Русская линия
<< Полная сводка новостей от 1 октября 2012 >>

Патриарх Кирилл: Попытки сломать традицию ставят нацию на грань духовной катастрофы
Предстоятель РПЦ возглавил церемонию открытия XVI Всемирного русского народного собора"Рубежи истории — рубежи России"

Патриарх Кирилл на заседании ВРНС

1 октября 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XVI Всемирный русский народный собор «Рубежи истории — рубежи России». Церемонию открытия и первое планарное заседание возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Патриархия.Ru.

Среди участников Собора — иерархи и духовенство Русской Православной Церкви, представители традиционных религий — ислама, буддизма, иудаизма. В мероприятиях Всемирного русского народного собора принимают участие руководители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представители научного и бизнес-сообщества, военнослужащие, сотрудники силовых структур, казаки, преподаватели и студенты государственных образовательных учреждений.

После пения молитвы «Царю Небесный» заместитель главы ВРНС В.Н. Ганичев произнес вступительное слово и объявил XVI Всемирный русский народный собор открытым. Прозвучал государственный гимн Российской Федерации.

Открывая собор, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с докторской речью в связи с присуждением звания почетного доктора МГУ. Он рассказал о важности правильного понимания истории, о фундаменте традиции духовного и культурного преемства, о взаимодействии Церкви и государства, о власти государственной и власти церковной. «Сегодня одна из проблем нашей общественной жизни — это отсутствие образа будущего. Люди охотно выражают свое недовольство настоящим, но им гораздо труднее сформулировать, куда они хотели бы прийти от нынешнего состояния дел, какую страну хотели бы построить, — сказал Святейший. — Известный афоризм гласит: понимание того, куда нам надо идти, проистекает от знания того, откуда мы пришли в данную точку. Только так путь человека или нации обретает шанс оказаться похожим на вектор, а не на сложную ломаную кривую. Иными словами, достойное будущее может быть создано только на прочном историческом фундаменте, и в этом смысле история — это не только наука о прошлом. Это что-то более важное, потому что без знания истории, без осознания того, что есть исторический фундамент бытия, невозможно возводить здание».

«Попытки разрушить всё до основания, в том числе сломать традицию, а потом на этих обломках строить новый мир, не приводят ни к чему хорошему и ставят нацию на грань духовной катастрофы. Свидетельство тому — история России XX века. Поэтому так важно, что сегодня мы обращаем наши взоры к истокам российской государственности».

Как отметил Патриарх, «задача государства — опираясь на Богом данный нравственный закон, таким образом интерпретировать его в соответствии с местом, временем, культурой, чтобы нравственное начало через действие законодательства укреплялось в жизни личности и общества». Однако, как показывает история ХХ века, «как любое человеческое общество в этом падшем мире, государство может удаляться от своего предназначения». «Сталкиваясь с неправдой и грехом, Церковь может выступить с обличением, в том числе и правителей, когда они изменяют своему долгу, — считает Святейший. — Примером такого обличения может служить святитель Филипп Московский, выступивший против неправосудия царя Иоанна Грозного. Люди, наделенные властью, сталкиваются с особыми соблазнами и нуждаются в особом пастырском попечении».

«Церковь и государство — разные установления. Церковь есть добровольное сообщество, которое обращается к своим членам с пастырским словом, рассчитывая на их добровольное послушание. Государство объемлет всех жителей страны, имея власть принуждать к исполнению своих законов, в том числе и силой. Церковь не стремится к государственной власти, не собирается усваивать себе государственных функций. Более того, она не стремится к государственному статусу, которым обладают Церкви большинства в ряде европейских стран. Требовать от Церкви, чтобы она „не сливалась с государством“ — значит ломиться в открытую дверь».

«Церковь не формирует органы государственного управления и не издает государственных законов. Она формирует души людей, призванных к братскому служению друг другу и общему благу. Она утверждает непреложность нравственного закона, на котором только и может быть воздвигнуто справедливое общество и государство», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Затем руководитель Администрации Президента РФ С.Б. Иванов огласил приветствие Президента РФ В.В. Путина и поделился своими мыслями по теме Собора.

Участников Собора приветствовала председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко.

Затем состоялось выступление министра культуры РФ В.Р. Мединского с оглашением приветствия председателя Правительства РФ Д.А. Медведева.

С докладами на первом пленарном заседании Собора также выступили Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов и декан исторического факультета МГУ С.П. Карпов.

В ходе второго пленарного заседания В.Н. Ганичев огласил приветствия председателя Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкина и министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова. Руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх зачитал приветствие мэра столицы С.С. Собянина.

В программу Собора входят пленарные заседания, а также работа в секциях и конференциях по темам:

 — Современная литература в контексте отечественной истории;

 — Преподобный Сергий — объединитель русских земель;

 — История России — история отчизнолюбия. Проблемы патриотизма в современной Росси;

 — Женская святость на Руси: прошлое и настоящее;

 — Н.Я. Данилевский — основоположник цивилизационного метода в исследовании истории; – Роль культурно-духовных традиций в социальной сплоченности общества;

 — Духовный подвиг святых равноапостольных Константина и Елены — начало и торжество христианского мира в истории человечества;

 — Фантастическая литература и компьютерные игры как средства патриотического воспитания;

 — Ожившая история: взгляд в будущее.

Русская линия

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Патриотические инициативы для будущего страны очень важны»
Глава Синодального отдела выступил на учредительном съезде Добровольческого движения в поддержку армии и флота

Протоиерей Всеволод Чаплин

«Рождающиеся сегодня как в форме политических партий, так и в форме общественных движений патриотические инициативы для будущего страны очень важны», — заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в субботу на учредительном съезде Добровольческого движения особого назначения в поддержку армии и флота.

По мнению священника, сегодня есть определенный разрыв между тем, что думает и о чем говорит большинство народа, «и тем, что мы видим на выходе в информационном пространстве и отчасти, к сожалению, в пространстве диалога между властью и народом».

«За мнение народа выдается часто набор суждений достаточно узких групп, которые иногда плохо себе представляют, что реально думает большинство населения страны, а иногда хорошо себе представляют, но тем не менее считают, что это суждение основного населения страны можно проигнорировать, можно считать его недостаточно серьезным или можно как-то изменить», — цитирует о. Всеволода Интерфакс.

Как считает представитель Церкви, сегодня одна из важнейших задач российских патриотических сил — в том, чтобы донести волю людей до власть имущих и до тех каналов, которые транслируют через СМИ, культуру то, что думают люди о себе, о будущем страны, то, как они хотят видеть это самое будущее.

Для этого, продолжил отец Всеволод, очень важно иметь как можно больше активных спикеров, уметь представить остро, ярко, продуманно мысли, которые свойственны большинству народа, на уровне научных разработок, политических программ, яркого дискурса.

Он указал на то, что, с точки зрения православного человека, разделение общества на различные противостоящие друг другу, конкурирующие группы, в том числе политические, — «это не очень нравственно оправданное явление», поскольку общество должно быть единым «так же, как едиными будут все вокруг одного Бога в Царствии Небесном».

Но если реальность такова, что политическая система предполагает наличие партий, то последние, по словам отца Всеволода, должны адекватно выражать интересы людей, «чувствовать глубинные интуиции людей, которые связаны с их моделью будущего, видением исторического пути нашей страны» и эти настроения выражать в конкретных лозунгах и действиях.

Как отметил он, сегодня есть ряд СМИ, экспертных групп в стране, которые пытаются «застолбить за собой право делать анализ происходящего в стране и рисовать перед нами структуру будущего». Священник отметил, что они стремятся выразить не волю народа, а собственную волю, собственный проект, «чтобы им было лучше и больше никому».

Он убежден, что стоит обнести эту среду «информационным и нравственным частоколом, сказав, что эти люди представляют только себя». Священнослужитель заявил, что эти группы уже зарекомендовали себя за последние 20 лет, предложив рецепты, «приведшие к катастрофическим последствиям для страны», и сегодня они пытаются «опрокинуть существующую в стране общественную систему, не предлагая никакой яркой программы взамен».

Он призвал сделать так, чтобы «никто не выбирал от нашего имени наш исторический путь, чтобы мы делали это сами на благо страны, народа и будущих поколений жителей России».

Русская линия

Владимир Легойда: «Церковь искренне желает раскаяния совершивших осквернение святого места»
Глава Синодального отдела дал официальный комментарий в связи с рассмотрением дела об осквернении Храма Христа Спасителя в кассационном порядке

Владимир Легойда«Русская Православная Церковь высказала свою оценку решения по делу об осквернении Храма Христа Спасителя, принятого судом первой инстанции, в соответствующем Заявлении Высшего Церковного Совета», — заявил Владимир Легойда в официальном комментарии, опубликованном на сайте СИНФО.

«Ещё раз повторяем, что подобные деяния, посягающие на чувства верующих, заслуживают осуждения и не могут оставаться безнаказанными, чем бы их ни пытались оправдать. Такую позицию занимает и подавляющее большинство наших сограждан», — подчеркнул глава Синодального информационного отдела.

«В то же время, Церковь искренне желает раскаяния совершивших осквернение святого места, будучи убеждена, что это принесет пользу их душам, — продолжил В.Легойда. — И поскольку цель наказания — исправление, то, в случае если какие-то слова осужденных будут свидетельствовать о раскаянии, о переосмыслении ими содеянного, хотелось бы, чтобы это не было оставлено без внимания, и преступившие закон обрели возможность встать на путь исправления».

Напомним, что Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви в середине августа выступил с официальным заявлением, в котором отражена позиция Церкви относительно кощунственного акта в Храме Христа Спасителя и вынесенного судебного решения.

«То, что произошло, есть богохульство и кощунство, сознательное и намеренное оскорбление святыни, проявление грубой враждебности к миллионам людей и их чувствам, — говорилось в заявлении ВЦС. — Поэтому никак нельзя согласиться с попытками представить происшедшее в храме как молитву, совершенную в нетрадиционной форме. К сожалению, эти попытки дезориентировали многих людей, в том числе отдельных членов Церкви, пребывающих в неведении относительного того, какие кощунственные и мерзкие слова были произнесены на амвоне Храма Христа Спасителя. Бесчинство в храме стало продолжением глубоко безнравственных публичных акций, ранее совершенных теми же лицами и их соратниками и оставшихся безнаказанными».

Высший церковный совет напомнил, что богохульство есть тяжкий грех, и «православный христианин не может ни участвовать в богохульстве, ни одобрять его, ни прямо или косвенно его поддерживать».

«Сохранение устоев общества немыслимо без уважения к памяти павших за Отечество. Кощунственные действия, совершенные в храме, воздвигнутом в память русских воинов 1812 года, являются особенно вызывающими в период празднования двухсотлетия их подвига. Недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками — задача государства, уважающего своих граждан. Созданный судебный прецедент должен предотвратить повторение подобных действий в будущем», — уверены в Русской Православной Церкви.

Обращаясь к людям, религиозные и национальные чувства которых были глубоко оскорблены как самим актом кощунства, так и последовавшей за ним пропагандистской кампанией, Церковь призывала воздержаться от «любых попыток мести, от любых незаконных, тем более насильственных деяний, в то же время благословляя мирные гражданские действия, направленные на ограждение православного народа и его святынь от вражды и кощунства».

Русская линия

Епископ Гатчинский Амвросий: Введение ОПК в петербургских школах сопровождалось многочисленными нарушениями
В Санкт-Петербурге прошло второе собрание епархиальной коллегии по религиозному образованию и катехизации

28 сентября 2012 года в Синем зале епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии состоялось второе собрание епархиальной коллегии по религиозному образованию и катехизации, сообщает сайт Петербургской митрополии. В мероприятии приняли участие председатель епархиального отдела религиозного образования, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, вице-губернатор Санкт-Петербурга В.Н. Кичеджи, начальник отдела по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга В.Г. Иванов, заместитель председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга Ю.В. Соляников, руководители и педагоги православных учебных заведений.

В начале заседания было оглашено обращение председателя Отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия.

Епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков)

Как сообщил епископ Амвросий, в настоящий момент в школах северной столицы проводится повторный опрос родителей для выявления тех, чье желание по выбору того или иного модуля курса «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) не было удовлетворено.

«Известно, что в процессе подготовки к введению ОРКиСЭ в школах Санкт-Петербурга руководством школ допускались нарушения права родителей на свободный выбор модуля, результатом чего стал низкий процент выбора „Основ православной культуры“ в Санкт-Петербурге, — сказал, в частности, архиерей. — Важно помнить, что участие религиозных конфессий, в том числе Православной Церкви, в процессе подготовки к введению данного курса и в дальнейшем курировании процесса преподавания в сотрудничестве со светской образовательной системой предусмотрено законодательством и нормативными документами Министерства образования и является одним из условий этого государственного проекта».

В соответствии с рекомендациями Синодального отдела религиозного образования и по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира с февраля 2012 года была начата работа по заключению соглашений о сотрудничестве между руководством благочиний и администрациями районов, в том числе, по вопросам преподавания ОРКиСЭ и ОПК. Епископ Амвросий акцентировал внимание на том факте, «что данная инициатива была полностью поддержана в 15-ти из 18-ти районов Ленинградской области, и только в 5-ти из 18-ти районов Санкт-Петербурга. Большинство районных администраций Санкт-Петербурга ответили, что не имеют полномочий на заключение подобного соглашения, хотя никаких законодательных препятствий для заключения такого рода соглашений нет». В связи с этим, архиерей обратился к присутствующим на собрании коллегии представителям власти Петербурга с просьбой поддержать инициативу епархии в этом вопросе и провести в районных администрациях работу по разъяснению важности заключения подобного рода соглашений, с учетом положительного опыта Ленинградской области и других регионов России по данному вопросу.

В свою очередь вице-губернатор В.Н. Кичеджи сказал: «Я хочу рассеять все те мифы, которые, может, кто-то специально придумывает. Понятно, что у нас город многоконфессиональный, и мы оказываем поддержку всем религиозным организациям. Но я никогда не скрывал, не скрываю и не собираюсь скрывать, что я человек православный, я каждое воскресенье хожу в храм и в своей жизни стараюсь следовать христианским принципам, тем, которым меня научили родители. У нас с владыкой Амвросием очень хороший диалог, и я прислушиваюсь к тому, что он говорит, советует».

Вице-губернатор зачитал доклад о действиях, которые предпринимаются в целях организации взаимодействия между государством и Церковью в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования. В.Н. Кичеджи сообщил, что в сентябре этого года было завершено формирования нового состава межведомственного координационного совета по изучению курса ОРКиСЭ, в который вошли представители четырех основных конфессий, а также органов власти и общественных организаций, ученые и педагоги.

Русская линия

«Долой иго мертвеца!»
Всероссийский оргкомитет «За вынос Ленина!» начал подготовку массового народного шествия за вынос «сатанинской мумии»

В.И. Ленин в Горках. Фото с сайта Фонда *Возвращение*

27 сентября 2012 года, праздник Крестовоздвижения, в Москве состоялось третье совещание Всероссийского оргкомитета «За вынос Ленина!», в ходе которого было объявлено о начале подготовки массового народного шествия, посвященному 400-летию освобождения от польско-литовского ига во главе с Мининым и Пожарским, и 200-летию разгрома наполеоновских полчищ, сообщает официальный сайт оргкомитета.

В начале заседания перед участниками оргкомитета с пастырским словом выступил известный православный священник о. Сергий (Рыбко). В своем выступлении о. Сергий отметил всю духовную важность борьбы с мумией Ленина и с дьявольским оккультизмом большевиков. Крылатой фразой стало заявление православного миссионера: «Тут нет политики, это начало Крестового похода против сатанинских сил, окутавших нашу Родину!».

Бурными аплодисментами участники оргкомитета встретили слова пастыря. О. Сергий высказал уверенность в том, что в ближайшее время состоится встреча представителей оргкомитета с известными православными рок-музыкантами (Константином Кинчевым и другими), а также с руководителями молодежных движений. «Они все за вынос мумии Ленина и присоединятся к нам», — уверен отец игумен.

На заседании были заслушаны доклады о проведенной информационной, аналитической и подготовительной деятельности за первый месяц деятельности оргкомитета. Подведены итоги взаимодействия с Церковью, органами власти, политическими и духовными деятелями России, Украины, Сербии. Был проведен подробный анализ противодействия богоборческих структур деятельности оргкомитета.

Председатель собрания Налимов Михаил подвел итог и объявил о завершении первого этапа деятельности, который заключался в донесении информации до широких масс населения всей важности выноса мумии Ленина из Мавзолея и те губительные, духовные, политические, общественные, социальные и экономические последствия нахождения мумии Ленина в Мавзолее для русского народа.

На заседании было объявлено о переходе ко второму этапу деятельности по выносу мумии Ленина — началу уличных акций! После жаркой и энергичной дискуссии было принято единогласное решение: Всероссийский оргкомитет «За вынос Ленина!» приступает к подготовке массового народного шествия. Шествие состоится в День Казанской иконы Богородицы 4 ноября 2012 года и пройдёт на основе Русского марша 2012. Основной лозунг шествия — «Долой иго мертвеца!» Участники выйдут с требованием к власти освободить Москву от сатанинской мумии Ленина!

«В шествии примут участие все слои общества от домохозяйки до бизнесмена. Неважно, кто ты: православный, атеист или язычник. Если ты за свободу от ига мертвеца и за вынос мумии Ленина, значит, ты с нами, и мы ждём тебя на народном шествии. По всем социологическим опросам, это 70% жителей России», — отметили в оргкомитете.

Напомним, что в оргкомитет «За вынос Ленина!» входят представители нескольких десятков общественных организаций и движений России, выступающих за уничтожение мавзолея на Красной площади. В своём участии в движении заявляли представители Союз православных Братств, Союз Православных Хоругвеносцев, Уральского казачьего войска, «Бородино — 2012», «Монархической Имперской Лиги», «Радонежа», Движения «За Святую Русь», «Объединенной православной молодежи (ОПМ)», Звенигородского казачьего округа, Казачьего Яицкого Братства, Калужского Отделения Императорского Палестинского Общества, НПФ «Память», Русского Имперского Движения (РИД) и многих других.

Официальный сайт всероссийского оргкомитета «За вынос Ленина!"-www.netlenin.ru.

Русская линия

Дагестанцы отрыли стрельбу в центре Москвы
Стрельба велась из свадебного кортежа — ОМОН сумел задержать кавказцев лишь на подступах к Кремлю

В воскресенье на углу Тверской улицы с Моховой в самом центре Москвы полиция при помощи ОМОНа задержала девять автомобилей из свадебного кортежа, из которого велась стрельба. 15 выходцев c Северного Кавказа были доставлены в отдел ОМВД Тверской, однако после уплаты 100 рублей штрафа выпущены на свободу, сообщает газета «Взгляд».

Стрельба из свадебного кортежа

Ранее в пресс-службе ГУ МВД России по Москве «Интерфаксу» сообщили, что полиция блокировала в центре столицы свадебный кортеж, участники которого открыли стрельбу. Украшенные лентами машины двигались по Ленинградскому проспекту в сторону Тверской на небольшой скорости. Один из очевидцев происходящего вызвал полицию, когда услышал звуки выстрелов.

Сотрудники ГИБДД попытались остановить колонну, однако водители не подчинились, поэтому автоинспекторы вызвали ОМОН, при помощи которого машины с участниками свадьбы удалось прижать к тротуару и остановить уже в районе Моховой улицы.

После задержания полиция обратилась с просьбой к возможным свидетелям или пострадавшим в результате этой стрельбы.

«Мы просим граждан, которые стали свидетелями или пострадали в результате стрельбы из травматического оружия, которую устроили в центре Москвы участники свадебного кортежа, обращаться в полицию», — сказал сотрудник пресс-службы ГУ. Он отметил, что информацию можно оставить по телефону «02», для написания заявления можно прийти в любой отдел полиции Москвы.

Ближе к вечеру полиция составила административные протоколы в отношении всех задержанных. Как сообщили в пресс-службе столичного главка МВД, на них «составлены административные протоколы по статье 12.20 КоАП (за нарушение правил пользования звуковыми сигналами), ещё несколько протоколов составлены за использование тонировки».

Также был составлен административный протокол по статье 20.8 за нарушение правил использования травматического оружия. «Материалы в отношение устроившего стрельбу будут переданы в суд для принятия решения о лишении права на владение оружием», — сообщили в пресс-службе.

Портал LifeNews уточняет, что жених и невеста, а также гости свадьбы — уроженцы Дагестана, а в составе кортежа были Mercedes, Lexus, BMW, Porsche Cayenne, Nissan, Kia и Land Cruiser. Молодожены ехали на Ferrari со смоленскими номерами.

Сам молодожен — Артур Алибеков — рассказал в видеоинтервью: «Не знаю, за что нас задержали. Кому-то не понравилось, как мы ехали. Я удивляюсь резонансу! Москва — город большой. Только мы на своем пути три свадьбы встретили. Возможно, нас с кем-то перепутали!» В свою очередь родственница молодожена Фатима признала, что в Дагестане на свадьбах традиционно стреляют в воздух, потому что это «важное событие». «Гости стреляли, чтобы просто отпраздновать свадьбу», — рассказала она.

Новость о кортеже вызвала бурное обсуждение в Сети. Пользователи считают этот случай «возмутительным», «свидетельствующим о непомерной степени ощущения собственного превосходства над окружающими». «Чувство это, безусловно, ошибочное. Правда, стрелки этого пока, видимо, не поняли. Поэтому надо им объяснить это как можно более доходчиво», — отмечают блогеры.

Напомним, что аналогичный случай произошел в октябре прошлого года, когда в центре Черкесска из свадебного кортежа — также из травматического оружия — была открыта стрельба. Тогда были ранены двое пассажиров троллейбуса. По одной из версий, стрелявшие гости были пьяны, по другой — троллейбус помешал движению кортежа.

Русская линия

Павел Астахов: Финская система «защиты» детей работает на разрушение семьи
Уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка прокомментировал последние «достижения» финского правосудия

Павел Астахов

Уполномоченный при Президенте России по правам детей Павел Астахов считает, что Финляндию стоит объявить опасной для жизни российских семей с детьми, если власти этой страны откажутся от переговоров по вопросам защиты детей.

По мнению омбудсмена, финская система защиты детей в последнее время все чаще используется для разрушения семьи. «Дети изымаются без суда по первому подозрению. Трагедии семьи Салонен, Рантала, Завгородних множатся в Финляндии из-за крайне агрессивных и нецивилизованных действий финских соцслужб. Россия всегда предлагает сотрудничество и взаимопомощь финским властям по детям. В ответ — постоянные отказы от Соглашений, переговоров. Мы должны найти способ убедить финские власти в необходимости диалога с Россией по вопросам защиты детей. При отказе от переговоров и диалога Финляндию следует объявить страной опасной для жизни иностранных (российских) семей с детьми», — написал Астахов в своем микроблоге в Twitter.

Как уже сообщала РЛ, сотрудники социальной службы Финляндии забрали четырех детей у россиянки Анастасии Завгородней, живущей в финском городе Вантаа, по подозрению в насилии над ними. По словам финского правозащитника Йохана Бекмана, детей изъяли из-за того, что шестилетняя дочка Вероника сказала в школе, что «папа хлопнул ее по попе». По его словам, учительница Вероники заявила социальной службе об якобы имевшем место избиении детей.

Три недели назад финская полиция забрала Веронику и двухлетних двойняшек, а в пятницу у россиянки забрали новорожденную дочь, которой исполнилась всего неделя. Всех детей поместили в соцприют.

Омбудсмен отметил, что говорил с Завгородней относительно ситуации с ее детьми. «Всех детей определили в приют, а потом в приемную семью. Новорожденного не дают кормить грудью, мать не пускают», — добавил Астахов.

Напомним, что подобные ситуации с детьми часто возникают в Финляндии после вступления в действие в середине 2008 года нового закона, руководствуясь которым ребенка сначала изымают из семьи, а потом разбираются с ситуацией. Чаще в сложной ситуации оказывались смешанные российско-финские семьи — семья Рантала, Салонен, Путконен.

Русская линия

Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Илариона Оптинского и вспоминаем протоиерея Михаила Митроцкого

Преподобный Иларион ОптинскийПреподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарёв) родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье Никиты и Евфимии Пономарёвых. Всё детство и юность его прошли в родительском доме в Новохопёрском уезде Воронежской губернии. Родион в детстве был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом ещё и неловким, он редко играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле. Мать Родиона предрекала отроку с семилетнего возраста монашество. Он ещё с детства чувствовал в себе стремление стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской жизни.

В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством в город Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Церкви и отечески назидал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей артели.

В Саратове под покровительством епископа Иакова Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия. Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить всё и последовать Христу. Ещё не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837-го и весь 1838 годы проводит в поездках по замечательнейшим монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет, — старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии.

В то время в монастыре пребывали блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с келией бывшего валаамского игумена отца Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у преподобного Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 года преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя спасительный крест послушничества, возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нёс как келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пёк хлебы, занимался на пасеке уходом за пчёлами.

В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании. Приняв от своего старца это послушание, преподобный старец Иларион нёс его до последнего дня жизни.

С 8 апреля 1863 года, на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжёлой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого приезжавшего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к Матери-Церкви.

Верность и любовь к Милосердному Спасителю Господу Иисусу Христу, самоотверженное следование по пути евангельских заповедей Его сделали сердце смиренного старца вместилищем многих даров Духа Святого, которые в изобилии изливались на прибегавших к его помощи. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но всё это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.

В 1870 году здоровье старца ухудшилось, но несмотря на это он посещал все богослужения. 4 марта 1872 года, в субботу Великого поста, старец служил последнюю литургию. В воскресенье 5 марта старец слёг окончательно, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион. За четыре недели преподобный предсказал день своей кончины. Наконец 18 сентября/1 октября 1873 года, причастившись Святых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра в полном сознании и памяти. Видевшие преподобного Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.

Протоиерей Михаил Владимирович МитроцкийСегодня день памяти активного участника монархического движения, депутата IV Государственной Думы протоиерея Михаила Владимировича Митроцкого, принявшего мученическую кончину в 1937 г. Он родился 11 августа 1883 г., окончил Холмскую духовную семинарию и в 1908 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил законоучителем гимназии, Киевским епархиальным миссионером. Был членом Союза Русского Народа, в 1910 г. избран членом Совета Киевского губернского отдела СРН. В 1912 г. избран депутатом 4-й Государственной Думы от Киевской губернии, стал членом фракции русских националистов, в Думе выступал в защиту прав Русской Православной Церкви и национальных интересов русского народа. Придерживался взглядов, согласно которым единение православного духовенства и патриотически настроенных мирян, т. е. черносотенцев является не преступлением духовенства, а добросовестным исполнением им гражданского долга. Митроцкий был борцом за народную трезвость, редактировал ежемесячный журнал «Отрезвление», издававшийся в Петербурге в 1914 г. В годы Первой мировой войны священник лазарета Госдумы, работавшего на фронте. После раскола фракции русских националистов в августе 1915 г. остался в право-консервативной её части под председательством П.Н.Балашева. Митроцкий был автором представленной Императору Николаю II записки от «православных русских кругов г. Киева» (январь 1917 г.), охарактеризованной Государем как «достойной внимания». В Записке обращалось внимание на преступную антигосударственную деятельность большинства Думы, т. е. Прогрессивного блока, земских и городских союзов, еврейства и «интернациональной прессы», разрушающих престиж власти и Церкви и толкающих страну к революции. «Во имя блага отечества, во имя победы над врагом» Митроцкий просил Государя «поставить Государственную Думу на указанное ей основными законами место» или «по причине её абсолютного нежелания работать в условиях существующего государственного строя» вовсе распустить Думу.

После революции служил в сане протоиерея в Петрограде, преподавал в Петроградском Богословском институте (ПБИ), одновременно руководил миссионерским кружком, после закрытия ПБИ преподавал на Высших богословских курсах. В 1927 г. арестован, узник Соловецкого лагеря (1927−1930). В лагере работал конторщиком (подшивал бумаги). По воспоминаниям писателя О.В. Волкова, отбывавшего заключение в том же лагере, о. Митроцкий являлся на Соловках человеком почти легендарным. «Ни десятилетний срок, ни пройденные испытания не отучили отца Михаила радоваться жизни. Эта его расположенность — видеть её доброе начало — передавалась и его собеседникам: возле него жизнь и впрямь казалась светлее». Удивлял заключенных своим смирением, по-детски непосредственной верой. «Думаю, настало время, — говорил о. Михаил, — когда Русской Православной Церкви нужны исповедники. Через них она очистится и прославится. В этом Промысл Божий. Ниспосланное испытание укрепит веру. Слабые и малодушные отпадут. Зато те, кто останется, будут её опорой, какой были мученики первых веков». 31 декабря 1929 г. перевезён из Соловецкого лагеря в Ленинград для дополнительного дознания о его «контрреволюционной деятельности» (привлечен к т.н. «делу Академии Наук»). 10 мая 1931 г. приговорён к расстрелу, заменённому 10 годами заключения, снова отправлен на Соловки. Далее сведения об о. Михаиле теряются. Известно лишь, что в 1937 г. он проживал у брата священника А.В. Митроцкого в с. Домкино Фировского района Калининской области. В августе 1937 г. был в очередной раз арестован, областная тройка УНКВД 29 сентября 1937 г. приговорила о. Михаила к расстрелу «за антисоветскую агитацию». Вскоре был расстрелян и его брат.

Русская линия


Хабаровская епархия выпустила Миссионерский богослужебный сборник для приходов и общин, не имеющих штатного духовенства

На сегодняшний день на территории Хабаровской епархии существует несколько десятков сельских приходов, которые находятся в удалении от городов или иных крупных населенных пунктов. Для их окормления не хватает священнослужителей, и, зачастую, такие приходы остаются без богослужений на длительное время. Кроме того в небольших населенных пунктах создаются новые православные общины. Именно для решения этой проблемы по благословению митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия был сформирован и издан Миссионерский богослужебный сборник для приходов и общин, не имеющих штатного духовенства: собранные воедино чинопоследования суточного круга, избранные молебны и лития, сообщает официальный сайт Приамурской митрополии. Данный сборник позволит мирянам, в промежутках между приездом священнослужителя, самостоятельно совершать богослужения по воскресным и праздничным дням, служить молебны, а так же даст возможность самостоятельно помолиться об упокоении душ родных и близких. Данный сборник станет хорошим подспорьем для миссионеров, а так же поможет людям не чувствовать себя отделенными от Церкви.

Русская линия

Председатель ОВЦС митрополит Иларион посетил Екатеринбург

В минувшие выходные уральскую столицу посетил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, сообщает «Православная газета». Визит архипастыря начался в екатеринбургском аэропорту Кольцово, где владыку встретил правящий архиерей митрополит Кирилл.

По прибытии митрополит Иларион сказал, что очень рад посетить уральскую столицу по благословению Патриарха Кирилла. «Я уже не первый раз в Екатеринбурге, но первый раз при новом митрополите владыке Кирилле», — отметил архипастырь.

В Екатеринбурге председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в сопровождении митрополита Кирилла посетил Храм-памятник-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Эта величественная уральская церковь построена на месте дома инженера Ипатьева, в подвале которого, как известно, и были убиты святые Царственные Страстотерпцы. Владыка Иларион поклонился многочисленным святыням, пребывающим в храме, а также кресту, который до отдания праздника Крестовоздвижения находится в середине храма.

После молитвы в одной из главных уральских церквей состоялась встреча митрополита Илариона с председателем правительства Свердловской области Денисом Паслером.

В этот же день владыка Иларион принял участие в заседании Совета ректоров вузов города Екатеринбурга в Уральском государственном университете. В ходе заседания прозвучал его доклад, посвященный взаимодействию Церкви со светскими высшим образованием и наукой.

Глава ОВЦС также провел встречу с преподавателями и учащимися Екатеринбургской духовной семинарии и регентской школы. Встреча состоялась в духовно-культурном центре «Патриаршее подворье» возле екатеринбургского Храма-на-Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

По завершении встречи митрополит Иларион отбыл в Москву. В аэропорту Кольцово владыку провожали митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, клирики митрополии, представители городской администрации.

Русская линия

Управляющий делами Украинской Православной Церкви встретился с заместителем генерального секретаря Совета Европы

28 сентября 2012 года во Дворце Европы архиепископ Бориспольский Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, встретился с заместителем генерального секретаря Совета Европы Габриелой Батаини-Драгони, сообщает Служба коммуникации ОВЦС. Встреча состоялась в рамках визита украинской делегации во главе с владыкой Антонием в Страсбург для участия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в богослужениях в Эшо у раки святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В составе делегации — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич и глава административного аппарата Киевской митрополии протоиерей Владимир Коцаба. На встрече в Совете Европы делегацию сопровождал представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филипп (Рябых).

В начале встречи архиепископ Антоний поздравил госпожу Драгони с назначением на высокую должность в Совете Европы и пожелал ей сил и помощи Божией на новом поприще. Он высоко оценил инициативу Совета Европы по развитию религиозного измерения межкультурного диалога. Приветствуя гостей, заместитель генерального секретаря выразила заинтересованность в установлении регулярных контактов между Советом Европы и Украинской Православной Церковью.

Во время встречи владыка Антоний подчеркнул важность защиты религиозной свободы, свободы собраний и самовыражения, о которых говорится в статьях 9, 10 и 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, сообщает сайт Представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге.

Также архиепископ Антоний отметил: «Нас верующих из Восточной Европы, переживших беспрецедентные гонения на религию, серьезно волнуют случаи запретов в Великобритании на ношение нательных крестиков, которые сейчас рассматриваются в Европейском суде по правам человека. Ранее нас встревожило решение того же Суда в отношении Италии, предписывавшее убрать распятия из всех школ в этой стране. Весьма отрадно, что во втором случае суд пересмотрел и отменил свое первое решение». Православный архипастырь подчеркнул, что христианство является неотъемлемой частью духовного и культурного наследия Европы и имеет полное право присутствовать в публичной и частной сфере европейского общества.

Он также рассказал о социальной работе, которую ведет Украинская Православная Церковь, объединяющая большинство жителей страны. В частности, владыка привел пример Киево-Печерской Лавры, которая ежедневно обеспечивает питанием до тысячи нуждающихся. Руководитель Совета Европы выразила горячую поддержку социальному служению Церкви, которое приобретает особое значение в период экономического кризиса.

Г. Батаини-Драгони была ознакомлена с миротворческими инициативами Украинской Православной Церкви, направленными на достижение согласия и стабильности в украинском обществе. Заместитель генерального секретаря Совета Европы согласилась с тем, что религиозные лидеры призваны играть особую миротворческую роль в условиях роста различных видов нетерпимости в Европе.

Архиепископ Антоний выразил надежду, что в своих документах Совет Европы будет учитывать возможность законодательной защиты моральных убеждений человека в рамках свободы совести и самовыражения: «Это касается семейных ценностей, отношений между полами, обращение с человеческой жизнью с момента зачатия и до смерти, некоторые вопросы биоэтики», — сказал иерарх.

По окончании беседы владыка Антоний преподнес заместителю генерального секретаря Совета Европы памятный подарок — вышитую икону Божией Матери «Касперовская», а также издания, посвященные православной Украине и Киево-Печерскому монастырю.

Русская линия

В Австрии впервые прошла встреча православной молодежи

В австрийской столице прошла первая в истории встреча православной молодежи. Около 500 делегатов из православных приходов Австрии и соседних стран собрались на территории студенческого городка Церковной педагогической высшей школы Вены-Кремса, передает Седмица.Ru со ссылкой на KATHweb.

Девиз встречи молодежи был взят из Евангелия от Луки — «Я говорю тебе, встань!»

Возглавил встречу управляющий Австрийской митрополией Константинопольского Патриархата, экзарх Венгрии митрополит Арсений (Кардамакис). Он объявил о том, что в следующем году также состоится подобная встреча православной молодежи. Кроме того, в Австрии будет создана организация православной молодежи.

Кардинал Кристоф Шенборн прислал письменное приветствие участникам встречи.

В рамках встречи прошли семинары, посвященные в т. ч. иконописи и церковному пению, литургике, таинствам покаяния и брака. Семинар «Мир в кризисе» был посвящен критике растущего материалистического отношения к миру. Круглый стол «Православие и экуменизм» занимался вопросами, актуальными для многих молодых православных христиан в Австрии, чьи друзья, родственники и знакомые являются членами других христианских Церквей.

Православие в Австро-Венгрии имеет давнюю историю. На территории империи издавна жили украинцы Галиции и Буковины, сербы, румыны. В начале ХХ в., когда ухудшились отношения с Россией, австрийские власти начали гонения на православных. В 1967 г. австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций.

Русская Православная Церковь представлена на территории страны Венской и Австрийской епархией. В XIX в. в Вене был возведён величественный русский Никольский собор, являющийся ныне памятником архитектуры.

На встрече были опубликованы статистические данные о Православии в Австрии. Включая около 500 тыс. верующих, Православие является 2-й по численности религиозной группой в стране.

Русская линия

Русской общине в Брюсселе передана частица мощей святителя Иоанна Шанхайского

В рамках празднования 150-летнего юбилея пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском королевстве Русская Православная Церковь Заграницей передала верующим Брюсселя частицу мощей святителя Иоанна Шанхайского, который несколько лет нёс своё архипастырское служение в этом городе, сообщает Седмица.Ru.

Эта акция стала результатом совместного обращения русских православных верующих Бельгии всех юрисдикций. В написанном по благословению архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона письме к главе РПЦЗ митрополиту Илариону в частности говорилось:

«В этом году Русская Православная Церковь празднует 150-летний юбилей своего постоянного пребывания на территории Бельгийского королевства. Это событие объединило всех русских православных Бельгии. Оно празднуется тремя юрисдикциями: Московским Патриархатом, Русской Зарубежной Церковью и Церковью Русской традиции Вселенского Патриархата.

В программу совместного празднования среди прочего запланировано издание книги «Русское Православие в Бельгии — 150 лет», где авторы различных юрисдикций пишут об истории становления русских приходов в Бельгийском королевстве. У всех у нас одно историческое прошлое, центральное место в котором занимает святитель Иоанн (Максимович), несколько лет служивший в Брюсселе.

В рамках празднования этого юбилея в Бельгии было сделано обращение к прихожанам всех русских приходов с призывом совместно заказать икону Святителя Иоанна Шанхайского для всеобщего поклонения.

В связи с этим от лица всей православной русской диаспоры Бельгии просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, выделить частицу мощей Святителя Иоанна (Максимовича), которая будет вложена в этот образ".

Передавая ковчежец с мощами святителя Иоанна в Бельгию, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл выразил пожелание, чтобы «эта икона была помещена для общего поклонения в Свято-Троицком храме Брюсселя, купленном на собранные народом деньги, как знак благословения всех православных Бельгийского королевства и, как знак всеобщего примирения чад Единой Русской Церкви во Христе Иисусе».

Русская линия

На Алтае вандалы срезали крест с памятника святым Петру и Февронии

В Бийске, втором по величине городе в Алтайском крае, вандалы осквернили бронзовый памятник святым Петру и Февронии. Как сообщили сегодня представители Русской Православной Церкви в Бийском благочинии, неизвестные срезали полуметровый крест, который держал в руках ангел, возвышающийся над фигурами двух святых.

По данному факту руководство благочиния обратилось в полицию, однако в региональном управлении МВД пока не смогли прокомментировать ситуацию, связанную с данным инцидентом.

Памятник святому благоверному князю Петру и княгине Февронии был установлен в Бийске в сентябре 2011 года. Его автор — скульптор Сергей Исаков. Монумент стал городским местом «паломничества» молодоженов, считающих муромских святых своими покровителями.

Это уже второй случай осквернения христианских символов на Алтае за последнее время. В ночь на 4 сентября в Республике Алтай был повален поклонный крест, установленный у села Топучая Шебалинского района — на месте будущей часовни в честь строителей Чуйского тракта. Происшествие вызвало широкий общественный резонанс. Уголовное дело, возбужденное по факту вандализма, взял под личный контроль глава региона Александр Бердников. 17 сентября был задержан подозреваемый в осквернении креста, ранее судимый местный житель.

Русская линия

Первый шаг на пути к ювенальной юстиции

Госдума одобрила создание в России института социального патроната. Тем самым депутаты сделали первый шаг на пути к ювенальной юстиции, превратившейся в кошмар для всей Европы. Противники закона утверждают, что лишиться родительских прав теперь рискуют и благополучные, но небогатые семьи.

Правительственный законопроект о социальном патронате прошел сегодня в Госдуме первое чтение при поддержке всех думских фракций, за исключением КПРФ, сообщает портал Эксперт.ru. Депутатам не помешали многотысячные акции протеста, которые прокатились волной по всей стране в знак протеста против будущего закона. Сто тысяч подписей граждан против внедрения в России ювенальных технологий было передано и в саму Госдуму.

Однако более убедительными парламентариям показались доводы чиновников, которые представила на заседании замминистра образования Наталья Третьяк. Она заверила, что закон, напротив, поможет укрепить российские семьи и заодно сократить число сирот, содержание которых обходится сегодня государству в круглые суммы.

Третьяк рассказала, что ранее систему патроната успели обкатать на 10 российских регионах. В итоге только в Адыгее количество лишенных родительских прав убавилось вдвое. В случае же распространения на всю страну брать под опеку будут неблагополучные семьи, причем с согласия самих родителей, а также их детей. Каждой семье предложат «реабилитацию» по индивидуальному плану, продолжила представительница ведомства. Как водится, она будет включать набор стандартных мер, среди которых лечение от алкоголизма и наркомании. «Лишать же родительских прав будут только по решению суда и то в качестве крайней меры», — заверила замминистра.

Однако депутатов насторожила норма будущего закона, по которой под прицелом органов опеки могут оказаться семьи, где родители «создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию или отрицательно влияют на его поведение». «Это как понимать? — возмутилась коммунистка Алевтина Апарина. —- Не получится ли так, что придут к семье в дом, откроют холодильник, а там нет мороженого. И скажут, что вы, мол, не можете обеспечить полноценного питания».

Впрочем, первый зампред думского комитета по делам семьи Ольга Баталина заверила, что ко второму чтению все размытые формулировки в законе будут устранены. А глава комитета Елена Мизулина сообщила, что на руках у парламентариев есть и другие претензии к законопроекту, разрешить которые также планируется при его дальнейшей доработке. Так, по словам Мизулиной, из документа могут исключить положение, по которому решение о социальном патронате может быть принято по заявлению самого ребенка, достигшего 10 лет. Коммунисты утверждают, что этой нормой законодатели плодят в стране юных «павликов морозовых», строчащих доносы на родителей с обвинениями в насилии за каждый легкий подзатыльник или за «двойку» в дневнике. Кроме того, из документа может исчезнуть норма, наделяющая регионы правом вводить дополнительные основания для установления патроната.

Пока же представители общественности предупреждают об опасностях, с которыми могут столкнуться российские семьи в случае принятия закона в правительственном виде. Ювенальная юстиция, широко распространенная на Западе, уже давно превратилась в кошмар для европейцев, в том числе и для проживающих в этих странах русскоязычных семей. Причем, чтобы забрать детей у родителей из числа мигрантов, местные органы опеки зачастую используют конфликт культур. Чего стоят получившие в прессе огласку случаи, когда русские родители, проживающие в Норвегии, лишились своей дочери только потому, что та сообщила учителю об их требовании регулярно мыть руки.

Один звонок в органы опеки, в том числе анонимный, и родителям трудно будет вернуть изъятого из семьи ребенка, который, как кажется местным чиновникам, подвергается насилию или просто не получает «полноценного развития».

Русская линия

В Москве прошла конференция, посвященная проблемам современной храмовой архитектуры и литургических искусств

В культурном центре «Покровские ворота» состоялась конференция «Богословие образа, литургические искусства и новые технологии», посвященная проблемам современной храмовой архитектуры и литургических искусств. В ней приняли участие священнослужители, архитекторы, иконописцы, искусствоведы, преподаватели и учащиеся архитектурных вузов, представители музейного сообщества, журналисты. В рамках конференции прошла презентация журнала «Храмоздатель» (приложение к Журналу Московской Патриархии).

Открывая конференцию, ответственный редактор ЖМП Сергей Чапнин предложил создать постоянную дискуссионную площадку по проблемам современной храмовой культуры и церковного искусства. К участию в этом разговоре обязательно должны быть приглашены все заинтересованные стороны, даже если их мнения не совпадают и могут стать предметом острой дискуссии. «Нужны эталоны современного церковного искусства, на которые можно было бы ориентироваться», — считает Сергей Чапнин.

Главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов поделился наболевшими проблемами, с которыми он столкнулся при строительстве храмов. По его словам, строители не всегда четко следуют замыслу архитекторов и внутренний или внешний облик вновь возводимых храмов может представлять заметный контраст с изначальным проектом. Поэтому для строительства храма нужно собирать команду, в которой архитекторы и строители постоянно советуются друг с другом в процессе общей работы.

Выступающие несколько раз затрагивали тему отсутствия художественного вкуса у тех, кто проектирует и возводит храмы и художественного соответствия новых храмов современной городской архитектуре. А так же тему копирования мастеров прошлых веков. По мнению Сергея Чапнина, причина этих проблем в том, что православное сообщество современной России находится в состоянии глубокого богословского кризиса, пришло время это осознать и наметить пути выхода из него. Выход может быть постепенным, но начинать его нужно уже сейчас.

«Мы сегодня говорили о том, что существует общенациональный кризис самоидентификации российского общества, который, безусловно, находит свое отражение и в церковном искусстве, но не затронули главные вопросы, — считает Андрей Яхнин, генеральный директор компании „Имидж дизайн групп“. — А именно, что произошло вообще с культурой за последние сто лет? Что такое модернизм, что такое авангард? Что такое современная архитектура, на каких принципах она построена? На каких принципах построена современная культура?». Без ответов на эти вопросы говорить о современном искусстве бессмысленно. А устроители и идеологи одиозных выставок — это всего лишь некие всполохи, впрочем не очень значительные, того гигантского вектора или глобального мейнстрима в культуре и искусстве, о котором почему — то принято умалчивать, считает Андрей Яхнин.

Выступающие предложили создать при журнале «Храмоздатель» экспертный центр по проблемам современной церковной архитектуры, в рамках которого архитекторы смогут объеинить свои усилия и вместе вести поиск ответов на актуальные вопросы, связанные с развитием храмовой архитектуры.

Русская линия

Продолжается второй международный конкурс композиторов духовной православной музыки

700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, которое будет торжественно отмечаться во всем православном мире в 2014 году, посвящается Второй международный конкурс композиторов духовной православной музыки «Роман Сладкопевец». Конкурс проводит оргкомитет фестиваля «Академия православной музыки», таким образом расширяя рамки смотра, сообщают «Новости культуры». Фестиваль c 2009 года проходит в Санкт-Петербурге по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Министерства культуры РФ.

Конкурс композиторов будет продолжаться 2 года. Как рассказала руководитель фестиваля Наталья Орлова, первое мероприятие состоится в ближайшее время: в помощь композиторам — участникам конкурса — уже с 8 по

12 октября в северной столице будет проведена осенняя школа «Дни Сергия Радонежского», включающая лекции ведущих преподавателей Санкт-Петербургской консерватории и других крупнейших специалистов в области древнерусской истории и музыки, богословов и священников. Большинство мероприятий будет транслироваться в прямом эфире на интернет-сайте фестиваля.

Идея конкурса композиторов связана с возрождением дореволюционной традиции Великопостных концертов. В XIX веке для исполнения во время Великого поста были созданы духовные сочинения Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Сергея Танеева и других авторов. «Ныне же ощущается потребность в новом духовном репертуаре. Главная задача конкурса — побудить композиторов обратиться к жанру хоровой духовной музыки, соединить ее богатейшие традиции с современностью, глубоко изучить православное церковное пение», — отметила Орлова.

Первый конкурс с большим успехом завершился в апреле этого года — организаторы получили почти 300 партитур от участников из России и стран Европы, победителей выбирало авторитетное международное жюри, в которое вошли композиторы, регенты, музыковеды из России, Белоруссии, Франции. Председателем жюри стал композитор, народный артист России Алексей Рыбников. В числе членов жюри были композитор, регент Минского Свято-Елисаветинского монастыря монахиня Иулиания (Денисова), а также представитель крупнейшей династии русского музыкального зарубежья, регент храма святого Александра Невского в Париже протодиакон Александр Кедров.

Фестиваль «Академия православной музыки» проводится для регентов и певчих, композиторов, пишущих духовную музыку, профессиональных музыкантов и учащихся светских консерваторий и духовных школ. В его программу входят лекции по истории православной культуры, мастер-классы по церковной музыке, обширная просветительская экскурсионная программа, участие в богослужениях и в концертах духовной музыки, проходящих в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и на острове Валаам.

Русская линия

<< Полная сводка новостей от 1 октября 2012 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика