Русская линия
<< Полная сводка новостей от 5 сентября 2012 >>

Архиепископ Хризостом: «Христианство сегодня находится в опасности, и особенно в Сирии»
Главы Православных Церквей Ближнего Востока и Кипра призвали оказать помощь сирийским беженцам

Архиепископ Хризостом

«Христианство сегодня находится в опасности, и особенно в Сирии», — заявил Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом, добавив, что если экстремисты победят в Сирии, все религиозные меньшинства, и в их числе христиане, ощутят это на себе.

Это заявление было сделано на совместной пресс-конференции, которую дали в понедельник главы Православных Церквей Ближнего Востока и Кипра, собравшиеся в резиденции Предстоятеля Кипрской Церкви, чтобы провести совещание в рамках программы «Православная инициатива», сообщает Православие.Ru со ссылкой на Famagusta Gazette Online.

«Православная инициатива», созданная в начале этого года, направлена на укрепление сотрудничества между Церквями и христианами на Ближнем Востоке. Встреча Предстоятелей Церквей была посвящена видению, целям и ожиданиям политических и социально-экономических изменений, происходящих на Ближнем Востоке.

«Мы приехали на этот благословенный остров Кипр, чтобы набраться мужества и сил и вернуться к нашей пастве на Ближний Восток», — сказал Патриарх Александрии и всей Африки Феодор II. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил в свою очередь отметил, что встреча на Кипре является историческим событием для всей Церкви на Ближнем Востоке.

«Православная Церковь является единой и активно участвует в развитии событий, показывая свою озабоченность и заинтересованность тем, что происходит сейчас с христианами на Ближнем Востоке и со всем Ближним Востоком», — сказал он.

«Социальная и моральная ответственность Церкви очень тяжела, особенно в это время, когда мы, и просто как люди, и как общество в целом, испытываем кризис, чувствующийся сейчас, как никогда прежде. Кризис, который разрушил миф о том, что человек способен достичь полноты через безрассудное приобретение материальных благ. Кризис, который разрушил миф о том, что человек может сделаться счастливым посредством неограниченного потребления, — так же сказал Патриарх Феодор. — И теперь, когда искусственная безопасность материального мира рассеялась, и потребительские мечты разрушились, человек сделался уязвим. Уязвим в глобальной окружающей среде, которая часто так беспощадна к нему — потому, что человек существует в мире, где есть глобальная экономика, но не справедливое глобальное правительство и благосостояние для слабых. Особенно ощутимо это на Ближнем Востоке, — месте, где возросло семя возрождения человечества и родился Богочеловек».

«Мы провозглашаем нашу веру в то, что человек как образ Божий, имеет небесное корни, что несравненно выше низменных инстинктов, вызывающих иррациональное насилие. И мы решительно поднимаем свой голос в поддержку мира и братства, которые приводят к взаимопониманию и взаимному уважению между народами, и мы молимся, чтобы любовь и прощение, разум и справедливость восторжествовали», — в заключении своей речи сказал Патриарх Феодор.

Лидеры Церквей заявили, что число беженцев, прибывших из Сирии в Иорданию, составляет около 20 тысяч, добавив, что Церковь будет отправлять в Иорданию контейнеры с одеждой, детскими игрушками, одеялами и другими вещами для беженцев.

Русская линия

Патриарх Кирилл: «Клерикализация российского общества и власти — это миф»
В преддверии визита в Японию Предстоятель РПЦ дал интервью японским СМИ

Патриарх Кирилл и японские СМИ (2012)

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что «клерикализация» российского общества и власти — это миф, сообщает РИА Новости. По мнению Патриарха, об отношениях церкви и государства «рассказывают сказки» некие недоброжелатели, которые формируют общественное мнение, пользуясь тем, что «над штампами не нужно думать».

«Если вы читаете в российской прессе о клерикализации или о сращивании, вам никто никогда не приведет примеры этого сращивания», — заявил Предстоятель РПЦ на встрече с японскими журналистами в преддверии визита в Японию. По словам Патриарха, фактов такого сращивания нет, а влияние церкви на государство и общество ограничивается областью нравственности.

«Речь идет не о клерикализации, а об усилении духовного влияния на жизнь нашего народа и общества. Так ведь это же наша задача, мы обязаны это выполнять, и мы будем это делать, — заявил Кирилл. — Если верующий человек — министр, или даже Президент, или премьер-министр — приходит в храм как православный верующий человек — разве это свидетельствует о клерикализации?»

Также Патриарх заметил, что РПЦ не по всем вопросам согласна с государством, а государство — с РПЦ. «Вот совсем недавно я обратился с просьбой внести целый ряд положений в законодательство, касающихся семьи, детства, вопросов, связанных с абортами, — и не в полной мере эти мои просьбы были услышаны», — посетовал Святейший Владыка.

Предстоятель РПЦ не исключает встречи с папой Римским «в какой-то момент», однако до этого Русская Православная и Римско-Католическая церкви должны еще пройти некий путь. «Я не исключаю возможности встречи в какой-то момент и с папой Римским, но мы должны еще пройти путь для того, чтобы эта встреча стала возможной», — сказал Патриарх Кирилл.

По его словам, Русская православная и Римско-Католическая церкви имеют сегодня «очень много общего» в позициях, в том числе по беспокоящим современников вопросам. «В таких вопросах, как семья, брак, рождение детей, биоэтика, защита христианских ценностей в Европе», — пояснил Предстоятель РПЦ. Он отметил, что христианство становится сейчас «гонимым меньшинством», вытесняется из общественной жизни стран Европы и других континентов.

«Мы вместе сегодня отстаиваем необходимость сохранения христианских ценностей в жизни современного европейского (и не только европейского) общества и в современной культуре. Поэтому у нас есть много общего, и это общее мы развиваем через диалог», — заключил Патриарх Кирилл.

Русская линия

Очередная жертва кавказцев
Самарского хоккеиста Николая Федяшева зарезали после того, как он заступился за девушку

хоккеист Николай Федяшев

Следователи Самарской области выяснили мотив ссоры в ночном клубе, которая привела к убийству 29-летнего хоккеиста Николая Федяшева. Как оказалось, спортсмен заступился за девушку, к которой приставала компания кавказцев и в итоге те зарезали спортсмена, сообщает Newsru.com.

За причастность к ссоре в кафе полиция задержала ровесника потерпевшего Давида Фидарова. Он был одним из тех, кто вступил в перепалку с хоккеистом, однако смертельный удар ножом нанес другой кавказец, который всё ещё на свободе.

На допросе Фидаров рассказал, что перепалка с Николаем Федяшевым началась после того, как молодой спортсмен упрекнул его за приставания к девушке. «Двое посетителей, сидевшие за соседним столиком, начали оскорблять девушку. Погибший заступился за незнакомку, попросив мужчин угомониться», — рассказали в Ленинском ОВД Самары.

Со слов сотрудников ночного клуба «Метелица», где все происходило, дальше словесной перепалки дело не пошло. Охрана выпроводила зачинщиков конфликта, и они решили подождать своих оппонентов на улице, чтобы разобраться с ними до конца.

Около 5:00 Николай Федяшев и его друг Николай Кошелев вышли из клуба «Метелица», а Давид Фидаров и его сообщник пошли следом. На соседней улице кавказцы набросились на хоккеиста. В какой-то момент один из нападавших выхватил нож и несколько раз ударил Федяшева в голову и грудь, а потом ранил его друга.

От полученной раны спортсмен скончался. Николай Кошелев в тяжелым ранением был доставлен в реанимацию городской клинической больницы. Сейчас мужчина уже пришел в себя, но заявляет, что ничего не помнит о драке.

Добавим, что Давид Фидаров проходит по делу лишь как свидетель. Об этом сообщила старшая помощница руководителя СУ СК РФ Самарской области по связям со СМИ Елена Шкаева.

Уголовное дело возбуждено по статьям 105 (убийство) и 112 (причинение вреда средней тяжести здоровью) УК РФ. Преступнику грозит наказание в виде 15 лет лишения свободы.

Погибший Николай Федяшев играл за хоккейный клуб ЦСК ВВС в 2000 — 2003 годах. В его активе 52 матча и пять голов. У него остались жена и двое детей в возрасте четырех и пяти лет.

Русская линия

Страна, живущая в долг
В минувшую пятницу госдолг США превысил отметку в 16 трлн долларов

Флаг США

Впервые в истории государственный долг США превысил отметку в 16 трлн долларов, сообщает газета «Взгляд» со ссылкой на американское министерство финансов. По сведениям минфина, историческое событие произошло в минувшую пятницу. Тогда уровень госдолга составил 16,015 трлн долларов. За один день он подскочил на 25 млрд долларов.

Аналитики в этой связи напомнили, что потолок госдолга в США на данный момент составляет 16,394 трлн долларов. По их мнению, ситуация развивается таким образом, что новому президенту страны, который победит на выборах 6 ноября, в качестве одного из первых шагов в должности придется повышать данный потолок.

В то же время они напоминают, что в прошлом году сложные переговоры по этому поводу между демократами и республиканцами едва не привели правительство к дефолту — тогда проблему удалось решить буквально «на флажке».

«Из всех обещаний, которые нарушил президент Барак Обама, это является, возможно, самым худшим», — заявил идущий на выборы вместе с Миттом Ромни в качестве кандидата в вице-президенты Пол Райан. По его мнению, «госдолг угрожает созданию новых рабочих мест и процветанию страны в настоящем и будущем», передает ИТАР-ТАСС.

Министр финансов США Тимоти Гайтнер неоднократно предупреждал о том, что госдолг может достичь своего потолка уже до конца текущего года. Вместе с тем он отмечал, что у администрации есть «достаточно инструментов для принятия чрезвычайных мер» на тот случай, если Конгресс не сможет принять в срок необходимое решение.

В прошлом году благодаря различным шагам по перераспределению средств американскому минфину удавалось балансировать на грани в течение нескольких месяцев, пока наконец законодатели в самый последний момент не сумели договориться между собой.

Таким образом, США уже давно превратились в страну, живущую в долг, а главным их капиталом стало доверие кредиторов, которые готовы брать американский доллар в качестве оплаты, несмотря на то, что за ним практически ничего не стоит, кроме авторитета американской экономики.

Русская линия

«Антикрестовый» поход на Россию продолжается
Вандалы-кощунники «поработали» под Петербургом и на Алтае

Спиленный поклонный крест

3 сентября повалены могильные кресты в Приозерске Ленинградской области и спилен крест в селе Топучая на Алтае, установленный на месте, где будет возведена часовня в память о заключенных Сиблага.

Накануне было обнаружено, что на территории Нового кладбища в Приозерске повреждены деревянные кресты на 9 могилах, сообщает Интерфакс. В тот же день ОМВД России по Приозерскому району Ленинградской области возбудило уголовное дело по факту повреждения крестов, в ходе расследования которого был установлен подозреваемый в вандализме.

В рамках следствия была опрошена жительница Приозерска, которая сообщила, что в совершении данного преступления подозревает своего сына. Ранее судимый мужчина является инвалидом 2-й группы и состоит на учете в психоневрологическом диспансере.

В настоящий момент по данному факту проводится комплекс оперативно-следственных мероприятий по установлению места нахождения и задержанию подозреваемого.

В республике Алтай был спилен крест в селе Топучая Шебалинского района, установленный в мае перед началом высокогорного Семинского перевала на горе, где будет возведена часовня в память о строителях Чуйского тракта, в том числе — заключенных Сиблага. На месте работает оперативная группа.

«В селе Топучая спилили православный крест, это обнаружилось сегодня утром. Возможно, его спилили ночью, либо вчера вечером. На месте работает оперативная группа. Ничего подробнее сказать не могу», — сообщил РИА Новости во вторник представитель МВД по региону.

Исчезновение креста на горе на Чуйском тракте заметили во вторник утром. Неизвестные не только свалили крест, но и порубили его топором. Сейчас следствием отрабатываются разные версии. После проведения всех необходимых мероприятий будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела.

Русская линия

Игумен Филипп (Рябых): «Под предлогом свободы слова и собраний сегодня нарушается свобода верующих»
Представитель РПЦ при Совете Европы призвал руководство и общественность этих стран защитить верующих граждан от разного вида агрессии

Игумен Филипп (Рябых), зампредседателя ОВЦС

Представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) призвал руководство и общественность этих стран обеспечить свободу верующих граждан, в частности, законодательно защитить религиозные общины от троллинга, которому они все чаще подвергаются в реальной жизни.

«Под предлогом свободы слова и собраний сегодня нарушается свобода верующих в рамках их частного пространства, определенного им законом. Это пространство — в опасности, и его надо защитить. Я призываю Совет Европы, страны-члены и общественность законодательно защитить и надежно обеспечить свободу верующих людей», — заявил представитель Московского патриархата на ежегодных консультациях под эгидой Комитета министров Совета Европы, посвященных религиозному измерению межкультурного диалога, которые прошли 3−4 сентября в Дуррасе (Албания). Выступление игумена Филиппа опубликовано на сайте представительства РПЦ в Страсбурге.

Говоря о важности системы ценностей, с которой молодой человек входит в жизнь общества, игумен Филипп отметил, что в настоящее время в мире происходит «серьезное столкновение разных подходов к ценностям, на которых должна быть устроена общественная жизнь: что позволено и что не позволено?»

«У верующих людей есть своя точка зрения на этот счет, иногда она вступает в противоречие с позицией некоторых других групп общества. Эти немногочисленные, но хорошо сплоченные группы пытаются дискредитировать религиозные общины, чтобы провести свою точку зрения в общественном мнении и объявить ее новой нормой общественной и частной жизни. Они избирают агрессивную стратегию, связанную с провокациями, дискредитацией, ложью, чтобы совершить ценностный переворот в обществе», — цитирует представителя РПЦ РИА Новости.

Он привел одно из определений понятия «троллинг», согласно которому, это — «вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения».

«К сожалению, мы все чаще становимся свидетелями троллинга в реальной жизни в виде различных перфомансов, публичных акций и других действий в отношении религиозных общин. Подобные события уже происходили неоднократно во Франции, Италии, Испании, Норвегии, России, Украине и других странах», — констатировал священнослужитель.

По его словам, для многих граждан европейских стран религиозная жизнь неотъемлемо связана с их индивидуальным достоинством. А сегодня наблюдается новая волна вмешательства в пространство верующих людей, которое охраняется законами о свободе совести.

«Объектами такого нарушения становятся установленные в различных местах религиозные символы, места культа, религиозные кладбища, святые места. Из советской истории мы знаем, что после того, как рубят кресты, оскверняют синагоги и мечети, начинают рубить людей», — напомнил игумен Филипп.

Тема религиозного измерения межкультурного диалога появилась в повестке дня Совета Европы в рамках председательства России в Комитете министров Совета Европы с мая по ноябрь 2006 года. С 2008 года под эгидой Комитета министров СЕ проводятся ежегодные консультации по этой теме. На встречах собираются представители европейских международных организаций, традиционных религий европейских стран, академических кругов и СМИ для обсуждения актуальных вопросов, связанных с религиозным измерением реализации прав человека, демократических процедур и верховенства закона в странах СЕ.

Русская линия

За месяц из Сирии бежали сто тысяч жителей
С начала конфликта в стране погибло уже 25 тыс человек, более миллиона осталось без крова

Герб Сирии

В августе из Сирии бежало более 100 тысяч жителей, сообщает Лента.Ru со ссылкой на Агентство ООН по делам беженцев. Это самый высокий месячный показатель с момента начала конфликта весной 2011 года.

ООН и Сирийский Красный полумесяц предпринимают меры по оказанию помощи семьям, вынужденным переселяться. Организации оказывают финансовую поддержку, ведут переговоры с принимающими странами о денежных выплатах, об обучении детей в школах, работают над созданием новых лагерей для беженцев. Многие из покинувших родину сирийцев селятся в обычных семьях и на территории учебных заведений, однако из школ их постепенно выселяют.

В соседних странах и на границах зарегистрировано или ожидают регистрации более 235 тысяч беженцев, из них около 60 тысяч в Ливане, более 88 тысяч — в Турции. Границу с Ираком пересекают по пятьсот человек в день. Помимо сирийцев туда отправляются иракские беженцы, ранее покинувшие родину. Кроме того, в Ирак бегут сирийские курды. Через границу с Иорданией ежедневно проходят по тысяче человек.

Западные СМИ сообщают, что власти Сирии якобы бомбят шоссе, ведущее к границе с Иорданией, чтобы помешать оттоку населения. Но документальных подтверждений этому пока нет.

Борьба между оппозиционерами и режимом Асада Башара продолжается в Сирии с марта 2011 года. По оценке сирийских правозащитников, за это время были убиты 25 тысяч человек. Свои дома, по данным ООН, были вынуждены покинуть более 1,2 миллиона человек из примерно 20 миллионов довоенного населения.

Русская линия

Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем первых жертв красного террора

Сегодня Святая Церковь вспоминает председателя Читинского отдела Русского Народного Союза имени Михаила Архангела священномученика епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова) и председателя Русского Монархического Союза священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, которые приняли мученическую кончину в первый день после объявления большевиками красного террора. Вместе с ними были расстреляны выдающиеся деятели Царской России председатель Государственного Совета Иван Григорьевич Щегловитов, министр внутренних дел Николай Алексеевич Маклаков, министр внутренних дел Алексей Николаевич Хвостов и сенатор Степан Петрович Белецкий.

Белогвардейский плакат "В жертву Интернационалу"30 августа 1918 г. эсеры организовали два покушения на своих политических конкурентов — большевистских лидеров. В Петрограде Л. Канегиссер убил председателя местной ЧК Моисея Урицкого, а в Москве Ф. Каплан тяжело ранила Ленина. Через два дня «Красная газета» писала: «За кровь Ленина и Урицкого пусть прольются потоки крови — больше крови, столько, сколько возможно». 5 сентября Совет народных комиссаров издал свой печально знаменитый декрет о «красном» терроре. Большевики начали зверствовать: начались расстрелы «по классовому признаку», вводилась система заложников. Причем, расстреливать начали тех, кто не принимал никакого участия в гражданской войне — русских патриотов-монархистов.

Первыми жертвами «красного» террора стали видные деятели Царской России, которые были расстреляны на Братском кладбище. До нас дошел рассказ о мученической кончине русских монархистов. «По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных „смертников“, после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоиерей Восторгов, сказавший пред тем несколько слов остальным, приглашая их с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. „Я готов“, заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, завернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам». Очевидец рассказывал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью».

Протоиерей Иоанн ВосторговПротоиерей Иоанн Восторгов родился 20 января 1864 г. в семье священника поселка Кирпильского Кубанской области. В 1883 г. закончил Ставропольскую духовную семинарию, 6 лет служил псаломщиком. В 1889 г. рукоположен во иерея, служил в родном поселке, затем в Ставрополе, Елисаветполе и других местах Кубанской области, исполняя обязанности законоучителя различных гимназий. В 1897 г. переведен в Тифлис, в 1900 г. назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинского экзархата, в 1901 г. возведен в сан протоиерея. Получил известность как миссионер, во время командировки в Персию добился воссоединения с Православной Церковью трех епископов-несториан. Уже во время служения в Грузии о. Иоанн заявил о себе как об активном общественном деятеле. При его участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, ставивший задачу приобщить окраины Российской Империи к общерусскому делу. В 1905 г. переведен в Москву, с января 1906 г. проповедник-миссионер Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера, с 1907 г. Синодальный миссионер, батюшка исколесил практически всю страну.

Протоиерей Иоанн Восторгов оказался в Москве в самый разгар революционных беспорядков и сразу активно включился в противореволюционное черносотенное движение: вступил в основанную В.А.Грингмутом Русскую Монархическую партию, стал членом московского отдела Союза Русского Народа (СРН). В 1906−07 гг. он был деятельным участником 2-го, 3-го и 4-го Всероссийских монархических съездов, на которых выступал с речами. О. Иоанн был уверен, что «нет в мире более народного духовенства, как в России», а потому «все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и царелюбивого народа Русского». Когда в конце сентября 1907 г. скоропостижно скончался вождь московских монархистов В.А.Грингмут, ни у кого не было сомнений относительно его преемника. Русскую Монархическую Партию, переименованную вскоре в Русский Монархический Союз, возглавил протоиерей Иоанн Восторгов. Сменил он Грингмута и на посту председателя Русского Монархического Собрания — интеллектуального штаба монархистов Москвы. Он выступил инициатором учреждения Братства Воскресения Христова для удовлетворения религиозных нужд русского населения на окраинах, которое было открыто 8 января 1909 г. В течение первого года существования силами Братства было создано 25 проповеднических и 3 миссионерских кружка. А в 1912 г. о. Иоанн организовал уже пастырско-миссионерские курсы в Хабаровске и Тобольске, в 1913 г. — в Иркутске и Ташкенте. Курсы готовили к пастырской деятельности учителей, псаломщиков и вообще всех достойных и способных людей.

Однако с 1908 г. русское патриотическое движение начали сотрясать расколы, сопровождавшиеся подчас ожесточенной внутренней борьбой. На острие этой борьбы оказался о. Иоанн Восторгов. Из-за разногласий и внутренней борьбы в июне 1908 г. о. Иоанн и его ближайший помощник архимандрит (будущий епископ и сщмч.) Макарий (Гневушев) вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете СРН. В этот период он сблизился с В.М.Пуришкевичем и стал членом Главной Палаты созданного им Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. В 1909 г. по его инициативе в Москве прошел монархический съезд, однако его бойкотировали некоторые лидеры монархического движения. Признанием полезности деятельности о. Иоанна стали Высочайшие приемы депутаций московских монархистов во главе с протоиереем Восторговым в 1909 и 1910 гг., когда Государь пожаловал о. Иоанну орден Св. Владимира 3-й ст. и подарил монархическим союзам Москвы Свой портрет. В сентябре 1909 г. он был назначен настоятелем Князь-Владимирской церкви при Епархиальном доме, где проходили многие монархические форумы. В 1910 г. протоиерей Восторгов проявил себя и на ином поприще — он встал у истоков женского богословского образования в Москве. Вскоре батюшка был назначен настоятелем собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). В 1913 г. Св. Синод принял решение, запрещающее лицам духовного звания руководить деятельностью политических партий и движений, из-за чего о. Иоанн вынужден был оставить пост председателя РМС. Это спровоцировало борьбу за освободившееся место, которая сопровождалась новыми потоками клеветы в адрес протоиерея Восторгова. Вместе с тем освобождение от общественных обязанностей позволило о. Иоанну активнее заняться издательской деятельностью, в том числе издать свои сочинения.

