству Патриарху АЛЕКСИЮ II составила Лариса РУМАРЧУК
  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

В ПРАЗДНИК СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ КРЕМЛЯ

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ГЛАВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЖУРНАЛУ «МОСКОУ МЭГЭЗИН»

ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СЧИТАЕТ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II ИДЕЮ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОНАРХИИ В РОССИИ

СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ ВЫШЕЛ НА КОНТАКТ С ЕВГЕНИЕМ ПРИМАКОВЫМ

«РОССИЯ ВОЗРОДИТСЯ БЛАГОДАРЯ ВЕРЕ И МИССИИ ЦЕРКВИ», ЗАЯВИЛ ПРЕЗИДЕНТ АРГЕНТИНЫ КАРЛОС МЕНЕМ ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ПАТРИАРХОМ АЛЕКСИЕМ II В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

ПРОБЛЕМА НОВЫХ ЕРЕСЕЙ И СЕКТ БУДЕТ ОБСУЖДАТЬСЯ НА ПЯТОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ПРАВОСЛАВИЯ

В РУМЫНИИ ПРАВОСЛАВНЫЕ И КАТОЛИКИ ОБСУЖДАЮТ СПОР О СОБСТВЕННОСТИ

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВИЗИТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА В ЧЕХИЮ И СЛОВАКИЮ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВАТИКАНА НЕ ПОДТВЕРДИЛ СООБЩЕНИЙ ОБ АРЕСТАХ ИЕРАРХОВ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В КИТАЕ

НОВОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ВАТИКАНА И ИЗРАИЛЯ

ПАПА РИМСКИЙ ИОАНН ПАВЕЛ II ПРИВЕТСТВОВАЛ ДОСТИГНУТУЮ МЕЖДУ КАТОЛИКАМИ И ЛЮТЕРАНАМИ ДОГОВОРЕННОСТЬ О ПРЕОДОЛЕНИИ РАЗНОГЛАСИЙ

НОВОЕ КАТОЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОПРАВДАНИИ

ХРИСТИАНЕ-ИНОСТРАНЦЫ ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ

В НЬЮ-ЙОРКЕ ГАРАНТИРУЮТСЯ ПРАВА НЕЖЕНАТЫХ ПАР

ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ОКАЗАЛСЯ НА ГРАНИ РАСКОЛА


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика