В Москве вручили Патриаршею литературную премию. Раскопки на месте Чудова монастыря решено продолжить. Тутаеву предлагают вернуть имя Романов-Борисоглебск
Обзор внутриполитической и общественной жизни нашей страны за минувшую неделю
В общественной жизни России наиболее важным событием этой неделе стала шестая церемония избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которую 18 мая 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
Церемония началась с демонстрации фильма, посвященного истории Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. На соискание звания лауреата премии 2016 года было представлено 50 кандидатур. Затем состоялись выборы лауреатов Премии, которые были определены тайным голосованием членов Палаты попечителей.
В число награжденных по результату тайного голосования вошли российский литературовед и бывший ректор Литературного института Борис Тарасов, писатели Борис Екимов и священник Николай Блохин.
Патриарх Кирилл вручил лауреатам диплом и знаки Патриаршей литературной премии, после чего лауреаты обратились со словами благодарности к Его Святейшеству, членам Палаты попечителей премии и всем участникам торжественной церемонии.
На сцену также были приглашены все номинанты премии 2016 года, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил грамоты и памятные подарки.
Ещё одной важной новостью этих дней стал визит президента России Владимира Путина на место археологических раскопок на месте уничтоженного большевиками Чудова монастыря Московского Кремля.
В ходе этого визита директор Института археологии РАН Николай Макаров рассказал главе государства, что здесь были сделаны восемь шурфов и раскопов, в результате чего открыты остатки четырех построек.
«Это самая большая постройка Чудова монастыря — трапезная, фундаменты церквей митрополита Алексия и Благовещения Пресвятой Богородицы, а также остатки фундамента Малого Николаевского дворца», — сообщил ученый.
Н.Макаров отметил, что археологические работы начались в декабре 2015 года и проводились на площади 500 кв. метров. «Когда монастыри взрывались, их планы не снимались. К сожалению, не удалось найти остатки Вознесенского монастыря», — сказал директор института.
Археологи выступили за то, чтобы продолжить раскопки в Кремле, не мешая и не нарушая целостность кремлевского комплекса. Президент одобрил это предложение.
Таким образом, раскопки будут продолжены, и только по их завершении будет принято решение о начале строительства Чудова монастыря, с инициативой восстановления которого выступил глава России.
Заметным событием жизни России на этой неделе также стала инициатива депутатов Ярославской областной думы переименовать город Тутаев Ярославской области в Романов-Борисоглебск, вернув ему тем самым историческое название.
«История города Романов-Борисоглебск отражала важнейшие этапы духовно-нравственного и культурного становления России и неразрывно связана с деятельностью людей, внесших выдающийся вклад в развитие общественной жизни, науки и культуры всей страны», — говорится в пояснительной записке ярославских депутатов.
Законодатели региона напомнили, что этот город — единственный на Руси, в названии которого имена трех русских святых — Романа, Бориса и Глеба. Кроме того, это родина дворянских родов Сабанеевых и Юсуповых. С этим городом тесно связано творчество художника Бориса Кустодиева.
Впервые инициатива по переименованию Тутаева в Романов-Борисоглебск возникла более 20 лет назад. В 1990-е годы городские власти приняли решение вернуть городу исконное имя и провели среди местных жителей референдум, в результате которого голоса разделились почти поровну с небольшим перевесом в сторону противников переименования. Есть надежда, что 20 лет спустя, город все же вернет себе историческое название.
Русская линия
Армения и Азербайджан согласились соблюдать перемирие в Карабахе. Декоммунизация на Украине превратилась в дерусификацию. Абхазские раскольники обратились к Патриарху Варфоломею
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России
Наиболее важным событием на постсоветском пространстве на минувшей неделе стала первая после недавнего серьёзного обострения конфликта в Нагорном Карабах встреча глава Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, которые при посредничестве членов Минской группы ОБСЕ договорились сохранять режим перемирия и предпринять дополнительные меры по деэскалации ситуации.
Во время встречи сопредседатели минской группы ОБСЕ в лице глав МИД России, США и Франции настояли на соблюдении перемирия в Карабахе на основе соглашений 1994−1995 годов. Помимо этого, в ближайшее время должен быть согласован с участием Азербайджана и Армении новый механизм ОБСЕ по расследованию нарушений перемирия в Карабахе.
Баку и Ереван также согласились на расширение офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ в зоне конфликта.
