«Масленица идёт, блин да мёд несёт»
Сегодня начинается последняя перед Великим постом Масленая или Сырная седмица
Сегодня начинается Масленица, которая продлится до ближайшего воскресенья. Как известно, Масленица — просторечное название Сырной седмицы — последней недели перед Великим постом.
Во время масленицы в храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
Во время Масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу, яйца и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу. Масленица — это время, когда по традиции люди ходят в гости, вместе трапезничают, но не стоит забывать, что это неделя, подготавливает человека к Великому посту.
Существуют даже свои традиции для каждого дня недели Масленицы. В первый день начинали печь блины. Первый блин на Руси всегда отдавали нищим — на помин души всех усопших сродников. На блины приглашали всю родню. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Пир горой шел в каждом доме.
Масленичный вторник называли «заигрыши». В среду, которую величали «лакомки», собирала гостей тёща. Главным гостем был зять, которого тёща потчевала блинами и пирогами. Четверг называли «широким». В этот день к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись самые разные потехи: кулачные бои, катания на санках и шумные пирушки.
В пятницу наступал черед зятьям угощать тещ блинами — этот день так и называли «тещины вечерки». А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка — на «золовкины посиделки». Невестка одаривала золовок подарками.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Эта давняя традиция родилась в монастырях Палестины, где монахи весь Великий пост проводили в пустыне в полном одиночестве и возвращались в свои обители только на Пасху. Они хорошо понимали, что за долгое время уединения может произойти всякое, и прежде чем удалиться, не желая уносить с собой ни вину перед близкими, ни чувство обиды, собирались вместе и просили друг у друга прощения.
Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю). Такое колебание даты праздника связано с изменением дня Пасхи, поскольку начало Масленицы отмечается за восемь недель до нее. Завершает масличную неделю Прощеное воскресенье.
Русская линия
В Москве освящен университетский храм МГИМО
Чин освящение храма во имя святого благоверного князя Александра Невского возглавил Патриарх Кирилл
«Сегодня в день освящения мы здесь имеем не просто случайно зашедших людей, которым интересна сама церемония. Я вижу живую христианскую общину: людей старшего возраста, и среднего, и молодежь, и детей, которые объединены единой верой и которые составляют один большой приход храма святого благоверного князя Александра Невского», — сказал Патриарх во время проповеди после Богослужения.
Об истории создания этого Храма рассказал глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО Владимир Легойда: «Все началось с того, что инициативная группа преподавателей и студентов МГИМО, которую возглавлял профессор Алексей Михайлович Салмин, не доживший, к сожалению, до этой счастливой минуты, пришла к ректору — Анатолию Васильевичу Торкунову — и озвучила инициативу. Он ее поддержал. А после того, как она была оформлена, состоялась встреча с патриархом Алексием II. Мы пришли в мае 2005 года к Патриарху, и он подписал указ о создании патриаршего подворья и храма в честь благоверного князя Александра Невского», — цитирует Легойду РИА Новости.
По его словам, каждый из этапов возведения храма был достаточно трудоемким. Тем не менее, настоятелем еще не возведенного храма был назначен протоиерей Игорь Фомин, благодаря которому, по словам Легойды, сразу появилась община.
Затем, после подписания Патриархом указа и назначения настоятеля, начался долгий процесс оформления всех необходимых документов. «Началась рутинная, тяжелая работа, связанная и с оформлением участка и с оформлением всех положенных разрешений», — сказал в беседе с агентством ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
Он отметил, что земля под строительство, на которую многие претендовали, была выбрана неслучайно, так как в дореволюционные годы на этом месте располагалась церковь в честь Николя Чудотворца. Однако самым сложным стал момент, считает Торкунов, когда церковь была наполовину или даже больше построена и средства полностью закончились. «Дело в том, что храм строился исключительно на пожертвования друзей вуза, бизнесменов, преподавателей и студентов, а не за счет вуза или средств из бюджета. Позже церковь была включена в „Программу строительства православных храмов в городе Москве“, что позволило успешно завершить строительство», — заключил Торкунов.
Русская линия
Крестный ход трезвенников состоялся в Санкт-Петербурге
Молящиеся проследовали от поклонного креста в Московском парке Победы в СКК
Возрождение трезвеннического движения в Северной столице произошло уже после падения советского режима, когда на территории завода АТИ была восстановлен храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», настоятелем которого стал протоиерей Иоанн Миронов. По инициативе и благословению этого священнослужителя с 2014 года в Петербурге проводятся крестные ходы трезвенников.
Третье по счету молитвенное шествие с соборной молитвой перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» состоялся 5 марта в Петербурге. Молящиеся проследовали от поклонного креста в Московском парке Победы в Петербургский спортивно-концертный комплекс, где в эти проходит выставка-ярмарка «Православная масленица».
Крестный ход начался с панихиды у поклонного креста, находящегося вблизи храма Всех святых Церкви Русской. Затем молящиеся во главе с духовенством по аллее героев парка проследовали к Петербургскому СКК, где перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» был совершен молебен. Служили настоятель храма Всех святых Церкви Русской в Московском парке Победы архимандрит Иероним (Тестин), руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при епархиальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Максим Плетнев, председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии иерей Ефимий Добрянский, руководитель молодежного клуба Александро-Невской лавры диакон Сергий Учанейшвили. Также на молебне присутствовал иерей Александр Гаврилов, настоятель храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на Васильевском острове при городской наркологической больнице. В крестном ходе и молебне принимали участие представители Кубанской казачьей общины Санкт-Петербурга, Крестовоздвиженского казачьего братства, сообщает сайт Петербургском митрополии.
По окончании молебна каждый из священнослужителей обратился к молящимся с кратким словом. Отец Максим поздравил всех с состоявшимся праздничным событием, но заметил, что собрались все присутствующие потому, что на свете есть зло, и его проявления — пьянство и наркомания. И это зло коснулось собравшихся, которые слишком хорошо знают, как близкий человек может дойти до глубин падения и развращения. Но отчаиваться не надо, надо надеяться на чудо Божие. «В надежде на то, что покров Пресвятой Богородицы не оставит нас, мы и собрались», — заключил протоиерей Максим Плетнев.
Русская линия
Украинские униаты не оставляют попыток навязать Ватикану своё видение ситуации на Украине
Во время частной аудиенции у Папы Римского делегация УГКЦ вновь подняла вопрос о содержании декларации, подписанной Патриархом Кириллом и Папой Франциском
Украинские униаты, почувствовавшие себя преданными Ватиканом после осуждения Папой Римским Франциском и Патриархом Кириллом унии, как некого пути единения православных и католиков, и серьёзно раздосадованные тем, что вооружённый конфликт на Донбассе назван в подписанной главами Католической и Православной Церквей декларации гражданским противостоянием на территории Украины, не оставляют попыток «вразумить» Папу Римского и заставить Ватикан изменить свою позицию по данному вопросу, сообщает Седмица.Ru.
Несмотря на то, что все разъяснения были даны католическими прелатами ранее, делегация украинских униатов во главе с архиепископом Святославом (Шевчуком) вновь подняла эту тему во время частной аудиенции у Папы Римского Франциска 5 марта 2016 года.
Встреча униатских архиереев с главой Ватикана была запланированы в связи с отмечаемым в 2016 году 70-летием Львовского Собора 1946 года, на котором была упразднена УГКЦ. Приезд иерархов УГКЦ в Ватикан призван был засвидетельствовать единство УГКЦ с папским престолом, однако, напротив, показал полное отсутствие единомыслия Ватикана и Львова в вопросе оценки унии и ситуации на Украине.
В информационном департаменте УГКЦ официально сообщили, что целью визита делегации украинских греко-католиков к Папе Франциску было донести до него современное положение дел на Украине, как его видят в Униатской церкви.
В УГКЦ упорно твердят об «агрессии и гибридной войне» России против Украины и рассказывают о «страданиях миллионов невинных людей» в Крыму, умалчивая о том, что решение о начале войны на Донбассе принимали украинские власти, которые и отправили в Донецк и Луганск армию и стали силой подавлять акции протеста.
Осуждая «зверства, похищения, заключения и пытки против отдельных лиц и групп на Донбассе и в Крыму, особенно против крымских татар, а также пренебрежение свободой вероисповедания и достоинством миллионов людей», украинские униаты ни словом не обмолвились о том, что на территории самой Украины продолжаются агрессивные нападки на верующих канонической Украинской Православной Церкви, у которой силой изъяты уже десятки храмов.
«Для украинцев, принадлежащих к разным церквям и религиозным организациям, и даже для неверующих Святейший Отец является глобальным авторитетом, который говорит правду. Этот голос правды особенно важен для украинцев, которые страдают сегодня. Если люди не слышат или не понимают этого голоса, то они запутываются, беспокоятся и чувствуют себя забытыми», — обратился владыка Святослав (Шевчук) к Папе Франциску, явно намекая на недовольство украинских униатов позицией Ватикана по украинскому вопросу.
В результате, «Святейший Отец подчеркнул, что никто не будет решать экуменические вопросы ценой Восточной католической церкви», сообщил глава УГКЦ по итогам встречи с Папой Римским. При этом, в официальных католических СМИ о реакции Папы Франциска на заявления униатов ничего не сообщается.
Русская линия
В Москве освятили и подняли купола и кресты на храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле
Несмотря на активное противодействие профессиональный борцов с Церковью, храм продолжает строиться
5 марта 2016 года состоялось знаковое событие для православных москвичей — освящение и поднятие куполов и крестов на главки храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, сообщает пресс-служба движения «Сорок Сороков».
Несмотря на длительное агрессивное противодействие организованных групп храмоборцев, новый храм успешно строится, а богослужения проходят в деревянном храме-часовне Архангела Гавриила на Ходынском поле.
Воссозданный храм будет включать в себя мемориальный комплекс в честь авиаторов, многие из которых не имеют могил, а их родственники и потомки — места помолиться о своих родных.
Создание этого храма послужило причиной серьёзной активизации антицерковных сил, которые попытались воспрепятствовать строительству церкви. Однако, московская общественность и потомки авиаторов выступили за сооружение храма, и в итоге московские власти поддержали это начинание.
Освящение и поднятие куполов и крестов прошло после Божественной Литургии, которую отслужил епископ Бронницкий Парамон. Владыке сослужили глава Патриаршей комиссии протоиерей Дмитрий Смирнов и настоятель будущего храма отец Василий Биксей.
На службе присутствовали внуки знаменитых советских лётчиков-испытателей, героев Советского Союза М.В. Водопьянова и В.П. Чкалова; народный артист РФ Гия Гагуа; российский профессиональный боец смешанного стиля Алексей Олейник; чемпион мира по смешанным единоборствам Александр Волков; чемпион России и Европы по боксу Никита Иванов; координаторы Движения «Сорок Сороков» Владимир Носов и Андрей Кормухин; прихожане храма, православная общественность Москвы.
«Для активистов православного движения „Сорок сороков“ это знаменательный день, ведь во многом благодаря неравнодушной позиции движения стало возможным начало строительства этого величественного собора. Радостно сознавать, что близок день, когда верующие Москвы соберутся на Литургии в новом храме в честь „игумена земли Русской“ преподобного Сергия Радонежского», — заявили по данному поводу в общественной организации.
Русская линия
Митрополит Месогейский Николай о нынешних властях Греции: «Недолго им осталось»
Элладская Православная Церковь обвинила правительство Ципраса в ненависти к Православию
В Элладской Православной Церкви выступили с резкой критикой в адрес нынешнего правительства Греции, которое указом министра образования запретило греческим архиереям появляться в школах, сообщает Agionoros.Ru.
О существовании такого указа стало известно после того, как в одну из греческих школ не пустили митрополита Месогейского Николая. Вслед за этим такой же инцидент произошёл и с митрополитом Новой Ионии Гавриилом.
Случившееся вызвало широкий резонанс в Греции и привело к обострению отношений Церкви и государства. Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай даже заявил в связи с этим, что если греческие власти продолжат в том же духе, они недолго будут сохранять свои полномочия.
«Разве не естественно, что те, кто поддерживает деградацию образования, мечтают об образовании без свободы и обществе без демократии? Под свободой я не имею в виду право митрополита выступать в школах, а право детей просить слова у Церкви. Выясняется, что те, кто пропагандирует антирасистский закон, тонут в расизме своей ненависти к Церкви. Недолго им осталось» — заявил владыка Николай.
В свою очередь, греческой церковное агентство Romfea обращает внимание, что запрет священнослужителям посещать школы происходит в стране, где в соответствии с конституцией долг государства «развивать национальное и религиозное самосознание греков».
«В то время как крупнейшие газеты бесплатно раздают читателям Коран, тысячи беженцев из исламских стран обосновались в Греции, школьников водят в музеи исламского искусства, а духовный кризис поставил страну на колени, государство лишает детей права слышать слово Церкви. Разве это нельзя охарактеризовать как сознательную дехристианизацию Греции?», — задаётся вопросом агентство.
Впрочем, сторонники Ципраса никогда не скрывали, что их цель состоит в том, чтобы в конечном итоге отделить Церковь от государства. Представитель правящей партии Сириза в парламенте Греции Никос Филиас не так давно сообщил, что «разделение Церкви и государства будет полезно как обеим сторонам, так и народу».
В министерстве образования Греции также подчёркивали, «что разделение Церкви и государства — это стратегическая цель». Так, что нынешний указ — это, очевидно, очередной шаг в этом направлении.
Русская линия
Сирийская оппозиция: Перемирие позволило начать политический диалог
В созданном по инициативе России в городе Хмеймим «Центр по примирению» прошли первые переговоры конфликтующих сторон
«Наконец-то наступил мир на нашей земле при поддержке российской стороны. Наконец-то мы сделали первые шаги по прекращению боевых действий. С 27 февраля начинают улучшаться условия для сирийского населения. Я считаю, что сейчас наступило время начала политического диалога», — заявила одна из участниц встречи.
Участники встречи снова подчеркнули необходимость формирования площадки для переговоров. В ходе переговоров обсуждалась также необходимости создать инициативную группу для разработки проекта новой конституции Сирии. По окончании их работы, проект основного закона страны будет предложен для всенародного обсуждения.
«Для этого нам необходимо привлечь все силы, всех полевых командиров и муфтиев. Всех, кроме террористов, им нет места на сирийской земле», — сказала член общества «За демократическую Сирию» Мейс Крейди. По ее словам, новая конституция и демократические выборы помогут сформировать всеобщее доверие народа Сирии к власти. «Мы считаем, что новая конституция способна защитить все права сирийского народа и мы сможем начать с нее реформы», — цитирует Крейди РИА Новости.
Русская линия
Миграционная политика Меркель сделала популярными немецких евроскептиков
Согласно предварительным результатам коммунальных выборов в Гессене, в местные органы власти крупных городов прошли евроскептики и национал-демократы
Миграционный кризис в Евросоюзе и невозможность справиться с ним со стороны ведущих политических лидеров Европы сильно ударил не только по популярности президента Франции Франсуа Олланда, но и по канцлерин Ангелы Меркель. И хотя, по последним данным, немцы пока продолжают поддерживать свою «железную леди», результаты коммунальных выборов в Гессене показывают, что партия Меркель ХДС теряет своих сторонников, сообщает «Немецкая волна».
Более того, согласно предварительным результатам выборов, прошедших в федеральной земле Гессен в воскресенье, 6 марта, правые популисты проходят в местные органы власти крупных городов, получая в среднем более 13 процентов голосов.
Так, по данным с 224 участков из 248, партия евроскептиков «Альтернатива для Германии» заручились поддержкой 16,2 процента избирателей и сформируют третью по величине фракцию в городском собрании Висбадена — столицы земли Гессен. Победителем здесь стала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) с результатом 24,3 процента. Это почти на 1 процент больше, чем у христианских-демократов. До недавнего времени именно ХДС имела самую большую фракцию в городском парламенте Висбадена, но её популярность заметно упала.
Во Франкфурте-на-Майне, где выборы прошли при рекордно низкой явке (37,3 процента), АдГ, по итогам подсчета почти 90 процентов бюллетеней, набирает около 12 процентов голосов. ХДС и СДПГ показывают примерно одинаковый результат — около 24 процентов.
Однако самым неожиданным стал успех Национал-демократической партии Германии (НДПГ), которая вошла в городское собрание небольшого городка Бюдинген, заручившись поддержкой 14 процентов избирателей. С этим результатом НДПГ сформирует четвертую по величине фракцию в городском собрании.
Впрочем, данный факт очень просто объяснить, ведь в Бюдингене, население которого составляет примерно 21 тысячу человек, расположен самый большой в Гессене центр по приему беженцев. А нынешние германские власти не проявляют никакой способности решить миграционную проблему.
Русская линия
ЕС закроет «балканский маршрут» для беженцев
Брюссель также обещает помочь Греции, переживающей сейчас «миграционный коллапс»
Евросоюз также обязуется помочь Греции в тяжелой ситуации, сложившейся в стране из-за наплыва искателей убежища. «Это — коллективная ответственность Европейского Союза, требует быстрой и эффективной мобилизации», — говорится в проекте заявления, которое цитирует портал Русская Весна. Лидеры стран-членов ЕС также попытаются убедить премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу сократить поток мигрантов в Европу, а также принять тысячи искателей убежища, чьи заявления были ранее отклонены.
Вечером 6 марта канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте встретились в Брюсселе с Давутоглу, чтобы подготовить грядущий саммит. Напомним, что ЕС предложил Турции три миллиарда евро для приема беженцев, а также обещает ускорить переговоры о перспективах членства и безвизового режима.
По прогнозам Международной организации по миграции, Европа ожидает прибытия еще 1 миллиона беженцев в 2016 году. Как отмечается, в 2015 году по Средиземному морю, а затем через Балканы в Европу добрались 1,435 млн мигрантов.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем новомучеников Солигалича, митрополита Евгения (Болховитинова) и начало революционных событий в Петрограде
Сегодня мы чтим память видного церковного деятеля, мыслителя и историка митрополита Киевского Евгения, скончавшегося 23 февраля 1837 года.
Он родился 18 декабря 1767 года в семье бедного священника и в миру звался Евфимием Алексеевичем Болховитиновым. В 10 лет осиротев, он поступил в архиерейский хор, затем получив образование в Воронежской духовной семинарии и Московской Славяно-греко-латинской академии, Е.А.Болховитинов служил преподавателем, а затем ректором Воронежской духовной семинарии. В 1800 г. он принял монашество, и вскоре стал учителем философии, красноречия и префектом Александро-Невской духовной семинарии в Петербурге. Последовательно занимал пост викария Новгородского (с 1804 г.), епископа Вологодского (с 1808 г.), Калужского (с 1813 г.), Псковского (с 1816 г.) и митрополита Киевского (с 1822 г.).
Будущий митрополит был членом Российской академии и Общества истории и древностей российских. До принятия монашеского сана он увлекался западно-европейскими просветителями, уповал на всемогущество человеческого разума. Однако после принятия монашества (в результате смерти жены и троих детей) он кардинально изменил свои воззрения. Со временем митрополит Евгений стал последовательным консерватором, который отказывался принимать всевозможные «новизнолюбивые» теории за их интеллигентский деспотизм и целенаправленное подавление творческого потенциала человека при помощи «прогрессивных» и «гуманных» идей.
Митрополит Евгений был также выдающимся для своего времени историком и архивистом. Он много ездил по монастырям, разбирал архивы, списывал надписи; по его распоряжению в архиерейский дом целыми возами доставляли разного рода архивный материал, среди которого находились такие памятники, как сочинения Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского и др. Он прославился такими работами как «Полное описание жизни преосвященного Тихона», «Историческое изображение Грузии», «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», издал «Памятный церковный календарь», заключающий в себе немало материала для «Истории российской иерархии» и многими другими. Но главным трудом его жизни стал «Словарь духовных писателей России», который владыка составлял более двадцати лет.
В этот день в 1917 г. начались уличные беспорядки в Петрограде, завершившиеся февральским государственным переворотом. Накануне Государь покинул столицу, отправившись в Ставку. 23 февраля 1917 г. был четверг второй седмицы Великого поста.
Новомученики Костромского уездного города Солигалича были умучены за Христа местными коммунистами 22 февраля 1918 года
Русская линия