Телефонные переговоры Путина и Обамы результатов не дали. На Украине молятся о прекращении братоубийственной войны. В России вступил в силу «закон о запрете воспитания»
Обзор событий в мире, на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье, а также внутриполитической и общественной жизни нашей страны за минувшую неделю
Наиболее важной новостью внешнеполитической жизни на этой неделе стали телефонные переговоры президентов России и США Владимира Путина и Барака Обамы, состоявшиеся по инициативе Кремля.
Одной из главных тем состоявшейся беседы стала ситуация в Сирии. Президент России, в частности, призвал своего американского коллегу оказать содействие скорейшему размежеванию умеренной сирийской оппозиции от боевиков «Джабхат ан-Нусра» и других экстремистов, на которых не распространяется режим перемирия.
В ходе беседы Барак Обама высоко оценил усилия России в урегулировании ситуации в Нагорном Карабахе. Президент России проинформировал Обаму, который является руководителем страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) по нагорно-карабахскому урегулированию, об итогах состоявшейся 20 июня в Санкт-Петербурге трехсторонней встречи с лидерами Азербайджана Ильхамом Алиевым и Армении Сержем Саргсяном.
В заключении президент России вновь указал на важность неукоснительного выполнения Киевом Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года, включая налаживание реального прямого диалога с Донецком и Луганском, проведение амнистии, предоставление ДНР и ЛНР особого статуса, и совместную разработку закона о местных выборах. Путин подчеркнул безальтернативность политического пути урегулирования, с чем согласился и Обама.
Тем не менее, между Россией и США продолжают сохраняться разногласия практически по всем вопросам внешнеполитической повестки дня, и даже конструктивные переговоры двух президентом не способны нивелировать то напряжение, которое сохраняется между двумя нашими странами. Не случайно, уже после разговора с Путиным в числе проблем, которые стоят перед НАТО, Обама назвал выход Британии из ЕС, ИГИЛ и Россию.
Ещё одним важным событием минувшей недели стало заявление Священного Синода Антиохийской Православной Церкви, который рассмотрел итоги Собора десяти Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Крите и отказался считать документы данного собрания имеющими авторитет решений Всеправославного Собора.
Иерархи Антиохийского Патриархата с сожалением констатировали, что отсрочка проведения Собора, о которой просил Синод Антиохийской Церкви ради укрепления единства вселенского Православия, так и не была предоставлена. По этой причине не удалось достичь общеправославного консенсуса по спорным вопросам повестки дня Собора, так как не было выполнено экклезиологическое условие для участия в Соборе всех Поместных Православных Церквей по причине непреодоленного к настоящему времени разрыва евхаристического общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами.
Исходя из вышесказанного, Синод Антиохийского Патриархата единогласно решил следующее:
— Рассматривать встречу на Крите в качестве предварительного совещания Всеправославного Великого Собора и, следовательно, считать, что принятые на Крите документы не являются окончательными, но открыты для обсуждения и внесения изменений, когда будет созван Великий Собор Православной Церкви с присутствием и участием всех Поместных Православных Церквей.
— Отказаться от признания соборного характера за любом православным собранием, в котором участвуют не все автокефальные Православные Церкви, чтобы гарантировать, что принцип единогласия по-прежнему является основным правилом, которое регулирует межправославные отношения. Антиохийская Церковь, таким образом, отвергает авторитет Критского собрания как «Великого и Всеправославного Собора» или «Святого и Великого Собора».
— Подчеркнуть, что все решения, принятые Ассамблеей на Крите, в любом случае не являются обязательными для Патриархата Антиохии и всего Востока.
— Поручить «Комитету соборного мониторинга», ответственному за мониторинг последствий Критской Ассамблеи, принять необходимые меры и представить подробный доклад Священному Синоду Антиохийского Патриархата на следующее синодальное заседание.
— Призвать верующих вместе с членами Священного Синода Антиохийского Патриархата в своих молитвах молиться за сохранение и проявление православного христианского свидетельства в современном мире.
Главной новостью постсоветского пространства стало начало Всеукраинского Крестного хода о мире на Украине и прекращении междоусобицы на Донбассе. Шествие стартовало по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия 3 июля 2016 года от Свято-Успенской Святогорской лавры.
Около тысячи верующих отправились в направлении села Богородичное, где была совершена первая остановка. Конечным пунктом первого дня многодневного Крестного хода стал Свято-Георгиевский скит в селе Долина.
Возглавил многочисленное молитвенное шествие, которое вышло из обители, наместник Лавры митрополит Святогорский Арсений.
Накануне, 2 июля, в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре Блаженнейший Митрополит Онуфрий благословил всех участников Всеукраинского Крестного хода. Он призвал принять действенное участие в этой особом молитвенном шествии ради мира и Божьего благословения для украинской земли. По его словам, одновременно начавшись с Запада и Востока, Крестный ход объединит всю Украину.
Во внутренней жизни России главной новостью стало вступление в силу новой редакции статьи 116 Уголовного Кодекса РФ, согласно которой родители, наказывающие своих детей при помощи физической силы, могут быть подвергнуты уголовному наказанию.
Против этой нормы на этой неделе выступила Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, которая выразила глубокую обеспокоенность принятием поправок в 116 статью Уголовного Кодекса РФ.
«Если новая редакция статьи 116 Уголовного кодекса вступит в силу, это может привести к уголовному преследованию добросовестных родителей (с наложением наказания до двух лет лишения свободы) за любое, даже умеренное и разумное использование физических наказаний в воспитании детей. При этом, как следует из текста закона, посторонние люди за такие же действия в отношении ребенка уголовной ответственности нести не будут», — заявили в Патриаршей комиссии.
Члены Патриаршей комиссии считают, что новая норма не имеет нравственных оправданий и юридических оснований, по своему содержанию направлена против семьи и принятого в российской культуре понимания прав родителей, дискриминационна, противоречит основным принципам здравой государственной семейной политики и не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества. Ее практическое применение принесет обществу и его нравственной жизни значительно больше вреда, чем пользы.
«Не вызывает никаких сомнений, что дети должны быть защищены от действительно преступных действий, кем бы они не совершались, особенно когда речь идет о преступном насилии. Однако нет никаких реальных оснований для того, чтобы приравнивать к таким преступным посягательствам разумное и умеренное применение любящими родителями в воспитании ребенка физических наказаний», — говорится в заявлении представителей Церкви.
«Православные христиане, разумеется, на практике могут иметь разные взгляды и убеждения по вопросам воспитания своих детей, желательности и допустимости использования в воспитании тех или иных подходов и методов, включая и средства семейной дисциплины. Однако не подлежит сомнению, что как Священное Писание (Прит. 22, 15; 23, 13−14; 29:15; Евр. 12,6−11 и др.), так и Священное Предание Православной Церкви рассматривает возможность разумного и любовного использования физических наказаний в качестве неотъемлемой части установленных Самим Богом прав родителей. Таким образом, попытки искусственного законодательного ограничения этого права родителей противоречат учению Православной Церкви», — заявили в Церкви.
Тем не менее, президент России Владимир Путин подписал на этой неделе указ о вступлении в силу внесённых поправок, и теперь данная норма имеет статус закона.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, мы вспоминаем выдающегося публициста и общественного деятеля С.Ф.Шарапова
По преданию, Тихвинская икона Божией Матери написана самим апостолом и евангелистом Лукой. Вместе с двумя другими иконами Богоматери святой апостол, искусный врач и художник, принес этот образ Самой Владычице. Увидев Свое изображение на иконах, Она произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет». Пророческие слова Богоматери исполнились в полной мере. Все три образа имели чудесную историю и были чудотворными.
Святой Лука выслал образ, впоследствии прославленный как Тихвинский, в Антиохию некоему Феофилу, для которого написал свое Евангелие. Предание сообщает, что после смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим, откуда в V веке по Р.Х. супруга царя Феодосия младшего отвезла ее в Константинополь. В столице Византии к святыне отнеслись с великим почетом: специально для этого образа была выстроена знаменитая впоследствии Влахернская церковь. В величественном храме икона пребывала 539 лет. В XI веке, в смутное время иконоборчества, чудотворный образ был скрыт защитниками Православия в обители Пантократора. Лишь после окончательной победы над иконоборчеством икона возвратилась во Влахернский храм. Но древний образ недолго оставался в Византии. За 70 лет до взятия турками Константинополя он исчез из византийской столицы.
Таинственно исчезнувшая из Византии икона в 1383 г. вдруг обнаружилась в Новгородских пределах. Древние русские летописи описывают ее появление над водами Ладожского озера «в сиянии лучезарного света». Переносимая невидимой силою по воздуху над водой, она остановилась в Тихвине. Во время своего шествия икона в пяти местах останавливалась, исцеляя больных, утешая скорбящих. На том месте, где окончательно остановилась икона, жители Тихвина построили деревянный храм во имя Успения Божией Матери. Храм этот не раз сгорал во время пожаров, но чудотворный образ оставался невредимым.
Усердием великого князя Василия Ивановича (1505 — 1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу Царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 — 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.
Пресвятая Богородица, взяв Россию под свой покров, даровала землям нашим на охранение свои чудотворные иконы. По преданию, Тихвинская икона Божией Матери хранит и благословляет Северные пределы нашей страны.
Сегодня день памяти видного общественного деятеля, публициста, издателя, автора оригинальной экономической теории Сергея Федоровича Шарапова, скончавшегося в 1911 г.
Он родился в 1855 г. в Москве в дворянской семье, получил военное образование, закончив Николаевское инженерное училище. С молодости пропитался идеями славянофилов, поэтому, когда в 1875 г. в Сербии вспыхнуло восстание против турецкого ига, вместе с другими русским патриотами (М.Г.Черняев, В.В.Комаров, А.А. и Н.А.Киреевы и др.) поехал добровольцем на войну. По окончании войны занимался хозяйством в своем имении в Смоленской губернии. Внедрял всевозможные изобретения и новшества, создал мастерскую по производству дешевых плугов, которые производил и по заказу правительства. Сотрудничал в газете «Русь» И.С.Аксакова, с которым был близок, был редактором и издателем двух сборников славянофилов «Московский сборник» (1887) и «Теория государства у славянофилов» (1898). С 1886 г. начал издавать собственную газету «Русское дело», позже издавал газету «Русский труд» и журнал «Свидетель». Свои многочисленные публицистические произведения публиковал отдельными сборниками, выступал как беллетрист, был автором романа и политической фантазии «Диктатор».
В конце XIX в. активно выступал против финансовой реформы С.Ю.Витте, критикуя которую, сформулировал собственную теорию хозяйственной деятельности в самодержавном государстве. С 1905 г. принимал активное участие в монархическом движении, был одним из учредителей Союза Русских Людей в Москве, однако вскоре создал собственную Русскую народную партию, не имевшую впрочем серьезного значения. Часто выступал с докладами в Русском Собрании, был участником монархических съездов. Шарапов был активным участником славянского движения, состоял вице-президентом Аксаковского литературного и политического общества в Москве.
26 июня 1770 г. во время Русско-турецкой войны 1768−1774 гг. состоялось знаменитое Чесменское сражение.
В бухте Чесма в Эгейском море русская эскадра под командованием графа Александра Григорьевича Орлова (получившего после этого титул Чесменский) и адмирала Григория Андреевича Спиридова наголову разгромила турецкий флот. Было потоплено 16 линкоров, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер, турки потеряли свыше 10 тыс. человек, наши потери составили всего 11 человек. С тех пор Чесма стала символом побед Русского военно-морского флота. В ознаменование этой блестящей победы было решено ежегодно отмечать этот день как праздничный. В память Чесменского сражения была учреждена медаль, которой наградили всех участников битвы. В честь победы Русского флота в Царском Селе была воздвигнута Чесменская колонна, а в Петербурге построена Чесменская церковь.
Русская линия