ВЦИОМ: Авторитет Патриарха непоколебим
Согласно последнему соцопросу, Предстоятель РПЦ, по-прежнему, вызывает у россиян неподдельное доверие и огромное уважение
29 июня 2012 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем официальном сайте данные очередного соцопроса о том, как россияне относятся к Патриарху Кириллу, какие изменения в деятельности РПЦ заметили с момента его интронизации, и что бы они сами хотели реформировать в деятельности Русской Православной Церкви и ее служителей.
Личность Патриарха по-прежнему вызывает у россиян, которым он известен, первую очередь, уважение (46%). Немало и тех, у кого глава Русской Православной Церкви вызывает надежду (27%), доверие (19%), симпатию (17%). Негативные эмоции встречаются существенно реже: недоверие — 4%, разочарование — 2%, скепсис, антипатия, осуждение — по 1%. С безразличием относятся к Патриарху только 13% опрошенных.
Большинство опрошенных, как и год назад, не склонны замечать изменений в деятельности Русской Православной Церкви со времени интронизации Кирилла, однако таких респондентов стало меньше (с 83 до 78%). Остальные отмечают приближение Церкви к народу (4%), восстановление храмов (3%), более тесное взаимодействие Церкви с государством, расширение ее влияния (по 2%), повышение внимания к нравственному воспитанию населения (1%) и т. д.
Среди негативных явлений — повышение коррумпированности РПЦ (3%), однако о чём в данном случае идёт речь совершенно не понятно — то ли имеется в виду обычная плата за требы, которая была установлена ещё Апостолами, то ли нелепые слухи о духовенстве в СМИ. Не даром впервые респонденты стали упоминать и о повышение внимания СМИ к Церкви (1%).
При этом россияне, как правило, ничего не хотят менять в деятельности Православной Церкви (53%). Ничтожная часть россиян высказывают предложения заниматься исключительно религиозной деятельностью (4%), активно проповедовать, отменить плату за требы и торговлю в притворе храмов (по 3%), привлекать в храмы молодежь (2%), не вмешиваться в политику, уделять больше внимания духовному воспитанию, ввести в школе религиоведение (по 1%). Треть опрошенных затрудняются ответить на вопрос, что именно они хотели бы изменить в деятельности Церкви.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16−17 июня 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Русская линияПатриарх Кирилл: Встреча со Христом чаще всего происходит в храме
Предстоятель РПЦ совершил чин великого освящения Свято-Троицкого кафедрального собора в Брянске
1 июля 2012 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Свято-Троицкого кафедрального собора в Брянске и Божественную литургию в новоосвященном соборе, сообщает Патриархия.Ru.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Никона (Фомина) во епископа Шуйского и Тейковского (Ивановская митрополия).
Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Курский и Рыльский Герман; архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий; епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; епископ Брянский и Севский Александр; епископ Гомельский и Жлобинский Стефан; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Рыбинский и Угличский Вениамин; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан; епископ Петропавловский и Камчатский Артемий; епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий; епископ Искитимский и Черепановский Лука; епископ Карасукский и Ордынский Филипп; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям; духовенство Брянской епархии и Ивановской митрополии.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Святейший владыка в частности сказал:
«Каждое освящение храма есть большое событие, освящение же кафедрального собора — событие особенное. Кафедральный собор становится лицом города и области, он становится символом, видимым выражением духовной жизни и культурной традиции народа.
Мне приходилось бывать в городе Брянске, и когда я проезжал по улицам этого города, еще будучи митрополитом Смоленским, я всегда искал взором некую точку, которая могла бы быть доминантой города, — но такой точки не было. Даже действующие храмы не производили такого впечатления, чтобы на них остановился надолго взор. Это был город без видимого символа, без особого знака.
Ныне трудами всех вас — и благодетелей, и светских властей, и духовных властей, и всего народа — в Брянске воздвигнут символ этого города, великий знак сохраненной и преумноженной людьми традиции Православия, восходящей к купели Киевской, традиции, породившей огромный духовный и культурный пласт совместной жизни славянских народов.
Сегодня мы слышали Евангелие от Матфея, в котором говорилось об исцелении слуги сотника (Мф. 8:5−13). Большинство из вас хорошо знают этот Евангельский сюжет, я только вкратце напомню, что к Спасителю подошел римский сотник, по нашему командир роты и, конечно, язычник — римляне были язычниками, — и попросил исцелить его слугу. Господь согласился и был готов идти в дом сотника, но тот остановил Его и сказал: «Не надо, не иди, достаточно одного Твоего слова. Вот и я, хотя сам человек подвластный, но имею и других, кто мне подвластен. И говорю одному „иди“ — и идет, а другому „приходи“ — и приходит. И слуге своему говорю „делай“ — и он делает». Пораженный этой верой язычника, Господь говорит: «даже в Израиле, — то есть среди людей, верующих в единого Бога, Своих единоверцев, — не нашел Я такой веры».
Эта история с римским сотником напоминает нам нечто из нашей недавней жизни. Страна наша — историческая Русь, а затем Россия, Украина, Беларусь, другие страны — прошли через десятилетия уничтожения веры. Мы хорошо знаем об этих десятилетиях, особенно люди среднего и старшего возраста. Вера не просто игнорировалась, не просто порицалась — она высмеивалась, над ней издевались, ее уничтожали всей силой административного ресурса. И как много было людей, которые дрогнули, не выдержали испытаний, которые в самые тяжкие времена испугались ссылок, тюрем и даже расстрелов! Ну, а когда эта угроза прошла, многие боялись потерять работу, испортить карьеру, потерять очередь на квартиру — мало ли что могло произойти с человеком, который, живя в условиях атеистического общества, осмеливался верить в Бога.
Четыре поколения людей воспитывались в этой атмосфере. Наверное, всё, настал конец — ведь многие так и думали! Когда я в 1985 году впервые приехал в Смоленск из Петербурга, тогдашнего Ленинграда, и стал посещать деревенские приходы, то сердце заныло, я испытал физическую боль, созерцая видимый разгром православной Руси. Хорошо, если пять-шесть человек, древних старушек, были на службе. Да и в районных и даже областных городах дело обстояло ненамного лучше, и, казалось, пресеклась традиция, когда семья передавала веру, когда школа воспитывала, когда нравственные идеалы общества поддерживали религиозный выбор человека.
Мы знаем, что произошло затем. Сегодня мне часто приходится читать биографии кандидатов в священство, кандидатов на поступление в монастыри и даже биографии кандидатов на архиерейское служение — и что же является общим для абсолютного большинства этих людей? Пишут: «родился я в неверующей семье, отец и мать в храм не ходили, крестился в сознательном возрасте, а потом решил всю свою жизнь посвятить Церкви». И вот возникает вопрос: что же это за явление такое? Может быть, это обращение было в ответ на мощное влияние Церкви на жизнь общества? Может быть, в то время Церковь наша использовала все средства массовой информации? Может быть, во мгновение ока власть стала поддерживать и помогать Церкви? Но ведь ничего подобного не было, и до сих пор, если и бывает, то в таких масштабах, что они не могут повлиять на массовое обращение людей к Богу.
Что же произошло и происходит с нашим народом? А произошло то, что произошло с римским сотником. Язычник, то есть человек неверующий, не знающий Бога, не умеющий молиться, не посещающий храм, вдруг в какой-то момент в сердце своем ощущает колоссальную перемену, и эта перемена происходит в ответ на встречу человека со Христом, с Богом.
И каковы последствия этой встречи? Это не просто осознание того, что «Бог есть, ну и буду время от времени в храм ходить». Эта встреча радикально меняет жизнь человека, и вчерашние инженеры, врачи, политические деятели оставляют мир и идут в монастыри, становятся монахами и священниками.
Я никогда не представлял себе, что в наших монастырях столько высокообразованных людей с прекрасной светской карьерой. И они ушли в монастырь не потому, что разобиделись на весь мир, и не потому, что какое-то несчастье их поразило, а потому что осознали, что встретились со Христом и хотят Ему служить и жить вместе с Ним.
А где же происходит эта встреча? Она может произойти где угодно и в любой момент жизни, но чаще всего она происходит в храме. Когда мы посещаем храм, даже будучи людьми невоцерковленными, мы, переступая порог, чувствуем, что оказались в ином мире. Это не тот мир, который остался за стенами. Все страсти того мира — злоба, конфликты, проблемы — как бы остаются за стенами храма, мы входим в иное миробытие. И это не просто эмоциональное восприятие архитектуры, музыки или изображений. Это реальное восприятие нашим умом и сердцем иного миробытия, потому что в храме присутствует благодать Божия, Божественная энергия. И часто, даже будучи невоцерковленными, мы сердцем чувствуем эту Божественную благодать. А если человек раз почувствовал ее и вернулся в храм, то он начинает постепенно погружаться в эту духовную стихию, в этот мир и осознает, что из храма он выходит каждый раз более сильным, спокойным, уверенным, потому что благодать Божия поднимает нас к небу, а с высоты иной взгляд на суету мира сего.
Бывает и так, что мы встречаемся с Богом вне храма, когда что-то происходит в нашей жизни. Иногда мы проходим через скорби, болезни, порой смертельные болезни, получая по своим собственным молитвам или по молитвам близких исцеление, этот факт потрясает нас, и мы встречаемся со Христом. А бывает и так, что мы встречаемся с Богом, встречаясь с другим человеком, чувствуя любовь, которая от него исходит, и через соприкосновение с добрыми людьми, а иногда и через погружение в любовь к другому человеку, мы осознаем красоту небесного мира.
Бывает и так, что соприкосновение с человеческим творчеством, с гармонией и красотой, которую творит человек, приводит нас к мысли об общем Творце, Который сотворил гармонию всего космоса и всего мира. Вот почему и соприкосновение с природой, с бесконечным звездным небом способно изменить мысль и жизнь человека. И всякий раз, когда это происходит, мы встречаемся с Богом, как встретился с Ним через Господа нашего Иисуса Христа римский язычник, не ведомый нам по имени сотник, воспылавший такой верой к Господу, которая поразила Самого Спасителя и наверняка всех тех, кто Его окружал.
Вот мы и строим храмы, и проповедуем слово Божие, и будем проповедовать, и будем призывать людей открыть свое сердце навстречу Господу. И если кто-то еще не встретил Спасителя мира, он непременно встретит, если этого желает. Пусть же строительство и освящение величественного Свято-Троицкого кафедрального собора в городе Брянске поможет многим жителям сего града и области, через соприкосновение с этой красотой и этим духовным величием, встретить спасающего Бога на своем жизненном пути.
Хотел бы еще раз сердечно поблагодарить тех, кто внес свою лепту в созидание этого Божиего дома. Более же всего благодарю народ верующий, который пожертвованиями своими и молитвами своими приблизил этот исторический день в жизни города Брянска и Брянской области. Пусть благодать Божия, исходящая от Пресвятой Троицы, пребывает над сим градом, над его жителями, над жителями Брянщины и над всей исторической Русью. Аминь".
Русская линия«Народный собор» намерен активизировать свою деятельность
В Москве состоялось заседание Центрального совета Движения
Всё это способно привести в ближайшее время к серьезному ухудшению социально-экономической обстановки в стране, чем могут воспользоваться деструктивные либеральные, «оранжевые» силы с целью её дестабилизации и втягивания России в хаос и смуту.
Эти вызовы требуют от «Народного Собора» максимальной мобилизации и четкой координации своих действий.
В последнее время в адрес Движения регулярно поступают предложения от патриотических организаций различной идеологической направленности о сотрудничестве, взаимодействии и проведении совместных мероприятий, создании различных коалиций и тактических союзов.
В связи с этим Центральный Совет «Народного Собора» постановил:
1. Подтвердить свое предыдущее решение о том, что любое участие в создаваемых коалициях и тактических союзах с другими общественными объединениями возможно лишь после всестороннего коллегиального анализа и рассмотрения данного вопроса Центральным Советом Движения с целью принятия максимально выверенного и взвешенного решения. Не отказываясь от взаимодействия с другими патриотическими организациями по конкретным актуальным вопросам, Центральный Совет при этом указал, что границы и рамки этих тактических, ситуационных союзов должны быть максимально конкретизированы и строго оговорены в каждом конкретном случае.
2. В связи с ожидаемым обострением в стране социально-экономической обстановки и необходимостью принятия оперативных решений по различным вопросам деятельности Движения проводить заседания Центрального Совета «Народного Собора» с регулярностью не реже одного раза в месяц.
3. С целью усиления агитационно-пропагандистской работы и популяризации деятельности организации среди населения подготовить ряд кратких идеологических материалов «Народного Собора» для выпуска их большим тиражом.
4. Центральный Совет «Народного Собора» принял решение о награждении медалью Движения «Вместе за одно!» известной поэтессы, ведущей телепрограммы «Чистый образ» Нины Васильевны Карташовой и главного редактора газеты «Русь Державная» Андрея Николаевича Печерского. Этой награды они удостоены за патриотизм и большой вклад в дело защиты и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей Русской Цивилизации.
Русская линия«Еще молимся о богохранимых странах Словенских»
На границе России, Белоруссии и Украины открылся фестиваль «Славянское единство — 2012»
Сирийская оппозиция не желает идти на компромисс
Новый план спецпосланника ООН Кофи Аннана ею отвергнут
План был сформулирован по итогам прошедшей в Женеве международной конференции по Сирии. Он предполагает создание в стране переходного правительства, куда войдут как представители оппозиции, так и члены правительства президента Башара Асада.
Оппозиционеры заявили, что считают недопустимыми какие-либо переговоры с Асадом или представителями его «кровавого» режима. Создание переходного правительства, в состав которого войдут бывшие соратники президента, представители оппозиции назвали пустой тратой времени.
В плане, согласованном на Женевской международной конференции, отмечается, что кандидаты в члены переходного правительства должны быть одобрены гражданами Сирии. При этом Аннан подчеркивал, что в правительство не будут избраны «люди, руки которых в крови», что само по себе предполагало отсутствие в правительстве Асада.
Позже министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус подтвердил, что в тексте плана мирного урегулирования подразумевается отставка Асада. Комментариев Дамаска относительно идеи создания переходного правительства пока не поступало.
Глава российского МИДа Сергей Лавров, присутствовавший на встрече в Женеве, сообщил, что российская сторона удовлетворена итогами конференции, так как новый план урегулирования не исключает из мирного процесса ни одну из сторон и не означает безоговорочной отставки Асада.
Вооруженное противостояние между сторонниками и противниками Башара Асада продолжается с марта 2011 года. По данным оппозиции, жертвами конфликта стали более 14 тысяч человек. Предыдущий план Аннана по урегулированию ситуации в Сирии, предложенный в марте, формально был принят оппозицией и Дамаском, но в реальности ни одной из сторон выполнен не был.
Русская линияЭдуард Шеварднадзе: «Я признаю свою ошибку, и извиняюсь перед народом»
Бывший президент Грузии сожалеет о том, что передал власть нынешнему лидеру страны Михаилу Саакашвили
МИД России: «Библиотека Шнеерсона никогда американской организации „Хабад“ не принадлежала»
Российский парусник «Седов» не сможет зайти в США из-за разбирательств вокруг собрания хасидских рукописей
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Святителей Патриарха Иова и архиепископа Иоанна Шанхайского и вспоминаем митрополита Назария (Кириллова), генерала Э.И.Тотлебена, адмирала Ф.В.Дубасова и князя Н.Д.Голицына
Сегодня мы чтим память Святителя Иова, первого русского Патриарха. Он родился в 30-х годах XVI века в городе Старица, в Тверской земле в семье благочестивых горожан. Мать Патриарха Иова впоследствии приняла монашество с именем Пелагея и являлась местнопочитаемой подвижницей в Старицкой Вознесенской церкви. В детстве Иов (Иоанн) был обучен грамоте архимандритом Германом, настоятелем Успенского Старицкого монастыря. Отрок любил читать Священное Писание и, обладая прекрасной памятью, знал многие тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. Однако родители хотели женить его. Но в день венчания юноша отпросился у отца в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, юноша упросил старца постричь его в монашество. Видя ревностное желание Иоанна служить Богу, старец не смог отказать своему ученику и совершил постриг Иоанна во имя многострадального Иова. «Иоанн из воли мира сего суетного отлучиться и восприяти святый ангельский образ. и наречен бысть во иноцех Иов».
Около 1569 года обитель посетил Царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571—1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575—1580 годах — Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским. 23 января 1589 г. при участии Патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.
Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.
Со смертью Царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался Царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить Патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с Патриарха архиерейское облачение и не дали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Через два года, 19 июня 1607 года, Патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 г. мощи святителя перенесены в Москву в Успенский собор.
Вся жизнь Первосвятителя явилась примером ревностного служения Церкви. Его отличали терпимость ко всем и душевная сдержанность, благожелательный совет и тайная слезная молитва за свою паству. Такой образ его деяний сохранился до самой кончины блаженного старца-Патриарха.
Сегодня Русская Православная Церковь празднует день памяти Святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, преставившегося в 1966 г. Будущий Святитель родился 4 июня 1896 г. в с. Адамовка Харьковской губернии в благочестивой дворянской семье. Образование получил в Кадетском корпусе в Полтаве и на юридическом факультете Харьковского университета. После гражданской войны оказался в Сербии, где в 1925 г. окончил богословский факультет Белградского университета, а в следующем году пострижен в монашество с именем Иоанн в честь своего прославленного Церковью предка Святителя Иоанна Тобольского. В 1934 г. митрополит Антоний (Храповицкий) возвел его в сан епископа и направил в Шанхай к архиепископу Димитрию Хайларскому. В рекомендательном письме он, в частности, писал: «Как мою душу, как мое сердце посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя, — есть чудо аскетической стойкости и строгости». В Шанхае епископ Иоанн создал приют для бездомных детей во имя Св. Тихона Задонского, в котором воспитывалось более 3 тыс. детей. При его участии в Шанхае были выстроены кафедральный собор во имя Иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» и величественная Свято-Николаевская церковь — Храм-памятник Царю-Мученику Николаю. В 1949 г., после прихода к власти коммунистов, владыка Иоанн возглавил исход пятитысячной общины русских беженцев на филиппинский остров Тубабао, где они жили в тяжелых условиях.
В 1951 г. владыка был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата РПЦЗ. Его усердием был выстроен Храм-памятник св. прав. Иова Многострадального в Брюсселе в память Царя-Мученика Николая. С 1962 г. Иоанн (Максимович) служил архиепископом Сан-Францисским, где оставил о себе память не только молитвенными подвигами, но и строительством кафедрального собора Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», в крипте которого он был похоронен. Похороны владыки в июле 1966 г. стали торжеством Православия. 6 дней у открытого гроба теснились прощающиеся, 5 архиереев приехали на отпевание. Усыпальница, где тело его пребывает нетленно, стала местом постоянных молитв почитателей, у мощей обильно подаются исцеления болящим, записано немало чудес.
Сегодня день памяти митрополита Курского и Обоянского Назария (Кириллова), участника и покровителя русского патриотического движения начала ХХ в., скончавшегося в 1928 г. Он родился 4 декабря 1850 г. в Донской обл. в семье священника и в миру звался Николаем Яковлевичем. Образование получил в Донской духовной семинарии, по окончании которой в 1874 г. рукоположен во иерея и назначен священником в станице Богаевской Донской области. В 1876 г. овдовел и поступил в Киевскую духовную академию, постриг принял в 1892 г., сразу возведен в сан архимандрита и назначен ректором Ставропольской семинарии. В 1893 г. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. В 1897 г. получил назначение на самостоятельную кафедру епископа Олонецкого и Петрозаводского. С января 1901 г. — епископ Нижегородский и Арзамасский, участвовал в освидетельствовании мощей прп. Серафима Саровского. В Нижнем Новгороде владыка встретил революцию 1905 г., он активно поддерживал усилия нижегородских монархистов по организации отпора поджигателям смуты. В 1909 г. как видный деятель монархического движения был приглашен протоиереем Иоанном Восторговым на Съезд Русских Людей в Москву, но прибыть не смог, прислал делегатам приветствие. С 1910 г. — архиепископ Полтавский и Переяславский, с 1913 г. — архиепископ Херсонский и Одесский. В 1917 г. как человек «старых убеждений» уволен на покой и назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве, затем управлял Донским монастырем. С 1920 г. назначен управляющим Курской епархией, сразу был арестован в Курске, перевезен в Москву и заключен в тюрьму, но вскоре освобожден. В 1921 г. возведен в сан митрополита, в 1923 г. уволен на покой, но в 1925 г. вновь назначен митрополитом Курским и Обоянским.
В этот день 1884 года скончался выдающийся военный инженер Эдуард Иванович Тотлебен. Он родился в 1818 году в Митаве в семье коммерсанта немецкого происхождения. После окончания частного пансиона учился в Петербурге в Главном инженерном училище. В 1838 г., не окончив полного курса из-за болезни сердца, Тотлебен вернулся в Ригу, где служил в саперном батальоне в чине подпоручика. В 1848 г. молодого офицера направили на Кавказ, где он проявил себя как храбрый и умелый сапер.
Но особенно талант Тотлебена как военного инженера раскрылся в Крымскую войну 1853 — 1856 гг. Он возглавил проведение осадных работ под Силистрией, взорвав весь фронт перед укреплениями этого города. Обороняя Севастополь, работая днем и ночью, Тотлебен проявил выдающийся инженерный талант при строительстве укреплений, не позволивших взять город атакой и заставивших противника перейти к осаде. Попытки взорвать севастопольские укрепления натолкнулись на подготовленные Тотлебеном сети минных галерей. Даже получив ранение, Тотлебен оставался на позициях, продолжая руководить оборонительными работами. За оборону Севастополя он был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени.
Незадолго до окончания войны конференция Инженерной академии в своем постановлении отмечала: «Генерал-адъютант Тотлебен гениальной изобретательностью изыскал средства под огнем неприятеля обратить почти открытый город в крепость, выдержавшую 11-месячную постепенную атаку. предупреждал действия неприятеля и с блистательным успехом противопоставил ему на каждом шагу преграды как на поверхности земли, так и под землею». Конференция наградила его специальной золотой медалью.
После окончания войны Тотлебен в чине генерал-адъютанта строил фортификационные укрепления г. Николаева, совершенствовал оборону Кронштадта. В 1859 г. он был назначен директором инженерного департамента, занимался реорганизацией инженерных войск. Во время Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. Тотлебен руководил успешной осадой Плевны, некоторое время командовал Рущукским отрядом, а с апреля 1878 г. по январь 1879 г. — всей действующей армией. За заслуги в войне Тотлебен был награжден орденами св. Георгия 2-й степени и св. Андрея Первозванного, а по случаю 25-летия со дня первой бомбардировки Севастополя (5 октября 1879 г.) возведен в графское достоинство. С 1879 г. служил Одесским генерал-губернатором, а в 1880 г. стал Виленским, Ковенским и Гродненским генерал-губернатором. Прах его погребен в Севастополе на Братском кладбище, рядом с могилами других героев Крымской войны.
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля и флотоводца адмирала Федора Васильевича Дубасова, скончавшегося в 1912 г.
Он родился 21 июня 1845 г. в старинной дворянской семье, род Дубасовых со времен Петра I давал России моряков, отличившихся выдающимися военными подвигами. Образование получил в морском училище и в Морской Академии, которую окончил в 1870 г. В мае 1877 г., во время русско-турецкой войны, лейтенант Дубасов с горсткой подчиненных атаковал, взорвал и потопил самый большой броненосец турецкой флотилии «Сеифи». Это была первая крупная победа русского флота в войне, за этот подвиг Дубасов был награжден Георгиевским крестом 4-й ст. В 1887 г. он произведен в капитаны 1-го ранга, в 1890−91 гг. сопровождал Цесаревича Николая Александровича в его путешествии на Восток. В 1898 г. он стал вице-адмиралом и был назначен начальником Тихоокеанской эскадры, под его началом эскадра заняла Квантунский п-ов, Порт-Артур и Талиенван. Неоднократно Дубасов пытался обратить внимание на приготовления Японии к войне, но к его мнению мало прислушивались. Дубасов внес ценный вклад в теорию военно-морского дела. Его лекция «О миноносной войне» (1888) была переиздана военными ведомствами Англии и Франции. Он неоднократно посылал рапорты в Петербург, предлагая кардинально изменить подход ко многим стратегическим и практическим вопросам развития флота. В 1901−05 гг. Дубасов был председателем Морского Технического Комитета.
В годину смуты Дубасов послужил Царю и России и на другом поприще. В 1905 г. он был командирован в южные губернии для подавления аграрных беспорядков. С этой задачей он успешно справился и 25 ноября 1905 г. был назначен на ответственную должность генерал-губернатора охваченной анархией Москвы. Во многом благодаря его энергичным действиям в городе был подавлен вооруженный мятеж. Дубасова возненавидели организаторы мятежа, революционерами было совершено несколько покушений на московского генерал-губернатора, но Господь сохранил жизнь доблестного и верного слуги Царя и Отечества.
В 1906 г. Дубасов был произведен в адмиралы и назначен членом Государственного Совета, а затем постоянным членом Совета Государственной Обороны. В последние годы жизни адмирал активно участвовал в организации строительства храма Спаса-на-Водах в память моряков, погибших в Порт-Артуре и Цусиме (разрушен богоборческой властью). Он погребен в Александро-Невской Лавре.
2 июля 1925 г. в Ленинграде был расстрелян последний председатель Совета министров Российской Империи князь Николай Дмитриевич Голицын.
Он родился 31 марта 1850 г. Образование получил в Императорском Александровском лицее, по окончании которого поступил на службу в Министерство внутренних дел. Прошел все ступени чиновничьей лестницы, с 1885 по 1903 гг. последовательно занимал пост Архангельского, Калужского и Тверского губернатора. В 1903 г. назначен сенатором, в 1915 г. стал членом Государственного Совета, где был членом фракции правых. Во время Первой мировой войны был председателем Комиссии по оказанию помощи русским военнопленным. Имел репутацию право-консервативного деятеля, пользовался доверием Государыни Императрицы Александры Федоровны, по настоянию которой 27 декабря 1916 г. был назначен на пост председателя Совета министров. С началом февральской революции не проявил решительности в подавлении беспорядков. После захвата власти большевиками остался в России, зарабатывал на жизнь сапожным ремеслом и охраной огородов. Хотя политической деятельностью не занимался, дважды арестовывался ЧК. После третьего ареста расстрелян.
Русская линияЭкстремисты из «Антифа»
Борцы с национализмом задержаны в центре Москвы за вооружённое нападение
Полицейские задержали шестерых участников движения «Антифа», которые совершили вооружённое нападение в центре Москвы, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе ГУ МВД России по Москве. «Вечером в воскресенье в полицию поступила информация о стрельбе и драке по адресу: Звенигородскому шоссе, дом 9, у клуба «Баррикада». Прибывшие на место полицейские задержали шесть человек, причисляющих себя к движению «Антифа», — сказал сотрудник пресс-службы.
По его словам, группа молодых людей, двое из которых — несовершеннолетние, произвели выстрел из травматического оружия и, бросив файер в вышедших из клуба граждан, придерживающихся националистических взглядов, пытались скрыться на машине «Ниссан Сентра». «У задержанных были изъяты: травматический пистолет „Стример“ калибра 9 мм, газовый баллончик и два ножа», — сообщили в пресс-службе.
Русская линияРоссийские кадеты встретились с генеральным секретарем кабинета Президента Сербии
29 июня в Белграде, Сербия состоялась встреча российских кадет с Генеральным Секретарем кабинета Президента Сербии Небойшей Родичем. Генеральный Секретарь принял кадет в Президентском Дворце. Встреча прошла в рамках проходящего Международного фестиваля «Кадетская симфония. Сербия — 2012», организованного Благотворительным фондом Святителя Василия Великого.
На встрече также присутствовали советники Президента Сербии Милан Бачевич и Милорад Симич. Кадетам из Якутии, Воронежа и Тамбова показали парадные залы и салоны Президентского дворца, рассказали об истории строительства здания и архитектурном убранстве. В заключение приема кадеты спели в качестве музыкального подарка сербскую народную песню «Тамо далеко» и традиционную кадетскую песню «Фуражка», которую когда-то пели кадеты на сербской земле.
В этот же кадеты посетили посольство Российской Федерации, где их гостеприимно принял посол Александр Конузин. Он рассказал о работе посольства, о русско-сербских связях и пожелал ребятам успешного проведения фестиваля.
Кадеты также посетили Народную Скупщину (Парламент) Сербии, Генеральный штаб, где для них была проведена экскурсия. В строительстве и архитектурном оформлении этих зданий, где располагаются учреждения, принимали участие русские архитекторы Василий Баумгартен и Николай Краснов.
Своей величественностью и красотой поразил российских кадет Храм Святого Саввы, кафедральный собор Сербской Православной церкви, главный престол которого освящён в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии святого Саввы (1175—1236 гг.). Он сооружён на месте сожжения честных мощей святителя оттоманскими властями. Это один из самых крупных православных храмов в мире, строительство которого началось в 1894 г.
Русская линияВ день памяти пророка Божия Елисея на русском участке в Иерихоне совершена праздничная литургия
На русском подворье Божественную литургию совершили архимандрит Сергий (Объедков) и иеродиакон Киприан (Сафронов), сообщает служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме. За богослужением молились насельницы Горненского женского монастыря, несущие послушание в Русской миссии. По окончании литургии было совершено освящение первых в этом году виноградных гроздьев, которые в жарком климате Иерихона созревают раньше, чем в остальных районах Святой Земли.
Пророк Елисей издревле считается покровителем Иерихона: бросив горсть соли в источник с горькой водой, он сделал его воды пригодными для питья — с тех пор этой водой пользуется весь город и окрестные селения.
Русская линияПравославные общины Португалии пройдут «Путем апостола Иакова»
Православные общины Португалии совершат это паломничество одиннадцатый раз. В нем примут участие богомольцы не только из Португалии, но и из других стран. В настоящий момент паломническая группа включает верующих из Испании, России и Украины.
В этом году пешее паломничество начнется в пограничном с Галисией португальском городе Валэнса-ду-Минью. После совершения воскресной Божественной литургии 15 июля к галисийской границе выдвинутся группы паломников из Лиссабона и Порту, к которым в Валэнсе присоединятся паломники из Томска (Россия), Москвы (Россия), Николаева (Украина) и Сото-Гранде (Испания).
В завершение пути на подходе к городу Сантьяго-де-Компостела православные верующие будут молиться за Божественной литургией. По прибытии к цели паломнического путешествия в соборе святого апостола Иакова будет отслужен благодарственный молебен, сообщает Православие.Ru со ссылкой на сайт Корсунской епархии.
Русская линияПриход в США, основанный свт. Иоанном Шанхайским, отмечает день памяти своего покровителя
— Для нас этот день по сути является вторым престольным праздником. Для верующих это очень важное событие, и нам выпала очень большая честь — иметь сразу двух небесных покровителей, — рассказал настоятель храма отец Виктор Потапов.
Архиепископа Иоанна (1896−1966) в миру звали Михаил Максимович. Среди его предков был известный церковный деятель XVIII века Иоанн Тобольский, причисленный к лику святых. Вскоре после революции он уехал из России на родину отца — в Югославию, затем служил в Китае, на Филиппинах, откуда организовал выезд в США нескольких тысяч русских беженцев, а также в Европе. Сам он переехал в Соединённые Штаты в 1962 году, где при его участии был достроен один из самых красивых русских храмов в Северной Америке — кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Сан-Франциско.
Русская православная церковь за границей причислила Иоанна Шанхайского к лику святых в 1994 году. Спустя 14 лет на Архиерейском соборе РПЦ он был прославлен для общецерковного почитания.
Русская линияВласти Бельгии и Германии реабилитируют «ведьм» и «колдунов», сожженных на костре
В частности, подобные шаги предприняли муниципалитет бельгийского курорта Ньюпорт, признавшего трагической ошибкой казнь 15 «ведьм» и 2 «колдунов», заживо сожженных в период с 1602-го по 1652 год, а также городской совет немецкого Кельна, реабилитировавший 37 ведьм, казненных в 1627 году по обвинению в связях с дьяволом.
В память жертв «исторической ошибки» власти Ньюпорта установили в городской мэрии стеллу, где перечислены имена всех казненных и, в том числе, самая знаменитой из местных «ведьм» Жанны пан де Дейстер. Мэрия также объявила о том, что на следующей неделе проведет «праздник колдунов».
Во время специально организованной церемонии бургомистр города попросил прощения от имени Коммунального совета и городского населения.
В Германии инициатором данного процесса стал пастор Хартмут Хегелер, который надеется, что в честь оправданных отслужат заупокойную мессу в храме.
Русская линияВ Италии открылась фотовыставка архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана
Свои снимки, на которых запечатлены храмы, живописные пейзажи суровой северной природы и простые люди — прихожане и монахи российской глубинки, владыка объединил под названием «Сердце северной Фиваиды». Фиваида, объясняет автор, это историческая область близ города Фивы в Египте, где в период раннего христианства было расположено множество монастырей, в которых «просиял сверхъестественными дарованиями великий сонм святых подвижников». Вологодские земли, где бережно сохраняются духовные сокровища и богатства, занимают особое место в истории Русской православной церкви, отметил архиепископ. «Это духовная связь между святыми, просиявшими как в одной, так и в другой Фиваиде, которых разделяет не только тысячи километров, но и более пяти веков по времени. Те принципы духовной жизни, которые открыли святые отцы Южной Фиваиды и описали в своих творениях, восприняли святые отцы Северной Фиваиды, адаптировав их к суровой жизни Севера, и притворили в жизнь, достигнув тех же прекрасных духовных плодов, что и отцы Фиваиды Южной», — сказал архиепископ Максимильян.
«Почти двадцать лет назад, когда я приехал в Вологодскую епархию и начал знакомиться с делами храмов, при большом количестве различных письменных документов отсутствовали фотографии. Создавалось ощущение ущербности информации. Вот и пришлось мне лично взять в руки фотоаппарат и начать восполнять этот недостаток», — вспоминает владыка. А это был период возрождения Церкви: шло воссоздание храмов, монастырей, духовного образования. До революции на территории современной Вологодской области существовало 138 монастырей и 1340 храмов. А позже пришло желание запечатлеть красоту окружающего мира. «Постепенно мои требования к уровню фоторабот повышались. Хотелось сделать фотографию храма более красивой, более информативной, более приятной глазу», — заключил фотохудожник.
Русская линия