С тяжелым сердцем принял лидер московских монархистов известие о февральском перевороте в Петрограде. Над о. Иоанном сгустились тучи, среди духовенства нашлись люди, которые требовали от властей репрессий в отношении известного монархиста, но власти на это не решились. Протоиерей Иоанн Восторгов был участником Поместного Собора Православной Российской Церкви, на котором выступал с речью, был назначен на должность секретаря Миссионерского Совета при Св. Синоде, которую исполнял в 1917−18 гг. В самый разгар соборных деяний власть захватили большевики, о. Иоанн сразу заявил себя противником большевистской власти. Он выступил с идеей объединения русского народа вокруг Православной Церкви. В газете «Церковность» в феврале 1918 г. он писал: «Ибо одна Церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно есть, представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его; наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна Церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово». С захватом власти откровенными богоненавистниками вновь зазвучал во всю мощь голос блестящего проповедника. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади, где в проповедях неустрашимо обличал богоборческую власть. Особое значение его службам и проповедям придавал тот факт, что в соборе Василия Блаженного почивали мощи св. мученика младенца Гавриила, от жидов умученного. 30 мая 1918 г. о. Иоанн был арестован в своей квартире вместе с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), одновременно были арестованы священник о. Корнеев и староста Успенского собора Н.Н.Ремизов. Им было предъявлено обвинение в том, что они дали согласие на продажу Епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками у законного собственника — Московской епархии. Сначала о. Иоанна содержали на Лубянке во Внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему даже разрешили совершать богослужения в тюремной церкви.

Мужественный проповедник, один из вождей Черной Сотни, митрофорный протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов стал одной из первых жертв «красного террора». На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. он прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

Протоиерей Александр Васильев и Цесаревич Алексий. Фото 1912 г.В этот первый день «красного» террора в Петрограде был расстрелян член Главной Палаты Русского Народного Союза имени Михаила Архангела духовник Царской Семьи протоиерей Александр Васильев. Он родился в крестьянской семье в Смоленской губернии, рано остался круглым сиротой. Был воспитанником выдающегося русского педагога Сергея Александровича Рачинского, который помог ему получить образование в Вифанской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. Долгое время был настоятелем церкви при Крестовоздвиженской общине Красного Креста, законоучительствовал, чем приобрел большую известность в Петрограде, с 1910 г. преподавал Закон Божий царским детям. С 1913 г. протоиерей, первый настоятель Феодоровского Государева собора в Царском Селе, с 1914 г. настоятель собора Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце, духовник Царской Семьи. Будучи монархистом по своим убеждениям, участвовал в патриотическом движении, в 1910 г. был членом Главной Палаты РНСМА, в 1915 г. принимал участие в открытии Совещания монархистов в Петрограде. Активный участник трезвеннического движения. Служил напутственный молебен при отправлении Царственных Мучеников в сибирскую ссылку. 29 августа 1918 г. арестован в Петрограде и вскоре расстрелян.

Николай Алексеевич МаклаковНиколай Алексеевич Маклаков родился 9 сентября 1871 г. в Москве в семье врача-окулиста, впоследствии профессора офтальмологии. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1893 г. Поступив по окончании университета на государственную службу, служил по финансовому ведомству в г. Юрьеве Владимирской губернии, Москве и Тамбове. Проявляя энергию и распорядительность, Маклаков дослужился до должности управляющего Полтавской Казенной палатой. В 1909 г. председатель Совета Министров П.А.Столыпин представил энергичного чиновника Государю Николаю II, и в 1909 г. он был назначен Черниговский губернатором, где проявил недюжинные административные способности. В 1911 г. Государь посетил Чернигов, чтобы помолиться у мощей прославленного в Его царствование Святителя Феодосия Угличского. Порядок в губернии порадовал Императора. А в 1912 г. на выборах в 4-ю Государственную Думу в губернии провалились либералы, считавшие Чернигов чуть ли не своей вотчиной. 16 декабря 1912 г. Государь назначил Маклакова управляющим делами Министерства внутренних дел несмотря на упорное сопротивление председателя Совета Министров В.Н.Коковцова, который не без оснований опасался, что новый министр станет препятствовать проведению правительством либеральной политики. Однако Государь настоял на своем и был очень доволен работой министра. Анна Вырубова вспоминала: «Маклаковым Государь был очарован и говорил: „Наконец Я нашел человека, который понимает Меня и с которым Я могу работать“».

На посту министра он неоднократно выступал за роспуск Государственной Думы (в этом духе направил в 1913 г. несколько писем Царю). После начала Первой мировой войны внес 18 ноября 1914 г. в Совет Министров «Записку», в которой настаивал на ограничении Земского и Городского союзов исключительно делом «помощи больным и раненым» и запрещении им заниматься политикой, что, к сожалению, не было исполнено. Однако из-за сопротивления либеральных сановников многое ему не удалось сделать. Глава правительства Коковцов мешал проведению жестких мер в отношении печати, препятствовал его политике вытравливания еврейского элемента из акционерных предприятий. Маклакову не удалось сменить либеральных губернаторов и добиться повсеместно проведения правого курса. С самого начала против него ополчились думские октябристско-кадетские круги. Либералы использовали любой повод, чтобы устранить ненавистного им министра. Союзником думских либералов стало так называемое «столичное общество», которое с первых дней вступления в должность министра начало травить провинциального чиновника. Но Государь длительное время отвергал самую мысль об отставке Маклакова. Однако вскоре либералам удалось привлечь на свою сторону Главнокомандующего армией Великого Князя Николая Николаевича. Не желая обострять внутриполитическую ситуацию во время войны, стремясь к единению общества, Государь решил пойти навстречу пожеланиям либералов, и в июне 1915 г. Маклаков вынужден был выйти в отставку. По свидетельству А.А. Вырубовой, вопреки обыкновению «Государь лично ему об этом сообщил на докладе. Маклаков расплакался. Он был один из тех, которые горячо любили Государя, не только как Царя, но и как человека, и был ему беззаветно предан».

Маклаков остался членом Государственного Совета, принимал непосредственное личное участие в монархическом движении (официальный статус государственного служащего не позволял ему делать это раньше). Он был участником Совещания монархистов в Петрограде в ноябре 1915 г., на котором был избран в состав руководящего органа черносотенного движения — Совет монархических съездов. В конце 1916 — начале 1917 г. Маклаков принимал активное участие в кружке сенатора А.А.Римского-Корсакова, объединявшем правых государственных деятелей, которые интенсивно искали способы предотвращения грядущей катастрофы.

Ситуация в стране обострялась. Враги Самодержавия объединились в Прогрессивный блок, запахло антимонархическим заговором. Предчувствуя опасность, Государь в конце 1916 г. начал вызывать Маклакова и советоваться с ним по поводу ситуации в стране. По поручению Царя он подготовил проект Манифеста о роспуске Государственной Думы, готовил проект изменения Основных Законов. Многие видели в нем лучшего кандидата на роль диктатора, который сможет в случае начала революции восстановить порядок. 26 ноября 1916 г. Маклаков выступил в Государственном Совете с большой речью, в которой обличил либералов в подготовке антигосударственного переворота. В декабре 1916 г. Маклаков написал письмо Государю, в котором призывал принять жесткие меры против распоясавшихся внутренних врагов России. Многие видные монархисты небезосновательно видели в нем «сильную фигуру», которая может подавить массовые беспорядки и восстановить порядок. Революция грянула неожиданно. 25 февраля 1917 г., когда только начались беспорядки в Петрограде, Маклаков вместе с А.Ф.Треповым и А.А.Ширинским-Шихматовым, явившись на заседание Совета Министров, пытались убедить министров ввести осадное положение в городе. Их усилия оказались тщетными. Облеченные доверием Царя министры проявили преступную беспечность. Уже 28 февраля Маклаков был арестован и при пешем сопровождении в Петропавловскую крепость чуть было не был растерзан революционной чернью. В тюрьме он находился уже до самой кончины.

Николай Алексеевич Маклаков был одним из тех немногих царских министров, которые имели мужество на допросах в Следственной комиссии Временного правительства не отречься от своих идеалов. Он с достоинством возражал следователям Временного правительства, которые направо и налево спекулировали «интересами страждущего народа». Летом 1918 г. Маклаков был отправлен в Москву, где в первый день после объявления «красного террора», был убит на Братском кладбище вместе другими видными государственными и общественными деятелями России. Свидетель преступления передавал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью».

И.Г.ЩегловитовИван Григорьевич Щегловитов родился 13 февраля 1861 г. в дворянской семье в Черниговской губернии. Образование получил в элитном Императорском Училище правоведения, которое окончил в 1881 г. с золотой медалью. Он служил по судебному ведомству, последовательно занимая разные должности в Министерстве юстиции и Сенате, в 1903 г. стал обер-прокурором Сената. Он активно сотрудничал в газетах и журналах, помещая в них статьи на правовые темы. С 1903 г. в качестве профессора он стал читать лекции по уголовному судоустройству и судопроизводству в родном Императорском Училище правоведения. В 1905 г. был прокурором на процессе по делу Каляева, убийцы великого князя Сергея Александровича. В ответ террористы объявили, что Щегловитов приговорен к смерти, но он не обращал никакого внимания на угрозы, продолжал вести прежний образ жизни. В апреле 1906 г. Щегловитов был назначен министром юстиции в правительстве И.Л.Горемыкина, на этой должности он оставался более девяти лет несмотря на смену председателей правительства.

Будучи монархистом по своим убеждениям, Щегловитов покровительствовал деятельности черносотенцев. До своего назначения на пост министра юстиции он сам был членом старейшей монархической организации Русского Собрания. За свои убеждения, твердость и последовательность в их исповедании он подвергался ожесточенным нападкам либералов. Особенно раздражала врагов Самодержавия его кадровая политика: на руководящие должности он старался подбирать людей монархически настроенных. Неприязнь переросла в ненависть, когда Щегловитов не позволил развалить следствие по делу о ритуальном убийстве Андрея Ющинского (знаменитое дело Бейлиса). Именно благодаря его твердой позиции расследование было доведено до суда. Это — одна из главных его заслуг в должности министра юстиции. Неприязненно к Щегловитову относилась не только либеральная интеллигенция, но и бюрократия. Объяснение этому факту простое — Щегловитов представлял собой редкий тогда уже тип искренно верующего православного русского сановника, а значит, был чужим по духу для чиновничьей среды. Как дело совершенно уникальное современники сообщали, что министр «блюдет посты и перед едой и после громко читает молитвы».

6 июля 1915 г. Государь вынужден был отправить Щегловитова в отставку вследствие сильного давления со стороны либеральных кругов, которые сумели привлечь на свою сторону главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Государь, стремясь к единению общества во время войны, решил пойти навстречу желаниям либералов и генералитета (ранее отставку получили еще три правых министра министр внутренних дел Н.А.Маклаков, военный министр В.А.Сухомлинов и обер-прокурор Св. Синода В.К.Саблер). Выйдя в отставку, Щегловитов в 1915−16 гг. начал активно участвовать в деятельности монархических организаций, пытаясь активизировать их работу. Он участвовал в работе Совещания монархистов в ноябре 1915 г. в Петрограде, на котором единогласно был избран председателем. Обращаясь с приветственной речью к участникам Совещания, Щегловитов дал очень меткое определение тогдашней интеллигенции, состоящей из «мыслителей без мысли, ученых без науки, политиков инородческого, не национального пошиба». На Совещании он был избран председателем Совета монархических съездов, руководящего органа Черной Сотни. Но в ноябре 1916 г. он сложил с себя полномочия председателя Совета, ввиду того, что Государем ему было намечено иное поприще. В конце 1916 г. Николай II начал осуществлять, видимо, давно продуманный план государственных преобразований, призванный восстановить Неограниченное Самодержавие. Ключевым пунктом этого плана являлось изменение Основных Законов Российской Империи. Оно было невозможно без полной лояльности Государственного Совета. Для начала нужно было поставить во главе Госсовета деятельного человека твердых монархических взглядов, преданного Государю. Выбор Императора пал на Щегловитова. 1 января 1917 г. он был награжден орденом Св. Александра Невского и назначен председателем Государственного Совета. Однако успел провести всего только два заседания.

Щегловитов был арестован уже на второй день после февральского переворота, как один из самых опасных противников заводил масонского заговора, и с того дня до самой гибели томился в тюрьме. При Временном правительстве он сидел в Петропавловской крепости, при большевиках был переведен в «Кресты». Известны факты мужественного поведения Щегловитова в тюрьме. Будучи прекрасным знатоком права, он помогал добрым советом простым русским людям, оказавшимся по несчастливому стечению обстоятельств в чекистских застенках. Летом 1918 г. председатель Государственного Совета Российской Империи под конвоем был отправлен в Москву вместе с другими царскими министрами-монархистами и помещен в Бутырскую тюрьму. В первый день после объявления «красного террора» он был расстрелян на Братском кладбище вместе с другими русскими монархистами. Во время злодейского убийства, по словам очевидца, «Иван Григорьевич Щегловитов с трудом передвигался, но ни в чем не проявил никакого страха».

Сегодня также день памяти еще одного царского министра внутренних дел Александра Григорьевича Булыгина, который был расстрелян как заложник в 1919 г.

В этот же день 23 августа 1915 г. Государь Николай II принял Верховное командование Российской Императорской Армией, сместив Великого князя Николая Николаевича. В результате вскоре было остановлено наступление немцев.

Русская линия

У Храма Христа Спасителя пройдет молебен перед Смоленской иконой Божией Матери

9 сентября 2012 года Святейший Патриарх Кирилл возглавит единую общеепархиальную Божественную Литургию, Крестный ход и молебен перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери в Храме Христа Спасителя, воздвигнутом в память о героях Отечественной войны, сообщает Православие.Ru.

В дни празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года, избавления Церкви и державы Российской от нашествия французов, состоится принесение из Смоленска в Бородино, а затем в Москву чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия», перед которой войска М.И. Кутузова молились накануне Бородинского сражения.

8 сентября, в 9:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в Спасо-Бородинском монастыре Божественную литургию перед чудотворным образом. По окончании богослужения в 11:30 состоится крестный ход на батарею Раевского.

9 сентября икона будет доставлена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя.

В храме-памятнике героям войны 1812 года Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит Божественную литургию (начало — в 9:30, вход свободный), а затем крестный ход и молебен перед Смоленским образом Пресвятой Богородицы. Молебен пройдет на улице, у Храма Христа Спасителя.

9 сентября на приходах города Москвы будут служить одну Божественную Литургию, которая начнется в 7−00.

Русская линия

5 сентября состоится встреча председателя Издательского Совета и лауреатов Патриаршей литературной премии с гостями Московской международной книжной выставки-ярмарки

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет Русской Православной Церкви в рамках юбилейной XXV Московской международной книжной выставки-ярмарки (5−10 сентября, ВВЦ павильон № 75) традиционно организует торгово-экспозиционный блок издательств, выпускающих православную литературу. В него войдут Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство Московской Патриархии, Издательство Сретенского монастыря, ЦНЦ «Православная энциклопедия», издательства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Белгородской епархии, Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, Общества памяти игумении Таисии, Братства во имя Всемилостивейшего Спаса, издательства «Русский издательский центр», «Никея», «Схолия» и др.

5 сентября 2012 года, в день открытия Московской международной книжной выставки-ярмарки, состоится встреча председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента и лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия с гостями выставки-ярмарки.

В ходе встречи пройдет презентация новых изданий, обсуждение современной литературной ситуации и роли Издательского Совета в развитии современного книгоиздания и книгораспространения, сообщается на сайте Издательского совета.

Начало встречи в 17.00.

Русская линия

В Ярославле почтят память погибших членов команды «Локомотив»

7 сентября в Успенском кафедральном соборе в Ярославле будет совершена Божественная литургия, после которой состоится панихида по погибшим в авиакатастрофе членам хоккейной команды «Локомотив», сообщает пресс-служба Ярославской епархии.

Литургию возглавит митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон.

В этот же день в 11.30 начнется лития на Леонтьевском кладбище, затем — возложение цветов на могилы членов хоккейной команды. Митрополит Пантелеимон также примет участие в открытии мемориала ХК «Локомотив» на месте ее гибели в поселке Туношна, где совершит Заупокойную литию.

Самолет Як-42, на борту которого находились тренеры, персонал и хоккеисты ХК «Локомотив», 7 сентября 2011 года потерпел крушение при взлете из аэропорта «Туношна» под Ярославлем. Погибли 44 человека, из них 37 пассажиров и семь членов экипажа. Выжить удалось лишь бортинженеру Александру Сизову.

В годовщину трагедии в Ярославле планируется ряд памятных мероприятий. В городе откроются два мемориала погибшим хоккеистам — в Туношне и на Леонтьевском кладбище, пройдет «Марш тишины», а на стадионе «Арена-2000» состоится памятный матч. Перед началом игры в ледовом дворце увековечат фамилии погибших членов команды «Локомотив».

Русская линия

Митрополит Иларион принял иерарха Болгарской Православной Церкви

4 сентября 2012 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с митрополитом Варненским и Великопреславским Кириллом (Болгарская Православная Церковь), сообщает служба коммуникации ОВЦС.

В ходе встречи обсуждались состояние и пути реализации ряда совместных проектов Русской и Болгарской Православных Церквей.

Во встрече приняли участие председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Болгарии игумен Филипп (Васильцев), настоятель Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве архимандрит Феоктист (Димитров), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, а также сотрудник Христианского фонда «Патлейна» из Варны К.Т. Божилов и архитектор Н.К. Илиев.

Русская линия

В Екатеринбурге пройдет митинг против ювенальной юстиции

9 сентября с 16:00 до 18:00 в Екатеринбурге пройдет митинг против принятия законопроектов о ювенальной юстиции, рассмотрение которых запланировано Государственной Думой РФ в конце сентября, сообщает «Православная газета».

Организаторы митинга — Свердловское отделение общественного движения «Суть Времени» — рассчитывают привлечь на свою сторону широкий спектр политических организаций и общественных объединений и заявляют о том, что в Екатеринбурге уже началось неформальное формирование коалиции патриотических сил, способных внушительно заявить о своей позиции.

Организаторы митинга считают, что ювенальная юстиция — прямая угроза традиционным семейным ценностям российского общества. Принятие соответствующих законов поставит на поток изъятие детей по любому надуманному поводу, отдав контроль за благополучием детей, целостностью семьи и традиционных устоев российского общества на откуп чиновникам.

Свердловское отделение «Сути Времени» продолжает активный сбор подписей под обращением к Президенту РФ с призывом отказаться от принятия законопроектов о ювенальной юстиции. Каждую пятницу у памятника Попову, что возле почтамта, общественники разъясняют горожанам свою позицию. На сегодняшний день в одной только Свердловской области собрано уже более 15 тысяч подписей.

О своей готовности принять участие в выступлении объединенных патриотических сил 9-го сентября уже объявили Профсоюз граждан России, представители родительских комитетов, общественники и активисты. Ожидается участие в митинге активистов из Перми, Челябинска, Тюмени, также возможен приезд в Екатеринбург представителей высшего руководства «Сути времени».

Организаторы митинга призывают всех горожан, независимо от политических симпатий и антипатий, прийти на митинг и заявить о своей позиции.

Русская линия

На зарубежных приходах Русской Православной Церкви молитвенно помянули жертв теракта в Беслане

В начале сентября на приходах Московского Патриархата в России и за рубежом поминают погибших в результате захвата террористами средней школы № 1 в Беслане. Восемь лет назад жертвами террористического акта стали 334 человека, в том числе 186 детей.

1 сентября 2012 года в Трехсвятительском храме в Париже была отслужена панихида по жертвам бесланской трагедии. Заупокойное богослужение совершил настоятель храма иеромонах Марк (Святогоров) в сослужении протодиакона Алексия Соболева, сообщает сайт прихода.

На панихиде присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации во Франции А.К. Орлов, а также представители французских и российских общественных организаций, прихожане.

Невинно убиенным детям Беслана и их защитникам, на поле брани жизнь свою положившим, была возглашена «Вечная память».

В храме святой великомученицы Екатерины в Риме по окончании Божественной литургии настоятель храма, иеромонах Антоний (Севрюк) совершил панихиду по погибшим в Беслане. Была вознесена молитва об упокоении душ погибших, информирует сайт Екатерининской церкви.

Русская линия

В Византийском и Христианском музее в Афинах проходит выставка работ современных мастеров церковного искусства

В Византийском и Христианском музее Афин проходит выставка работ мастеров современного церковного искусства, сообщает Седмица.Ru.

Большая часть представленных работ — копии (картины, слепки, мозаика, роспись) произведений греческих художников, а также реставраторов, которые работали в музее в ХХ в.

Коллекция этих работ показывает растущий интерес греческих мастеров к византийскому искусству. Выставка состоит из 5 разделов-секций. Она отражает вклад реставраторов в дело сохранения византийских памятников и влияние византийской культуры на современное искусство.

Директор музея Димитриус Константиос назвал эту выставку «музееведческими инновациями в восприятии современными художниками византийской цивилизации».

Русская линия

<< Полная сводка новостей от 5 сентября 2012 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика