Русская линия
<< Полная сводка новостей от 17 февраля 2022 >>

«Жалкая и канонически ничтожная демагогия, направленная на оправдание деяний Константинопольского Патриархата по легализации украинского раскола»
Служба коммуникации ОВЦС отреагировала на интервью митрополита Перистерийского Григория грекоязычным телеканалам «ORTHODOX TV» и «Aparchi»

ОВЦС МПОтдел внешних церковных связей посчитал необходимым опровергнуть канонически и богословски необоснованные обвинения в адрес Русской Православной Церкви, выдвинутые в интервью митрополита Перистерийского Григория сайтам «Orthodox TV» (5 февраля 2022 года) и «Aparchi» (6 февраля 2022 года) и выступил в связи с этим со специальным комментарием. Ниже мы приводим этот комментарий целиком:

«Под видом церковно-канонического анализа Преосвященный Перистерийский распространяет ложные, клеветнические обвинения, будто бы Русская Церковь на протяжении 30 лет готовила «стратегию» вторжения на каноническую территорию иных Поместных Церквей, будто она претендует на всемирную юрисдикцию в православном мире, и будто бы подобные амбиции зафиксированы в её Уставе. Отдел внешних церковных связей со всей ответственностью заявляет: ни прежние, ни действующая редакция Устава Русской Православной Церкви, текст которого находится в публичном доступе, не посягают на канонические границы других Поместных Православных Церквей. В действующем Уставе Русской Православной Церкви перечислены государства, входящие в её каноническую территорию: «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике, Кыргызской Республике, Латвийской Республике, Литовской Республике, Монголии, Республике Таджикистан, Туркменистане, Республике Узбекистан, Эстонской Республике, Японии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах» (I. 3).

Ничем не подкреплены и бездумные повторения митрополитом Григорием расхожих обвинений в адрес Русской Православной Церкви в этнофилетизме. Если бы митрополит Перистерийский потрудился ознакомиться с её Уставом, он бы нигде не нашёл положения о том, что к её юрисдикции принадлежат «проживающие по всему миру лица русского происхождения». Зато в первых же строках этого документа он обнаружил бы слова о том, что «Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами». Эти слова полностью опровергают абсурдные построения греческого богослова о том, что Русская Православная Церковь будто бы сама аннулировала причины своей автокефалии, поскольку якобы не уважает границы других Поместных Церквей и разорвала общение с некоторыми из них.

Русская Церковь пребывает в общении с полнотой Православия, чтит границы Поместных Православных Церквей, не запятнавших себя общением и сослужением с раскольниками, и сохраняет общение с этими Церквами. Приостановление общения с теми Поместными Церквами и с теми архипастырями, которые вступили в общение с отлучёнными и не имеющими канонических хиротоний «иерархами» раскола, обосновано каноническим правилом: «Если. кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11).

Документальные прецеденты общеправославных решений о временном или окончательном отзыве автокефалий отсутствуют. Ликвидация статуса тех или иных автокефальных Поместных Церквей — например, на территории Византийской или Османской империй — осуществлялась светскими властями и на основании светских документов.

Тем более подобные решения не могут быть приняты так называемым «Собором пентархии», о котором говорит митрополит Перистерийский Григорий. Вынуждены напомнить о том, что теория «пентархии» сложилась на православном Востоке в VI-VIII столетиях, но никогда не получила универсального признания в христианском мире. Во-первых, ее не признала Римская Церковь. Во-вторых, эта теория игнорировала другие существовавшие на тот момент автокефальные Церкви, в частности, Грузинскую и Кипрскую.

После того, как в конце XVI века четыре Восточных Патриарха — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский — признали Патриаршее достоинство за предстоятелем автокефальной Русской Церкви, последний занял в диптихе Поместных Православных Церквей пятое место.

В свое время идея «пентархии» использовалась некоторыми богословами как символ и образ равноправия Предстоятелей Поместных Церквей — в противовес амбициям иконоборческих патриархов Константинополя и абсолютизму папской власти в Римской Церкви. Печально наблюдать сегодня, как Преосвященный Перистерийский использует концепцию «единомысленного согласия пяти патриархов» (преподобный Феодор Студит, Послание 478) для того, чтобы отвергнуть равенство Поместных Православных Церквей в угоду новейшим папистским амбициям Церкви Константинопольской.

Русская Православная Церковь всегда с почтением относилась Восточным Патриархатам, веками оказывала им всяческую поддержку и сегодня неутомимо борется за то, чтобы в условиях нарастающих преследований христиан на Ближнем Востоке эти Патриархаты сохранились на их исторической территории.

Что касается Патриаршего экзархата в Африке, то исключительные причины и обстоятельства его создания описаны в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 января 2022 г. В частности, подчёркнуто, что создание экзархата «не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине».

Митрополит Перистерийский Григорий даёт ложную трактовку отделения Русской Православной Церкви от Константинопольского Патриархата в XV веке, называя это отделение «расколом». Примечательно, что разделение Западной и Восточной Церкви в 1054 г. митрополит Перистерийский расколом не считает, подчёркивая, что речь идёт о простом «разрыве общения между двумя Патриархатами из-за некоторых разногласий». Хотелось бы напомнить, что отделение Русской Церкви от Константинопольской состоялось вынужденным образом в силу отпадения Константинопольского Патриархата в унию в 1439 году и после того, как присланный Патриархом Константинопольским на Московскую кафедру митрополит Исидор помянул за богослужением в Москве Папу Римского и объявил о воссоединении с Римско-Католической Церковью.

После возвращения из унии Константинопольская Церковь, и ранее неоднократно отпадавшая от Православия, никогда не именовала расколом обретение самостоятельности Русской Церковью. Так, например, в 1561 году Святейший Патриарх Константинопольский Иоасаф II и 36 иерархов Константинопольской Церкви соборно утвердили венчание на царство русского царя Иоанна Грозного, совершённое митрополитом Московским Макарием, нимало не возразив против каноничности его совершения и полномочий митрополита Макария. Более того, Патриарх направил митрополиту Макарию братское «Послание учительное от Божественных Писаний», выражая беспокойство по поводу распространившегося «в ваших землях в Малой Русии» лютеранства и призывая твёрдо хранить Православие, что было бы крайне неуместным в обращении к раскольнику.

Преосвященный Перистерийский скандальным образом сравнивает предоставление статуса Патриархата Русской Церкви в 1593 году с предоставлением автокефалии украинскому расколу в 2018 году, считая обе процедуры едва ли не идентичными. Такое сравнение некорректно. В первом случае речь идёт о соборном решении, поскольку попытка Константинопольского Патриарха Иеремии II действовать в этом вопросе единолично не встретила одобрения других Восточных Патриархов. По настоянию святителя Мелетия Пигаса, Патриарха Александрийского, статус Патриархата был утверждён за Русской Церковью соборно — актом Святого и Великого Собора 1593 г. в Константинополе, подписанном всеми Восточными Патриархами. В его тексте нет ни слова о якобы утверждении автокефалии Русской Церкви, которая на тот момент была уже de facto признана всей полнотой Православной Церкви.

Напротив, в случае с признанием украинского раскола в 2018 году речь идёт об односторонней легализации Константинопольской Церковью канонического статуса лиц, не имеющих ни канонических хиротоний, ни даже апостольского преемства.

Митрополит Перистерийский Григорий настаивает на якобы особых привилегиях Церквей, упоминаемых в актах Вселенских Соборов, по отношению к Поместным Церквам, образованным позднее. Он также изобретает фантастическое разделение Патриархатов на некие «патриархаты града» и «патриархаты области», не имеющее оснований в каноническом праве Православной Церкви. Преосвященный Перистерийский заявляет буквально следующее: «Патриарх Московский — такого титула не существует». Напомним ему текст деяния Святого и Великого Собора 1593 года:

«Патриарху Москвы и всей России и Северных стран занимать место после Всесвятейшего Иерусалимскаго, как в священных диптихах, так и в церковных собраниях. а у себя быть и почитаться главою всей области Московской и всей России и Северных стран. также быть и называться братом православных Патриархов, по силе сего наименования, сочинным и сопрестольным и равным по сану и достоинству, надписываться и подписываться по обычаю Патриархов православных: «Патриарх Московский и всея России и Северных стран».

В тексте означенного соборного деяния особо подчёркнуто равенство Патриарха Московского по отношению к остальным Предстоятелям древних Церквей. Как видно из текста, Собор также предоставляет Патриарху Московскому пятое место в диптихах — после Иерусалимского Патриархата. Мнение митрополита Перистерийского о том, что пятое место Русской Церкви в диптихах — это «ошибка, которую нужно исправить», и его предложение поставить на её место Кипрскую Церковь прямо противоречат церковному обычаю и общепризнанному соборному решению Православной Церкви и могут быть объяснены только острой нуждой в политических союзниках.

Глубокое недоумение вызывают заявления Преосвященного Перистерийского о том, будто правом предоставления автокефалии обладают исключительно «старейшие» Поместные Церкви, притом каждая в отдельности. Порядок предоставления автокефалии не описан в канонических правилах Православной Церкви. В новейшее время он был согласован всеми общепризнанными Поместными Православными Церквами, в том числе Константинопольской и Элладской, на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в Шамбези в ноябре 1993 года и в декабре 2009 года. Этот порядок предусматривал сочетание прерогативы кириархальной Церкви, оценивающей экклезиологические, канонические и пастырские предпосылки предоставления автокефалии, всеправославного консенсуса и координирующей роли Вселенского Патриарха. Впоследствии Константинопольская Церковь публично отказалась от этого документа и заявила о своем исключительном праве предоставлять автокефалию в одностороннем порядке. Позиция же митрополита Перистерийского предлагает некую новую модель предоставления автокефалии, ранее неслыханную среди Поместных Церквей.

Произвольными и необоснованными являются и утверждения Преосвященного Перистерийского о том, будто автокефалия была предоставлена Русской Церкви на ограниченных условиях её пребывания в пределах России и сохранения евхаристического общения с другими Церквами; будто Русская Церковь эти условия нарушила; и будто бы вследствие этого автокефалия может быть отменена Собором избранных Предстоятелей, которым приписывается некий особый статус и привилегии в Церкви.

Предоставление автокефалии или статуса Патриархата Поместной Церкви является актом безусловным и не может быть ограничено или отозвано. Каноническая территория каждого из ныне существующих Патриархатов, в том числе и оговоренная Вселенскими Соборами, неоднократно расширялась и пересматривалась вследствие объективных исторических процессов и не ограничивается территорией какого-либо одного государства. В том числе и в тексте Деяния Собора Восточных Патриархов 1593 года о пределах юрисдикции Московского Патриарха сказано лишь «всея Руси и Северных стран», без уточнений.

Сегодняшним руководством Константинопольского Патриархата предпринята беспрецедентная попытка волюнтаристски пересмотреть многовековые границы Поместных Церквей, отозвать собственные соборно утверждённые акты трёхсотлетней давности, превратно толкуя их бывшее до того очевидным содержание и выдавая собственную позицию за святоотеческую и общецерковную.

Односторонние действия Константинопольского Патриархата на Украине: антиканоническое признание украинского церковного раскола, в том числе и лиц, не имеющих канонических хиротоний, и предоставление им «автокефального» статуса вопреки воле епископата, духовенства и верующих канонической Украинской Православной Церкви — имели тяжёлые последствия не только для единства Православной Церкви, но и для единства общего богословского понимания базовых канонических и экклезиологических принципов. Они привели к крайней политизации православного богословия и его низведению до уровня пустой софистики, напоминающей времена арианства, как об этом писал святитель Григорий Богослов: «Оставив все пути благочестия, они имеют в виду одно — задать или решить какой-нибудь вопрос — и походят на зрелищных борцов, представляющих не ту борьбу, которая ведет к победе по законам ратоборства, но ту, которая привлекает взоры не знающих дела и получает у них одобрение». Дерзость и фантастичность нынешних экспериментаторов в области богословия и экклезиологии основывается не на вероучении Церкви и исторически сложившейся практике её жизни, а на политической конъюнктуре.

Фантастические идеи митрополита Перистерийского предполагают разделение всех существующих Поместных Православных Церквей на Церкви первого и второго сорта. Первосортные Церкви — это те, которые упоминаются в деяниях Вселенских Соборов: первые четыре Патриархата (без Римского) и Церковь Кипрская. Остальные Церкви — второсортные. Первые должны повелевать вторыми, принимать за них решения. Все это выглядит как жалкая и канонически ничтожная демагогия, направленная на оправдание деяний Константинопольского Патриархата по легализации украинского раскола, ошибочность которых с каждым годом становится все более очевидной".

Русская линия


Их кровь вопиет к Богу
Аборты являются основной причиной смертности в большинстве стран мира. Только в 2021 году их было сделано около 42,6 млн по всему миру

АбортыУже не первый год аборты являются ведущей причиной смертности во всем мире: они уносят жизни в три раза большего количества людей, чем вторая из основных причин смертности — инфекционных заболеваний.

База данных «Worldometer», которая отслеживает статистику в сфере здравоохранения, численность мирового населения и другие показатели в режиме реального времени, определяет количество абортов, сделанных во всем мире, на основе данных, полученных от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Последние исследования «Worldometer», опубликованные в канун 2022 года, показали, что в 2021 году во всем мире было сделано около 42,6 млн абортов, сообщает Православие.Ru со ссылкой на британскую газету «Christian Today».

Как отмечает издание, остальные главные причины смерти меркнут по сравнению с абортами: 13 13 млн человек умерли от инфекционных заболеваний; 8,2 млн человек в прошлом году погибли от онкологических заболеваний; почти 5 млн смертей были вызваны курением; примерно 2,5 млн смертей были связаны с употреблением алкоголя; почти 1,7 млн человек умерли от ВИЧ/СПИДа; более 1,3 млн человек погибли в ДТП; почти 1,1 млн жителей планеты покончили жизнь самоубийством.

Кроме того, в 2021 году около 850 тысяч человек погибли от болезней, связанных с низким качеством воды; сезонный грипп стал причиной смерти почти полмиллиона человек; почти 400 000 жителей земли умерли от малярии; а более 300 000 матерей умерли при родах. Отдельное исследование «Worldometer», посвященное коронавирусной инфекции, показало, что в 2021 году 3 524 139 человек во всем мире умерли от осложнений, вызванных Covid-19.

Всего в 2021 году умерло около 58,7 млн человек, не считая младенцев, умерших в материнской утробе в результате абортов. Если бы аборты были официально включены в число причин смерти, число смертей в прошлом году превысило бы 100 млн.

2021 год — не первый год, когда аборты стали основной причиной смертности во всём мире. Данные «Worldometer», опубликованные в последний день 2020 года, показали, что в том году было проведено более 42,6 млн абортов. И снова общее число абортов в три раза превысило количество людей, умерших от инфекционных заболеваний.

В канун 2020 года «Worldometer» обнаружила, что за 2019 год во всем мире провели 42,4 млн абортов.

По состоянию на полдень вторника, 4 января 2022 года, всего за первые 3,5 дня наступившего года во всём мире было проведено более 400 тысяч абортов.

Аборт также является основной причиной смерти в Соединенных Штатах. Согласно данным Института Гутмахера, в 2017 году в США было сделано 862 320 абортов.

Русская линия


Святейший Патриарх Кирилл выразил поддержку миротворческому служению Украинской Православной Церкви
Состоялся телефонный разговор Предстоятеля Русской Церкви с митрополитом Донецким и Мариупольским Иларионом

Патриаршие символы11 февраля 2022 года состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с митрополитом Донецким и Мариупольским Иларионом, сообщает Патриархия.Ru.

В ходе беседы Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал правящего архиерея Донецкой епархии и выразил поддержку миротворческому служению Украинской Православной Церкви.

Митрополит Иларион рассказал Его Святейшеству о положении дел в Донецкой епархии.

В заключение Святейший Патриарх Кирилл пожелал митрополиту Илариону помощи Божией в служении и передал Первосвятительское благословение православным христианам Донбасса.

Русская линия


Нет пропаганде сатанизма среди детей
Патриаршая комиссия по вопросам семьи предложила внести сатанизм в перечень информации, причиняющей вред развитию молодых людей

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детстваПатриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства предложила внести сатанизм и его пропаганду в список информации, причиняющей вред развитию детей, сообщает портал «Москва 24».

Председатель комиссии священник Федор Лукьянов также призвал создать рабочую группу при Госдуме для разработки нормативно-правовой базы по противодействию распространению такого контента. В группу он предложил включить, помимо экспертов, представителей родительской общественности.

В декабре 2021 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому Роскомнадзор может получить полномочия по установке требований к экспертам, проводящим экспертизу информационной продукции для детей.

Ранее глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости упрочить преимущества отечественной школы из-за наступления извне на традиционные ценности. Она отметила, что в соцсетях значительную аудиторию собирают производители вредного для подростков контента.

Русская линия


В России будет утверждена презумпция добросовестности родителей
Правительство России одобрило законопроект, который ставит заслон изъятию детей из семьи по надуманным предлогам

Дом Правительства РоссииПравительство России дало положительный отзыв на «закон семи сенаторов» — пакет законопроектов, регулирующих вопросы изъятия детей из семьи, подготовленный группой членов Совета Федерации во главе с Еленой Мизулиной. Об этом сообщила соавтор проекта, сенатор Маргарита Павлова, передаёт Милосердие.Ru.

«В первую очередь своим законопроектом мы вводим очень важное понятие — презумпцию добросовестности родителей. Сейчас большинство добросовестных, добропорядочных семей напуганы случаями, когда по надуманному поводу могут прийти и отнять ребёнка. Формулировки настолько резиновые, расплывчатые, всеобъемлющие, что порой эту формулировку можно натянуть на любую ситуацию», — заявила она ОТР.

«Я не говорю, что наш закон полностью прекратит практику изъятия детей из семьи. Есть риски, которые мы, к сожалению, не можем регулировать», — подчеркнула разработчик.

По её словам, доработанный пакет законопроектов планируется внести в Думу в осеннюю сессию 2022 года. Он будет вноситься поэтапно: сначала поступят те предложения, которые не требуют дополнительных финансовых вложений.

Работа над «законом семи сенаторов» велась более 10 лет. В 2020 году он вносился в Думу, но был отозван из-за появления конкурирующего законопроекта (так называемого закона об экспресс-судах), подготовленного сенатором Андреем Клишасом и главой думского комитета по законодательству и государственному строительству Павлом Крашенинниковым. После этого была создана совместная рабочая группа, продолжившая подготовку документа, в которой участвовали представители 10 федеральных ведомств, родительской общественности, религиозных организаций.

В сентябре 2021 года стало известно о согласовании в рабочей группе проектов 77 поправок в Семейный кодекс. Кроме презумпции добросовестности родителей, запрещающей принимать меры в отношении семьи на основании предположений, предлагается, в частности, закрепить три вида защиты детей от возможных угроз: изъятие по решению суда, временные меры защиты (когда ребенок передается родственникам или в социальное учреждение) и защитные меры по просьбе самих родителей.

«..Никакого обследования условий жизни на предмет того, чтобы выносить иск в суд, не будет. Лазание по шкафам и холодильникам будет исключаться. Временные меры защиты будут применяться только тогда, когда родитель не может выразить свою волю — либо он отсутствует дома, дети находятся дома одни, либо он без сознания, ему стало плохо или он находится в состоянии опьянения», — заявила тогда Елена Мизулина.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня, в день памяти святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, мы вспоминаем Великого Князя Сергея Александровича и ученого Н.П.Кондакова

Св. блгв. Великий Князь Георгий Всеволодович Святой благоверный князь Георгий (Юрий) был сыном Великого князя Всеволода, по прозванию Большое Гнездо. Он родился в 1189 году. На Владимирский Великокняжеский Престол вступил в 1212 году. Отличался воинской доблестью и благочестием. В 1221 году князь основал Нижний Новгород.

В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын — Владимир — был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками на север, чтобы соединиться с другими князьями.

Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли — Владимир — пал и все его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, Великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. Молитва его была услышана: 4 марта 1238 года в битве на реке Сити татары разбили немногочисленную и мужественную дружину Великого Князя. В этом бою пал мученической смертью и святой князь Георгий — ему была отсечена голова.

Тело благоверного князя обнаружил епископ Кирилл, с благоговением перенесший его в Ростов. Там, при великом плаче всего народа, Великого князя похоронили в соборном, храме. Через некоторое время была найдена и честная глава великого князя, которая была приложена к телу. Через два года гроб с телом князя был с большой торжественностью перенесен во Владимирский Успенский собор, а в 1645 году, после обретения его нетленных мощей, состоялось церковное прославление святого. Честные мощи князя Георгия были переложены в серебряную раку, устроенную Святейшим Патриархом Иосифом.

Впервые после революции 1917 года память основателя Нижнего Новгорода Нижегородская епархия и власти города и области широко отметили в феврале 2005 года, а день памяти св. благоверного Князя Георгия Всеволодовича стал в городе официальным праздником.

Великий Князь Сергей Александрович Сегодня день памяти Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом в 1905 г. Он родился 29 апреля 1857 г. и был пятым сыном Императора Александра II. Участвовал в русско-турецкой войне 1877−78 гг. В 1884 г. вступил в брак с дочерью герцога Гессен-Дармштадтского прмц. Елизаветой Федоровной. Был глубоко верующим человеком, основал «Православное Палестинское общество». В 1887 г. назначен командиром л-гв. Преображенского полка, в 1891 г. — Московским генерал-губернатором, а затем командующим войсками Московского военного округа. Был одним из наиболее близких к Императору Николаю II государственных деятелей. Принимал решительные меры по противодействию революции. Убит террористом Каляевым на территории Кремля.

Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского ученого, искусствоведа и археолога академика Н.П.Кондакова, скончавшегося в 1925 г.

Н.П.КондаковНикодим Павлович Кондаков родился 1 ноября 1844 г. в купеческой семье в Курской губернии. Закончил историко-филологический факультет Московского университета, преподавал русский язык и словесность в средних учебных заведениях Москвы, историю искусств в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, был профессором Новороссийского и Петербургского университетов, прославился как тонкий знаток византийского и западноевропейского искусства, русской иконописи. Кондаков совершил несколько экспедиций по странам Востока и Европы с целью сбора научного материала. Он ездил на Кавказ, обследовал памятники Синая, Сирии, Палестины, Афона, Македонии, много работал в крупнейших музеях Европы, изучал памятники Константинополя, древности русских городов. В 1898 г. Кондаков был избран академиком Императорской Академии Наук.

Будучи по своим убеждениям монархистом и русским националистом, принял участие в создании Русского Собрания. Его избрали в состав Совета РС, но он отказался из-за загруженности на научно-педагогическом поприще. Умер в эмиграции в Праге. Впоследствии его ученики основали Институт им. Н.Кондакова. По богатству и разнообразию дарований Кондаков представлял собой редкий тип ученого и общественного деятеля. Как верно отметил его современник: «Разнообразие интересов и живость ума делают из него центр, вокруг которого нередко сходятся люди самых различных положений и профессий и всякий находит в нем то, что ищет».

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 17 февраля 2022 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика