Русская линия
<< Полная сводка новостей от 1 мая 2020 >>

Что за праздник "Первомай"?
После революции день 1 мая вошел в пантеон главных большевицких праздников

Первомай. Советский плакатПервомайские гулянья были широко распространены в Москве со времен Императора Петра Великого. Если до правления этого Государя любимейшим занятием Русских Царей была охота в Сокольниках, то Петр, охоты не любивший, отменил ее, и с того времени Сокольники сделались любимым местом загородных прогулок москвичей. "В особенности замечательно здесь гулянье 1-го Мая, на которое собирается почти вся Москва, – отмечалось в "Путеводителе по Москве и ее окрестностям" за 1872 год. – Вероятно, это гулянье <…> было установлено немцами, потому что называлось прежде немецкими станами, то есть шатрами, раскидывавшимися под тению рощи".

С конца XIX в. первомайские гулянья, не вызывавшие у властей излишних подозрений, стали использоваться для революционных сходок – "маевок". Как известно, великий русский писатель Ф.М.Достоевский проницательно назвал революционеров бесами, и эти майские сборища вполне соответствовали их легендарно-мистическому смыслу.

Ведь согласно немецкой средневековой легенде (напомним, что первомайские гулянья были позаимствованы у немцев), раз в году в т.н. "Вальпургиеву ночь" – в ночь с 30 апреля на 1 мая – вся нечистая сила вместе с ведьмами и колдунами собирается на высокой недоступной горе Броккен вокруг сатаны и устраивает там грандиозный шабаш.

А в 1889 г. Парижским конгрессом II Интернационала было принято решение о ежегодном праздновании 1 мая, проведением демонстраций в память о забастовке рабочих в Чикаго 1886 г., закончившейся кровопролитным столкновением с полицией. В Российской Империи политическое празднование этого дня началось в Варшаве, с Икона Святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля, растрелянная большевиками1890 г. В 1891 г. "маевка" состоялась в С.-Петербурге. В северо-западном крае еврейские "рабочие" с 1892 г. ежегодно праздновали 1 мая на тайных собраниях. С 1899 г. подобные празднования становились все более массовыми и уже в 1900 г. произошла первая уличная майская демонстрация в Харькове. С 1902 г. майское празднование принимает открыто революционный характер.

После революции "Первомай" вошел в пантеон главных государственных праздников, установленных большевиками. Таким образом, ниспровергатели государственных устоев России под видом "дня международной солидарности трудящихся" установили праздник нечисти, когда огромные массы народа шествовали по улицам с песнями, лозунгами, плясками и портретами кумиров-вождей.

В народной памяти сохранился рассказ о первом официальном праздновании 1 мая в большевицкой России: "В первый советский первомай на Красной площади в Москве на глазах тысяч людей было явлено чудо Божие: красное полотнище, закрывавшее икону Святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля, неожиданно, без посторонней помощи, расселось сверху донизу, а полоски материи стали отрываться и падать вниз. И открылся старинный образ чтимого всей Русью Святителя Николая "Можайского": левая рука с крестом была отстрелена во время большевицкой бомбардировки Кремля, правая с мечом грозно занесена"…

В Российской Федерации этот день по-прежнему остается "праздничным" и официально отмечается как "праздник Весны и Труда".

Русская линия



Путина убрали, Сталина оставили
Епископ Клинский Стефан всё же решил отказаться от размещения мозаики с Путиным в главном военном храме России

Сталин в храме ВСВикарий Святейшего Патриарха Кирилла епископ Клинский Стефан подтвердил, что мозаики с изображением Президента РФ Владимира Путина на стенах главного храма Вооруженных сил РФ в Москве не будет. Причиной отказа размещать уже готовое мозаичное панно «Бескровное воссоединение Крыма» в храме стало мнение самого Владимира Путина, который посчитал неприличным своё изображение, так как оценки заслуг властей должны давать потомки, а не современники.

«В соответствии с пожеланием главы государства художественный совет решил мозаику не размещать», – заявил "Интерфаксу" епископ Стефан, который также является настоятелем главного военного храма России. На вопрос, сохранят ли эту мозаику, владыка ответил: "Вряд ли. Зачем она нужна, если её не используют? Но это вопрос к мозаичистам. Если им надо, пусть где-нибудь разместят".

Сам настоятель воинского храма не считает мозаику с изображением Путина и ряда высокопоставленных российских деятелей неуместной, поясняя, что нужно различать цель и средства.

«В одном случае мы говорим о том, что изображаем исторические события, то есть сражения, в которых участвовали наши великие полководцы – Суворов, Кутузов, Нахимов, благоверные князья Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобные Ослябя и Пересвет. Эти картины, которые могут быть изображены в притворах храмов, на лестничных пролётах, подготавливают человека к духовному восприятию того, что воины находятся под небесным покровительством Бога. Это вполне нормальная традиция. Это не значит, что мы в алтарь вносим картины с изображением исторических событий», – отметил епископ Стефан.

