Неделя 15-я по Пятидесятнице
Какая наибольшая заповедь?
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын?
Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
Мф., 92 зач., XXII, 35−46.
Сегодняшнее Евангельское чтение замечательно тем, что в нём указано, какая заповедь самая важная во всём Законе Божием. Среди законников и фарисеев были на этот счёт разные точки зрения: одни считали, что это жертвоприношения, другие, что обрезание, а некоторые самым важным считали соблюдение покоя в субботу. Этот неразрешимый, по их мнению, вопрос один из книжников и задает сегодня Иисусу Христу. Ответ оказался простым и совершенно неожиданным: главных заповедей в Законе Божием две. Первая – возлюби Бога твоего всем сердцем твоим. И вторая – возлюби ближнего своего как сам себя. На этих двух заповедях утверждается весь Закон Божий.
И действительно, если мы посмотрим на 10 Заповедей Ветхого завета, то первые 4 говорят как надо любить Бога: не сотвори себе кумира, не произноси имя Божие всуе, святи день покоя. А следующие 6 заповедей учат любви к ближнему: чти родителей, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не клевещи, не отнимай то, что принадлежит ближнему.
Но есть и ещё одна трудность в понимании этого вопроса: какой любовью любить Бога и ближнего: как мы любим родственников, друзей, детей, наставников? Эти чувства заслуживают уважения, в земной жизни они неоценимы. Но Закон Божий имеет ввиду не эти чувства, знакомые каждому из нас, а любовь духовную. В отношении Бога это соблюдение Его Заповедей. «Кто имеет заповеди мои и соблюдает их – тот есть любящий Меня», – говорит Спаситель в Евангелии от Иоанна. А любовь к ближнему – это, в первую очередь, забота о его спасении.
Земная любовь обычно хочет доставить дорогому существу приятное и оградить его от страданий. А христианская любовь часто бывает сурова, потому что хочет видеть ближнего не в аду, а в Царстве небесном. А для этого приходится не только поздравлять и угощать пирожными, но и наказывать. За большие грехи – сильнее. И особенно в нежном возрасте. С сердечной болью, с жалостью, но тем не менее. Чтобы воспитать здравое понятие, что есть добро, а что зло. Чтобы человек с детского возраста понял, что за зло придётся обязательно нести наказание.
Когда мы читаем творения Святых Отцов, мы видим, что не можем вести такую высокую жизнь, нести таких подвигов как они, что христианство век от века ослабевает. А, может быть, настоящее христианство уже совсем нас покинуло? Есть один важный признак, по которому это можно определить. Этот признак указал Сам Господь. Если имеете любовь между собою, то вы Мои ученики. Значит, где нет любви между самими христианами, прихожанами, духовенством, братиями, там уже нет и самого христианства. Здесь имеются ввиду не какие-то особые душевные восторги по отношению друг к другу, поцелуи, объятия, уверения в любви, а доброе отношение, взаимопомощь, сострадание. За этим надо особенно внимательно следить, и поддерживать, поскольку мы склонны главное внимание направлять на внешние вещи: благолепие, чистоту, строительство, посещаемость. А самого главного, при всём этом, можно незаметно лишиться.
Всех вас поздравляем с воскресным днем!
Архимандрит Борис (Долженко)
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день обретения мощей святителя Иосафа Белгородского, мы вспоминаем видного консервативного идеолога графа С.С.Уварова
Сегодня день обретения мощей святителя Иоасафа Белгородского. Будущий святой родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии.
После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Забороский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одно-временно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки. епархии.
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца. Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители Преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара). 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения. И особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.
Сегодня день памяти видного государственного деятеля, президента Академии наук, министра народного просвещения в царствование Императора Николая I, автора известной формулы «Православие, Самодержавие, Народность» графа Сергея Семеновича Уварова, скончавшегося 4 сентября 1855 г.
Он родился 25 августа 1786 г. в Москве в дворянской семье, получил прекрасное домашнее образование, став знатоком древних и новых языков, европейской культуры; обладал литературным талантом. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже. Живя за границей, познакомился со многими представителями европейской литературы и науки, дружил с Гете и Гумбольдтом, сам писал ученые труды по филологии и античности на французском и немецком языках. В 1810 г. оставил дипломатическую службу, в 1811 г. был назначен попечителем Петербургского учебного округа. Он был инициатором создания литературного общества «Арзамас» (1815), в которое входили В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, А.И.Тургенев и др., в ту пору он придерживался либеральных воззрений. Поэтому при А.А.Аракчееве в 1822 г. он был уволен от должности попечителя и стал директором департамента мануфактур и внутренней торговли, а также заемного и коммерческого банков.
Еще в 1811 г. Уваров стал почетным членом Петербургской Академии Наук, в 1818 г. он был назначен президентом Академии Наук. Много содействовал расширению деятельности академии: при нем была основана Пулковская обсерватория, предпринят ряд научных экскурсий, преобразована старая академия, увеличено количество академиков, средства академии и т. п. Президентом академии Уваров оставался до своей кончины. В 1826 г. он был назначен сенатором и членом Государственного совета. «Восхищенный, прекрасными, истинно народными стихами» пушкинской оды «Клеветникам России», Уваров перевел ее на французский язык, за что Пушкин благодарил его письмом от 21 октября 1831 г.: «Стихи мои послужили Вам простою темою для развития гениальной фантазии. Мне остается от сердца Вас благодарить за внимание, мне оказанное, и за силу и полноту мыслей, великодушно мне присвоенных Вами».
В 1832 г. Уваров был назначен помощником министра народного просвещения, а в 1833 г. — министром. Шестнадцатилетнее управление (1833−49) министерством занимает видное место в истории народного просвещения в России: при нем был основан университет в Киеве, возобновлен обычай посылать молодых ученых за границу, основан ряд учебных заведений, положено начало реальному образованию, видоизменены уставы гимназий и университетов. Уваров первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем «Журнале Министерства Народного Просвещения».
Но главная заслуга Уварова состоит в том, что он попытался поставить образование на твердую национальную почву. Еще в 1832 г. он подал Императору Николаю I записку с обоснованием образования юношества «с теплою верою в истинно русские хранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие последний якорь нашего спасения». Извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность министра, Уваров писал: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности». Он считал необходимым ввести в преподавание «дух русский под тройственным влиянием Православия, Самодержавия и Народности, возбуждая в умах уважение к Отечественной истории, к Отечественному языку, к Отечественным учреждениям».
В 1846 г. за труды Уваров был возведен в графское достоинство, но в октября 1849 г. он оставил пост министра народного просвещения, не вполне разделяя те крутые меры по отношению к народному просвещению, которые стали применяться в России под влиянием европейских революций 1848 г. Занятая Уваровым позиция исключительного патриотизма и служения Отечеству стала причиной злословий в его адрес со стороны разного рода либеральных деятелей.
Русская линия