Патриарх Кирилл: Богословию следует избегать «модернизма» и «фундаментализма»
Предстоятель Русской Церкви призвал к возрождению русского богословия…
В понедельник, 4 мая, в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось пленарное заседание Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. В президиум пленума Богословской комиссии вошли Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, председатель Синодальной богословской комиссии, и архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
На открытии заседания с докладом выступил Патриарх Кирилл. «Это первое заседание Богословской комиссии после моего избрания на Московский Патриарший Престол и первое заседание Комиссии, которое проходит под председательством Патриарха. Оснований для моего участия в этом заседании несколько. Во-первых, особая актуальность вопросов развития церковной науки и богословия. Во-вторых, общецерковная значимость тех задач, которые стоят сегодня перед Богословской комиссией. Наконец, в-третьих, меня многое связывает с Комиссией: я был ее членом более 15 лет — со времени ее учреждения Священным Синодом в конце 1993 года», — сказал Предстоятель Русской Церкви.
Говоря о богословской комиссии, Патриарх задался вопросом: «Для чего создавалась Комиссия?» «Для решения актуальных проблем церковной жизни и служения на основании взвешенного, ответственного богословского анализа. На первом этапе работы Комиссия по преимуществу рассматривала проблемы, связанные с контактами Русской Православной Церкви с инославием. Эта работа осложнялась болезненной реакцией, которая имела место в церковной среде в связи с этой проблематикой, а также разными, порой антииерархическими выступлениями в околоцерковной среде. Разумеется, тема межхристианских связей не была самой главной богословской проблемой, но она была самой острой с точки зрения единства и мира в Церкви. Богословской комиссии удалось успешно справиться с задачей, возложенной на нее Священным Синодом и Архиерейскими Соборами. На все „взрывоопасные“ вопросы были найдены мудрые ответы. Многолетние труды Комиссии по тематике межхристианских связей увенчались принятием на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. доктринального документа „Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию“. Вся эта работа шла в тесном взаимодействии — организационном и содержательном — с Отделом внешних церковных связей», — отметил Его Святейшество.
«Одним из важных косвенных результатов работы Комиссии этого периода стало то, что сама Комиссия из дискуссионного клуба, которым она рисковала стать поначалу, стала — с помощью Божией — церковным органом, где на основании спокойного, профессионального богословского анализа и обсуждения формулируется взвешенная церковная доктринальная позиция. Наряду с выполнением поручений Патриарха и Священного Синода Богословская комиссия обсуждала и иные вопросы. В частности, насколько я помню, практически с самого начала деятельности на ее заседаниях регулярно звучали предложения внести в повестку дня наряду с „прикладными“, злободневными вопросами и фундаментальные богословские проблемы, а также вопросы развития и совершенствования богословской науки в Русской Православной Церкви. Плодом таких обсуждений стало то, что с наступлением нового века Богословская комиссия обратилась к оценке состояния и перспектив развития современного православного богословия», — заявил Патриарх Кирилл.
По его словам, перед Богословской комиссией стоят две главные задачи: «Проводить богословский анализ и давать экспертную оценку тем документам и тем явлениям жизни, которые требуют такого анализа и оценки. Эта работа проводится по поручению Священного Синода, когда возникает в том необходимость. И в то же время — системно заниматься анализом нашей богословской ситуации, состоянием православной науки и мысли с тем, чтобы искать пути освоения богословской мыслью новых, актуальных проблем, которые перед нами ставит сама жизнь».
Патриарх кратко остановился кратко на втором направлении. «Существуют разные взгляды на то, что есть богословие. Одни считают, что „богослов — это тот, кто чисто молится“. Это древнее изречение принадлежит Евагрию Понтийскому и представляет собой аскетическую точку зрения на богословие. На другом конце спектра точка зрения, согласно которой богословие — это дело профессоров, ученых, специалистов в разных церковно-научных дисциплинах. А поэтому место богословия — в духовных академиях или в иных научных и педагогических учреждениях. Думаю, правильной будет средняя позиция. Есть богословие молитвенников и подвижников — богословие как духовное созерцание вещей божественных. Без такого высокого богомыслия, укорененного в реальном духовном опыте, не может быть в Церкви никакого богословия. И есть богословская наука, аккумулирующая все богатство церковного предания, которая, действительно, является и должна быть делом специалистов, церковных ученых. Без развития такого рода богословских знаний, без серьезной исследовательской работы во взаимодействии со светской наукой Церковь тоже не может жить полноценной жизнью. Можно ли представить себе древнюю Церковь без деятельности Святых Отцов — великих христианских мыслителей, творцов христианской культуры?» — вопрошает Предстоятель Русской Церкви.
«Но есть еще одно измерение богословия, на котором я хотел бы остановиться. Бог открыл Церкви Свою волю — о спасении людей и даровал средства приобщения к Его спасительному действию. Однако под влиянием внешних условий жизни, включая господствующие в обществах взгляды и убеждения, истины Божественного Откровения нередко перестают быть актуальными и убедительными. Богословие есть также инструмент истолкования Божественного Откровения, который помогает каждому последующему поколению людей осознавать актуальность Слова Божьего. Богословие в этом смысле есть подлинно творческая мысль, которая ищет решения конкретных задач и проблем, стоящих перед людьми, опираясь при этом на опыт церковного Предания: как на опыт молитвенный, так и на опыт интеллектуальный (если хотите, „книжный“)», — подчеркнул владыка Кирилл, добавив, что «Богословию следует избегать двух ложных путей: с одной стороны — „модернизма“, то есть адаптации содержания веры к сиюминутному, к духу времени; а с другой стороны — „фундаментализма“, то есть такого толкования Богооткровенных истин, в котором отсутствует актуализация этих истин». «Сегодня следует всячески содействовать возрождению русского богословия, дабы оно действительно стало интеллектуальной основой мировоззрения многих наших современников», — призвал Святейший.
«Не секрет, что среди некоторых православных верующих бытуют весьма сомнительные с вероучительной точки зрения религиозные представления, возникающие в условиях отсутствия религиозного образования, нередко под влиянием ошибочного водительства со стороны духовников или чтения недоброкачественной литературы. Это — не новая проблема. Хорошо известно, что те же причины лежали в основе появления в России многочисленных сект. И сегодня мы сталкиваемся с проблемой появления ложных воззрений, касающихся духовной жизни людей, внутреннего бытия Церкви и ее общественного служения. Дать взвешенное толкование сложных проблем, дать ответ на существующие недоумения и сомнения и тем самым помочь людям понять позицию Церкви может только богословие», — полагает Патриарх Кирилл. «Идет время, возникают новые проблемы, которые волнуют наших верующих и которые беспокоят многих людей, и мы должны дать церковный, православный ответ на них, прокладывая тем самым пути, по которым Церковь будет выходить на проповедь и служение, осуществляя свою миссию в современном обществе и культуре. Есть те, кто скептически оценивают реалистичность такого видения. Ссылаются на то, что мир бесповоротно изменился, что победила тотальная апостасия. Что поэтому надо еще больше закрыться и спасаться, так сказать, „в пещерах“. Это позиция ложная — именно с богословской точки зрения. Христос Спаситель пришел в мир и культуру, которые не были христианскими. Церковь по существу преобразовала старую языческую культуру. И сегодня — вопреки всем „апостасийным тенденциям“ — Церковь не может отказаться от максимальной задачи: созидать, строить христианскую культуру и христианское общество, духовно противостоять разрушительным для человека тенденциям неоязычества и обезбоживания. Но этой задачи нельзя решить, находясь в гетто, в самоизоляции, за стенами, возводимыми посредством отрицания всего, что не принадлежит собственной субкультуре», — считает архипастырь.
«Сейчас возобновляется общеправославный Предсоборный процесс, прерванный в силу разных обстоятельств еще в 1990-е годы. Он предполагает проведение межправославных совещаний с участием официальных делегаций Церквей. Но этот процесс должен сопровождаться проведением именно богословских встреч, в ходе которых, в атмосфере академической дискуссии, можно обсуждать вопросы, имеющие общеправославную значимость. (..) В отличие от нормы веры, которая находит выражение в изложениях вероучения и иных доктринальных текстах, актуальное богословие всегда действует в проблемных зонах, на границе верующего разума и светского мышления, Церкви и „большого общества“. Такое богословие не может соскальзывать на уровень публицистики», — отметил Патриарх Кирилл.
Затем прошел пленум, на котором были рассмотрены проекты тематической структуры и программы очередной общецерковной богословской конференции «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». Проведение конференции запланировано на 9−12 ноября 2009 года. В ходе заседания обсуждался также ряд других важных вопросов, касающихся деятельности Богословской комиссии, в том числе — перспективы богословской науки, а также проблемы составления и издания современного катехизиса Русской Православной Церкви. Русская линия