Но есть второй аспект, добавил он, который заключается в том, могут ли в храме находиться изображения гонителей христианства. «Если вы посмотрите на икону Страшного суда, то там даже бес нарисован. Естественно, на клеймах святых угодников Божиих, где представлены сценки из житий, очень часто представлены сюжеты с их мучениями, и там, естественно, изображаются те, кто мучил этих святых», – рассказал настоятель.

Таким образом, можно понять, что епископ Стефан решил убрать из храма мозаику с изображением Путина (по требованию самого Путина), но не желает убирать мозаику с изображением Сталина (хотя на этом настаивают многие верующие). При этом в его высказываниях присутствует откроенное лукавство. Если бы речь шла об изображении портрета Сталина среди бесов и мучителей святых, никто бы из верующих против этого и не возражал. Однако, панно «Парад Победы» – это отнюдь не страшный суд, оно прославляет его участников, а не представляет их гонителями Церкви и безбожниками.

Так что владыка Стефан может сколько угодно рассказывать в СМИ о том, что в храмах допустимо изображать бесов и безбожников. Все верующие об этом и так знают. Но они хотят донести до сведения архипастыря, что их смущает, когда в храмах из сергианских чувств начинают прославлять богоборцев и тех, кто расстреливал новомучеников Церкви Русской, а именно это и делает указанное мозаичное панно.

Изображение Путина из храма в Москве решили убрать по требованию президента, который, слава Богу, ещё не утратил чувство скромности. Что же касается Сталина, то верующих в Художественном совете при Церкви слушать не хотят. И поэтому нам остаётся только надеться, что соответствующие указания по этому поводу владыке Стефану даст Святейший Патриарх Кирилл.

Русская линия



Владимир Легойда: Изображению Сталина в храме не место
Глава Синодального отдела заявил, что для верующих Сталин является в первую очередь гонителем Церкви

Владимир ЛегойдаГлава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда считает, что изображения Сталина в главном храме Вооруженных сил РФ быть не должно, сообщает Интерфакс.

В эфире радио "Вера" он отметил, что в целом практика нанесения изображений светских лиц в храмовом пространстве существовала всегда, но фигура Сталина имеет совершенно определённый символизм.

«С его именем связаны многие беды в жизни людей, которые невозможно вычеркнуть из истории», – пояснил представитель Церкви.

Не давая однозначной оценки личности Сталина с исторической точки зрения, Легойда в то же время выразил личное мнение, которое заключается в том, что изображения Сталина «в храме быть не должно».

По его мнению, «резкая реакция, которую вызвал данный художественный замысел, свидетельствует, что эта инициатива требует более широкого обсуждения».

Ранее сообщалось о планах создателей главного военного храма России разместить на его стенах мозаики, которые бы отражали важнейшие победы в истории страны. Среди известных политиков в храме планировалось изобразить портрет Сталина над головами участников парада Победы.

Русская линия



В центре Бухареста появились кощунственные плакаты с врачами в образе святых
После резкой критики данной акции со сторон Румынской Церкви власти Румынии решили убрать с городских улиц эти изображения

В центре Бухареста появились кощунственные плакаты с врачами в образе святыхПредставитель Румынской Православной Церкви осудил появление в Румынии плакатов, на которых медработники изображены в образе святых с нимбами в форме коронавируса. По мнению Василе Бэнеску, речь идёт о «визуальном злоупотреблении христианской иконографией», сообщает Благовест-инфо.

Плакаты, выставленные на улицах Бухареста, также показались оскорбительными Гильдии медиков, добавил Бэнеску.

Автором скандальных изображений стала румынская художница Ванда Хутира, а заказчиком – рекламное агентство McCann Worldgroup, проводящее кампанию «Спасибо, доктор!»

На плакатах присутствуют элементы как православной, так и индуистской иконографии. На одном из них изображён человек, одетый в халат, шапочку и перчатки, со стетоскопом в правой руке и листом медицинского наблюдения в левой, складывает пальцы в христианском благословении. На другом плакате медсестра изображена с шестью руками – как индийский бог-разрушитель Шива. У всех героев плакатов – нимб, похожий на коронавирус.

«Считаю, что это нелепая кампания, направленная на продвижение антиутопического ви́дения ситуации, сложившейся в результате пандемии, неловкая попытка кражи символов и визуального злоупотребления христианской иконографией, отмеченная дурным вкусом, вдохновляемая невежеством и идеологией вражды, у которой одна цель – изображать карикатуры на христианство», – заявил Бэнеску.

Плакаты оскорбляют самих врачей и медсёстер, продолжил Бэнеску: «Это не просто кощунство, это ещё и оскорбление такой уважаемой профессии, как врач. Врачи, как и все мы, не считают себя святыми или импровизированными спасителями – они не требуют публичного почитания».

В мэрии Бухареста уже заявили, что попросят рекламное агентство убрать плакаты, «которые можно будет заменить другими – которые воздавали бы должную честь врачам, не оскорбляя при этом прохожих».

