ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ О ВОЗВЕДЕНИИ ХРАМА НА МЕСТЕ УБИЕНИЯ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
В помещении Городской православной библиотеки состоялась пресс-конференция для представителей светских средств массовой информации в связи с началом подготовительных работ по возведению Храма-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской просиявших на месте убиения Царской Семьи. На вопросы журналистов, собравшихся ответили: помощники архиепископа Викентия протоиерей Владимир Зязев, протоиерей Виктор Махонин, главный архитектор Свердловской области Г. В.Мазаев и пресс-секретарь епархии Б.В. Косинский. В течении часа журналисты имели возможность задать все интересующие их вопросы, появившиеся в основном в связи с попыткой возбуждения общественного мнения рядом противников строительства храма, многие годы прилагающих все усилия, чтобы не допустить возведения Символа национального покаяния в грехе цареубийства — Храма-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской просиявших. Участники пресс-конференции, отвечая на задаваемые вопросы, пояснили, что все остатки фундаментов дома Ипатьева, в котором была совершена казнь, если таковые имеются, будут тщательно сохранены. По заверению Главного архитектора области Г. В.Мазаева, «к изыскательским работам будет подключен Центр по охране памятников истории и культуры. Есть определенная функциональная властная вертикаль и иначе не может и не должно быть. Вести археологические раскопки должны специалисты, а не все, кому вздумается». Григория Васильевича поддержал протоиерей Владимир Заязев: «Православная Церковь первой заинтересована в сохранении всех реликвий, связанных с жизнью и кончиной Государя и Его Семьи. Она будет беречь все это, как святыню. По проекту в цокольном этаже храма предусмотрена мемориальная комната-музей пребывания Романовых в Екатеринбурге». Разместить над местом убиения мучеников главный алтарь, по словам организаторов возведения храма, невозможно по технически причинам. Место так называемой «расстрельной комнаты» будет находиться под правым алтарем. Опасения, что место, где была комната охраны, окажется также под храмом не могут служить основанием для того, чтобы не возводить храм. «Это место святое, освященное мученической кровью. Вся земля здесь святая. Если только мы признаем это. В противном случае, вообще все теряет смысл». Были вопросы и по архитектурному решению. Ряд участников пресс-конференции, высказывая точку зрения «православной общественности», говорили о необходимости строительства «храма покаяния», а не «храма торжества, храма радости». На что протоиерей Владимир Зязев ответил, что «любой храм одновременно является и храмом покаяния, и храмом торжества. Нет той грани, которая разделяла бы эти понятия. Например, предложил собравшимся ответить на вопрос отец Владимир, — Храм Спаса-на-Крови в Петербурге — он архитектурно радостный или покаянный?» Помощник архиепископа по строительной и архитектурной части протоиерей Виктор Махонин уведомил собравшихся, что «деревянный крест из алтаря временного храма, который был на днях демонтирован, находится в домовой церкви во имя Симеона Верхотурского в покоях правящего архиерея. Остальные (металлические) кресты временно установлены возле часовни во имя преподобномученицы Елизаветы. Они для нас священны и ни о каком их, якобы, поругании не может быть и речи». Комментируя вопросы, связанные с финансированием строительства, отец Владимир Зязев, завершивший недавно строительство храма Рождества Христова на Уралмаше, пояснил, что «все храмы строятся на пожертвования частных лиц и организаций. Образуется приход, начинаются службы люди жертвуют на храм. Из этого и складываются церковные средства». Дополнил ответ Г. В.Мазаев: «Сметная стоимость строительства около 7 миллионов долларов. Если разделить эту сумму на количество жителей области, а строить храм будут не только они, получится по 2 доллара. Храм будет строиться не менее 2−3 лет. Это только общестроительные работы. Отделка, может занять и до пяти, вот и разделите эти два доллара на годы стройки..» В заключении пресс-конференции протоиерей Владимир Зязев подчеркнул: «Никакого конфликта на самом деле нет. Все недоразумения связаны либо с чьими-то личным амбициями, либо с неразумной ревностью». «Православная газета», Екатеринбург