Члены Св. Синода Русской Православной Церкви испугались коронавируса
16−17 июля 2020 года заседание Синода состоялось в заочной форме. Очно архиереи, возможно, встретятся только в августе
16−17 июля 2020 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Учитывая санитарно-эпидемическую обстановку в странах служения ряда членов Синода, заседание прошло в заочной форме, сообщает Патриархия.Ru.
Таким образом, впервые за многие годы архиереи Русской Православной Церкви, составляющие Синод, не станут участниками торжеств в Троице-Сергиевой лавре в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Традиционно заседание Синода всегда проходило именно в эти дни, поскольку в Москву съезжались многие архипастыри, чтобы почтить память Радонежского Чудотворца.
На этом фоне все принятые решения Синода кажутся ничтожными.
Наиболее значимым из них стало, пожалуй, лишь заявление членов Синода в связи с решением Государственного совета и Президента Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии Константинопольской.
Члены Синода выразили глубокое сожаление «в связи с решением государственного руководства Турции лишить храм Святой Софии музейного статуса и передать его в богослужебное пользование мусульманской общины».
«Означенное решение принято без учета ходатайств и ясно выраженной позиции Предстоятелей и иерархов Православных Поместных Церквей, представителей иностранных государств, многочисленных международных общественных и правозащитных организаций, духовных лиц различных конфессий и религиозных традиций. Оно задевает религиозные чувства миллионов христиан во всем мире, что может привести к нарушению межрелигиозного баланса и взаимопонимания между христианами и мусульманами не только в самой Турции, но и в иных местах», — говорится в документе.
«В условиях, когда христианство является гонимой религией во многих местах на планете, когда продолжается исход христиан из стран Ближнего Востока, данное решение турецких властей приносит особую боль. Храм Святой Софии был построен в честь Христа Спасителя, в сознании миллионов христиан он продолжает оставаться храмом. Для Православной же Церкви этот храм имеет особое историческое и духовное значение», — подчеркивается в тексте заявления.
В документе также отмечается, что пересмотр статуса Айя-Софии произошел в тот момент, когда Православные Церкви оказались разобщены вследствие неканонических действий Константинопольского Патриархата на Украине: «Обращаясь к братским Поместным Церквам, с особенной печалью отмечаем, что столь безрадостное для Святой Православной Церкви событие православный мир сегодня встречает разобщенным, что стало прямым следствием антиканонической легализации раскола на Украине и что ослабило наши возможности совместно противостоять новым духовным угрозам и цивилизационным вызовам. Сейчас, в эпоху возрастающей христианофобии и усилившегося давления секулярного общества на Церковь, единство необходимо еще более, чем прежде».
В этих условиях Русская Православная Церковь вновь призвала «братские Поместные Церкви сообща, в духе мира и любви о Христе, искать выход из кризиса».
Члены Священного Синода выразили надежду на то, что власти Турецкой Республики «приложат необходимые усилия к сохранению чудом уцелевших бесценных христианских мозаик и будут обеспечивать доступ к ним христианских паломников».
В завершение авторы документа, выразив надежду на дальнейшее сохранение и укрепление взаимного уважения и взаимопонимания между верующими различных мировых религий, обратились к мировому сообществу с призывом оказать всемерное содействие в сохранении особого статуса храма Святой Софии, имеющего непреходящее значение для всех христиан.
Никаких других тем, которые сегодня действительно волнуют православных христиан в России и странах СНГ, члены Синода на своем заочном заседании не рассматривали.
Русская линия
Екатеринбург достойно почтил память Святых Царственных Страстотерпцев
Вопреки призывам свердловских чиновников более 10 тысяч верующих приняли участие в Царском крестном ходе
В ночь с 16 на 17 июля 2020 года в Екатеринбурге прошёл традиционный многотысячный Царский крестный ход от Храма на Крови до монастыря святых Царственных страстотерпцев, сообщает сайт Екатеринбургской епархии.
Накануне на площади у Храма на Крови состоялась ночная Божественная литургия, которую возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископ Каменский и Камышловский Мефодий, епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений, епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий и епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид.
После Божественной литургии верующие начали молитвенное шествие по маршруту, которым в 1918 году провезли тела убиенных членов Императорской семьи: через нынешние центр города, ВИЗ, Таганский ряд, Сортировку, поселок Шувакиш.
Возглавили шествие митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений, епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий и епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид.
Крестный ход на всем его протяжении сопровождали оказывающие разностороннюю помощь паломникам мобильные группы Православной службы милосердия, добровольцы Царских дней, представители фонда «Ника» и казаки Оренбургского войскового казачьего общества.
Около 6 часов утра колонна Крестного хода во главе с духовенством достигла монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме. Паломников и духовенство братия монастыря встречала колокольным звоном.
По прибытии был совершён молебен святым Царственным страстотерпцам.
Прямые включения с Крестного хода вёл православный телеканал «Союз». Также телемост Екатеринбург — Москва вёл телеканал «Спас».
Ранее свердловские чиновники призывали верующих не принимать участие в Крестном ходе из-за коронавируса, но тысячи екатеринбуржцев, тем не менее, вышли почтить память Святой Царской Семьи, которая до конца своих дней сохраняла спокойствие и христианское достоинство даже перед лицом смерти. Проявили это достоинство и архипастыри, священники и верующие Екатеринбургской митрополии, что стало большим утешением для многих христиан по всей России.
Русская линия
Александр Закатов: Позицию Следственного комитета по вопросу о подлинности «екатеринбургских останков» мы знаем давно. Однако для нас важнее позиция Церкви
В Доме Романовых прокомментировали новые заявления следовательницы по особо важным делам при председателе СК РФ Марины Молодцовой относительно найденных под Екатеринбургом останков
В Российском Императорском доме не будут принимать решение о подлинности или неподлинности «екатеринбургских останков» до того, как это сделает Русская Православная Церковь, заявил в пятницу директор канцелярии главы Российского императорского дома Александр Закатов, комментируя новые заявления следовательницы по особо важным делам при председателе СК РФ Марина Молодцова, сообщает РИА Новости.
Представительница Следственного комитета РФ рассказала журналистам, что согласно проведенным экспертизам найденные в 2007 году в Поросенковом логу человеческие останки принадлежат детям Николая II — цесаревичу Алексею и великой княжне Марии. В связи с этим Молодцова опровергла версию о том, что тела уничтожили с помощью серной кислоты.
«Позиция Императорского дома неизменна: глава династии Великая княгиня Мария Владимировна и великий князь Георгий Михайлович солидарны с позицией Русской Православной Церкви. Без Церкви этот вопрос решить нельзя. Пока Церковь не скажет свое окончательное слово в отношении останков, принимать самостоятельные решения в отношении останков они не будут, потому что это касается миллионов верующих соотечественников, которые почитают Царскую семью в лике святых. Останки — это не просто кости, а мощи, которым воздается соответствующее почитание», — сказал Закатов.
При этом, по его словам, Российский Императорский дом относится с уважением ко всем позициям: и к тем, кто утверждает о подлинности (останков — ред.), и к тем, кто в этом сомневается.
«Не нужно, чтобы этот вопрос раскалывал общество. Ведется дискуссия. Давайте подождем, что скажут ученые, следственные органы и, в конце концов, что скажет Русская Православная Церковь. Тогда со спокойной душой мы примем это решение, каким бы оно ни было», — подчеркнул Закатов.
Говоря о новых данных СК о подлинности останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии, Закатов уточнил, что Императорский дом «уже давно знает позицию СК». «Была новая информация о том, что проведены следственные эксперименты, нужно ознакомиться с документами, потому что правовые вопросы не терпят искажений», — подытожил представитель Российского Императорского дома.
Русская линия
Протоиерей Николай Балашов: Разобраться в русском историческом наследстве и постараться собрать полную документальную базу по храмам в Турции — это актуальная задача
В Русской Православной Церкви с интересом отнеслись к предложению депутата Госдумы постараться вернуть России русские храмы Стамбула
В Русской Православной Церкви назвали актуальной, но сложной задачей сбор документов о русских храмах Стамбула, что в перспективе позволило бы их вернуть, передает Интерфакс-Религия.
В среду глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества Сергей Гаврилов заявил о необходимости возвращения РФ находящихся в Стамбуле православных храмов, которые исторически принадлежали России. «Надо подготовить всю документальную базу, чтобы вернуть их», — заявил он на пресс-конференции.
В свою очередь замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов отметил, что «разобраться в этом русском историческом наследстве и постараться собрать полную документальную базу — актуальная задача, но она потребует сложной, трудоемкой работы».
В интервью «Интерфаксу» священник рассказал, что в начале ХХ века в Константинополе (Стамбуле) и его окрестностях действовало семь русских храмов, но не все они сохранились. Ныне в ведении Русской Православной Церкви находится храм Константина и Елены в Бююк-дере, при прежнем «летнем посольстве» Российской империи. Сейчас это дача генконсульства России. Храм же при основном здании российского посольства (ныне генконсульства) в Пере не сохранился.
Три храма имеются при подворьях русских афонских монастырей — Пантелеимоновском, Андреевском, Ильинском. Они расположены на верхних этажах жилых домов. Некоторые из них в последние годы находились под угрозой продажи соответствующих зданий с упразднением храма. «Хорошо, что храмы удалось отстоять, но отношения собственности там очень запутанные, поскольку церкви в Турции не имеют прав юридического лица», — отметил представитель Синодального отдела.
В квартале Харбие действовал русский Никольский больничный храм. Георгиевский храм-памятник был воздвигнут в Сан-Стефано. В его крипте покоились останки 20 тысяч русских воинов, погибших в войне 1877−1878 годов. В 1916 году турки взорвали этот храм.
В 1920—1924 годах русские храмы входили в русский Константинопольский церковный округ, который управлялся архиереями-беженцами из Советской России. В тот период в городе и предместьях действовало 27 русских храмов, значительная часть их — во временных помещениях, обустроенных многочисленными тогда русскими беженцами, в том числе в беженских лагерях.
Русская линия
Подсчитали — прослезились
Реальные располагаемые доходы россиян рекордно упали из-за бездумных ограничений чиновников на фоне пандемии
Реальные располагаемые доходы россиян во втором квартале 2020 года, на который пришелся основной удар пандемического кризиса, упали на 8% в годовом выражении, следует из данных Росстата. Это рекордное падение с 1999 года, сообщает РБК.
Оценка Росстата разошлась с прогнозами экономистов, предсказывавшими двузначное падение реальных располагаемых денежных доходов в апреле—июне 2020 года. Эксперты института «Центр развития» НИУ ВШЭ оценили падение показателя во втором квартале на 18% в годовом выражении, а экономисты госкорпорации ВЭБ. РФ — на 17,5%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения — это денежные доходы минус обязательные платежи (налоги и сборы, проценты по кредитам и т. д.), скорректированные на инфляцию.
Данные о поквартальном изменении показателя Росстат приводит с 2005 года. С этого года столь глубокого, как сейчас, падения реальных доходов не было: максимальные сокращения наблюдались в четвертом квартале 2008 года (-6,1% в годовом выражении), третьем квартале 2015 года и четвертом квартале 2016 года (-5,6%). С 2000 по 2005 год реальные располагаемые денежные доходы стабильно росли высокими темпами в годовом выражении, что позволяет сделать вывод об отсутствии сильного падения по кварталам (+12% в 2000 году, + 8,7% в 2001 году, +11,1% в 2002 году, + 14,9% в 2003 году, + 9,9% в 2004 году, +12,4% в 2005 год). Таким образом, в последний раз реальные располагаемые доходы россиян падали сильнее в 1999 году: тогда по итогам года падение составило 12,3%.
Росстат пересчитал динамику реальных располагаемых денежных доходов за 2013−2018 годы после масштабного обновления методики расчета денежных доходов. Но и после пересмотра показателей по новой методике тенденция снижения реальных располагаемых доходов, начавшаяся из-за кризиса 2014 года, не изменилась вплоть до 2018 года. Реальные располагаемые доходы населения снижались с 2014 по 2017 год, но в 2018 году показали околонулевой рост (+0,1%), а по итогам 2019 года выросли на 1% в годовом выражении.
Последствиями пандемии COVID-19 и карантинных ограничений стали сокращение заработков россиян, перевод работников на неполный рабочий день, отправка в неоплачиваемые отпуска и увольнения. Каждому второму работнику в России сократили зарплату в период пандемии (с марта по май 2020 года), следует из оценки аналитиков «СберДанных». С полной потерей доходов столкнулись 2,5% занятых на начало марта.
Уровень безработицы, по данным Росстата, в июне достиг 6,2% от рабочей силы после 6,1% в мае и 5,8% в апреле. «Ситуация на рынке труда остается сложной», — признают в Минтруде. Численность безработных возросла до 4,6 млн человек, из них около 3 млн официально зарегистрировались в качестве безработных в центрах занятости. Рост безработицы в первую очередь связан с увольнениями в сером секторе экономики, снижением потребительского спроса и, как следствие, падением доходов от предпринимательской деятельности и зарплат сотрудников индивидуальных предпринимателей, отмечают в министерстве.
О значительном сокращении доходов населения свидетельствуют опросы населения. В ходе исследования ЦСР, проведенного в мае, большинство россиян (58%) заявили о снижении дохода в своих семьях во время пандемии, а 5% полностью его лишились. 33% опрошенных сообщили о переменах в трудовых отношениях: у 52% из них сократились зарплаты, 25% отправили в неоплачиваемый отпуск, а 23% уволили.
В этих условиях российская экономика просто не переживет второй волны тотальных ограничений из-за коронавируса, и чиновники, похоже, уже начали это понимать. Так один из главных сторонников карантинных мер мэр Москвы Сергей Собянин заявил на днях, что 60 процентов москвичей уже имеют иммунитет к коронавирусу. Это значит, что закрывать предприятия из-за коронавируса в столице, скорее всего, никто не будет.
Русская линия
Блаженнейший Митрополит Польский Савва был госпитализирован
Предстоятель Польской Православной Церкви пройдет лечение антибиотиками в связи с рецидивирующей бактериальной кожной инфекцией
17 июля 2020 года канцелярия митрополита Варшавского и всея Польши объявила, что Предстоятель Польской Православной Церкви Его Высокопреосвященство Блаженнейший Митрополит Савва в настоящее время находится одной из варшавских больниц, сообщает СПЖ со ссылкой на официальный сайт Польской Церкви.
По информации канцелярии, причиной госпитализации является необходимость лечения антибиотиками, связанного с рецидивирующей бактериальной кожной инфекцией, которую лечил Его Высокопреосвященство в течение многих лет.
Представители канцелярии Его Блаженства также обратились к верующим с просьбой о молитве за здоровье митрополита Польского Саввы.
Рецидивирующая бактериальная кожная инфекция проявляется покраснением участка кожи, обычно на голени или на лице, и сопровождается общей интоксикацией с повышением температуры. В большинстве случаев поддаётся излечению.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем день памяти Святых Царственных Страстотерпцев, св. преп. Андрея Рублева и блгв. кн. Андрея Боголюбского
Сегодня Русская Православная Церковь чтит память святых страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, принявших мученическую кончину в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома от рук изуверов в 1918 году. Святые Царственные Мученики молите Бога о нас!
Сегодня мы также чтим память преподобного Андрея Рублева. Св. Андрей родился во дни славных благоверных великих князей Димитрия Донского и сына его Василия Димитриевича. Год и место рождения преподобного Андрея Рублева не известны, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев.
Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Московским Спасо-Андрониковым монастырем.
Иноческий постриг святой Андрей принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, он поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Летопись сообщает, что в 1408 г. преподобный Андрей, вместе с Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.
На протяжении XVI—XVII вв. память преподобного Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные..»
Согласно поздним источникам святые мощи его почивают в Андрониковом монастыре. Память святого праздновалась в Троице-Сергиевой Лавре 4 июля в день тезоименитства со св. Андреем Критским.
Канонизирован преподобный Андрей на основании святой жизни, его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.
Сегодня Русская Церковь вспоминает Святого благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского. В ночь с 28 на 29 июня 1174 г. в своей великокняжеской резиденции Боголюбово под Владимиром был убит св. блгв. Великий Князь Андрей Боголюбский. Он родился около 1110 г. и был внуком Великого Князя Владимира Мономаха и вторым сыном Великого Князя Юрия Долгорукого.
Когда умер его дед, Андрею было около 15 лет, и он вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей. При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем и сидел на старшем — Киевском — столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям — они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол. Св. блгв. князь Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1115 г. князь Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.
На великокняжеском столе св. князь Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа. Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!»
Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св. Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией на всем протяжении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то, что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.
Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. князя Андрея. Главное лицо среди «начальников убийства» — ключник Анбал Ясин — иудей. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию «Иуды с жидами» перед предательством Спасителя. Летопись приводит и непосредственную причину преступления — это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие. Узнав об убийстве князя, владимирцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшие кровопролития.
Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов Великого Князя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности. Память Св. блгв. князя Андрея Боголюбского празднуется Церковью 4 (17) июля.
Русская линия