Сегодня Великий Понедельник
Началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа Иисуса Христа
Сегодня, после завершения Великого поста, у православных христиан началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. В эти дни соблюдается особенно строгий пост. Богослужения Страстной седмицы особо величественны и торжественны, песнопения особенно красивы и умилительны, службы Страстной не только самые печальные, но и самые красивые службы всего церковного года. В Страстную седмицу все дни называются Великими: по причине великих воспоминаний, совершаемых Церковью.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали за двадцать сребреников в Египет, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. В Египте его купил царедворец Потифар, и благодаря данной ему Богом мудрости Иосиф вскоре возвысился при дворе фараона, сумел предотвратить голод в этой стране, так что однажды его братья пришли к нему купить хлеба. Они не узнали проданного ими брата, он же принял их, был щедр, ни словом не упрекнул их за давнее зло. Иосиф, проданный за двадцать сребреников, стал прообразом Христа. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают черты Лика Христова. Наконец, история его мнимой смерти и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.
В понедельник Страстной седмицы Святейший Патриарх обычно также совершает молитвы на начало чина мироварения, который происходит только раз в году. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Чин освящения бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. В ветхозаветную пору миром помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Крещения, оно же употребляют и для освящения новых престолов в храмах.
В Великий вторник Христос пришёл в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду на Литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вечером среды оканчивается великопостное богослужение, в песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души и наступают дни иного плача — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. На вечерней службе совершается таинство исповеди: в этот день все православные стараются исповедаться.
В четверг Страстной седмицы вспоминается важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг, называемым в народе «Чистым четвергом» все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин. На Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).
День Великой пятницы посвящен воспоминанию осуждения Спасителя на смерть, Его Крестных страданий и распятия. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей — 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Это день строгого поста (до выноса плащаницы не вкушается пища) и великой скорби. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой — плат с изображением положения Спасителя во гроб, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В ночь с субботы на воскресения Церковь торжественно празднует Воскресение Христово.
Русская линия
Архиепископ Митрофан: «Не позволяйте пропаганде превратить ваших вчерашних соседей в ваших врагов»
Правящий архиерей Горловской и Славянской епархии призвал украинские власти и общественность Донбасса сделать всё, чтобы не допустить кровопролития и начала гражданской войны
Правящий архиерей Горловской и Славянской епархии, главные города которой сейчас стали местом вооружённого противостояния между нынешней украинской властью и представителями самообороны Донбасса, архиепископ Митрофан призвал власти и горожан сделать всё, чтобы не допустить кровопролития и начала гражданской войны, сообщает официальный сайт Горловской и Славянской епархии.
«Сегодня наш регион переживает один из самых нелёгких периодов своей новейшей истории. Донбасс оказался в центре противостояния ряда политических сил. Печальным итогом этого противостояния стало то, что люди готовы с оружием в руках решать политические проблемы и стрелять друг в друга», — говорится в обращении владыки Митрофана.
«В эти непростые дни призываю всех к спокойствию и рассудительности. Люди разных национальностей, вероисповеданий и политических убеждений мирно живут на Донбассе десятилетиями. Не позволяйте пропаганде превратить ваших вчерашних соседей в ваших врагов. Пройдёт время, трудности забудутся — а ненависть и вражда останутся и будут отравлять жизнь ещё очень долго», — призвал архипастырь.
В связи с этим он призвал всех успокоиться и не поддаваться на провокации. «Среди жителей Донбасса много людей опасных профессий. У каждого из нас есть родные или друзья, которые каждый день рискуют своими жизнями, спускаясь в забой или становясь у доменных печей. Мы как никто другой знаем цену жизни. Знаем, что погибших не вернёшь, что их жёны остаются вдовами, дети — сиротами, а родители лишаются опоры в старости. Давайте приложим все усилия, чтобы не допустить кровопролития на нашей земле. У нас много проблем, но их можно и нужно решать мирным путём», — подчеркнул архипастырь.
«Мы стоим на пороге Страстной Седмицы — времени, когда Церковь вспоминает последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Евангельские события, свидетелями которых мы становимся, показывают нам истинную цену и последствия зависти, злобы, трусости и предательства. Народ, проливший невинную кровь, спустя недолгое время стал жертвой геноцида. Об этом нужно помнить, чтобы не повторить трагическую историю народа, который когда-то был избранным. Давайте проведём эти святые дни в молитве о мире, а не в состоянии войны друг с другом, и встретим светлое Христово Воскресение в любви и согласии», — призвал архиепископ Митрофан.
«Пусть милосердный Господь молитвами Своей Пречистой Матери, святителя Игнатия Мариупольского, преподобного Илии Макеевского, преподобного Иоанна Затрворника и всех преподобных отцов Святогорских поможет нам в этом!», — заключил архипастырь.
Русская линия
Икона святых Вифлеемских младенцев продолжает своё путешествие по России
Акция организована по инициативе Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства и детства
Икона святых Вифлеемских младенцев, являющаяся символом борьбы с грехом детоубийства, продолжает своё путешествие по России и в настоящее время находится на территории Южного Федерального округа, сообщает сайт Всероссийского форума «Святость материнства».
Инициаторами принесения святыни в российские города стали Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства и Благотворительный Фонд защиты семьи, материнства и детства. Цель акции — продвижение противоабортной темы в обществе, защита материнства, оказание адресной помощи малообеспеченным семьям и создание в одном из городов России памятника, посвященного традиционной семье и преемственности поколений.
9 апреля 2014 года святыню встречали в Покровском храме г. Каменск-Шахтинский, а 10 апреля её доставили в Покровский кафедральный собор г. Шахты. Перед началом молебна в обоих городах было оглашено Послание епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия, по благословению которого состоялось принесение святыни в Шахтинскую епархию.
По городам Шахтинской епархии икону сопровождают руководитель Комплексного центра социальных инициатив имени святого праведного Иоанна Кронштадтского иерей Владислав Касьянов и руководитель сектора по взаимодействию с общественностью, негосударственными организациями и системой образования Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, эксперт рабочей группы «Семейная политика и детство» при Экспертном Совете Правительства Российской Федерации Руслан Ткаченко.
К пришедшим в Покровский храм многочисленным горожанам с приветственным словом обратился благочинный приходов Каменск-Шахтинского округа иерей Александр Теличкин, который благоговейно встретил святыню вместе с настоятелем храма протоиереем Георгием Волощуком.
Священники Каменск-Шахтинского и Александровск-Грушевского благочиний соборно совершили перед иконой молебен с чтением акафиста. Верующие в покаянной молитве смогли приложиться к святыне, испросив прощение у Господа за себя, своих родных и близких в совершенном грехе аборта и в память о нерожденных детях.
Во время пребывания иконы Вифлеемских младенцев в Покровском кафедральном соборе г. Шахты на базе Шахтинского Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса был проведён обучающий семинар для сотрудников Социального блока Шахтинской епархии с приглашением представителей муниципальных структур города Шахты, занятых в сфере защиты семьи, материнства и детства. На семинар были приглашены все желающие, вход был свободный.
Благочинный приходов Александровск-Грушевского округа иерей Сергий Викин благоговейно приложился к иконе и под колокольный звон перенёс её на аналой в центр храма.
Русская линия
Благословен грядый во имя Господне
Вербное Воскресенье отметили в Петербурге детским крестным ходом
«Детскую» Божественную литургию совершили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий и епископ Царскосельский Маркелл. В качестве чтецов, певчих, пономарей — в богослужении приняли участие дети. Под сводами Исаакиевского собора молились учащиеся православных гимназий и воскресных школ, кадеты Суворовского и Нахимовского военных училищ, курсанты Государственной мореходной академии имени адмирала Макарова, первого кадетского корпуса федеральной пограничной службы России, а также множество совсем юных христиан со своими родителями.
Впервые за богослужением песнопения исполняли детские хоры мальчиков: детский хор из Грузии «Бичеби» под управлением А. Ушверидзе и хор мальчиков Петербургского хорового училища им. М.И.Глинки под управлением В. Грачева. Почетными гостями и участниками Литургии стал хор из Сербии «Мелоди» под руководством известной исполнительницы православной духовной музыки Дивны Любоевич.
По окончании Божественной литургии, за которой более 3000 человек приступили к Таинству Причащения, под колокольный звон возрожденной звонницы вокруг собора, был совершен торжественный крестный ход с подобием «шествия на осляти». Запряженная лошадью повозка с украшенным вербным деревом, изготовленным по эксклюзивному проекту на основе исторических документов, и маленькими детьми под ним, двигалась позади юных хоругвеносцев, одетых в специально сшитые к этому дню стихари.
«Шествие на осляти» — историческая традиция празднования Вербного Воскресенья в России. В XVII веке «Вход Господень в Иерусалим» праздновался в столице Российского царства при участии верховной светской и церковной власти. Красота и убранство архиерейского крестного хода с «шествием на осляти» поражала современников «великой торжественностью». Шествие было упразднено в XVIII веке при императоре Петре I. Нынешнее действо совершалось в несколько иной форме: главными лицами в Крестном шествии стали дети. Всего по оценкам наблюдателей в богослужении и в Крестном ходе приняли участие около 15 тысяч человек.
По окончании крестного хода в храме было пропето величание празднику и митрополит Варсонофий обратился к присутствующим с архипастырским словом. По случаю отмечаемого в этом году 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, покровителя учащихся, дети получили памятные подарки: иконки Преподобного, жизнеописание и акафист святому.
Русская линия
В Петербурге отметили 200-летие блаженной Матроны-босоножки
Торжественное Богослужение в ознаменование этой памятной даты прошло на подворье Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря
В своей проповеди по окончании Богослужения владыка отметил, что случаи чудесных исцелений на могилке блаженной известны не только в Петербурге, но и далеко за пределами России. «Молитвами таких подвижников, как блаженная Матрона, до сих пор жива Русская земля», — отметил Епископ Мстислав.
Блаженная Матрона Щербинина родилась в 1814 году в деревне Ванино Костромской губернии в простой крестьянской семье. В 18 лет она вышла замуж за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Во время турецкой войны 1877−1878 гг. муж ее был призван в армию, и Матронушка отправилась вместе с ним на фронт. Она была сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, все свое мизерное содержание раздавала бедным солдатам.
После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради, с того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матронушка носила легкую летнюю, обязательно белую одежду.
Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге, жила она сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет — у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Босая зимой и летом, в легком белом одеянии, с посохом в руках часто молилась она у Скорбященской часовни. Несколько тысяч человек каждый год посещали блаженную Матронушку, прося ее о молитвенной помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах. Она излучала любовь и тепло, была прозорлива, молитва ее, по воле Господа, имела огромную силу. Она принимала всех, утешала, давала советы, молилась вместе со страждущими. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, имеющие какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матронушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались.
Старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон Матронушки-босоножки совпал с Вербным воскресеньем. Примечательно, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.
Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). В советское время большая и красивая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матронушки затерялась.
В 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. В 1997 году была найдена и восстановлена могила блаженной Матронушки Босоножки, около нее по воскресеньям совершаются панихиды. Вновь верующие люди получили возможность приходить к блаженной старице, чтобы просить ее молитвенной помощи. Матронушка никого не отвергает, за всех молится, всем по мере возможности помогает.
Русская линия
Россия призвала Совет Безопасности ООН осудить действия украинских властей на Востоке Украины
Однако члены СБ ООН отказались поддержать позицию России и увидели в дестабилизации ситуации на востоке Украины «руку Москвы»
Россия инициировала экстренную встречу Совета Безопасности ООН в связи с объявлением нынешними украинскими властями контртеррористической операции на востоке Украины, где активизировались пророссийские силы, предпринявшие в Донецкой области захват целого ряда городов. О начале полномасштабной военной операции с привлечением спецслужб и армии вчера заявил и.о. президента Украины Александр Турчинов, против чего категорически выступили российские власти.
Возможность предотвратить гражданскую войну на Украине зависит от Запада, заявил в воскресенье постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин на заседании Совета Безопасности.
По его словам, на юго-востоке Украины «сложилась очень опасная ситуация, дальнейшую эскалацию которой надо предотвратить немедленно». По его словам, «западные спонсоры майнданщиков», в том числе США, «обязаны обуздать вышедших из-под контроля подопечных, заставить их отмежеваться от неонацистов и прочих экстремистов, прекратить применение вооруженных сил против украинского народа и незамедлительно начать подлинный национальный диалог с равноправным участием всех регионов в интересах скорейшего проведения радикальной конституционной реформы».
«Именно от Запада сейчас зависит возможность избежать гражданской войны на Украине», — указал постпред РФ. Он призвал перестать искать в событиях на юго-востоке Украины «руку Москвы». «Хватит это делать. Хватит распространять небылицы о том, что мы скопили армады военных на границе с этой страной, готовых вот-вот, за несколько часов, дойти чуть ли не до Ла-Манша. Пора понять, что на юго-востоке Украины народ глубоко встревожен за свое будущее, не хочет, чтобы кто-то, а тем более оголтелые национал-радикалы, навязывал ему свою волю», — сказал дипломат.
Тем не менее, аргументы Чуркина не возымели своего действия — члена Совбеза ООН отказались поддержать позицию России по украинскому кризису. Более того, некоторые его члены обвинили Москву в провоцировании и организации выступлений на востоке Украины. Так, постоянные представители США, Великобритании и Франции, выступая на заседании Совета Безопасности ООН, заявили, что Россия на востоке Украины применяет такой же сценарий, как в Крыму, сообщает РБК-Украина.
«К сожалению, факт заключается в том, что вооруженный захват зданий в шести украинских городах и сегодня в ещё нескольких городах является зеркальной тактикой российских сил, которая использовалась на ранних стадиях вторжения в Крым», — заявила постоянная представительница США при ООН Саманта Пауэр. По её словам, нестабильность на востоке Украины является искусственной и была спланирована и организована Россией.
Постоянные представители Великобритании Марк Лайалл Гран и Франции Жерар Аро также заявили, что на востоке Украины применяется такой же сценарий, как в Крыму. Посол Великобритании сказал, что там осуществляется хорошо спланированная операция против «украинского народа с использованием силы». Марк Лайалл Гран сказал, что спутниковые изображения показывают, что вблизи границы с Украиной сосредоточены 35 — 40 тысяч военнослужащих России с танками, артиллерией и инженерами подразделениями.
Представитель Франции в ООН Жерар Аро призвал Россию не отрицать очевидной причастности российских войск к событиям на востоке Украины, передает Еспресо.TV. «Мы видим, что взрыв насилия на востоке Украины — не спонтанный. Мы видим, что реализуется крымский сценарий — сначала действуют агрессивные пророссийски настроенные люди, а тогда за ними приходят дисциплинированные вооруженные люди в масках и камуфляже. Всё это распространяется интернетом. Несмотря на возражения России, ей уже никто не верит. Россия не понимает, что интернет существует и отрицает очевидное», — сказал он.
Постоянный представитель Китая при ООН Лю Цзеи также выразил обеспокоенность по поводу эскалации ситуации в Украине. Он призвал всех отказаться от насилия и проявлять сдержанность. Посол Китая высказался за активное использование политических и дипломатических каналов для разрешения разногласий.
По итогам заседания участники дискуссии не пришли к какому-либо взаимоприемлемому решению, никаких документов принято не было.
Русская линия
Сирийская армия отбила у исламистов христианский город Маалюля
Но возрождение разрушенных боевиками святынь теперь могут уйти многие годы
Маалюля несколько раз подвергалась нападению боевиков. Так, в сентябре повстанцы захватили город и удерживали его на протяжении нескольких дней, пока правительственные войска не восстановили контроль над городом. После этого, по данным агентства, существенная часть населения города, насчитывающего 3,3 тысячи человек, покинула его и отправилась в более безопасные районы. Вскоре боевикам удалось вновь захватить город.
Гражданский конфликт в Сирии начался в середине марта 2011 года с массовых антиправительственных выступлений. Ситуация обострилась после событий 21 августа 2013 года, когда, по неподтвержденным данным американской разведки, из-за применения правительственными войсками химического оружия погибли более 1,4 тысячи человек. Эти обвинения были названы Б. Асадом провокацией, спланированной и проведённой исламистами.
В середине сентября прошлого года Россия и США согласовали порядок вывоза химоружия из Сирии и его уничтожения. Вскоре была создана совместная миссия ООН и ОЗХО, которая отвечает за реализацию плана. По утвержденному графику приоритетные химвещества, включающие около 20 тонн токсичного горчичного газа, должны были быть вывезены до 31 марта 2014 года, а к концу июня 2014 года сирийское химоружие должно быть полностью уничтожено.
Русская линия
Отец Федор Конюхов: «Здесь всей душой ощущаешь, что ты в руках Господа»
До конечного пункта известному путешественнику и священнослужителю осталось идти 2000 миль
РЛ продолжает следить за беспрецедентным проектом известного путешественника, священнослужителя РПЦ отца Фёдора Конюхова. 110 дней назад он стартовал из Чилийского города Кон Кон с целью преодолеть Тихий океан на весельной лодке.
«Ветер рабочий в районе 10 узлов, дует с востока, но иногда заходит, то на север, то на юг. Солнца по-прежнему нет. Уже почти полная Луна, а я её еще не видел. Волна с юга-востока и как только перестаю грести, лодку начинает сносить на север. Не критично, но расслабляться нельзя», — сообщает официальный сайт путешественника.
«Поздравляю всех с наступающим праздником — Вход Господень в Иерусалим. Помолитесь за меня на Литургии, и я за вас помолюсь в Тихом океане. Здесь я могу только грести и двигать лодку вперед. Больше от меня ничего не зависит. Шторм, штиль, встречная волна, попутная волна, дождь или чистое небо. На эти процессы я повлиять не могу. Да, я знаю, что впереди у берегов Австралии тропический циклон, но если он поменяет направление или подойдет другой — ничего сделать не смогу. Здесь всей душой ощущаешь, что ты в руках Господа», — сообщил священнослужитель по спутниковому телефону во время вчерашнего сеанса связи с Москвой.
Отметим, что до предполагаемой точки финиша, города Брисбена, о. Федору осталось идти осталось 2000 морских миль. Первые 2000 миль от старта о. Фёдор Конюхов преодолел за 33 дня. Тогда, в январе, лодка шла в сильных попутных ветрах, преодолевая за сутки 65−70 морских миль. На сегодняшний день лодка основательно обросла ракушками и водорослями, также ветровые условия не столь благоприятны как в январе-феврале, но даже в этих условиях путешественнику удается проходить за сутки 40−50 миль по курсу.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память прп. Варсонофия Оптинского и вспоминаем лидера Союза Русского Народа А.И.Дубровина
Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок. В миру прошла большая часть его жизни — 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», — сказал тогда молодому полковнику преподобный старец.
По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу.
Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.
Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.
К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Как в спасительную гавань, стремился верующий люд в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ.
Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз — только по послушанию. В 1910 году, также «за послушание», ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н.Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому. Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».
В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогавший от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь.
Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте..» Причащался старец ежедневно. 1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием «Старшим».
Сегодня день памяти вождя Черной Сотни, организатора и председателя Союза Русского Народа Александра Ивановича Дубровина, расстрелянного в 1921 г.
Он родился в 1855 г. в г. Кунгур Пермской губернии в семье полицейского чиновника. Образование получил в Медико-хирургической академии в Петербурге. Сначала служил военным врачом, потом, после защиты диссертации, служил врачом в детских приютах столицы и ремесленном училище. Дубровин пользовался популярностью как врач, имел большую частную практику. Однако с начала ХХ в. он полностью посвятил себя борьбе за интересы русского народа, противостоянию надвигавшейся революции. Дубровин стал главным организатором самой массовой православно-монархической организации Союз Русского Народа (СРН), сыгравшей большую роль в пробуждении национального самосознания русских людей и в борьбе с революционным террором. В ноябре 1905 г. он был избран председателем Главного Совета СРН. Организовал и возглавил в декабре 1905 г. орган СРН — газету «Русское знамя», ставшую крупнейшим монархическим изданием. Многотысячный митинг СРН в Петербурге сорвал планы революционеров спровоцировать в столице бунт, наподобие московского. Дубровин стал одним из главных организаторов кампании против предательской политики всесильного тогда премьер-министра С.Ю.Витте. К 1907 г. СРН под руководством Дубровина превратился в мощную всероссийскую организацию, с которой приходилось считаться не только революционерам и либералам, но и представителям местной власти. Многих это не устраивало.
В 1908−09 гг. была организована кампания по дискредитации лидера СРН, которого обвинили в организации убийства депутата Госдумы Герценштейна. Хотя против Дубровина не имелось никаких серьезных доказательств, финляндским судом был выписан ордер на его арест. Он вынужден был уехать из Петербурга на несколько месяцев. Этим воспользовались его конкуренты внутри Союза. В 1909 г. в СРН была организована «бархатная революция» — сторонники Дубровина выведены из состава Главного Совета. В результате в 1909−12 гг. мощная монархическая организация была дезорганизована распрями, которые завершились расколом и созданием двух параллельных Союзов Русского Народа: дубровинского и марковского. Только незадолго до революции в 1916 г. сторонники Дубровина и Н.Е.Маркова примирились, и началось воссоздание единой структуры, но было уже поздно.
После февральского переворота 1917 г. Дубровин был арестован одним из первых, уже 28 февраля он был доставлен в штаб революции — Госдуму, а его квартира опечатана. Дубровина заточили в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, он томился в заточении до середины октября. Неоднократные просьбы изменить меру пресечения в связи с ухудшением здоровья оставались без внимания власть предержащих. Пришедшие к власти большевики вновь арестовали вождя СРН и перевезли его в Москву. Он был расстрелян уже после окончания гражданской войны, когда большевики лицемерно объявили об окончании «красного террора». Его вина перед новой властью состояла в том, что Дубровин был лидером русской православно-патриотической организации.
Русская линия
Издательство Московской Патриархии выпустило «Пасхальное Евангелие на десяти языках»
Издательство Московской Патриархии выпустило в свет новое издание — «Пасхальное Евангелие на десяти языках», сообщает Патриархия.Ru. Первое зачало Евангелия от Иоанна традиционно читается на разных языках на Божественной Литургии в Пасхальную ночь. Текст Евангелия напечатан на отдельных листах, которые вложены в папку.
Языки: церковнославянский, русский, древнегреческий, латинский, древнееврейский, английский, немецкий, французский, итальянский и испанский.
Каждый лист оформлен эксклюзивной полноцветной орнаментикой в книжном стиле соответствующего языка. Текст напечатан крупным шрифтом с разбиением на стихи. Издание исполнено на дизайнерской тонированной бумаге полноцветной печатью.
Печатается по:
Церковнославянский язык: Священное Евангелие. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014;
Русский язык: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013;
Древнегреческий и латинский языки: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа на четырех языках еллинском, словенском, российском и римском с параллельными местами: в 4-х кн. Книга четвертая: От Иоанна святое благовествование. СПб.: Синодальная типография, 1890;
Древнееврейский язык: HaBrit HaHadashah (1976, revised 1991; The Bible Society in Israel);
Английский язык: The Bible Societies. Authorized version King James. Oxford University Press, 1994;
Немецкий язык: Das Neue Testament. Nach der deutschen Ubersetzung D. Martin Luthers. Stuttgart, 1947;
Французский язык: Les Evangelistes. Paris. 1862. (Revu par La Bible de Jerusalem, 1973);
Итальянский язык: La Sacra Bibbia. Edizione CEI. (http://www.vatican.va/archive/bible/ index_it.htm);
Испанский язык: Evangelio liturgico: conforme al rito de la Iglesia Ortodoxa. Iglesia Ortodoxa Antioquena. Mexico, 2009.
Консультанты: протоиерей Алексий Ястребов, игумен Даниил Ирбитс, иеромонах Далмат Юдин, священник Сергий Сильва, священник Кирилл Киселев, протодиакон Евгений Каллаур, протодиакон Николай Ребиндер, А.Г. Дунаев.
Русская линия
Председатель ОВЦС принял нового представителя Православной Церкви Чешских земель и Словакии
10 апреля 2014 года в ОВЦС состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с новоназначенным настоятелем Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве архимандритом Серафимом (Шемятовским), прибывшим из Чехии к месту своего служения. Об этом информирует служба коммуникаций ОВЦС.
27 марта сего года Священный Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии назначил клирика Михаловско-Кошицкой епархии архимандрита Серафима (Шемятовского) настоятелем Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве.
Русская линия
В праздник Входа Господня в Иерусалим председатель ОВЦС совершил Божественную литургию в столице Испании
12 апреля 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Испанию. Владыку встречали посол России в Испании Ю.П. Корчагин и настоятель мадридского храма святой равноапостольной Марии Магдалины священник Андрей Кордочкин.
В программе визита — совершение богослужений в храмах Московского Патриархата в Мадриде и Барселоне, участие в презентации испаноязычного издания книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии», встречи с архиепископом Мадридским кардиналом Антонио Марией Роуко Варелой и архиепископом Барселонским кардиналом Луисом Мартинесом Систаком.
В поездке митрополита Илариона сопровождают секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), студент Общецерковной аспирантуры иеродиакон Николай (Оно), исполнительный директор Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов, сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья Мигель Паласио.
13 апреля 2014 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в русском православном храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде. Архиерею сослужили настоятель храма священник Андрей Кордочкин, клирик прихода священник Андрей Борисюк и иеродиакон Николай (Оно).
В числе многочисленных молившихся за богослужением был Чрезвычайный и Полномочный посол России в Испании Ю.П. Корчагин с супругой.
По завершении Литургии митрополит Иларион обратился к верующим со словом.
Каждый присутствовавший в храме получил благословение председателя ОВЦС — образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Русская линия
В Троицком благочинии прошла миссионерская акция «Евангелие каждому»
13 апреля 2014 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Троицком благочинии прошла миссионерская акция «Евангелие каждому». Представители молодежной организации при храме Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище раздавали всем желающим Евангелие от Марка с комментариями протоиерея Алексия Уминского. Об этом сообщает сайт Епархии города Москвы.
Акция была осуществлена при поддержке издательства «Никея» и будет продолжена в день Великой субботы, накануне праздника Светлого Христова Воскресения.
Русская линия
Знаменитая затопленная колокольня в Калязине вышла из воды
Вода отступила от известной затопленной колокольни Никольского собора, расположенной в городе Калязине Тверской области, передает Интерфакс-Религия.
75-метровая колокольня, до которой раньше можно было добраться только вплавь, теперь окружена сушей. В последний раз такое явление жители Калязина наблюдали 17 лет назад, сообщает пресс-служба Тверской епархии. По словам экспертов, колокольня оказалась на сухой земле благодаря малоснежной зиме и сбросу воды из водохранилища. Ожидается, что колокольню вновь затопит водой уже к маю. Затопленная в советские годы при создании Угличского водохранилища колокольня была построена в 1796—1800 годах местными мастерами. Ее звонницу составляли 11 колоколов. Самый большой весил 501 пуд и был отлит в ноябре 1835 года. В советские годы Никольский собор был взорван, затопленная колокольня — единственное, что от него осталось.
Русская линия
Выставка уникальных литографий «Преподобный Сергий Радонежский» открылась в Москве
10 апреля в Московском объединенном музее-заповеднике в Коломенском открылась выставка «Преподобный Сергий Радонежский». Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник предоставил для экспонирования уникальные литографии. Они принадлежат к серии графических картинок «Житие и чудеса Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца», издававшихся литографской мастерской Троице-Сергиевой Лавры с 1849—1850 года и до конца ее деятельности в 1910 году, сообщает ИА REGNUM.
Эта серия складывалась постепенно. К середине 1850-х годов издавалось только четыре листа — «Моление Преподобного Сергия», «Преподобный Сергий священнодействует», «Видение птиц Преподобному Сергию» и «Преподобный Сергий кормит медведя», выполненные лаврским литографом Михаилом Гадаловым. Кроме этого мастера над литографиями в дальнейшем работали иконописец Иван Болдырев, рисовальщик Петр Михайлов, литограф Иван Старченков.
Представленные литографированные картины относятся к периоду 1859−1868 г. Эта серия включала 24 листа и издавалась до конца 1880-х годов, так как листы были необычайно востребованы паломниками. По мере спечатывания литографских камней, рисунок на них поправлялся, иногда заменялся новым.
Для серии были отобраны наиболее значительные события из жития Преподобного Сергия. Каждая картина сопровождалась текстом, раскрывающим смысл изображенного сюжета. Тем самым зрительный образ дополнялся словесным толкованием, донося образное содержание до неискушенного паломника. Воображение рисовальщиков и литографов следовало за текстом Жития Преподобного Сергия, наполняя картины реальными деталями земного пребывания, а порой наглядно усиливая текстовые описания.
Литографии были созданы как исторические и бытовые картины на темы Жития Радонежского Чудотворца. Реальность происходящего свойственна и житийным событиям, и сценам чудесных проявлений. Строгий иконный образ был, таким образом, сведен с умозрительной высоты и помещен в среду, понятную и знакомую русскому человеку XIX века. Эту среду составляли узнаваемые пейзажи, архитектурные виды Лавры, интерьеры келий и домов, одежда и привычные действия молитвы, богослужения, различного труд, а также чудесные действия.
Русская линия