На Донбассе возобновились локальные боевые действия. Российские власти не хотят расставаться с именем убийцы Войкова. Эр-Рияд налаживает контакты с Москвой
Обзор событий в мире, постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье, а также внутриполитической и общественной жизни нашей страны за минувшую неделю
Минувшая неделя, которая в церковной жизни ознаменовалась началом строгого Успенского поста, стала для жителей Донбасса не самым лучшим временем, поскольку на востоке Украины фактически вновь возобновились вооружённые действия. И хотя пока боестолкновения носят локальный характер, всё говорит о том, что воюющие стороны не собираются останавливаться на достигнутом.
Обе стороны обвиняют друг друга в подготовке к полномасштабному наступлению и под предлогом обороны стягивают к линии соприкосновения всё большее количество войск. Это, в свою очередь, рождает всё возрастающую напряжённость, которая приводит к боестолкновениям.
В настоящее время украинские военные продолжают обстрелы жилых кварталов Горловки и окрестностей Донецка, а ополчение, в свою очередь, ведёт огонь по позициям ВСУ.
Что касается церковной жизни на Украине, то она была ознаменована очередным крайне неприятным инцидентом, когда украинские военные с применением грубой физической силы задержали на одном из блок-постов близ Волновахи клириков канонической Украинской Православной Церкви архимандрита Никона (Дубляженко), священника Леонида Мироненко и монахиню Варвару (Широлапову), осуществлявших в зоне конфликта гуманитарную миссию.
Священнослужители были обвинены в пособничестве террористической деятельности, этапированы в СБУ Мариуполя и допрошены. В итоге отец Леонид и матушка Варвара были отпущены на свободу, однако отец Никон по-прежнему удерживается СБУ. Вызволить его пока не удаётся.
Во внутриполитической и общественной жизни России на этой неделе обсуждались в основном два вопроса. Это переименование московских топонимов, до сих пор носящих имя одного из организаторов убийства Царской Семьи изувера Войкова, и возвращение Исаакиевского собора Санкт-Петербурга Русской Православной Церкви.
Характерно, что оба эти вопроса, как и более ранняя дискуссия по поводу госфинансирования абортов, в очередной раз показали, что наши чиновники явно не спешат расставаться со своим советским прошлым и откровенно игнорируют мнение Церкви по таким важным общественным проблемам, как аборты и возвращение исторических названий российским городам.
Так ранее православные безуспешно требовали переименовать станцию метро и ряд улиц Москвы, названных в честь убийцы Святых Царственных Страстотерпцев. Теперь же вынуждены протестовать против новых планов чиновников назвать именем этого изувера очередной столичный железнодорожный узел.
Именно по этому поводу выступили на этой неделе Предстоятель Русской Православной Церкви Зараницей Митрополит Нью-Йоркский Иларион и глава Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, которые обратились к московским властям с предостережением от подобных решений.
Тем не менее, пока эти призывы остались неуслышанными.
Похожим образом развивается ситуация и с возвращением Исаакиевского собора Русской Православной Церкви, о чём ранее просили священнослужители Санкт-Петербургской епархии.
Против передачи собора верующим на этой неделе выступил министр культуры РФ Владимир Мединский, который посчитал, что лучше оставить храм музейщикам, чем вернуть его верующим для молитвы.
На этом фоне активизировались в городе на Неве и профессиональные борцы с Церковью. Так, депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга от партии «Яблоко», известные своей активной антицерковной позицией, попытались организовать в городе информационную кампанию против передачи Исаакиевского собора и потребовали провести референдум.
Во внешнеполитической жизни России важным событием стал визит в Москву главы МИД Саудовской Аравии Аделя аль-Джубейра, который провел переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым.
Эта поездка высокопоставленного саудовского чиновника в Москву стала очередным символом постепенного поворота внешнеполитического вектора Саудовской Аравии в сторону России.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память блаженного Василия, Московского чудотворца
Блаженный Василий родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Вскоре жители признали в нем юродивого, человека Божия, обличителя неправды.
Проповедуя милосердие, блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Сурово осуждал блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, блаженный сподобился дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул Царя Иоанна Грозного, что он во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.
Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.
Русская линия
На Валааме установлен новый памятный крест
Братия Валаамского монастыря вступила в Успенский пост и отпраздновала Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Накануне праздника на утрени, во время великого славословия, игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий совершил вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели, сообщает Православие.Ru.
Сложное словосочетание «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста» фактически переводится как «Крестный ход»: в Константинополе именно в августе месяце часто происходили эпидемии, и в соответствии с этим утвердился обычай обходить город Крестным ходом «для освящения мест и в отвращение болезней» с частицей Животворящего Креста, на котором был распят Христос.
Крест для православных христиан является символом покорности, терпения, смирения. Подобно Господу Иисусу Христу, мы должны идти через жизненные страдания безропотно, по послушанию, по Промыслу Божьему, который совершается над нами.
Православная Церковь придает большое значение правильному и благоговейному изображению на себе крестного знамения: «Да не стыдится каждый из нас исповедовать Распятаго, — пишет нам святитель Кирилл Иерусалимский. — Пусть каждый изображает рукою знамение святого Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушает, на сосудах, из которых пьет. Пусть изображает его на себе при входах и выходах, когда ложится спать и встает, когда находится в пути или отдыхает. Он — великое предохранение от всех бед и несчастий».
Вся жизнь православных христиан связана с крестом: это и нательный крест, надеваемый во время Крещения, это кресты на храмах, и крестное знамение, которым осеняют себя верующие для защиты от врагов видимых и невидимых.
Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня знаменует начало строгого Успенского двухнедельного поста. Эти две недели мы все проведем в сугубой молитве и покаянии, будем воздерживаться от увеселений, от вкушения рыбной и молочной пищи. Церковным уставом в эти дни предписывается такая же строгость, как и в Великий пост.
— Было бы неправильно думать, что пост это только лишь перемена пищи или бо́льшее хождение в храм Божий, — напоминает нам владыка Панкратий. — Мы всегда должны помнить о том, что пост — это возможность кардинальной перемены нашей жизни, и он должен сподвигать всех нас к тому, чтобы мы больше думали о Боге, больше стремились к Богу, стремились к очищению своей души, ума и сердца. И прежде всего, мы должны стараться из своего сердца удалять всякую ненависть, неприязнь по отношению к ближнему, стараться быть во всем и ко всем кроткими, смиренномудрыми, и любвеобильными, потому что без любви ничто в нашей жизни не имеет смысла! Ни молитвы, ни посты, ни какие-то другие дела, никакое наше служение. Человек богомолен, но в нем может жить мелкая недоброжелательность к ближнему, человек набожен, но в его памяти может утаиться мелкое злопамятство. И мы должны знать, что такую молитву Господь может не принять. Как часто мы просим: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». И как мы можем просить у Бога прощения, оставления грехов своих, если мы сами кого-то не простили. И пока мы искренне не простим ближних, не примиримся с ними, до тех пор Господь не примет наши молитвы. Ведь как говорил апостол Павел, что если нет любви — то я медь звенящая или кимвал звучащий.
Без любви ничто в нашей жизни не имеет смысла, ничего не имеет какого-то значения. Мой духовный отец архимандрит Кирилл (Павлов) всегда подчеркивал: «любовь как мать всех добродетелей, составляет высшее благо в нашей христианской жизни..апостол Павел в 13-й главе Первого послания к Коринфянам воспел гимн христианской любви — любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор, 13:4−7)».
В Русской Православной Церкви день празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня фактически совпадает с днем Крещения Руси в 988 году: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». И совсем недавно мы отмечали 1000-летие со дня преставления Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. В память об этом во Внутреннем каре монастыря стараниями Гильдии храмоздателей во главе с заслуженным архитектором РФ Анисимовым А.А. был установлен особый памятный крест со словами молитвы Честному Кресту: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь».
Русская линия
Самый высокий пик Забайкалья увенчают крестом
Экспедиция на самую высокую точку Забайкальского края — пик БАМ — отправилась 10 августа по благословению епископа Нерчинского и Краснокаменского Димитрия, передает Православие.Ru со ссылкой на сайт «Забайкалье православное».
Возглавляет восхождение руководитель епархиального миссионерского отдела протоиерей Александр Тылькевич, вместе с ним на пик поднимаются пять человек — опытные скалолазы из Читы, Партизанска, Новой Чары. Участники экспедиции доставят на вершину и установят поклонный крест.
«Встретили меня в порту Чара Сергей с Игорем. Их активное поведение, мимика, жесты и торопливость, даже в таком деле как встреча друга, говорили о том, что они накануне грандиозных событий. Их уже томило и угнетало в коробочном городе людей, их душам не хватало полета, их уже несло туда, где нет мирской суеты, а есть горы, ветер и бесконечное небо, — рассказывает священник в своем путевом дневнике. — Вид увесистого (хотя и разобранного) креста привел их в чувство. «Как мы его потащим?" — читалось не только по глазам. Но узнав о том, что крест освящали четыре епископа в монастыре — приободрились: «Наверное он нас понесет, а не мы его». Теперь уже отступать некуда».
От Старой Чары путешественники отправились на вахтовом автобусе, дальше — пешеходное путешествие с крестом. «Дальше движение пешим ходом. По пути зарываем заранее упакованный в пластиковые бутылки провиант на обратную дорогу, — делится планами отец Александр. — Если не попадем под дождь, восхождение на пик БАМ начнется в субботу, а закончится в воскресенье установкой поклонного креста. Дальше — спуск и движение домой через мраморное ущелье».
***
Пик БАМ — высшая точка горного хребта Кодар (3072 м) на Становом нагорье. Расположена на территории Забайкальского края. Пик назван в честь первых изыскателей трассы Байкало-Амурской магистрали.
Пик расположен в коротком отроге в 1 км к востоку от главного водораздельного хребта, в верховьях реки Бюрокан. Впервые покорён в 1963 году группой альпинистов из Читы, в числе которых был известный впоследствии путешественник А.И. Кузьминых. Маршрут восхождения имеет альпинистскую категорию 2Б-3А.
Русская линия
В VIII Молодежном семинаре-слете «Единство» приняли участие представители Беларуси, Украины и Польши
С 9 по 12 августа 2015 года в селе Вежное Пружанского района Брестской области прошел VIII епархиальный молодежный семинар-слет «Единство», сообщает Патриархия.ru.
В мероприятии приняли участие более 500 человек из Беларуси (Брестская и другие епархии), Украины (Владимир-Волынская епархия) и Польши (Люблинская епархия Польской Православной Церкви).
Палаточный лагерь был организован возле Никольского скита Брестского Богородице-Рождественского женского монастыря.
В первый день слета молодые люди молились за всенощным бдением и ночной Божественной литургией, которую возглавилепископ Брестский и Кобринский Иоанн.
Затем состоялась беседа участников слета с епископом Иоанном.
В рамках мероприятия проводились мастер-классы, спортивные игры, концерты. Были организованы встречи с председателем епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации протоиереем Евгением Лихотой, председателем миссионерского отдела епархии иереем Павлом Юрченей, руководителем молодежного братства кафедрального собора Бреста протодиаконом Геннадием Сорокой, олимпийской чемпионкой Юлией Нестеренко.
Семинар-слет носил по традиции конкурсный характер — участники мероприятия «зарабатывали» баллы, выполняя по очереди различные послушания. Победителем стало молодежное братство Покровского храма города Жабинка (Брестская область). Команде было торжественно вручено переходящее знамя-символ слета «Единство» на хранение до следующего года.
Русская линия
Память русских военнопленных времен Первой Мировой войны почтили в Тироле
Русский центр имени Надежды Бородиной в Мерано принял участие в памятных мероприятиях, посвященных 100-летию военного кладбища на окраине города Брессаноне в Южном Тироле, возложив венок к братской могиле русских солдат, передает Седмица.Ru со ссылкой на сообщение центра.
В торжественной церемонии приняли участие представители муниципалитета Брессаноне, мэр города Варна, представители парламента Чехии, военно-исторических организаций. Епископ Иво Мусер отслужил Литургию и помянул павших во всех войнах, призвав живущих заботиться о мире и не допустить повторения страшной трагедии Первой Мировой войны. Вице-консул РФ в Милане Платон Рацкевич выразил благодарность за сохранение памяти о русских страницах истории в Южном Тироле.
Как сообщили в центре Бородиной, история небольшого кладбища в предгорье тирольских Альп среди яблоневых садов, практически у дороги, рядом с основной альпийской транспортной магистралью через перевал Бреннер, стала частью истории населенного пункта Варна и города Брессаноне. Здесь 8 августа 1915 г. неподалеку от военного госпиталя, стараниями муниципалитета Брессаноне было открыто кладбище, на котором последний покой нашли немногим менее тысячи солдат и офицеров австро-венгерской армии и 116 русских военнопленных, захороненных в братской могиле в северной части кладбища.
«Русские военнопленные, подданные Российской империи, пребывавшие в австрийском плену, своими жизнями вписали драматическую страницу истории Доломитового фронта в Альпах. Именно русские строили фронтовые и тыловые коммуникации и укрепления, в частности, высокогорную железнодорожную ветку над долиной Валь Гардена, помогали в крестьянских хозяйствах. Некоторые работали в госпитале Брессаноне, а затем и в похоронной команде. Русские оставили о себе добрую память, которая сохранилась в названиях улиц, дорог, горных тропах. Всего около 10 тыс. русских военнопленных погибло в альпийских горах от тяжелой работы, голода, холода, несчастных случаев, травм и болезней», — говорится в сообщении.
Как отметили в центре, тирольцы не забывают про русских, оставивших свои жизни в тирольских горах в годы Великой войны, и поэтому поднимают российский триколор на погосте у скромного серого обелиска в Брессаноне, помогают в обустройстве территории вокруг нововозведенной часовни Сергия Радонежского на военном кладбище в Больцано, ухаживают за могилами, обновляя деревянные кресты на лесном кладбище в Брунико, активно поддерживают международную программу русского центра «Неизвестные страницы Великой войны: тирольская память», посвященную драматической истории русских военнопленных.
Директор Русского центра имени Надежды Бородиной Андрей Прусс видит одну из основных задач программы в мемориализации пространства, связанного с пребыванием офицеров и солдат Российской императорской армии на территории Южного Тироля, одним из объектов которого должен стать новый обелиск на братской могиле русских солдат в Брессаноне. Муниципалитет города и комитет кладбища готовы оказать содействие в установке мемориального памятника на месте братской могилы. Российский скульптор Федор Паршин подготовил эскиз памятника. Продолжается поиск средств для реализации проекта, сообщили в центре.
«Память о событиях Первой мировой войны объединяет людей из стран, воевавших друг против друга, во имя единой благородной цели, чтобы оградить мир от повторения подобной трагедии», — говорится в сообщении.
Русская линия
Русская Православная Церковь откроет в Вене общеевропейский центр молодежного служения
Русская Православная Церковь готовится открыть общеевропейский Координационный центр молодежного служения в Вене, сообщил РИА Новости руководитель службы коммуникации Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви Евгений Новиков.
«В Европе, кроме приходов Русской Православной Церкви, существует множество приходов Русской Православной Церкви Заграницей, и каждая структура занимается молодежной работой. Задача координационного центра — сплотить две Церкви, объединить их прихожан, систематизировать работу», — сказал представитель Московского Патриархата.
Совместную работу молодежи приходов обеих Церквей ранее высоко оценил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступая на Архиерейском соборе РПЦ в 2013 году, он отметил, молодые люди «быстрее находят точки соприкосновения и сближения в общем делании», что является «залогом дальнейшего соработничества».
По словам Евгения Новикова, центры молодежного служения будут созданы в каждом регионе России, а также в тех странах, где есть приходы Русской Православной Церкви. Эта работа ведется в соответствии с решением Священного Синода РПЦ от 25 декабря 2014 года и по благословению Патриарха Кирилла.
Общеевропейский центр, как ожидается, проработает год в столице Австрии, после чего станет «плавающим», — каждая европейская епархия сможет на год принять этот центр у себя, передает Седмица.Ru. Подобный центр также будет открыт в Дортмунде и будет отвечать за молодежное служение на территории Германии — традиционно важной для русского православия земле, отметил собеседник агентства.
Русская линия
Почти 700 тысяч христиан бежало из Сирии с начала войны
Почти половина христианского населения Сирии покинула страну после начала военных действий, передает Седмица.Ru.
Примерно 700 тыс. христиан были вынуждены бежать из этой страны, заявил представитель международной благотворительной организации «Помощь Церкви в беде» Джон Ньютон, слова которого приводит сайт «Christian Post».
«Там проживало 1,75 миллиона христиан до начала войны. Это означает, что около 40% сирийских христиан уехали», — заявил он.
Так, в частности, в христианской деревне Маалюля осталось всего несколько сотен жителей из 3 тыс. В этом поселении находятся древнейшие христианские храмы, а ее жители разговаривают на почти исчезнувшем арамейском языке, на котором говорил Иисус Христос. В 2013 году боевики захватили монахинь из местного монастыря, которых позже отпустили.
В Ираке, по словам Дж. Ньютона, 120 тыс. христиан оставили свои дома. Многие из них уехали из страны.
Русская линия