Русская линия
Сводка новостей от 2 июля 2012

Патриарх Кирилл: Встреча со Христом чаще всего происходит в храме
Предстоятель РПЦ совершил чин великого освящения Свято-Троицкого кафедрального собора в Брянске…

Патриарх Кирилл в Брянске

1 июля 2012 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Свято-Троицкого кафедрального собора в Брянске и Божественную литургию в новоосвященном соборе, сообщает Патриархия.Ru.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Никона (Фомина) во епископа Шуйского и Тейковского (Ивановская митрополия).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Курский и Рыльский Герман; архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий; епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; епископ Брянский и Севский Александр; епископ Гомельский и Жлобинский Стефан; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Рыбинский и Угличский Вениамин; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан; епископ Петропавловский и Камчатский Артемий; епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий; епископ Искитимский и Черепановский Лука; епископ Карасукский и Ордынский Филипп; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям; духовенство Брянской епархии и Ивановской митрополии.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Святейший владыка в частности сказал:

«Каждое освящение храма есть большое событие, освящение же кафедрального собора — событие особенное. Кафедральный собор становится лицом города и области, он становится символом, видимым выражением духовной жизни и культурной традиции народа.

Мне приходилось бывать в городе Брянске, и когда я проезжал по улицам этого города, еще будучи митрополитом Смоленским, я всегда искал взором некую точку, которая могла бы быть доминантой города, — но такой точки не было. Даже действующие храмы не производили такого впечатления, чтобы на них остановился надолго взор. Это был город без видимого символа, без особого знака.

Ныне трудами всех вас — и благодетелей, и светских властей, и духовных властей, и всего народа — в Брянске воздвигнут символ этого города, великий знак сохраненной и преумноженной людьми традиции Православия, восходящей к купели Киевской, традиции, породившей огромный духовный и культурный пласт совместной жизни славянских народов.

Сегодня мы слышали Евангелие от Матфея, в котором говорилось об исцелении слуги сотника (Мф. 8:5−13). Большинство из вас хорошо знают этот Евангельский сюжет, я только вкратце напомню, что к Спасителю подошел римский сотник, по нашему командир роты и, конечно, язычник — римляне были язычниками, — и попросил исцелить его слугу. Господь согласился и был готов идти в дом сотника, но тот остановил Его и сказал: «Не надо, не иди, достаточно одного Твоего слова. Вот и я, хотя сам человек подвластный, но имею и других, кто мне подвластен. И говорю одному „иди“ — и идет, а другому „приходи“ — и приходит. И слуге своему говорю „делай“ — и он делает». Пораженный этой верой язычника, Господь говорит: «даже в Израиле, — то есть среди людей, верующих в единого Бога, Своих единоверцев, — не нашел Я такой веры».

Эта история с римским сотником напоминает нам нечто из нашей недавней жизни. Страна наша — историческая Русь, а затем Россия, Украина, Беларусь, другие страны — прошли через десятилетия уничтожения веры. Мы хорошо знаем об этих десятилетиях, особенно люди среднего и старшего возраста. Вера не просто игнорировалась, не просто порицалась — она высмеивалась, над ней издевались, ее уничтожали всей силой административного ресурса. И как много было людей, которые дрогнули, не выдержали испытаний, которые в самые тяжкие времена испугались ссылок, тюрем и даже расстрелов! Ну, а когда эта угроза прошла, многие боялись потерять работу, испортить карьеру, потерять очередь на квартиру — мало ли что могло произойти с человеком, который, живя в условиях атеистического общества, осмеливался верить в Бога.

Четыре поколения людей воспитывались в этой атмосфере. Наверное, всё, настал конец — ведь многие так и думали! Когда я в 1985 году впервые приехал в Смоленск из Петербурга, тогдашнего Ленинграда, и стал посещать деревенские приходы, то сердце заныло, я испытал физическую боль, созерцая видимый разгром православной Руси. Хорошо, если пять-шесть человек, древних старушек, были на службе. Да и в районных и даже областных городах дело обстояло ненамного лучше, и, казалось, пресеклась традиция, когда семья передавала веру, когда школа воспитывала, когда нравственные идеалы общества поддерживали религиозный выбор человека…

Мы знаем, что произошло затем. Сегодня мне часто приходится читать биографии кандидатов в священство, кандидатов на поступление в монастыри и даже биографии кандидатов на архиерейское служение — и что же является общим для абсолютного большинства этих людей? Пишут: «родился я в неверующей семье, отец и мать в храм не ходили, крестился в сознательном возрасте, а потом решил всю свою жизнь посвятить Церкви». И вот возникает вопрос: что же это за явление такое? Может быть, это обращение было в ответ на мощное влияние Церкви на жизнь общества? Может быть, в то время Церковь наша использовала все средства массовой информации? Может быть, во мгновение ока власть стала поддерживать и помогать Церкви? Но ведь ничего подобного не было, и до сих пор, если и бывает, то в таких масштабах, что они не могут повлиять на массовое обращение людей к Богу.

Что же произошло и происходит с нашим народом? А произошло то, что произошло с римским сотником. Язычник, то есть человек неверующий, не знающий Бога, не умеющий молиться, не посещающий храм, вдруг в какой-то момент в сердце своем ощущает колоссальную перемену, и эта перемена происходит в ответ на встречу человека со Христом, с Богом.

И каковы последствия этой встречи? Это не просто осознание того, что «Бог есть, ну и буду время от времени в храм ходить». Эта встреча радикально меняет жизнь человека, и вчерашние инженеры, врачи, политические деятели оставляют мир и идут в монастыри, становятся монахами и священниками.

Я никогда не представлял себе, что в наших монастырях столько высокообразованных людей с прекрасной светской карьерой. И они ушли в монастырь не потому, что разобиделись на весь мир, и не потому, что какое-то несчастье их поразило, а потому что осознали, что встретились со Христом и хотят Ему служить и жить вместе с Ним.

А где же происходит эта встреча? Она может произойти где угодно и в любой момент жизни, но чаще всего она происходит в храме. Когда мы посещаем храм, даже будучи людьми невоцерковленными, мы, переступая порог, чувствуем, что оказались в ином мире. Это не тот мир, который остался за стенами. Все страсти того мира — злоба, конфликты, проблемы — как бы остаются за стенами храма, мы входим в иное миробытие. И это не просто эмоциональное восприятие архитектуры, музыки или изображений. Это реальное восприятие нашим умом и сердцем иного миробытия, потому что в храме присутствует благодать Божия, Божественная энергия. И часто, даже будучи невоцерковленными, мы сердцем чувствуем эту Божественную благодать. А если человек раз почувствовал ее и вернулся в храм, то он начинает постепенно погружаться в эту духовную стихию, в этот мир и осознает, что из храма он выходит каждый раз более сильным, спокойным, уверенным, потому что благодать Божия поднимает нас к небу, а с высоты иной взгляд на суету мира сего.

Бывает и так, что мы встречаемся с Богом вне храма, когда что-то происходит в нашей жизни. Иногда мы проходим через скорби, болезни, порой смертельные болезни, получая по своим собственным молитвам или по молитвам близких исцеление, этот факт потрясает нас, и мы встречаемся со Христом. А бывает и так, что мы встречаемся с Богом, встречаясь с другим человеком, чувствуя любовь, которая от него исходит, и через соприкосновение с добрыми людьми, а иногда и через погружение в любовь к другому человеку, мы осознаем красоту небесного мира.

Бывает и так, что соприкосновение с человеческим творчеством, с гармонией и красотой, которую творит человек, приводит нас к мысли об общем Творце, Который сотворил гармонию всего космоса и всего мира. Вот почему и соприкосновение с природой, с бесконечным звездным небом способно изменить мысль и жизнь человека. И всякий раз, когда это происходит, мы встречаемся с Богом, как встретился с Ним через Господа нашего Иисуса Христа римский язычник, не ведомый нам по имени сотник, воспылавший такой верой к Господу, которая поразила Самого Спасителя и наверняка всех тех, кто Его окружал.

Вот мы и строим храмы, и проповедуем слово Божие, и будем проповедовать, и будем призывать людей открыть свое сердце навстречу Господу. И если кто-то еще не встретил Спасителя мира, он непременно встретит, если этого желает. Пусть же строительство и освящение величественного Свято-Троицкого кафедрального собора в городе Брянске поможет многим жителям сего града и области, через соприкосновение с этой красотой и этим духовным величием, встретить спасающего Бога на своем жизненном пути.

Хотел бы еще раз сердечно поблагодарить тех, кто внес свою лепту в созидание этого Божиего дома. Более же всего благодарю народ верующий, который пожертвованиями своими и молитвами своими приблизил этот исторический день в жизни города Брянска и Брянской области. Пусть благодать Божия, исходящая от Пресвятой Троицы, пребывает над сим градом, над его жителями, над жителями Брянщины и над всей исторической Русью. Аминь".

Русская линия

ВЦИОМ: Авторитет Патриарха непоколебим
Согласно последнему соцопросу, Предстоятель РПЦ, по-прежнему, вызывает у россиян неподдельное доверие и огромное уважение...

Патриарх Кирилл: Встреча со Христом чаще всего происходит в храме
Предстоятель РПЦ совершил чин великого освящения Свято-Троицкого кафедрального собора в Брянске...

«Народный собор» намерен активизировать свою деятельность
В Москве состоялось заседание Центрального совета Движения...

«Еще молимся о богохранимых странах Словенских»
На границе России, Белоруссии и Украины открылся фестиваль «Славянское единство — 2012»...

Сирийская оппозиция не желает идти на компромисс
Новый план спецпосланника ООН Кофи Аннана ею отвергнут...

Эдуард Шеварднадзе: «Я признаю свою ошибку, и извиняюсь перед народом»
Бывший президент Грузии сожалеет о том, что передал власть нынешнему лидеру страны Михаилу Саакашвили...

МИД России: «Библиотека Шнеерсона никогда американской организации „Хабад“ не принадлежала»
Российский парусник «Седов» не сможет зайти в США из-за разбирательств вокруг собрания хасидских рукописей...

Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Святителей Патриарха Иова и архиепископа Иоанна Шанхайского и вспоминаем митрополита Назария (Кириллова), генерала Э.И.Тотлебена, адмирала Ф.В.Дубасова и князя Н.Д.Голицына...

Экстремисты из «Антифа»
Борцы с национализмом задержаны в центре Москвы за вооружённое нападение...

Российские кадеты встретились с генеральным секретарем кабинета Президента Сербии

В день памяти пророка Божия Елисея на русском участке в Иерихоне совершена праздничная литургия

Православные общины Португалии пройдут «Путем апостола Иакова»

Приход в США, основанный свт. Иоанном Шанхайским, отмечает день памяти своего покровителя

Власти Бельгии и Германии реабилитируют «ведьм» и «колдунов», сожженных на костре

В Италии открылась фотовыставка архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru