К 78-й годовщине Великой Победы
В Санкт-Петербурге открылась выставка «Православная вера осажденного Ленинграда»
11 мая 2023 года в памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда — филиала Государственного музея истории Санкт-Петербурга открылась выставка «Православная вера осажденного Ленинграда», посвященная 78-й годовщине Великой Победы, сообщает ИА «Вода живая».
Экспозиция подготовлена при участии древлехранилища Александро-Невской лавры, Николо-Богоявленского морского собора, Князь-Владимирского собора, Музея истории Кронштадта и частных коллекций.
Глава филиала Евгения Куликова отметила, что в День Победы, 9 мая, монумент посетило более ста тысяч человек. «Вера — то, что поддерживает, — сказала она. — Город выстоял во многом потому, что за него молились».
Настоятель Никольского собора протоиерей Алексий Скляров подчеркнул, что, несмотря на жесточайшие гонения, которые обрушились на Церковь в советский период, верующие продолжали любить Родину и защищали её.
«Церковь в годы войны не просто выживала — она помогала, — сказал отец Алексий. — Помогала и материально, но это вторично, главное — помогала приблизить Победу молитвой, предстоянием перед Господом. В Николо-Богоявленском соборе ни на день не прекращались службы. Священнослужители, как и остальные жители города, голодали, умирали, защищали дома от зажигательных бомб, защищали и храмы. Доказательством того, что Церковь помогала приблизить Победу, стало то, что представители ленинградского духовенства были удостоены государственных наград. Удивительно: в 1930-е годы массово уничтожали священнослужителей, к началу войны всего трое архиереев были на свободе — остальные либо погибли, либо находились в лагерях. А в конце войны митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I, был награждён медалью „За оборону Ленинграда“. Власть, несмотря ни на что, признала их заслуги — это значит, что заслуги были не формальными, а настоящими. После войны тему заслуг духовенства в годы войны отодвинули на второй план, об этом не говорили. Сейчас пришло время рассказать о служении Церкви в те годы — не только архиереев, священников, но и мирян, поскольку Церковь — это все, кто объединены Таинствами. Хочу поблагодарить организаторов за возможность предоставить экспонаты, свидетельствующие о вере в блокадном Ленинграде. Хорошо, что не только Церковь рассказывает об этом, но и светский музей обращается к этой теме».
Куратор выставки, сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга Андрей Козлов рассказал, что его дед — участник войны, узник концлагерей, а отец, протоиерей Андрей Козлов (1960−2014), был клириком Чесменской церкви — и картина с изображением этого храма в годы войны представлена в экспозиции. «К началу войны в нашем городе осталось всего десять действующих храмов, — напомнил он. — Когда мы задумали экспозицию, оказалось, что эта тема недостаточно разработана, в музеях мало экспонатов, поэтому обратились за помощью к настоятелям храмов. Тем не менее, в фондах нашего музея есть документы, связанные с митрополитом Алексием (Симанским), есть и уникальные артефакты — например, ряса священника-партизана Федора Пузанова, сшитая из немецкого солдатского сукна. Очень созвучным экспозиции оказался сам этот зал, в нём — атмосфера скорби и трепета».
Сотрудники музея смонтировали фильм для выставки, в котором использованы кадры из документальных фильмов разных лет о блокадном Ленинграде, а также из фильма о Поместном Соборе, где был избран Патриархом Русской Православной Церкви митрополит Ленинградский Алексий.
После демонстрации фильма выступил протоиерей Вячеслав Харинов, известный своим участием в поисковой работе. Он отметил, что тема блокады неисчерпаема, и эта выставка — только начало разговора. На приходах, где отец Вячеслав является настоятелем, созданы музеи военной археологии, где собраны экспонаты, найденные поисковыми отрядами, в том числе свидетельства религиозности на фронте. Он признался, что когда только начал участвовать в поисковой деятельности, не ожидал найти в таких количествах кресты, иконы в блиндажах. Как оказалось, внутренняя религиозность была неистребима, «раскрестить» нашу страну за годы, прошедшие после октябрьского переворота, было невозможно. Когда поисковики находят солдатскую обувь, непременно проверяется наличие небольшого «тайника» внутри каблука. Там находились и какие-то записки, помогающие установить личность погибшего, и — нательные крестики. 227-й приказ «Ни шагу назад!» приравнивал «поповские» настроения к пораженческим, поэтому демонстрировать веру было опасно. Понятно, что до недавнего времени не говорилось о жизни верующих в блокадном Ленинграде, и не только православных. Отец Вячеслав подчеркнул, что в любой религии понятия «отец», «мать», «любовь», «Родина», «жизнь», «смерть», «любовь», «подвиг» не подлежат девальвации.
В экспозиции представлены иконы, облачения, богослужебные предметы из Князь-Владимирского и Николо-Богоявленский соборов, древлехранилища Александро-Невской лавры, архипастырские послания митрополита Ленинградского Алексия верующим, экземпляры «Журнала Московской Патриархии» тех лет, церковный календарь и церковное издание «Правда о религии в России» 1943 года, документы, письма, дневники. В экспозицию включены архивные фотографии и произведения изобразительного искусства, запечатлевшие храмы Ленинграда и ближайших пригородов, в том числе разрушенные в ходе боевых действий, пострадавшие от бомбежек и артобстрелов.
Выставка продлится до 30 июня. Вход свободный.
Русская линия
20 лет со святым Георгием
В Орле прошёл 21-й Фестиваль православной молодежи «Святой Георгий»
По благословению митрополита Орловского и Болховского Тихона в Орле прошёл 21-й Фестиваль православной молодежи «Святой Георгий», посвященный 1720-летию памяти покровителя христианского воинства Великомученика и Победоносца Георгия, 910-летию памяти преподобного священномученика Иоанна Кукши, 80-летию освобождения Орловской области от немецко-фашистских захватчиков и78-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов.
Фестиваль «Святой Георгий» проводится с 2003 года по инициативе Православного молодежного братства во имя Великомученика и Победоносца Георгия под председательством иерея Николая Макарова, являющегося ветераном боевых действий. Целью фестиваля является приобщение молодежи к православной культуре, проведение музыкальных, историко-просветительских, творческих, военно-патриотических и спортивных мероприятий.
С каждым годом Фестиваль привлекает все больше участников и организаций. В этом году его учредителями стали ОООО «Молодежное братство во имя Великомученика и Победоносца Георгия», Администрация губернатора и Правительства Орловской области, АНО «Символик», НО «Социально-культурный центр фонд развития и инновации».
В рамках Фестиваля с 25 марта по 9 мая прошли различные мероприятия для детей и молодежи, студентов орловских учебных заведений.
«Данилевским клубом» в Орловском военно-историческом музее проведена открытая лекция известного журналиста и телепродюсера Бориса Костенко «Борьба смыслов и идей в эпоху информационных войн».
В Библиотеке семейного чтения к 240-летию присоединения Крыма к России была организована выставка «Орловцы в Крыму». Демонстрировался документальный фильм Владимира Людомира «Орловцы в Крымской войне».
В Орловской областной публичной библиотеке им И.А. Бунина при поддержке Союза историко-просветительских обществ «Наследие Империи» состоялась творческая встреча с писательницей Еленой Чудиновой.
В Молодежном братстве св. Георгия Победоносца православный писатель, режиссёр и публицист Юрий Воробьевский презентовал свои новые книги.
В Военно-историческом музее состоялась премьера фильма «Передовая духа» снятая киностудией «Штандарт», представленная орловским зрителям режиссером Владимиром Новиковым. Фильм рассказывает о трагических событиях в Орловской области во время Великой Отечественной войны.
В Орловском туристском информационно-выставочном центре во время открытия выставки работ лауреатов 27 областного конкурса им А.И. Курнакова «Славлю Родину свою!» состоялось награждение лауреатов в номинации «За Веру и Отечество».
В Орловской областной филармонии прошёл отборочный этап Фестиваля православной, патриотической военной песни и поэзии «Святой Георгий», определивший лучших исполнителей в различных номинациях под руководством председателя жюри иерея Максима Ерескина и подвижницы православной культуры Марины Малявкиной.
Гала-концерт прошёл в концертном зале Орловского государственного института культуры. В фойе была развернута выставка к 20-летию Фестиваля «С образом Святого Георгия» и безвозмездная раздача православной литературы российских и орловских издательств, в том числе Молодежного братства св. Георгия Победоносца.
С приветственным словом к участникам обратился почетный председатель Фестиваля митрополит Орловский и Болховский Тихон. Лауреатов и дипломантов награждали почетные гости: президент Фонда Георгия Победоносца, продюсер, актер, медиа-эксперт Вадим Рябинин, писатель, публицист и кинодраматург Владлен Дорофеев, директор «Социально-культурного центра фонда развития и инновации» Михаил Харламов.
В день Великомученика и Победоносца Георгия за кинотеатром «Победа» у Поклонного креста, стоящего в месте разрушенной Георгиевской-Сретенской церкви, был отслужен молебен. Молитву великомученику Георгию совершил благочинный храмов Центрального округа протоиерей Василий Иванов в сослужении духовенства Орловской епархии. Вместе со священниками молились прихожане городских храмов.
Накануне Дня Победы прошли спортивные соревнования: в Центре боевых искусств им. генерала А.П. Ермолова Орловским отделением «Союза православных единоборцев» был проведен турнир по русскому джиу-джитсу; в Яхт-клубе Спортивной школы № 10 на озере «Светлая жизнь» открыли парусный сезон Федерации парусного спорта Орловской области, состоялись гонки в классах «Луч» и «Оптимист», посвящённые 355-летию спуска на воду первого военного корабля фрегата «Орел»; на Знаменской богатырской заставе состязались в метании топорцов, сулиц, стрельбе из лука и поединках богатырей. Православные спортсмены стали участниками всероссийской акции «Спас в каждый дом» движения «Сорок Сороков».
9 мая члены Георгиевского братства, помолившись за панихидой в Троицкой церкви Орла, возложили цветы и венки к памятникам и бюстам героям Отечества разных эпох: разведчикам Ивану Санько и Василию Образцову, водрузивших знамя над Орлом в 1943 г.; героям России — орловскому омоновцу Алексею Скворцову и десантнику 6-й роты Александру Рязанцеву; генералу армии, герою Советского Союза Александру Горбатову, освобождавшего Орловскую землю; стеле воинской славы Орла; Поклонному кресту на месте братского воинского кладбища на Егорьевской горе; основателю Орла Царю Иоанну Васильевичу (Грозному); Георгиевскому кавалеру Великому Князю Михаилу Александровичу Романову, командиру и шефу 17-го гусарского Черниговского полка, квартировавшему в Орле.
11 мая участники Фестиваля «Святой Георгий» будут встречать ковчег с мощами святого Великомученика и Победоносца Георгия в Казанском гарнизонном храме Орла, который доставят в Орловскую епархию по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в рамках Всероссийского молебна о Победе.
Организаторы и участники Фестиваля «Святой Георгий» выражают благодарность Департаменту внутренней политики и развития местного самоуправления руководитель Е.В. Данилевская, группе компаний «Орелинвестпром» под руководством С.И. Бутова, Кабельному заводу «Эксперт-кабель» ген директор С.И. Кутенев, АНО «Символик» исполнительный директор С.Л. Можей, НБФ «Наследие» президент генерал-лейтенант Л.П. Решетников, «Орловский военный вестник» и «Союз военных литераторов» председатель С.А. Ветчиников, «Орловскую областную филармонию» художественный руководитель Д.О. Коваленко, «Орловский государственный институт культуры» ректор В.В. Матвеев, Орловскую областную библиотеку им И.А. Бунина директор Л.И. Бородина, Орловский военно-исторический музей заведующий С.В. Широков.
Константин Грамматчиков, специально для «Русской линии»
Украинские власти хотят снять запрет суда на переименование УПЦ
В спешном порядке возобновлено судебное производство по иску, поданному УПЦ об обжаловании соответствующей экспертизы Минкульта. Это дело хотят, как можно быстрее, закрыть
Спешное возобновление судебного производства по делу об обжаловании религиоведческой экспертизы Минкульта со стороны Украинской Православной Церкви — это попытка с помощью суда снять существующий запрет на внесение изменений в Единый государственный реестр и переименование Украинской Православной Церкви. Об этом сказано в комментарии Юридического отдела УПЦ, опубликованном 11 мая 2023 года, сообщает портал «Православная жизнь».
Накануне в СМИ появилась информация, что в Киевский окружной административный суд поступило дело № 640/4748/19 по иску Киевской митрополии Украинской Православной Церкви об отмене приказа Министерства культуры Украины, согласно которому Киевская митрополия УПЦ и ряд религиозных организаций должны внести изменения в свое официальное название.
Как сказано в комментарии Юридического отдела УПЦ, иск был подан в 2019 году в Окружной административный суд города Киева. Постановлением от 22 апреля 2019 года суд удовлетворил ходатайство Митрополии об обеспечении иска, которым запрещено вносить изменения в Единый государственный реестр и переименовывать религиозные организации УПЦ.
15 декабря 2022 года началась процедура ликвидации Окружного административного суда города Киева, он прекратил осуществлять правосудие до решения дела Киевской митрополии УПЦ по существу. Созданный вместо него Киевский городской окружной административный суд (далее КГОАС) был зарегистрирован, но не начал свою деятельность.
«Должностные лица судебной власти Украины решили не ждать пока заработает новый КГОАС, а передать дело № 640/4748/19 в Киевский окружной административный суд (далее КОАС). В Постановлении о принятии административного дела к производству от 4 мая 2023 года указано, что рассмотрение дела начинается с самого начала, а принимая во внимание предмет иска и субъектный состав участников, судья Киевского окружного административного суда считает необходимым осуществлять рассмотрение данного дела по правилам упрощённого искового производства без уведомления сторон по имеющимся в деле материалам», — сказано в комментарии.
Скорость принятия решений КОАС по делу Киевской митрополии даёт основание предполагать, что «сейчас совершаются активные действия со стороны органов государственной власти для того, чтобы способствовать процессу захвата епархий, монастырей и других учреждений УПЦ представителями ПЦУ».
Об этом свидетельствует законопроект № 8262 народной депутатки Ирины Констанкевич и др., который находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины. Одной из новелл законодательной инициативы является возможность изменять подчиненность миссиям (Синодальные отделы), епархиальным управлениям, монастырям и религиозным братствам.
«Даже в случае принятия этого законопроекта, реализовать его будет невозможно, поскольку судебный запрет не даёт возможности незаконно перерегистрировать в ПЦУ епархии и монастыри УПЦ. Потому что в противном случае уже захваченные епархиальные управления в Ивано-Франковске, Львове, Шепетовке, Хмельницком уже подавались бы, как „переходы“ в ПЦУ. Как мы видим, таким образом предпринимаются попытки с помощью суда снять существующий запрет на внесение изменений в реестр и переименование и принять законопроект, который создаст возможность незаконно перерегистрировать в пользу ПЦУ не только религиозные общины, но и другие учреждения УПЦ», — сказано в комментарии Юридического отдела УПЦ.
Русская линия
Вместо молитвы полное запустение
Отобранные украинскими раскольниками храмы Украинской Православной Церкви пустуют, несмотря на все потуги «ПЦУ» и украинских чиновников их наполнить
Верующих в храмы привлекает благодать Божия, а потому никакая идеология не способна надолго наполнить пустующие церковные строения, если в них нет Духа Святого, который дышит, где хочет. Истинность этого в очередной раз доказывают события на Украине, где силой отобранные раскольниками храмы Украинской Православной Церкви оказываются пустующими, поскольку люди, которые их отнимают, действуют из идеологических побуждений и на самом деле являются безбожниками.
Так, в захваченном сторонниками «ПЦУ» при непосредственном содействии представителей власти храме в микрорайоне Гречаны Хмельницкого на западе Украины на воскресном богослужении, 7 мая 2023 года, не было ни одного из верующих, сообщает Информационно-просветительского отдела УПЦ, разместив у себя на сайте видео, которое сняли очевидцы.
Рейдерский захват храма в честь Казанской иконы Божией Матери состоялся 5 апреля людьми, которые его никогда не посещали, по инициативе и при участии местных чиновников. Проведя незаконное голосование, рейдеры взломали входную дверь и захватили церковь.
Впоследствии, 19 апреля, в Хмельницкой ОВА перерегистрировали устав общины УПЦ в честь Казанской иконы Божией Матери как устав общины «ПЦУ» в честь Почаевской иконы Божией Матери. Как сообщили ресурсы близкие к «ПЦУ», церковь переименовали из-за того, что «старое название храма содержало словосочетание» Казанской иконы Божией Матери", которое ассоциируется с русским городом Казань, столицей Республики Татарстан".
Однако, ни изгнание прихожан УПЦ из их святыни, ни переименование храма не стало достаточным поводом для сторонников ПЦУ для посещения богослужений.
Тем временем, прихожане этого храма вместе с настоятелем протоиереем Петром Дячуком продолжают богослужебную жизнь в приспособленном помещении.
Фактически такая же ситуация и с другими рейдерскими отобранными у верующих УПЦ церквями в Хмельницком.
В Георгиевском храме даже на престольный праздник Божественная литургия не совершалась. Прихожане, которых на престол всегда собиралось 800−1000 человек, сейчас вынуждены молиться в приспособленном помещении.
В захваченном Покровском соборе города на воскресной службе, которую проводил иерарх «ПЦУ», было всего несколько прихожан. В то же время в небольшом городке Летичей, за Божественной литургией, которую совершал управляющий Хмельницкой епархией УПЦ архиепископ Виктор, храм был переполнен православными христианами.
Русская линия
С 2023 учебного года в украинских школах начнутся занятия по пропаганде содомии
Министерство образования Украины привлекло американский неправительственный фонд Аркуса для реализации «гендерно чувствительных» методов обучения детей
14 апреля 2023 года Министерство образования Украины и американский неправительственный фонд Аркуса, занимающийся активным продвижением в мире содомии, подписали меморандум «о внедрении гендерно чувствительных методов обучения в образовательный процесс учреждений дошкольного, школьного и высшего образования», сообщает украинский Телеграм-канал «Легитимный», публикуя фотографии документа.
«У нас появилась информация о подписании меморандума о сотрудничестве между Министерством образования и науки и американским благотворительным фондом The Arcus Foundation. Факт подписания пока не разглашают ни министерство, ни благотворительная организация. А всё потому, что согласно с меморандумом МОН и фонд будут сотрудничать в направлении внедрения в образовательный процесс в детсадах и школах „гендерно чувствительных методов обучения“. Для этого фонд собирается поставить в дошкольные учреждения и школы тематическую учебно-методическую литературу, наочные материалы и игровые наборы, а также обучить премудростям гендерно чувствительного образования педагогов», — говорится в сообщении.
Чему будут учить детей на Украине, догадаться не сложно, ведь заявленная миссия американского фонда заключается в «обеспечении процветания ЛГБТ-сообщества и наших собратьев-обезьян в мире, где социальная и экологическая справедливость являются реальностью».
В тексте, подписанном украинским Минобразования, говорится, что цель проекта — создать пространство обучения «без гендерных стереотипов и дискриминаций». Для этих целей в 2023—2024 и 2024−2025 учебных годах The Arcus Foundation обязуется привлечь к проекту 500 заведений дошкольного образования и 500 средних школ.
Кроме того, фонд США обязуется обеспечить соответствующей гендерной литературой в 2023—2024 и 2024−2025 учебных годах все первые классы всех школ государственной и коммунальной форм собственности на территории Украины.
The Arcus Foundation обязуется подготовить региональных координаторов и тренеров, ответственных за обучение учителей, которые будут обучать детей первых классов в 2023—2024 и 2024−2025 учебных годах. Министерство образования обязуется содействовать работе этих сотрудников на территории Украины.
В меморандуме говорится, что «общее намерение обеих Сторон заключается в постепенном развертывании внедрения указанных модулей для достижения национального масштаба».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Святителя Кирилла, епископа Туровского и вспоминаем князя М.Л.Шаховского
Святитель Кирилл, епископ Туровский, родился в 30-х годах XII века в городе Турове в семье богатых родителей. С малых лет он с усердием читал Священные Книги и достиг их совершенного познания. Учился святой Кирилл не только у русских, но и у греков. По достижении зрелого возраста он отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре, где находилась кафедра туровских епископов. Святой Кирилл много подвизался в посте и молитве и вскоре соделал себя вместилищем Святого Духа. Он учил иноков полному послушанию игумену, ибо инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.
Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых — «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» — может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре. Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и «многа Божественна Писания изложи». Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.
Святость жизни святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому (память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.
Еще до 1182 года по любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он написал многочисленные поучения об иноческой жизни, составил слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческимп творениями.
Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников он получил именование Русского Златоуста.
Сегодня день памяти одного из лидеров монархического движения в России председателя Совета Русского Собрания князя Михаила Львовича Шаховского, скончавшегося в 1912 г.
Он родился 6 ноября 1846 г., был представителем старинного рода, восходящего к князю Рюрику. После окончания Полтавского Петровского корпуса служил в гусарском полку, однако из-за слабого здоровья вынужден был выйти в отставку. Прославился своими трудами на земском поприще в Харьковской губернии, был известным статистиком.
В годы смуты Шаховской принял участие в деятельности харьковских патриотических союзов, был членом одного из отделов Союза Русского Народа (СРН). В октябре 1906 г. избран руководителем старейшей монархической организации — Русского Собрания (РС). Под его руководством РС превратилась из клуба по интересам в боевую патриотическую партию: была принята программа РС, внесены изменения в устав, позволявшие организации принимать участие в выборах в Госдуму, стал регулярно выходить печатный орган «Вестник Русского Собрания». Но главной заслугой Шаховского стало создание при РС русской национальной гимназии и строительство Дома Русского Собрания, к чему он прилагал немало усилий. Князь Шаховской трудился не покладая рук. В мае 1909 г. он вынужден был покинуть Петербург и уехать на лечение, поскольку его далеко не богатырское здоровье было расшатано.
Вернуться ему уже было не суждено, через три года князь скончался. Ему ставили в заслугу, что при его руководстве «какая-либо ссора в Совете или Собрании совершенно была невозможна». Совет возложил на гроб Шаховского серебряный венок, который впоследствии его вдова пожертвовала в церковь РС, поместив внутрь икону небесного покровителя почившего князя Архистратига Михаила и вложив икону и венок в особый киот. Этот дар был, видимо, похищен при закрытии храма после революции.
Русская линия