Русская линия



Дональд Трамп: Нынешний коронавирус - из китайской лаборатории
Президент США обвиняет в пандемии Пекин, однако американская разведка считает, что вирус всё же имеет природное происхождение

Дональд Трамп и Си ЦзиньпинПрезидент США Дональд Трамп заявил, что видел доказательства того, что коронавирус был разработан в Уханьском институте вирусологии. На пресс-конференции в Белом доме он сказал, что власти Китая либо не смогли остановить распространение вируса, либо решили, что не стоит этого делать, сообщает Би-би-си.

Журналист спросил президента Трампа, видел ли он данные, с высокой вероятностью указывающие, что Институт вирусологии в Ухане мог быть источником нового коронавируса. "Да, – ответил президент. – Я видел, видел".

"Они [Китай], возможно, совершили ошибку, или же всё началось по ошибке, а они совершили ещё одну ошибку – или же кто-то сделал это специально", – добавил Трамп.

Тем временем аппарат директора Национальной разведки США, который контролирует деятельность американских разведслужб, пришёл к выводу, что коронавирус не был создан в лаборатории или генетически модифицирован.

Разведслужбы, как сказано в заявлении, согласны с мнением подавляющего большинства учёных, считающих, что вирус возник в естественных условиях, а затем передался человеку.

Это первый ответ американских спецслужб на циркулирующие как в США, так и в Китае теории заговора о том, что вирус мог быть искусственно создан в китайской лаборатории и выпущен в мир.

Русская линия



Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем подвиг священника о. Стефана Щербаковского

Военный священникВ этот день, 18 апреля 1904 года, совершил свой подвиг священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка о. Стефан Васильевич Щербаковский. В бою под Тюренченом, у реки Ялу, на южном участке границы между Кореей и Китаем, благословив стрелков, с пением "Христос воскресе" батюшка пошел в атаку во главе знаменной роты, лишившейся командира. "Чудом храбрости, спокойствия и мужества" называли современники подвиг отца Стефана.

В тот день батальоны 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка находились в центре боя, японцы открыли сильный артиллерийский огонь и стали обходить левый фланг. Растянутые противником с обоих флангов батальоны полка, чтобы пробиться, несколько раз под звуки полкового марша и гимна "Боже, Царя храни", исполняемого полковым оркестром под огнём противника, бросались в штыки. Но японцы не принимали штыкового удара. Тогда отец Щербаковский благословил солдат и пошёл впереди Боевого Знамени с поднятым в руке крестом. Пробиваясь сквозь японскую цепь солдат вместе с батальонами полка, сей неустрашимый пастырь был ранен двумя пулями, вскоре потерял сознание и был вынесен уже на перевязочный пункт церковником Иосифом Перчем. Только такое мужество пастыря и воинов 11 полка дали им возможность пробиться сквозь японцев. По свидетельству участников Тюренченского боя, потери японцев были очень велики.

Вот как он сам вспоминал тот день: "Встал я 18-го числа рано, в три часа ночи. Я знал, что бой будет отчаянный, и решил исполнить свой пастырский долг до конца, показав воинам пример самоотвержения и любви своею смертию…. В 4 часа утра я помолился Богу, составил завещание и встал в знамённой роте…. В три часа пополудни полк выстроился и под звуки полкового марша двинулся в атаку на наступавших японцев. Я надел епитрахиль, взял крест, благословил солдат и с пением "Христос Воскресе" пошёл во главе стрелков знамённой роты. Картина была поразительная, грандиозная. Без малейшего колебания шли славные стрелки на верную смерть, в адский огонь, среди рвущихся снарядов. Только каждый, перед тем как двинуться в бой, крестился. Потом всё смешалось. Музыка тотчас же смолкла. Кто побежал вперёд, кто упал убитым или раненым. Я почувствовал сильный удар в руку и в ногу и упал навзничь, потеряв сознание".

"И нас повел, вперед идя,

Но пуля вражья поразила

На смерть любимого вождя.

Тогда на место командира

С крестом в руках встает пред нами

Подъемля крест пред небесами"

(М.Н.Левитский "Под Тюренченом")

Раненные под Тюренченом (в центре – о. Стефан Щербаковский)Командующий Русской армией генерал А.Н.Куропаткин лично наградил героя-священника, посетив его при излечении в лазарете Елизаветинской общины Красного Креста в Харбине и представив к офицерскому Георгиевскому кресту. Так 29-тилетний батюшка стал первым священником, награждённым Георгиевским крестом в Русско-японскую войну и всего лишь пятым георгиевским кавалером среди священнослужителей, за всю историю существования Военного ордена.

Отличался о. Стефан Щербаковский и далее. За свою службу в годы Русско-японской войны он был награжден орденами святого великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени, святого Владимира 4-й степени с мечами, святой Анны 2-й степени с мечами, золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. А в годы Первой мировой войны, за бои 30 июля 1914 года у деревни Ваббельн и 6 августа 1914 года при деревне Каушен о. Стефан был удостоен ордена святого Владимира 3-й степени с мечами и за бои 24 сентября представлен к ордену святой Анны 1-й степени.

Русская линия



Поступления в Библиотеку периодической печати от 1 мая 2020


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика