Русская Православная Церковь остаётся с русским народом
Святейший Патриарх Кирилл подверг резкой критике российские власти за их нежелание слышать требования русского большинства и решать проблему межнациональных отношений
Русская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выступила с резкой критикой позиции российских властей в вопросе межнациональных отношений, когда наши чиновники всегда и во всех национальных конфликтах объявляют коренных жителей, возмущённых преступным поведение кавказцев и бездействием местных властей, «русскими националистами», «экстремистами» и «погромщиками».
«Столкновения, которые произошли в московском микрорайоне Бирюлево показывают: глухота власть имущих к требованиям народа, нежелание искать совместных решений проблем чрезмерной миграции и связанного с ней криминала, а также подчас вызывающего поведения приезжих уже сейчас выводит ситуацию на грань критической черты», — заявил Патриарх Кирилл, выступая сегодня на открытии Всемирного Русского Народного Собора в Храме Христа Спасителя.
В отличие от главы МВД Владимира Колокольцева, усмотревшего главную проблему межнациональных отношений в России в «русском экстремизме», Предстоятель Русской Православной Церкви заявил, что росту напряжённости в России способствует в первую очередь нежелание властей отстаивать интересы коренного населения страны. И если позиция русского большинства «и дальше будет игнорироваться, в выигрыше останутся только разрушители России, провокаторы с обеих сторон, не оставляющие попыток столкнуть лбами этносы и религии».
«Игнорирование интересов русских людей, вытеснение русского вопроса из публичной сферы ведёт к лавинообразному росту маргинальных и агрессивных проявлений. Очень опасной может быть перспектива отчуждения русских, и прежде всего русской молодёжи, от государства, госструктур, руководства бизнесом», — подчеркнул Патриарх.
Его Святейшество выразил несогласие с теми, кто полагает, что Россия должна быть страной только русских, но и без русского большинства Россия, как таковая, существовать не сможет, уверен Предстоятель. «Мы никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть её Россией без русских, лишенной национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства. Подобный сценарий чреват катастрофическими последствиями не только для нашего государства, но и для всего мира», — заявил Патриарх Кирилл.
«России как стране-цивилизации, есть что предложить миру — это наш опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений. Не было на Руси народов-господ и народов-рабов. Россия никогда не была тюрьмой народов, не было народов первого и второго сорта. Не в этом ли кроется глубинное народное противление фашизму, который предлагал совершенно иную концепцию межнациональных отношений?» — задал вопрос Предстоятель.
Кроме того, продолжил он, Россия имеет особый опыт «многополярного и многоукладного бытия, традицию самоограничения, столь важную в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экологического кризиса».
Патриарх Кирилл считает, что сегодня существуют силы, которые пытаются поддержать все, что может ослабить, разделить русский народ, мировоззренчески и морально дезориентировать: «похоже, что эти круги больше всего на свете боятся настоящего возрождения русской цивилизации на основе веры, соединенной с жизнью, с социально значимым действием».
«Симфония этносов, которая придает нашей цивилизации неповторимый облик, невозможна без участия в ней русских. Диалог народов, призванный внести гармонию в межнациональные отношения, не достигнет цели без присутствия в нём русских голосов и русского фактора. Собор является достаточно зрелой и влиятельной организацией, чтобы представлять русский народ на площадках межнациональной дискуссии», — заявил Патриарх.
Русская линия
Протоиерей Андрей Ткачев: «Вначале было Слово. Поэтому, кому как не нам, священникам, писать»
Известный киевский священник, миссионер и проповедник стал лауреатом Книжной премии Рунета 2013 за книгу «Страна чудес и другие рассказы»
29 октября в Москве были подведены итоги третьего сезона «Книжной премии Рунета», одним из лауреатов которой в том году был признан настоятель храма Преподобного Агапита Печерского в Киеве, известный миссионер и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв за книгу «Страна чудес и другие рассказы», сообщает Православие.Ru.
Премия имеет четыре номинации: «Художественная литература», «Нон-фикшн», «Бизнес-книги» и «Детская литература». При этом в каждой из номинаций определялись три победителя. Одного из них выбирали интернет-пользователи, второго — эксперты, третий определялся автоматически по рейтингам продаж в интернет-магазине «Озон», который и является организатором премии.
Сборник «Страна чудес и другие рассказы» стал одним из победителей в номинации «Выбор экспертов». Рассказы отца Андрея — о любви к ближним, о бесконечности Божьего мира, о непростых путях к Богу. Отдельные из них были публикованы в журнале «Отрок.ua», на сайте «Радонежа» и в Православие.Ru.
Читатели могут найти в Интернете такие из них, как «Мудрец и проповедник», «Где двое или трое.», «Кирпич», «Сказка», «Лебедь, или Вечер Сен-Санса», «Совершенно достоверная история», «Школа роста», «Старушка» и «Чудаки».
«Шум современного мира — просто шум, люди всё равно читают. В тишине..» — эти строки из книги «Страна чудес и другие рассказы» лучшим образом характеризуют то, что происходило на церемонии вручения премии. По информации Павославия.Ru, книга отца Андрея до последнего лидировала в рейтинге пользователей Рунета, и это лучший эпитет, иллюстрирующий обстановку, в которой проходила церемония вручения независимой награды.
Особенно стоит отметить, что победа книги отца Андрея — это выбор литературных экспертов, а это о многом говорит.
«Это наша общая победа, всей Церкви — говорит отец Андрей. — Вначале было Слово. Поэтому, кому как не нам, священникам, писать. Кто, если не мы? На мой взгляд, если к концу жизни человек ничего не написал, это означает, что он ничего не сказал, слова его слова были поверхностными, не принесли плода. А если человек говорил существенные вещи, они отслоятся, останутся и будут записаны. Если есть, что рассказать, нельзя не рассказывать».
Чествование победителей «Книжной премии Рунета» проходило в третий раз. В прошлом году награду получил архимандрит Тихон (Шевкунов) за книгу «Несвятые святые».
«Очевидно, что сегодня имеется большая потребность в религиозной литературе, — отметила генеральная директриса Ozon.ru Маэль Гавэ. — Для нас важно донести тот факт, что сегодня в России большой процент населения заинтересован именно в книгах духовного содержания. Появление в светской премии религиозной тематики второй год подряд, и тем более победа книг, написанных православными священниками — это тенденция, которая иллюстрирует потребность людей в духовном просвещении. Показатель того, что Церковь не потеряла своего влияния, люди принимают посыл, который она хочет передать человеку, и желают иметь православную литературу на своей книжной полке».
Русская линия
Владимир Путин признан самым влиятельным человеком в мире по версии Forbes
Во многом это произошло благодаря твердой позиции российского президента в отношении Сирии
Влияние Путина, как говорится в пояснительной записке Forbes, увеличилось благодаря «шахматной партии» вокруг Сирии, а Обама утратил часть своего могущества из-за скандала со спецслужбами США, которые шпионили за людьми по всему миру, прослушивая их телефоны и следя за перепиской.
Четвертое место занял Папа Римский Франциск, на пятом находится канцлер Германии Ангела Меркель, за ней следует глава Microsoft Билл Гейтс, глава ФРС США Бен Бернанке, король Саудовской Аравии Абдулла ибн Абдул Азиз, глава ЕЦБ Марио Драги. Замыкает десятку лидеров Майкл Дьюк — председатель совета директоров сети магазинов Wall Mart, который вытеснил британского премьера Дэвида Кэмерона на 11 позицию.
Обилие финансовых воротил и крупных бизнесменов в этом списке заставляет задуматься об объективности этого списка. Но что поделаешь, журнал — то ведь финансово-экономический. А деньги в обществе потребления решают если не всё, то очень многое.
Всего в список самых влиятельных людей мира вошли 72 известных политических, экономических и общественных деятеля. Кроме Путина, в список попали еще трое россиян — премьер-министр Дмитрий Медведев занял 53 место, глава «Роснефти» Игорь Сечин расположился на 60 строчке, 63 место досталось бизнесмену Алишеру Усманову.
Напомним, что в прошлом году в аналогичном списке первое место занял Барак Обама. Владимир Путин в 2012 году находился на третьем месте, уступив вторую строчку Ангеле Меркель. В 2011 году Путин занял второе место, уступив только Обаме.
Русская линия
Такой разный Запад
Известный американский эксперт поддерживает запреты гей-парадов в Москве
В России в идеологическом смысле принято считать Запад чем-то однородным. В наших официальных СМИ представления о Европе и США сводятся в основном к публичной поддержке Вашингтоном и Брюсселем гей-парадов, внедрению ювенальной юстиции и навязыванию всему миру так называемых «демократических ценностей» и «прав человека». Однако, эти представления о Западе, мягко говоря, ошибочны — консервативно настроенных людей в Европе и США ничуть не меньше (а то и больше), чем в России.
Подтверждением тому могут служить недавние заявления известного американского психолога, основатель Института исследования семьи Пола Кэмерона, который назвал правильным решение российских властей запретить пропаганду гомосексуализма и отказать в проведении на территории России т.н. гей-парадов, сообщает Интерфакс-Религия. «То, что опасно для общества, должно быть запрещено», — без всякого стеснения заявил П. Кэмерон на пресс-конференции в Москве, комментируя такие запреты.
Он также отметил, что западная цивилизация находится в глубочайшем демографическом кризисе, и нужны особые меры поддержки многодетных семей. В частности, как считает эксперт, многодетные семьи нужно освободить от налогов, ввести для них специальную лотерею.
Кэмерон опроверг утверждения различных европейских исследователей о том, что люди с гомосексуальными наклонностями не имеют сексуального влечения к детям больше, нежели представители традиционной сексуальной ориентации. Он привел данные опроса, согласно которым 27% гомосексуалистов признались, что имели сексуальные отношения с детьми до 15 лет.
Американский эксперт вместе с коллегами провел исследование, в рамках которого была проанализирована информация о случаях растления малолетних, опубликованная на англоязычных сайтах в Интернете. Всего был найден 451 такой случай, причем 45 из них касались растления со стороны приемных родителей или опекунов (в 23 из этих случаев были вовлечены гомосексуалисты).
Кэмерон предложил наложить ограничение на преподавание и работу в школе и других детских учреждениях таких представителей ЛГБТ-сообщества, которые открыто заявляют о своей сексуальной ориентации.
Таким образом, американцы, будучи в своей основной массе протестантами, в вопросах нравственности оказываются ни чуть не меньшими консерваторами, чем те же православные в Греции или России. Поэтому-то для нас уже, наверное, пришла пора отложить свои советско-партийные представления о Западе и искать в Европе и США своих единомышленников и союзников, а не врагов.
Русская линия
Памяти офицеров Первого Русского Кадетского Корпуса
В Сербии установлен Поклонный крест на месте расстрела русских кадетов в 1944 году
В октябре 2013 года около города Белая Церковь в Сербии был закончен и установлен Памятник русским офицерам, воспитателям и чинам Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса, расстрелянным большевиками в 1944 году, а затем сброшенным на скотской свалке. К Памятнику, высотой около шести метров, была проведена дорога.
У основания креста выбита надпись:
«Вам, великомученикам, безвинно расстрелянным в 1944 году, сброшенным в ямы на этом месте.
Не изменив присяге, Вы продолжали верно служить в братской Сербии на благо великой России в самых различных должностях и профессиях до своей трагической кончины.
Вечная память Вам и наша великая благодарность за ваш труд, честь, достоинство.
Да упокоятся в веках Ваши исстрадавшиеся души!
Преданные Вам всегда — Ваши верные выпускники, воспитанники русских кадетских корпусов, нашедших приют на многострадальной Сербской земле".
Освящение памятника планируется совершить в мае 2014 года.
Всего в России в 18-ом веке было основано 4 кадетских корпуса, в 19-ом веке — 22, и в 20-ом веке, до Первой Мировой войны, — 4 кадетских корпуса. Затем, во время Гражданской войны, на территории Русской Армии, под командованием генерал-лейтенанта барона П. Н. Врангеля, было основано ещё 2 кадетских корпуса, пишет в своей статье «Исключительное значение кадетского воспитания» Игорь Николаевич Андрушкевич.
25 января 1920 года Киевский и Одесский кадетские корпуса, с ротой Полоцкого кадетского корпуса, покинули Россию, ещё до эвакуации Русской Армии. Эти кадетские корпуса были эвакуированы из Одессы и прибыли в Королевство Югославию (тогда Сербов, Хорватов и Словенцев). Приказом Российского Военного Агента в Белграде от 10 марта 1920, Киевский и Одесский корпуса были соединены в один, под именем «Сводного кадетского корпуса». Этот корпус был размещен в городе Сараево, в Боснии. Наименование «Русский кадетский корпус», для этого Сводного киевско-одесского кадетского корпуса, было установлено 9 сентября 1920 года. В 1929 году корпус был перемещён в Белую Церковь и получил со изволения Короля Югославии Александра I шефство и наименование «Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус».
В Югославию также прибыли из России Крымский и Второй Донской кадетские корпуса. Крымский кадетский корпус был образован в Крыму, приказом генерала П. Н. Врангеля, из Полтавского и Владикавказского кадетских корпусов. После эвакуации из России, Крымский кадетский корпус был сперва размещён в городе Стрнище, в Словении, а затем переведён в Белую Церковь, на границе Югославии с Румынией. Он был закрыт в августе 1929 года и его состав вмещён в Первый Русский и Второй Донской кадетские корпуса. Донской корпус находился в Горажде, в Боснии, и был закрыт 1 августа 1933 года, с переводом кадет и части персонала в Первый Русский. В феврале 1925 года Первый Русский корпус принял в свой состав также кадет Сибирского и Хабаровского кадетских корпусов, прибывших из Шанхая, куда они были эвакуированы из Владивостока в конце 1922 года.
Таким образом, «Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус» в Югославии был сводным корпусом восьми кадетских корпусов Всероссийской Империи: Киевского, Одесского, Полоцкого, Полтавского, Владикавказского, Донского, Сибирского и Хабаровского. Это было более четвёртой части всех русских кадетских корпусов. Он прекратил свое существование в 1944 году, его воспитатели и воспитанники подверглись гонениям со стороны советских властей, часть из них была расстреляна.
Русская линия
Ахмад Бадреддин Хассун: У Турции есть притязания на перенос Антиохийского престола из Дамаска в Анкару
Верховный муфтий Сирии считает, что это является основной причиной похищения митрополита Алеппского Павла и сиро-яковита Иоанна Ибрагима
Как отметила Е. Агапова, сирийский муфтий считает, что причиной похищения иерархов могут быть притязания Турции на перенос престола Антиохийского патриархата из Сирии в Турцию и попытка таким образом оказать давление на патриарха Антиохийского и всего Востока.
Как уже сообщала РЛ, в апреле 2013 года боевиками вооруженной сирийской оппозиции близ Алеппо были захвачены брат патриарха Антиохийского Иоанна X митрополит Алеппский Павел и сиро-яковитский митрополит Алеппский Иоанн Ибрагим. Их водитель — диакон — был убит. Они занимались решением гуманитарных проблем местного населения в деревне Кафр-Даэль, расположенной в районе границы с Турцией.
Между тем из Сирии продолжает поступать информация о новых зверствах мятежников в отношении христианского населения. После операции по освобождению древней христианской деревни Садад от боевиков «Джабхат ан-Нусра» местными жителями были обнаружены два массовых захоронения, содержащие около 30-и тел мужчин, женщин и детей, убитых руками радикалов приблизительно 26-го — 28-го октября этого года, передает Православие.Ru.
По свидетельству очевидцев, братские могилы с телами убитых христиан были обнаружены не сразу. В окрестностях близлежащей деревни Зейдал найдено первое захоронение, ставшее могилой для десяти человек. По мнению криминалистов, первыми жертвами «оппозиционеров» стали пятеро мужчин, убитые в прошлую субботу. Остальные тела были захоронены в той же могиле уже на следующий день.
Вторая, подобная этой, братская могила располагалась уже на территории Садада, и содержала около 20-и тел мужчин, стариков, женщин и детей, убитых боевиками в ночь на понедельник, 28-го октября.
Напомним, что накануне, после недельной осады, библейская деревня Садад (Цедад) была освобождена сирийской армией и добровольцами «Национальной сирийской партии».
Деревня Садад (Цедад) является исключительным по своей важности памятником мировой культуры, история которого уходит вглубь второго тысячелетия до н.э.: этот населенный пункт не раз упоминается в Библии.
Русская линия
В Москве открыли мемориальную доску писателю Варламу Шаламову
Память выдающегося русского писателя — узника ГУЛАГа — будет наконец увековечена
Созданная Георгием Франгуляном мемориальная доска представляет собой композицию, состоящую из двух выходящих из стены дома застенков, между которыми располагается зажатый в угол портрет Шаламова.
Открытие мемориальной доски — первый шаг реализации государственной программы по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. Также это событие открывает акцию «Национальные трагедии XX века», включающую 9 мероприятий, посвященных памяти жертв политических репрессий.
В 2012 году Департамент культуры Москвы поддержал коллективную инициативу Международного правозащитного общества «Мемориал», Государственного музея истории ГУЛАГа, редакции «Новой газеты», сайта Shalamov.ru, Союза писателей Москвы и Русского ПЕН-Центра. Было принято решение установить мемориальную доску автору «Колымских рассказов» на доме № 8 по Чистому переулку, где писатель жил с 1934 года до повторного ареста в 1937 году и начинал свою литературную деятельность. Позже, в 1953−56 годах, после освобождения из лагеря, не имея права возвращаться в Москву, писатель тайно встречался здесь со своей семьей.
Напомним, что Варлам Шаламов (1907−1982) отбывал заключение дважды — с 1929-го по 1932-й и с 1937-го по 1951-й год. Оба раза писателю были предъявлены обвинения в «контрреволюционной троцкистской деятельности».
Шаламов начал работу над рассказами о Колыме сразу после освобождения из лагеря. Произведения о лагерной жизни впервые вышли отдельным изданием в Лондоне в 1978 году. В бывшем СССР цикл «Колымские рассказы» начали публиковать только в 1988 году, после смерти писателя.
Русская линия
Амнистией межнациональную напряженность в России не снизить
Подавляющее большинство россиян выступают против идеи миграционной амнистии для нелегалов, сообщает ВЦИОМ
Подавляющее большинство россиян выступают против идеи так называемой «трудовой амнистии мигрантов» и считают, что данная инициатива не только не приведёт к положительным результатам в сфере нормализации межнациональных отношений в России, а может её усугубить. Такие выводы можно сделать на основе данных соцопроса, которые приводит на своём сайте Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
50% опрошенных отнеслись к такой инициативе, мягко говоря, без энтузиазма. В основном это москвичи и петербуржцы (64%). Жители обеих столиц высказались однозначно против амнистирования нелегалов. Ключевой тезис противников данной идеи — нехватка рабочих мест для коренного населения (26%). Респонденты в этой группе склонны считать, что мигрантов слишком много (15%), их всех нужно выгнать из России (14%), а также что миграция рассадник преступности (12%).
Положительно оценили идею «амнистии» лишь 24% опрошенных и то, в основном, в провинции.
Согласно официальной статистике, в России сейчас легально проживает 11 млн. мигрантов, ещё около 3 млн. находятся в стране нелегально, и часть из них хотели бы здесь остаться. Сейчас властями предлагаются различные варианты решения этого вопроса, в том числе миграционная амнистия — она позволит вывести «из тени» приезжих, незаконно работающих в нашей стране, однако коренное население России выступает категорически против этой идеи.
Здесь стоит заметить, что отношение россиян к мигрантам и кавказцам – это всё же две разные вещи. Если говорить о мигрантах, то их засилье в сфере обслуживания, строительства, рыночной торговли хоть и вызывает раздражение у коренного населения, но это чувство связано в первую очередь с естественным желанием местных жителей видеть в этой сфере людей, близких себе по духу и менталитету. Никакой же особенной неприязни у русских к ним нет, её провоцируют разве что нарочито показательно проводимые праздники, наподобие Курбан-байрама, когда мусульмане целенаправленно и в массовом количестве свозятся в центр столицы.
Совсем иное дело — кавказцы. Здесь на первый план выходит криминальная составляющая и их дерзкое поведение в русских городах. Рост межнациональной напряженности в России происходит в основном за счёт кавказского сегмента миграции на фоне общего роста числа мигрантов в нашей стране. Предлагаемая же амнистия не делает никаких различий в этом вопросе, и лишь закрепляет нынешнее положение дел, что скорее всего приведёт к новому витку напряжённости в России. Тем более, что проблема кавказцев — это вопрос не только внешней, но и внутренней политики властей (у нас ведь немало и своих кавказцев), а как показывает опыт, никакие амнистии тут не помогут.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти преподобного Иосифа Волоцкого, генерал-лейтенанта Я.П.Бакланова и графа Н.Н.Муравьева-Амурского
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 14 ноября 1440 года (по другим данным — 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению.
За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание».
В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по Русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы.
Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей, так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия — великую книгу «Просветитель».
Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: «русская земля ныне благочестием всех одоле». Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Взгляды иосифлян на значение монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники — сепаратисты старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о «нестяжании» — отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Как видно из «Устава» святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий «твое-мое» был положен в его основу. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил и святой Макарий, архиепископ Вассиан Ростовский, епископы Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской.
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.
Также сегодня день памяти военачальника Донского казачьего войска, генерал-лейтенанта Якова Петровича Бакланова, скончавшегося в 1873 году.
Он родился 15 марта 1808 г. в станице Гугнинская (15 верст от Цимлянска) в семье хорунжего. В три года юный казак уже ездил на коне по двору, в пять скакал по улице. Уже в подростковом возрасте он имел славу одного из лучших наездников и стрелков, став к 15 годам урядником Донского казачьего полка. Бакланов принимал участие в Русско-турецкой войне 1828−1829 гг. в составе полка, которым командовал его отец. В боях Бакланов показал себя столь храбрым и дерзким, что за излишнюю пылкость отец не раз собственноручно «дубасил по спине нагайкой», как признавался Яков Петрович впоследствии. За отличия при штурме Браилова и в бою под Кулевчой был награжден орденом Св. Анны 4 степени, а при взятии городов Месемирия и Ахиолло — орденом Св. Анны 3 степени.
В 1831—1841 гг. Бакланов служил в составе казачьих полков на Кубанской линии и на Дону, затем четыре года служил в Польше. Участвовал он и в Кавказской войне, командуя 20-м, а затем 17-м казачьими полками. На Кавказе прошли самые жаркие годы его военной жизни, принесшие ему славу «грозного Боклю», как называли Бакланова горцы. За мужество в бою у аула Бейк-Которо отважный офицер был награжден Золотым оружием, а за захват укрепления на реке Мичик — орденом Св. Георгия 4 степени. За доблестные действия при прорыве сильного заслона горцев у Гойтемировских ворот командир казачьего полка получил полковничий чин (1850 г.).
В трудные минуты боевой обстановки Бакланов с шашкой в руках первый бросался на своем коне вперед. Его шашка «разваливала» врага от темени до седла. Он был непримиримо строг и безжалостен к трусам и говорил обычно оплошавшему казаку, показывая огромный кулак: «Еще раз струсишь, видишь этот мой кулак? Так я тебя этим самым кулаком и размозжу!» Зато за храбрость поощрял всячески и по возможности берег своих подчиненных. За строгий нрав, отвагу, могучее здоровье его называли «Ермаком Тимофеевичем». Для горцев же «Боклю» («лев») был «шайтаном», «дьяволом». Считалось, что его можно убить только серебряной пулей, стреляли в него и такими, но и они не брали казака. Его рябое и заросшее волосами лицо, большой нос, громадная папаха усиливали производимый им устрашающий эффект. Помимо этого, Бакланов наводил ужас на горцев черным шелковым полотнищем с вышитой на нем мертвой головой (черепом) и двумя скрещенными под нею костями. С этим символом, получившим вскоре на Кавказе название «Баклановского значка», Яков Петрович не расставался до конца жизни.
Когда весной 1850 г. истек срок пребывания полка Бакланова на кавказской службе, главнокомандующий Воронцов писал военному министру в Петербург: «Передайте, дорогой князь, Государю, что я умоляю его оставить нам Бакланова». По указанию Императора Николая I военный министр А.И.Чернышев вынужден был удовлетворить просьбу кавказского наместника.
В 1851 г. Бакланов был вызван в крепость Грозную для участия в чеченской экспедиции под руководством князя А.Барятинского. Якову Петровичу было поручено командовать всей конницей отряда, и за свои блестящие действия в экспедиции он получил новую награду — орден святого Владимира 3-й степени.
В 1853—1855 гг. Бакланов был назначен начальником кавалерии левого фланга Кавказской линии, а 1857−1860 гг. стал походным атаманом донских казачьих полков на Кавказе. В 1861 г. Бакланов был назначен окружным генералом 2-го округа Донского казачьего войска, а в 1863 г. направлен в Вильно, где генерал от инфантерии М. Муравьев собирал войска для похода на мятежную Польшу. Вопреки страшной молве, сопровождавшей его имя в Польше, Бакланов действовал хотя и сурово, но без жестокости, отмечая, что был «прислан сюда не мстить, а умиротворять». За польскую кампанию Бакланов получил свою последнюю награду — орден святого Владимира 2-й степени.
Из-за болезни печени Бакланов зимой 1864 г. уехал на Дон отдыхать и лечиться. Позже переехав в Петербург, написал воспоминания «Моя боевая жизнь». В 1873 г. после тяжелой и продолжительной болезни он умер в бедности и был похоронен на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря за счет Донского казачьего войска. Пять лет спустя его могилу украсил памятник, созданный на добровольные пожертвования и изображавший скалу, на которую брошены бурка и папаха, из-под папахи выдвинут черный «Баклановский значок». В 1911 г. прах Якова Петровича был торжественно перезахоронен в усыпальнице Вознесенского собора Новочеркасска, рядом с могилами других героев Дона — М. Платова, В. Орлова-Денисова, И.Ефремова.
Имя Бакланова стоит в ряду тех российских генералов, которые вышли из низших и средних слоев общества, не дослужились до самых высших военных чинов и отличий, но благодаря своей воинской доблести и яркости личности были широко известны и любимы в Русской армии и народе.
Сегодня мы также вспоминаем видного русского государственного деятеля и дипломата графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, скончавшегося 18 октября 1881 года.
Он родился 11 августа 1809 г. в Санкт-Петербурге в старинной дворянской семье. Получив основательное образование дома, в частном пансионе и в Пажеском корпусе, в 1827 г. Муравьев поступил на военную службу. За участие в Русско-турецкой войне 1828−1829 гг., он получил золотую шпагу с надписью «За отвагу»; в 1831 г. был в числе усмирителей польского восстания. В 1833 г. он вышел в отставку по состоянию здоровья, но уже в 1838 г. снова вернулся в армию. Служил на Кавказе, был ранен. В качестве начальника Черноморской береговой линии Муравьев много сделал для укрепления побережья. Произведенный в 1841 г. в генерал-майоры из-за болезни был вынужден покинуть армию навсегда.
В 1846 г. Муравьева назначили тульским военным и гражданским губернатором. Уже тогда он обратился с адресом к Императору Николаю I, предложив отменить крепостную зависимость крестьян. В 1847—1861 гг. Муравьев занимал пост генерал-губернатора Восточной Сибири. В этой должности он проводил активную политику освоения и изучения восточно-сибирских земель, оказал содействие Г. И.Невельскому в его исследованиях устья Амура и открытии России свободного пути к Тихому океану. В 1858—1860 гг., благодаря решительности Муравьева, осуществлявшего хозяйственное освоение и фактическое занятие Уссурийского края военными силами, удалось подготовить почву для подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров, по которым территория, находившаяся в совместном владении России и Китая, вошла в состав Российской Империи. В 1858 г. Муравьев получил за свои заслуги перед Отечеством титул графа и приставку к фамилии «Амурский». В 1861 г. граф вышел в отставку и был назначен членом Государственного Совета.
Русская линия