У православных начался Успенский пост
В первый день поста, который продлится две недели, христиане празднуют «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня»
Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 14 до 27 августа. Однако, в этом году к посту прибавилась ещё и постная среда, предваряющая начало официального поста. Таким образом православные христиане начинают поститься с сегодняшнего дня.
Успенский пост дошёл до нас с древних времен христианства. Он не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август». В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и похоти. Там — оставление пищи скоромной — более питательной и употребление пищи постной — менее питательной; здесь — оставление прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в Царской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращения болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами и греческого Императора Михаила над сарацинами. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).
Русская линия
Очередная колонна МЧС России с гуманитарной помощью прибыла на Донбасс
Грузовики 35-й гуманитарной колонны привезли в Донецк и Луганск свыше 1000 тонн гуманитарных грузов
Россия продолжает оказывать гуманитарную помощь мирному населению Донбасса, оказавшемуся заложником военных действий на востоке Украины после государственного переворота в Киеве, сообщает ИТАР-ТАСС.
Тридцать пятая автоколонна МЧС России с гуманитарной помощью прибыла сегодня на Донбасс — более 100 автомобилей привезли в Донецкую и Луганскую области свыше 1000 тонн гуманитарных грузов. Среди них — продукты питания, медикаменты и предметы первой необходимости.
Перед границей колонна разделилась на две равные части. Одна из них проследовала на пункт пропуска «Донецк», вторая — на «Матвеев Курган» для прохождения необходимых таможенных процедур в соответствии с международным законодательством по доставке гуманитарных грузов.
В дороге никаких чрезвычайных происшествий не возникло. «Сейчас на складах начинается их разгрузка, после завершения которой все машины сразу отправятся обратно», — передает РИА «Новости» сообщение МЧС России.
За год оказания помощи юго-востоку Украины 34 колонны МЧС доставили в Донецк и Луганск более 42 тысяч тонн помощи. Таким образом, российские спасатели смогли спасти от голодной смерти тысячи мирных жителей этого региона.
Русская линия
Россия расширила список стран, попавших под контрсанкции
Продукты из Албании, Черногории, Исландии и Лихтенштейна отныне будут разворачивать на российской границе
Кремль решил расширить список стран, продукция которых подпадет под действие ответных российских контрсанкций, сообщает газета «Взгляд». «Теперь к государствам Евросоюза, Австралии, Канаде, Норвегии и США, из которых в августе прошлого года были запрещены поставки некоторых видов сельхозпродукции, добавился целый ряд стран, а именно Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн и на особых условиях Украина», — заявил в четверг премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Что касается Украины. Запрет на ввоз сельхозпродукции вступит в силу только в случае применения правительством этой страны экономической части соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое Киев заключил в июне прошлого года. Мы договаривались дать определенное время, до 1 января следующего года, для решения вопросов экономического регулирования», — отметил Медведев
«По истечении этого срока, если мы не сможем договориться при посредничестве Европейского союза, а никаких признаков этого я не вижу, вступят в силу ранее принятые документы, которые устанавливают для Украины обычный режим торговли и эмбарго на продовольствие, — предупредил премьер. — Вот такие решения».
Примечательно, что в новом чёрном списке отсутствует Грузия, которая в июне прошлого года примкнула на год к санкциям Евросоюза, но только в крайне узком сегменте — в отношении Крыма. «На данный момент у России и Грузии нет активных отношений и высокого товарооборота. В отличие от других стран, меры, принятые руководством Грузии в отношении России, незначительны», — пояснили позднее в пресс-службе правительства России.
В то же время продукция из Албании, Черногории, Исландии и Лихтенштейна отныне будет разворачивать на границе с Россией, сообщил «Российской газете» официальный представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко.
По его словам, запрет на импорт продовольствия не должен болезненно отразиться на отечественном рынке, поскольку самый большой поставщик еды в Россию из перечисленных стран — Украина. В то же время это предоставит большую свободу российским аграриям.
«Из Албании к нам практически ничего не ввозят с прошлого года, когда мы закрыли оттуда поставки по причине того, что Евросоюз направлял в Россию большое количество контрабандной продукции с поддельными албанскими сертификатами», — пояснил Алексеенко. Лихтенштейн, по его словам, небольшое государство, которое само зависит от импорта продовольствия из соседних стран.
Большие надежды на ввоз своей животноводческой и растениеводческой продукции в Россию питала Черногория, для них, это, конечно, будет удар", — отметил Алексей Алексеенко, добавив, что российское продэмбарго также может негативно отразиться на экономике Исландии. Одной из серьёзных статей экспорта этой страны — были поставки морепродуктов в Россию.
Однако, цель российских властей состоит не столько в том, чтобы насолить европейским производителям, сколько постараться приподнять свой аграрный сектор. Не случайно, Дмитрий Медведев заявил, что эмбарго на европейские продукты будет не вечным, и поэтому российским производителям следует поторопиться.
Русская линия
Власти Запорожья отказались прислушаться к голосу Церкви
Местные чиновники ответили отказом на просьбу владыки Луки убрать рекламу содомского греха с городских улиц
Мэрия Запорожья отказалась прислушаться к мнению архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки, который попросил власти убрать с городских улиц плакаты с рекламой содомии, и встали на защиту билбордов, пропагандирующих половые извращения, которые они называют «социальной рекламой против дискриминации сексменьшинств», сообщает Интерфакс.
«Как правящий архиерей Запорожской кафедры я разделяю объявшее обращающихся ко мне православных жителей нашего богоспасаемого края возмущение, связанное с тем, что на улицах нашего града на рекламных щитах, установленных в многолюдных местах Запорожья, появилась откровенная пропаганда гомосексуализма!», — заявил владыка Лука, обращаясь в адрес властьпридержащих.
«Мы против дискриминации и насилия, сострадаем немощам, и относимся к таким людям, как к страждущим от духов нечистых. Но мы против всего того, что разрушает семейные ценности, против выставления и пропаганды греха. Господь Всемогущий желает всякому человеку „чтобы он обратился от путей своих и был жив?“ (Иез. 18.23), и мы, верующие, призываем к покаянию, молимся о вразумлении и исцелении страдающих от упомянутого греха. Но при этом, мы не можем оставлять без внимания подобные надругательства относительно нашей веры, дарованной Богом, хранимой Церковью и охраняемой Державой», — отметил архипастырь.
«Очень прошу Вас, Александр Ченсанович, уважаемые депутаты, услышать обращение православных жителей Запорожья и уберечь наших жителей от морального разложения и деградации, приводящей ко греху в церковном понимании и к низложению культуры и цивилизованности в понимании светском!», — просил архиепископ Лука.
Однако, местные чиновники отказались прислушаться к мнению Церкви. Прикрывшись законом «О рекламе», запрещающим вмешиваться в процесс размещения социальной рекламы, они заявили, что плакаты останутся на своих местах, и власти не станут отказываться от пропаганды гомосексуализма.
Русская линия
Негражданская война?
Официальный Киев заявляет, что на сторону Донецка и Луганска в ходе конфликта на Донбассе перешли 8 тысяч украинских силовиков
Официальный Киев, вопреки своим прежним утверждениям о том, что украинские войска воюют на Донбассе исключительно с наёмниками и террористами, и эта война не носит никакого гражданского характера, обнародовал данные прокуратуры, согласно которым в ходе конфликта в Донецке и Луганске более 8 тысяч украинских силовиков перешли на сторону ДНР и ЛНР, сообщает «Немецкая газета».
Украинская прокуратура располагает списком перешедших на другую сторону сотрудников силовых структур, пообещав «привлечь предателей к ответственности». Об этом заявил в четверг, 13 августа, на брифинге в Киеве главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос.
По его словам, сейчас «осуществляется сбор доказательств в отношении тех пяти тысяч правоохранителей, около трех тысяч военных, которые перешли на сторону врага».
Матиос отметил, что дела о перебежчиках станут частью единого судебного производства для передачи доказательной базы международным судебным институтам.
Таким образом, украинские власти фактически сами подтверждают, что воюют на Донбассе со своими собственными гражданами, которые лишь имеют отличные от Киева политические взгляды.
Русская линия
Свобода, а не вседозволенность
Подавляющее большинство россиян считают недопустимым оскорбление чувств верующих в прессе и искусстве, сообщает ВЦИОМ
Подавляющее большинство россиян считают недопустимым богохульство, уничтожение и осквернение святынь, а также богохульство, грубые издёвки и насмешки в адрес верующих в прессе и так называемом «современном искусстве». Об этом свидетельствуют данные социологического опроса ВЦИОМ, пытавшегося выяснить: «что важнее — забота о чувствах верующих или право на свободу слова и творческого самовыражения?».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведён 4−5 апреля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Исследование подтвердило, что наши сограждане понимают свободу слова отнюдь не как полную вседозволенность, и хотели бы видят в этой свободе, прежде всего, нравственное начало и самоограничение. В этом смысле россияне ставят религиозные чувства верующих превыше свободы прессы.
Так, подавляющее большинство респондентов (68%) убеждены — всем гражданам России, вне зависимости от того, какую профессию они представляют, необходимо руководствоваться в первую очередь принципами терпимости и вежливости, а не правом на безграничную свободу. При этом обратного мнения придерживаются лишь треть опрошенных (27%).
Две трети россиян (67%) также полагают, что создатели художественных произведений (книг, картин, кинолент) не должны своими творениями как-либо задевать чувства верующих. Данную точку зрения чаще разделяют представители старшего поколения (77% старше 60 лет), последователи православия (70%) и других религий (71%). Однако немало таковых и среди молодежи (53% от 18 до 24 лет) и даже атеистов (57%).
При это всего 28% говорят о главенстве свободы самовыражения и считают любые ограничения для деятелей культуры и искусства недопустимыми.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Крещение Руси Святым Равноапостольным Великим Князем Владимиром
Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня именуется в народе «Мокрым» или «Медовым» Спасом. В этот день во время богослужения на середину храма для поклонения выносят крест, а после литургии совершается крестный ход на воду, вместе с водой освящается по традиции и мед. Праздник пришел на Русь из Константинополя, где он был установлен не позже IX века. Накануне празднества из императорского дворца в храм Софии Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова. При этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель — до праздника Успения Пресвятой Богородицы — святыню носили по городу, служа литии для освящения мест и отвращения болезней.
Примечательно, что именно этот праздник в Русской Православной Церкви соединился с воспоминанием о крещении Руси Св. Равноапостольным Великим Князем Владимиром Святославовичем в 988 г. Летописец пишет, что, прослышав о стремлении князя Владимира принять новую веру, соседние народы прислали к нему послов, чтобы склонить князя к своей вере. Владимир внимательно выслушал волжских болгар-мусульман, немцев-католиков и хазарских евреев, но их вера не тронула его сердца. Наконец, пришел к князю посланец от православных христиан, ученый монах из Византии по имени Константин. Его рассказ о творении, рае, грехе, потопе, пришествии Спасителя, Его крестных муках, Воскресении, Страшном суде потряс Владимира. Тронуто было сердце язычника, но не мог он сразу решиться оставить широкий путь мирских наслаждений, чтобы вступить в тесные врата, которые вели в Царствие Божие. «Пожду еще мало», — сказал Владимир и, посоветовавшись с боярами, послал доверенных людей испытать о вере. Богатство Константинополя, величие его храмов, таинственность обрядов потрясли послов. И когда рассказали они обо всем князю, Владимир решил принять греческую веру. Последним аргументом в ее пользу стало то, что ранее бабка князя Равноапостольная Ольга, которую он почитал, приняла Православие.
Но русский князь не пожелал смиренно молить о вере превозносившихся греков, памятуя унижение, какому подверглась мудрая Ольга от надменных кесарей, с которыми бились и отец его Святослав, и дед Игорь. Он решил завоевать веру, подобно князьям Аскольду и Диру, которые некогда с оружием ходили на Царьград и там приобрели веру. В 988 году собрал Владимир многочисленную дружину, спустился по Днепру и осадил город Корсунь. Однако взять город не удавалось, осада затянулась. Тогда Господь вложил в сердце одного корсунянина, саном пресвитера, по имени Анастас, открыть Владимиру тайное средство овладеть городом, не ради корысти человеческой, но чтобы самого завоевателя приобрести Богу, ибо ведома была ему благая цель сей необычайной брани. Он послал в стан русских воинов стрелу с запиской, на которой указал, где находятся источники воды. Русичи немедленно перекопали источники, и город сдался. Князь сообщил императорам греческим Василию и Константину, что взял Корсунь, и потребовал руки их сестры Анны, грозя в противном случае выступить в поход на Царьград. Кесари согласились, но потребовали со своей стороны, чтобы князь прежде крестился. Владимир начал торговаться и ответил: «Пусть прежде придут с сестрою вашей имеющие окрестить меня». Наконец кесари согласились и отправили царевну Анну на другой берег Черного моря.
Но Господь, воздвигший в лице Владимира второго Константина на земле Русской, хотел просветить его чудом, как апостола Павла, чтобы соделать его равноапостольным просветителем Руси. И к приезду царевны Анны князь русский был поражен слепотою при совершенном изнеможении тела. Скорбел Владимир и упал духом, уже сомнение начало колебать его сердце, но мудрая царевна утвердила его в вере Христовой, послав сказать ему: «Если хочешь освободиться от своей болезни, поспеши креститься во имя Святой Троицы». Поверил князь слову невесты и сказал: «Если сие исполнится, то поистине велик Бог христианский!» Он велел все приготовить для своего крещения. Торжественно совершено было таинство крещения, восприемником от купели заочно был старший император, коего царственное имя Василий принял князь. И здесь явил Господь славу Свою чудным знамением для обращения язычников и для утверждения в вере народа христианского. Как только возложил епископ святительскую руку свою на главу новокрещеного и стал погружать его в купели, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, внезапно спала как бы чешуя с очей его. Прозрел Владимир и в радостном восторге воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!» Изумилась дружина Владимирова чудному исцелению князя своего, и некоторые из бояр его просили себе также крещения. Вскоре после обновления духовного совершилось и брачное торжество князя русского с греческою царевною.
От Патриарха Цареградского был послан для просвещения земли Русской митрополит Михаил и с ним шесть епископов. Сопутствовал князю и пресвитер Анастас, пустивший известительную стрелу. Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу Климента Папы Римского, пострадавшего в Херсоне в I в. христианства, и часть от мощей ученика его Фива: это была первая святыня, которую принес с собой Владимир в престольный Киев вместе с церковными сосудами и святыми иконами. Сопровождаемый супругою и сонмом святителей греческих, поспешил князь русский на апостольский подвиг в Киев, где первым его действием было сокрушение кумиров, им самим некогда сооруженных. Все велел он ниспровергнуть, иные рассечь на части, другие жечь огнем; Перуна громовержца, как более уважаемого из всех кумиров, велел он привязать к конскому хвосту и влечь его на реку, приставив к нему двенадцать воинов, которые били его палицами для поругания демона, который под видом идола прельщает человеков. «Чудны дела твои, Господи, — восклицает летописец, — не вчера ли еще чтим был от человеков кумир сей? Ныне же он поруган!» Когда влекли Перуна по ручью в Днепр, плача бежали за ним неверные люди, еще не приявшие крещения, и громко вопияли: «Выдыбай, наш боже». Есть народное предание, что он выплыл на берег реки на том месте, где поставлен впоследствии монастырь Выдубицкий, и что слышан был, по лести демонской, вопль поражаемого кумира; но Владимир, опасаясь, чтобы народ не привязался опять к кумирам, велел следовать за ним вниз по реке, повсюду отталкивая его от берега, доколе не пройдет Днепровские пороги.
Сегодня мы также вспоминаем указ Императора Александра I о закрытии масонских лож.
1 августа 1822 г. появился Высочайший указ Императора Александра I о закрытии в России масонских лож. Указ гласил: «Все тайные общества, под каким бы наименованием они не существовали, как-то масонских лож, или другими, закрыть и учреждение их впредь не позволять». Особое внимание уделялось государственным служащим: от всех чиновников требовалось откровенное признание состоят ли они в ложах, члены лож должны были дать подписку о выходе из масонства, в случае отказа они немедленно увольнялись с государственной службы.
Русская линия