Ильхам Алиев и Серж Саргсян договорились «продолжать обмен информацией о пропавших без вести под эгидой МККК с учетом обязательств, принятых президентами в ходе Парижского саммита в октябре 2014 года».
На Украине минувшая неделя прошла под знаком переименования советских топонимов. В частности, в эти дни украинские депутаты переименовали город Днепропетровск в Днипр. При этом депутаты отказались возвращать городу его подлинное историческое название Екатеринослав, подчёркнуто именуя город на украинский манер.
Причём это не случайность. Новые украинские власти, заявившие в своё время о политике декоммунизации топонимических названий на Украине, постепенно перешли от простого отказа от советских названий к переписыванию истории и запрету всех исторических названий, которые имели исконно русские корни и напоминали о царском времени в истории Малороссии.
Причём если раньше ещё сохранялась надежда на то, что власти на Украине не станут переходить от декоммунизации к откровенной дерусификации, то после этого переименования и недавнего заявления президента Украины Петра Порошенко о том, что он не позволит «карту Украины запятнать новороссийскими топонимами», эти надежды окончательно развеялись.
«Имена палачей с карты Украины — прочь, это не обсуждается. А вот какое название выбрать себе на будущее — пусть общины решают сами. Единственное предостережение — не возвращаться к имперским наименованиям. Не позволю карту Украины запятнать новороссийскими топонимами! Мы должны завершить декоммунизацию, потому что этот вопрос является вопросом национальной безопасности», — заявил Порошенко.
Таким образом, в настоящее время украинские власти проводят новую идеологическую линию в топонимике, которая строится на отрицании очевидных исторических фактов и попытках представить общую историю России, Белоруссии и Малороссии, как многолетнюю оккупацию Москвой, как Минска, так и Киева. Именно этой логике и подчинены все старания нынешних украинских чиновников.
В религиозной жизни на постсоветском пространстве заметным событием стало обращение главы раскольничьей Священной митрополии Абхазии к Константинопольскому Патриарху Варофоломею с просьбой признать автокефалию Абхазской православной церкви.
Созданная несколько лет назад «митрополия Абхазии», которую организовали ушедшие в раскол клирики самопровозглашённой Абхазской православной церкви, созвала 15 мая 2016 года второй «церковно-народный сход» и огласила послание в Константинополь.
«Участники Второго Церковно-Народного Собрания вновь обращаются к Вашему Всесвятейшеству, как Председателю на Святом и Великом Соборе, обратить внимание на положение, в котором оказалась православная паства Абхазии. Мы также свидетельствуем перед Святым и Великим Собором, что делегация Грузинской Православной Церкви во главе с Католикосом-Патриархом Илией, носящим с 2010 года титул и „митрополита Пицунды и Сухумо-Абхазского“, не имеет права представлять православную паству Абхазии», — говорится в письме.
«Решение абхазской церковной проблемы для нас должно означать: поэтапное воссоздание института автокефальной Поместной Православной Церкви на территории современной Республики Абхазия, который получит признание от всего православного сообщества», — указывает Патриарху Варфоломею запрещённый в служении иеромонах Дорофей.
Впрочем, есть большие сомнения, что в Константинополе обратят внимание на данное письмо. Ведь Абхазия является канонической территорией Грузинской Православной Церкви, и существующие на её территории церковные образования являются в том или ином виде самопровозглашёнными или раскольничьими.
Даже Пицундская и Сухумская епархия Абхазской церкви, из которой ушли в раскол клирики Священной митрополии, не признаётся в православном мире и только по договорённости между Москвой и Тбилиси в связи с невозможностью оставить абхазскую паству без пастырей она получает священников, выучившихся в российских духовных школах.
При этом Русская Православная Церковь неизменно отвергает все просьбы абхазов о признании автокефалии или включении Абхазской церкви в состав Московского Патриархата, подчёркивая, что считает Абхазию канонической территорией Грузинской Православной Церкви.
Русская линия
Черногория стала новым членом НАТО. Парламент Венеции принял резолюцию, призывающую признать Крым российским. Итальянские католики выступили против легализации однополых «браков»
Обзор событий прошедшей недели во внешней политике России, а также политической и экономической жизни в США, Европе и на Ближнем Востоке
Тем не менее, на минувшей неделе представители Черногории и Североатлантического альянса подписали протокол о вступлении страны в НАТО. «Черногория внесла свой вклад в операции ЕС, НАТО и ООН, способствовала укреплению безопасности на Балканах и провела существенные реформы. Сегодня мы подтверждаем этот прогресс. Однако путь Черногории не закончен, и мы ожидаем продолжения активных реформ в этой стране. Этот исторический шаг», —заявил генсек альянса Йенса Столтенберга.
Премьер-министр Черногории Мило Джуканович, в свою очередь, пообещал продолжать преобразования, а также «активно работать над укреплением поддержки населения страны ее членства в НАТО». Главе кабмина балканского государства генсек вручил в подарок ручку, которой подписывали документ.
Отметим, что с момента подписания протокола о вступлении представители страны-кандидата получают право присутствия на всех заседаниях Североатлантического совета до момента официального вступления в альянс после ратификации этого документа всеми сторонами. После ратификации Черногория автоматически станет 29-м членом НАТО. Однако ратификация зависит от национальных процедур, и сейчас трудно сказать, сколько времени займет этот процесс.
Напомним, что НАТО пригласило Черногорию стать 29-м членом альянса в декабре 2015 года. Это вызвало резкую критику со стороны России. В Совете Федерации предупредили, что Москва откажется от совместных программ с Черногорией и примет дальнейшие меры по усилению боеготовности и обороноспособности и по «дальнейшему сдерживанию альянса». Россия тогда призывала власти Черногории провести референдум по вопросу присоединения к НАТО и направила письма сразу нескольким государствам, входящим в НАТО, предупреждая, что вступление бывшей югославской республики приведет к дальнейшему ухудшению отношений между Россией и альянсом. В ответ генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что никто, включая Россию, не вправе вмешиваться в решения о приеме той или иной страны в состав альянса.
+ + +
Другим важным событием недели, стала резолюция парламента крупнейшего итальянского региона Венето, призвавшего признать Крым российским, и тем самым ликвидировать основную причину действующих против Москвы санкций. Эти запретительные меры уже давно вызывают раздражение у европейских бизнесменов и сельхозпроизводителей. Ежедневно от запретительных мер и продуктового эмбарго Москвы они теряют миллионы евро. Поэтому желание отменить санкции с их стороны, а также со стороны лоббирующих их интересы еврочиновников были всегда вполне понятны. Однако о признании присоединения Крыма к России в Европе ранее никто не говорил. Вот почему такое важное значение имеет решение Совета итальянского региона Венето, столицей которого является знаменитый город Венеция. Местные политики приняли на минувшей неделе резолюцию, призывающую официально признать полуостров частью Российской Федерации и отменить антироссийские санкции. В поддержку документа выступили 27 членов местного парламента, 9 человек проголосовали против.
В тексте документа осуждается «дискриминационная и несправедливая с точки зрения принципов международного права» политика Евросоюза в отношении полуострова. Согласно резолюции, теперь Совет создаст комитет по сбору подписей для отмены «бесполезных для России и вредных для экономики Венето» санкций.
Отметим, что из-за введения антироссийских санкций, по приблизительным подсчетам, итальянский экспорт потерял порядка 3,6 миллиардов евро. «От введения запретов на торговлю с Россией такие области, как Ломбардия, Эмилия-Романья и Венето, понесли наибольшие потери, поскольку более 72% от снижения экспорта в Россию пришлось именно на эти три региона», — говорится в резолюции.
Один из авторов документа, депутат Стефано Вальдегамбери заявил, что поднять этот вопрос его попросили «многочисленные предпринимательские круги». «Я сам побывал в Крыму и ясно видел стремление народа Крыма к самоопределению. И он имеет на это право, особенно с учетом того, что ранее их парламент подавляющим большинством голосов проголосовал за независимость республики Крым, а народ на референдуме подтвердил это решение», — объяснил он.
Европейские чиновники уже начали реагировать на результаты голосования в Венеции. Так, глава представительства ЕС в Москве Вигаудас Ушацкас в эфире радиостанции «Вести FM» подчеркнул, что резолюция носит лишь рекомендательный характер. «С одной стороны, никто в России и Европейском союзе не чувствует себя удобно, когда в отношении наших соседей принимаются какие-либо ограничительные меры. С другой стороны, то, о чем вы сказали: резолюция в Венеции и ранее — во французском парламенте — носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения», — заявил он. Ушацкас также напомнил, что решения о введении европейских санкции против РФ принимаются правительством 28 стран. «Там очень ясно написано, из-за чего были приняты наши санкции», — отметил дипломат.
Бывший депутат Европарламента, общественный деятель и журналист Джульетто Кьеза, в свою очередь, заявил, что решение депутатов Венето показало, что в мире набирает силу идея разума. «Я надеялся, что будут и другие группы советников даже на местном уровне, которые могут принять такое решение. Надеюсь, что это позволит развиваться событиям в хорошем направлении». Вместе с тем, предупредил Кьеза, решение парламентариев Венето не означает, что после этого правительства Италии и других стран поменяют свою линию поведения в отношении Крыма и России в целом. «Они не считаются с мнением народа, они идут по другому направлению, потому что они находятся под шантажом США», — заявил Кьеза.
+ + +
Две недели назад нижняя палата итальянского парламента одобрила в итоговом чтении закон, легализующий в стране так называемые «однополые браки». За высказались 372 депутата, против 51, еще 99 человек воздержались. Характерно, что объявление результатов голосования было встречено громкими аплодисментами со стороны депутатов правящей Демократической партии.
Главное положение нового закона — введение так называемого института гражданских союзов между лицами одного пола. По сути, с его принятием в Италии должен быть введен новый семейно-правовой институт, отличный от традиционного брака, но эквивалентный ему.
Отныне итальянские половые извращенцы смогут выбрать общую фамилию, на них будут распространяться те же права, что обычно имеют муж и жена. При этом, содомиты всё же не смогут усыновлять детей, и у них не будет обязательств хранить друг другу верность.
Принятие этого закона, в стране, где ещё достаточно сильны христианские традиции, вызвал массу протестов в стране со стороны католических, общественных семейных организаций, а также политиков. В частности, один из инициаторов движения «Family Day», выступающего за защиту традиционной семьи, Массимо Гандольфини заявил, что голосованием по закону о гражданских союзах была убита демократия.
«Мы обращаемся к президенту республики, поскольку у нас есть сомнения относительно конституционности этого закона, и просим его потребовать от палаты депутатов более тщательного обсуждения документа», — сказал Гандольфини.
В свою очередь, глава Ассоциации итальянских католических врачей Филиппо Мария Бошиа считает, что нельзя уравнивать традиционную супружескую пару с другими формами сожительства. «Пощечиной семьям» назвали легализацию гражданских однополых союзов в ассоциации Agesc, объединяющей родителей, чьи дети учатся в католических школах.
Что касается политиков, то сообщается, что сразу же после принятия закона представители нескольких оппозиционных партий заявили о намерении собрать подписи за проведение референдума по вопросу о гражданских однополых союзах.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти великого патриота и гражданина России Козьмы Минина, академика С.П.Шевырева и иеромонаха Игнатия (Дверницкого)
Козьма Минин происходил из семьи солепромышленника из Балахны, по ремеслу своему был «говядарь», то есть мясник или торговец скотом, а в 1611 г. был избран земским старостой и начальником судных дел у посадских в Нижнем Новгороде.
Вскоре благочестивому Кузьме Минину явился преподобный Сергий Радонежский, призвавший его на борьбу со смутой. «Когда первый раз явился чудотворец, испугался Кузьма. Но, „помышляя, что не бе (ему) воинское строение в обычай“, не придал знаку большого значения. Успокоился, наказ святого „в небрежение положив“. И во второй раз явился преподобный Сергий: „рек“ то же, но строже, так, что заболел Кузьма. И после мучительных раздумий дал слово — волю святого выполнить».
После того как в город пришла одна из грамот архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия и Авраамия Палицына, призывавшая к освобождению Русской земли от иноземцев, Минин обратился к нижегородцам с призывом: «Если нам похотеть помочь Московскому государству, не пожалеем животов. дворы свои продадим, жен и детей заложим и будет бить челом, чтобы кто-нибудь за истинную православную веру и был бы у нас начальником. Если мы на это поднимемся, многие к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев». Народ откликнулся, и Минин взял на себя сбор средств для ополчения. Возглавил же его князь Дмитрий Пожарский. В период движения к Москве, боев за ее освобождение и до созыва Земского собора 1613 Минин входил в состав Совета всей Земли, созданного в Ярославле и выполнявшего функции русского правительства.
В боях за Москву в августе 1612 г. Минин проявил большую активность, высокие качества военного организатора и личную храбрость. После избрания на царство Михаила Федоровича Романова (1613) Кузьма Минин за сои заслуги перед Отечеством был пожалован чином думного дворянина и одарен вотчинами.
Скончался Козьма Минин в Москве в 1616 г. Тело его было привезено в Нижний Новгород и погребено на погосте приходской Похвалинской церкви. Через некоторое время прах его был перенесен к кремлевскому Спасо-Преображенскому собору первым нижегородским митрополитом Филаретом. Позднее останки еще несколько раз перезахороняли. В 1962 г. они были положены в кремлевском Михайло-Архангельском соборе — храме-памятнике ополчению начала XVII в.
Сегодня мы также вспоминаем русского литературного критика, поэта и публициста академика С.П.Шевырева, скончавшегося 8 мая 1864 г.
Степан Петрович Шевырев родился 18 октября 1806 г. в Саратове в семье губернского предводителя дворянства и получил обрназование в Московском университетском благородном пансионе. Шевырев участвовал в деятельности кружков Раича и «любомудров». Сотрудничал в ряде московских журналов, вместе с М.П.Погодиным возглавлял журн. «Москвитянин» (с 1841). Одновременно с этим занимался преподавательской деятельностью, являясь профессором Московского университета, а затем академиком (с 1852).
Для Шевырева характерно подчеркивание значения народности, национального характера для понимания поэзии и искусства вообще. Своеобразие искусства того или иного народа для него определялось прежде всего религией (ей отводилась решающая роль в народной судьбе), а также природно-климатическими и хозяйственными условиями. Эстетика Шевырева была прочно сопряжена с его общефилософскими воззрениями, отмеченными чертами славянофильства. Он утверждал, что для России народность, неотделимая от Православия, становится главным элементом текущей истории. В отличие от загнивающего Запада, считал публицист, пропитанного «трупным ядом цивилизации», русский и родственные ему народы несут миру здоровый дух истинной христианской религиозности и смирения. Не разделяя упований славянофилов на общину, Шевырев возлагал надежды на Самодержавие как на силу, способную развить личностное начало в русском человеке. На этих основаниях он вел борьбу с западниками и защищал триединство «Самодержавия, Православия, Народности».
Сегодня также день памяти товарища председателя Томского отдела Союза Русского Народа (СРН) иеромонаха Игнатия (Дверницкого), зверски убитого в 1909 г.
Иеромонах Игнатий (Дверницкий) родился 12 июля 1878 г. в Кишиневе в семье мелкого чиновника и в миру звался Арсением Васильевичем. Учился в Нежинском историко-филологическом институте, откуда перешел на историко-филологический факультет Московского университета, а затем в Московскую духовную академию, где в 1902 г. принял монашество, а в 1905 г. был рукоположен во иеромонаха. По окончании академии осенью 1905 г. он был направлен преподавателем в Томскую семинарию. В Томске принял активное участие в монархическом движении, был избран товарищем председателя отдела СРН. В 1908 г. о. Игнатий был назначен заведующим Томской церковно-учительской школой, которую революционеры превратили в свою опорную базу. Новый заведующий восстановил порядок. Своей неутомимой энергией он усилил и укрепил русское дело. Сторонники Союза Русского Народа стали насчитываться тысячами. Томская интеллигенция возненавидела о. Игнатия как крупного общественного деятеля-патриота. Бороться в открытую с ним крамольникам было не под силу, и они уже тогда, в 1906, стали поговаривать о том, что о. Игнатия следует «убрать», что он слишком опасный для «освободительного движения» человек. И вскоре о. Игнатий был жестоко убит двумя семинаристами, связанными с революционерами, которые явились к нему под видом сдачи зачета. Томские монархисты очень почитали иеромонаха Игнатия, но после революции его имя совсем забылось.
В этот день в 1907 г. был утвержден Устав Союза Русских женщин. Учредителями Союза выступили вдова тайного советника М.Б.Аничкова, жена потомственного дворянина А.И.Тур, вдова штабс-капитана А.П.Чебышева, жена полковника Е.В.Огородникова и вдова статского советника А.А.Мейен. Союз руководствовался началами, выраженными в программе Русского Собрания и Союза Русского Народа. Членами Союза, согласно уставу, могли быть женщины русского подданства всех вероисповеданий, кроме иудейского и иудейского происхождения. Однако Союз не стал заметным явлением. Ситуация изменилась, когда 16 декабря 1910 г. Союз был преобразован в Союз русских женщин в помощь самобытному кустарному делу и его возглавила Мария Николаевна Дитрих, стоявшая во главе Союза до 1917 г. Особенно возрос авторитет Союза, когда его взяла под Августейшее покровительство Государыня Александра Федоровна. Во время Мировой войны Союз русских женщин активно занимался устройством лазаретов и организацией помощи фронту.
Русская линия