Патриарх Кирилл: Цель поста — изменение себя через покаяние
В первый день Великого поста Предстоятель РПЦ совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в храме Христа Спасителя
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы вступили в поприще Великого поста. Это особое время в году, которое сопровождается воздержанием от пищи. Люди воцерковленные чаще посещают храм. Многие сегодня постятся по разным соображениям, не всегда понимая смысл и значение поста. По милости Божией сейчас появляется все больше литературы, которая дает людям возможность познакомиться с традицией поста, его происхождением, с тем, как развивалась дисциплина поста в течение двухтысячелетней истории Церкви, и даже проникнуть в смысл того, что означает пост. О последнем я бы и хотел сегодня, в первый день Великого поста, нечто сказать.
Сегодня большинство людей связывают пост с ограничением в скоромной пище, скрупулезно выполняя предписания поста, ограничивая себя в принятии пищи, переживая из-за малейшего нарушения и считая, что смысл и заключается в том, чтобы соблюсти эту строгую дисциплину. Действительно, воздержание от пищи является непременным условием достижения той цели, которую каждый человек должен поставить, входя в Великий пост. Но цель эта не столько ограждение себя от пищи, сколько решение куда более сложной задачи. Цель поста заключается в том, чтобы достичь перемен внутри себя. А сделать это очень тяжело.
Люди, особенно немолодые, люди средних лет привыкли жить так, как они живут. Этот привычный уклад жизни многие защищают всеми силами, потому что он дает чувство комфорта, уверенности, постоянства. Если предложить этим людям попытаться изменить свою жизнь, то многие не поймут, зачем это нужно делать. Вот в этом и есть трудность восприятия того, чем является пост, восприятия той цели, которая стоит перед постящимся. Если в человеке не происходит перемен к лучшему, то он становится хуже. Постоянство, которое мы нередко так оберегаем и которое считаем для себя удобным, привычным, на самом деле является регрессом. Если в душе человека не происходит нечто, что возвышает эту душу, то он понижает уровень своей духовной жизни. Цель поста и заключается в том, чтобы прервать нашу внутреннюю спячку, некую успокоенность, поставить перед собой совершенно конкретные цели, достижение которых столь необходимо во время поста.
Как же это можно сделать? Ведь мы даже самим себе не любим признаваться в своих слабостях, пороках, грехах, в своей неправде, особенно если это связано с конфликтом с другими людьми. Чтобы разбудить самого себя, чтобы увидеть реальную картину своей внутренней духовной жизни, требуются и мужество, и сила, и острота ума, ведь нужно найти правильные вопросы, которые ты самому себе адресуешь, вопросы, которые лишат тебя покоя, выбьют из привычного седла, заставят подумать иначе о своей жизни и посмотреть на нее с иной точки зрения. Чаще всего людям не удается пройти это испытание, потому что рациональное размышление о собственной внутренней жизни, как правило, не бывает успешным.
Но если это размышление о своей внутренней жизни соединить с молитвой, если просить Бога укрепить нашу мысль, усилить нашу волю, обострить наши чувства, то можно многого достичь. Тогда переосмысление нашей внутренней жизни будет успешным. Мы найдем эти невралгические болезненные точки в своей внутренней жизни, мы сумеем к ним прикоснуться, пусть даже вызывая боль, но боль, которая исцеляет. Сам Господь поведет нас по этому пути — пути напряженной работы над самим собой, тому пути, который несомненно возвышает душу, помогая сделать столь непростые, но одновременно столь существенные шаги на пути духовного восхождения.
При чем же здесь ограничение в скоромной пище? А это ограничение имеет большое значение. Всем хорошо известна пословица «в здоровом теле здоровый дух». Эта пословица отображает укоренившееся в человеческой культуре понимание того, что духовное и физическое в человеческой личности связаны. И это действительно так. Душа и тело не автономны друг от друга. Понимание души как чего-то автономного от тела было присуще людям в далекие средние века, когда многое было непонятным, в том числе в области медицины и биологии. Люди не понимали, как возникают чувства гнева, раздражения или, наоборот, состояние покоя. Но современный человек знает, что эти по сути своей духовные проявления человеческой природы генерируются, в том числе, и естественными процессами человеческого тела. Телесное и духовное переплетаются в нераздельное целое, и так продолжается до самой смерти. Только когда человек умирает, тогда его внутренняя энергия, накопленная за всю жизнь, продолжает жить вне тела. Это напоминает свет от далекой звезды, что отделена тысячами световых лет, который струится и достигает Земли. Неизвестно, существует ли в настоящий момент эта звезда или нет, но свет существует. Он достигает наблюдателя, живущего на Земле, и именно этот свет несет в себе всю информацию о той самой звезде, быть может, уже несуществующей.
Так же и дух человека. В момент смерти он преодолевает притяжение физической природы и уходит в вечность. А пока человек жив, духовное и физическое связаны, и потому физическое состояние человеческого тела отнюдь не безразлично для жизни духовной. И тысячелетний опыт духовной жизни, начавшийся на самой заре человеческой истории, свидетельствует о том, что воздержание в пище обостряет ум и человеческие чувства, мобилизует волю.
Неслучайно, что отдельные люди или даже целые народы накладывали на себя пост, когда им предстояло решать судьбоносные, в том числе военные, задачи. Может быть, один из самых ярких примеров — это пример ополчения Минина и Пожарского. Перед тем как начать штурм Китай-города, а затем и Кремля, ополченцы постились три дня и три ночи. Казалось бы, есть надо побольше, ведь для военных действий требовались физические силы. А люди ничего не ели, но в этих условиях генерировалась огромной силы духовная энергия.
То же самое происходит и во время поста. Ограничение в пище помогает обострить чувства и способность — рациональную, умственную способность — видеть изъяны своей собственной жизни. Молитва, сопровождаемая постом, помогает человеку понять самого себя — а это, может быть, самая трудная задача. И если во время поста мы начинаем лучше понимать себя, видеть свои слабые места, свою греховность, если мы дистанцируемся от привычного образа мыслей и поступков, которые не дают нам никакой независимой точки отсчета в оценке своей собственной жизни, то тогда и наступает особое состояние, которое Церковь называет покаянием, «метанойей».
Многие из вас хорошо знают, что в переводе с греческого на русский это слово и означает «покаяние», а в прямом смысле оно означает «перемену». Перемена и покаяние суть синонимы. Это и есть цель поста. А все остальное — это средства к тому, чтобы произошла перемена в душе и чтобы пост дал возможность каждому, кто погружается в эту благодатную молитвенную стихию воздержания и размышлений, сделать хотя бы один шаг навстречу Богу. И да поможет нам Господь, установивший пост и Сам постившийся сорок дней и ночей, спасительно пройти это великое поприще. Аминь".
Русская линияПротоиерей Всеволод Чаплин: «Без отупляющего глядения в телевизор и монитор можно жить»
Глава Синодального отдела призвал верующих на время поста отказаться от развлекательных телепередач, сериалов и серфинга в интернете
«Если вы чувствуете какое-то болезненное пристрастие к глупым сериалам, к отупляющим развлекательным шоу, попробуйте постом от них отказаться. Увидите, что без них можно жить, увидите, что без них жить лучше. Может быть, стоит отказаться от развлекательных фильмов и просмотра сайтов, которые ничего тебе не дают, но убивают огромное количество времени, или от просмотра сайтов, которые тебе не нужны, но ты к ним себя приучил, и они тебя порабощают, мешают тебе уделять время для того, чтобы делать что-то доброе, что-то полезное», — приводит РИА «Новости» слова Всеволода Чаплина.
Он отметил, что в то же время не видит никакого греха в том, чтобы во время поста смотреть новостные и познавательные программы, ходить на концерты классической музыки.
О. Всеволод также напомнил и о питании в постный период. Он считает, что от заменителей животного белка — соевых продуктов — в пост лучше отказаться, хотя их использование формально не запрещено. Священнослужитель отметил, что дискуссия о замене скоромных продуктов соевыми ведется даже в монастырях, однако, по мнению священнослужителя, их употребление может привести к греху чревоугодия.
Русская линияДмитрий Рогозин: «Сегодня у России четыре союзника — армия, флот, оборонно-промышленный комплекс и Владимир Путин»
Вице-премьер организовал съезд Добровольческого движения «ОНФ», на котором, в частности, выступил Святейший Патриарх Кирилл
В Москве 26 февраля прошел съезд Добровольческого движения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса. Мероприятие собрало более 3,7 тысячи делегатов — представителей предприятий ОПК, ДОСААФ, казачества и общественных организаций, пишет «Российская газета».
Инициатором съезда стал вице-премьер Дмитрий Рогозин, заручившийся поддержкой главы правительства Владимира Путина. Последний даже направил приветствие участникам съезда, которое Рогозин зачитал в начале своего выступления.
Первым участников нового движения поприветствовал Святейший Патриарх Кирилл, пишут «Московские новости».
«Я радуюсь возможности перед постом после Литургии приехать и разделить с вами некоторые мысли. С призывом обращаюсь к молодежи. Помните о том, что свобода, независимость, суверенитет слагается в наших умах, сердцах, убеждениях. Если мы будем способны к жертвенности, самодисциплине во имя блага отечества, сохранения свободы народа, мы всегда будем победителями», — сказал он.Его Святейшество также обратил внимание на то, что России угрожает информационная агрессия как внутри страны, так и извне. «Мы должны воспитать человека, способного сопротивляться всей этой информационной агрессии, которая обрушивается на каждого из нас, — сказал Патриарх. — Сегодня борьба происходит на уровне мыслей, убеждений, взглядов, мировоззрений. И как легко овладеть сознанием масс, как легко направить их в ту или иную сторону, если против этих масс работают хорошо организованные и скоординированные информационные потоки».
Признав, что «все это опасно накануне выборов», Патриарх Кирилл предложил противостоять угрозам, опираясь на фундаментальные ценности, «которые сформировали многонациональный российский народ, его духовную, нравственную и культурную силу».
Члены нового движения планируют создать специальный ситуационный центр, на связь с которым напрямую в любой момент смогут выходить заводы и конструкторские бюро. Об этом рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, необходимость создания такого движения зрела много лет, сообщает портал Вести.Ru.
«Родина выделила нам, армии, флоту, вооруженным силам большие ресурсы — 20 триллионов до 2020 года. Наш ОПК должен воспринять эти средства и воплотить их в конкретное оружие и военную технику. Мы не должны просто тиражировать оружие, мы должны видеть за горизонт, анализировать угрозы национальной безопасности», — заявил он.«Когда мне говорят о том, что Москва сегодня против того курса, который обозначен председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным, я считаю, что это неправда, — сказал Рогозин. — Москва — это еще не вся Россия, а Болотная площадь — это далеко не вся Москва. И если говорить о том, что было раньше, более ста лет тому назад, когда Государь, говоря о союзниках России, называл лишь только армию и флот, я хочу сказать: количество союзников России за это время заметно увеличилось, удвоилось. Сегодня у России четыре союзника — армия, флот, оборонно-промышленный комплекс и Владимир Путин».
Пока Добровольческое движение ОНФ регистрироваться, как партия не собирается. Основой новой организации стали ДОСААФ и давний политический проект Рогозина «Конгресс русских общин», к ним присоединились «представители рабочих коллективов оборонных предприятий, казачества и других военно-патриотических объединений».
Русская линияВладимир Легойда: Угроза раскола на Украине таится не в многообразии мнений, а в т.н. псевдоаналитике
Глава Синодального отдела опроверг домыслы журналистов «Огонька» о расколе в УПЦ МП
«Что касается церковно-политической ситуации в Украине — естественно, Церковь развивается, и существуют разные взгляды на то, какое направление следует придать этому развитию. Вместе с тем, к сожалению, налицо тенденция преувеличивать опасность разделения Русской и Украинской Церквей, причем, на мой взгляд, безосновательная», — заявил журналу «Огонёк» председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда, комментируя статью издания о расколе среди архиереев УПЦ МП.
Напомним, что на страницах издания была опубликована статья, посвящённая ситуации в Украинской Православной Церкви. В ней, в частности, утверждалось, что «раскол в Украинской православной церкви стал явным». «На минувшей неделе противостояние промосковской партии в УПЦ МП и так называемой автокефальной привело к внеплановому заседанию Священного синода и кадровым перестановкам и интригам», — пишут авторы статьи, искусственно разделяя духовенство УПЦ МП на молодых автокефалов и старых промосковских архиереев.
«Мнение, что священнослужители старшего поколения жестко ориентированы на Москву, а более молодые жаждут автокефалии и максимальной дистанции с Московским Патриархатом, тоже сомнительно, — подчеркнул В.Легойда. — Взять хотя бы, к примеру, недавнее интервью секретаря Предстоятеля Украинской Православной Церкви, 34-летнего архиепископа Александра (Драбинко), который, по уверению „Независимой газеты“, „считается одним из лидеров проукраинского движения“. „У нас одна Церковь — Русская Православная. УПЦ является частью Московского Патриархата, ее самоуправляемой частью, и никаких притязаний со стороны РПЦ по поводу того, что происходит в УПЦ, нет“, — говорит владыка Александр в интервью изданию».
По мнению главы Синодального отдела, «подлинная угроза в украино-российских вопросах (в том числе и церковных) таится не в многообразии мнений, а в так называемой псевдоаналитике, которая, увы, присутствует на страницах изданий и в высказываниях официальных представителей, политиков». «В силу своей должности мне доводится каждый день иметь дело с массой информационно-аналитических документов, дающих представление об информационной картине дня, трендах отображения церковных тем в СМИ. Прискорбно видеть, насколько неаккуратно некоторые медиа и спикеры работают с информацией, подгоняя отдельные, выборочные факты под свои гипотезы и тем самым придавая им налет правдоподобия».
«Адекватную, взвешенную оценку событий, основанную на анализе комплекса факторов, увы, встретишь нечасто, — посетовал В. Легойда. — Яркие, эмоциональные, лозунговые выступления, как правило, лучше запоминаются и сильнее воздействуют на читателя или слушателя. Спокойный, взвешенный и неспешный разговор гораздо менее зрелищен и для стороннего зрителя, возможно, даже скучен. Но для конструктивного, поступательного развития Церкви в Украине он попросту необходим».
«Так что хотелось бы предостеречь от скоропалительных, эмоциональных высказываний, брошенных сгоряча. От псевдоправдивых теорий, построенных на псевдоанализе. Слишком памятен еще опыт 1992 года, когда подмена веры политиканством привела к расколу в Украинской Церкви», — заключил глава Синодального отдела.
Русская линияМирзаеву ужесточили статью
Убийцу Ивана Агафонова вновь обвиняют в «нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть»
Мосгорсуд в очередной раз не дал самбисту Расулу Мирзаеву, обвиняемому в гибели 19-летнего студента Ивана Агафонова, возможности добиться освобождения из СИЗО. Накануне суд отклонил две кассационные жалобы защиты кавказца. Во-первых, суд подтвердил законность продления ареста Мирзаева до 1 апреля. Во-вторых, признал законным возвращение дела о драке возле клуба «Гараж» на доследование, что для Мирзаева невыгодно. Кроме того, адвокат потерпевшей стороны подчеркнула, что ему могли бы предъявить еще одно обвинение — в неуплате налогов, сообщает Newsru.com.
Адвокаты кавказца не смогли добиться того, чтобы дело рассматривали в первоначальном варианте — по более мягкой статье «причинение смерти по неосторожности» (ст. 109 УК РФ), которая грозит Мирзаева в худшем случае двумя годами заключения. После возвращения дела в прокуратуру статья была изменена на более тяжкую — «нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть» (ст. 111), которая предполагает наказание сроком до 15 лет тюрьмы.
Самого Мирзаева в понедельник в суд не привезли, но организовали онлайн-трансляцию с его участием из следственного изолятора. Пока собравшие в зале ждали появления судей, кавказец по ту сторону экрана прислонился головой к решетке и переговаривался с конвойными. «Продажный суд!..» — громко воскликнул он, по всей видимости, не подозревая, что съемка уже ведется. Но закончить фразу ему не дали — звук телевизора был немедленно выключен, отмечает «Комсомольская правда».
На последних заседаниях Мирзаев практически не говорил, лишь лаконично отвечая судье. Но на этот раз он подробно попытался объяснить, почему не намерен никуда сбегать, если его отпустят из СИЗО. «Если бы я хотел скрыться, я бы давно это сделал, — заявил Мирзаев судье. — Но я пришел с повинной и признал все обвинения по 109-й статье. Куда я убегу? Как я родных брошу? У меня дома мама больная, дочь на иждивении. Им сейчас тяжело, им никто не помогает. Сидя в изоляторе, я тоже им помочь не могу».
Адвокат семьи Агафоновых Оксана Михалкина возразила на это: «Мирзаев не раз пояснял, что со своей женой и дочкой он не живет, а в клубе находился с совсем другой женщиной. Поэтому ссылки на семью, которая находится у него на иждивении, мы считаем несостоятельными». В итоге суд встал на сторону семьи погибшего.
«Это беззаконие, — возмущался после заседания защитник Мирзаева Алексей Гребенской. — Никто так и не ответил: почему действия Мирзаева так стремительно переквалифицировали с убийства по неосторожности на более тяжелую статью? Только потому, что по 109 статье его больше не имели права держать под стражей». Адвокат Мирзаева заявил, что намерен подать жалобу в Европейский суд по правам человека, отмечает РИА «Новости».
Между тем, против Мирзаева могут быть выдвинуты новые обвинения. «Решением суда мы довольны. Суд принял во внимание, что при задержании Мирзаев назвал совсем не тот свой московский адрес, где он фактически проживал. Кроме того, до сих пор непонятно, на какие деньги он жил, если нигде официально не работал. Участвовал в боях? А где сведения о его доходах? Бои — это теневой бизнес», — заявила адвокат семьи Ивана Агафонова.
Развивая эту мысль, Оксана Михалкина отметила, что Мирзаева можно привлечь к ответственность за неуплату налогов. «Бои без правил — это типичное уклонение от уплаты налогов. А сведений о доходах Мирзаева нет», — повторила она. В то же время Михалкина сказала, что предъявление новых обвинений — это исключительно прерогатива следствия и потерпевшие не намерены добиваться этого и как-либо влиять на следственные органы.
Русская линия«Белый Ангел Сербии»
В Москве проходит акция милосердия по сбору помощи детям Косово и Метохии
«Белый Ангел Сербии» примет в дар игрушки, развивающие игры, одежду и обувь, спортивную форму и спортивный инвентарь и другие вещи для детей. Все собранные пожертвования в рамках Акции будут переданы детям Косово и Метохии в конце марта 2012 года.
Акция Милосердия приурочена к выставке фоторабот иконописца Романа Илюшкина, открывшейся в Сергиевом Посаде 14 февраля. На выставке представлены фотоснимки, сделанные автором в 2010—2011 гг. во время благотворительных поездок в Косово и Метохию.
Склад в Москве находится по адресу: м. Арбатская, Малый Кисловский переулок, д. 8, пожарная часть МЧС России. Склад открыт круглосуточно.
Ответственный офицер: Гладышев Александр, т. 8−903−290−46−07
Диспетчерская пожарной части N33 — (495) 629−89−74
От м. Арбатская перейти по подземному переходу перейти ул. Воздвиженка и, обойдя стройплощадку, пройти по Нижнему Кисловскому переулку до пересечения с Малым Кисловским переулком (второй поворот налево). Войти в ворота пожарной части, сообщить дежурному, что у вас вещи (груз, посылка) для Гладышева Александра и в сопровождении дежурного занести упакованный груз во временное хранилище на 2 этаже.
Склад в Сергиевом Посаде находится в школе N22 по адресу: ул. Громова, д. 1
Если Вы желаете оказать материальную помощь в организации поездки и отправки гуманитарного груза, просим Вас обращаться к Роману Илюшкину по телефону: 8 (985) 964-20-21 или по e-mail: roman-artist@yandex.ru
Акция продлится до 7 марта 2012 года.
Русская линия«Ливийский сценарий» становится всё реальнее
Евросоюз признал Нацсовет Сирии «легитимным представителем сирийцев»
При этом главы МИД ЕС заявили о поддержке сирийской оппозиции в целом, настоятельно призвав ее представителей объединить усилия и «создать координационный механизм представительства под эгидой Лиги арабских государств и согласовать набор общих принципов работы в направлении организованного и мирного перехода к демократической, стабильной и гарантирующей права меньшинств Сирии», передает РИА «Новости».
Ранее, напомним, «друзья Сирии» в итоговой декларации, принятой в ночь на субботу в Тунисе представителями более 60 стран, признали законной власть Сирийского нацсовета и обещали эффективную поддержку оппозиции. В России опасаются, что решение «Друзей Сирии» о признании оппозиции единственной законной властью и призывы к ее вооружению в итоге приведут к «ливийскому сценарию».
Совет ЕС по иностранным делам подтвердил, что Евросоюз во взаимодействии с ЛАГ, ООН, Организацией Исламская конференция (ОИС) и Советом сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ) будет продолжать содействовать мирному урегулированию кризиса в Сирии.
Главы МИД ЕС в очередной раз призвали президента Сирии Башара Асада прекратить насилие, снять осаду армией населенных пунктов и покинуть свой пост, открыв путь для демократических преобразований в стране.
Помимо этого, на встрече в Брюсселе в понедельник принят новый пакет санкций ЕС против Сирии, 12-й по счету. Семь министров правительства Сирии, которых в Евросоюзе считают ответственными за нарушения прав человека в этой стране, включены в «черный список» Евросоюза — им воспрещается въезд в Европу, а активы в странах ЕС замораживаются, говорится в пресс-релизе Совета ЕС.
Предусматривается также замораживание активов сирийского центробанка, запрет на торговлю с сирийскими госструктурами золотом, другими драгоценными металлами, а также алмазами. Кроме того, вводится запрет на полеты в страны ЕС сирийских грузовых самолетов, за исключением «смешанных» пассажирско-грузовых рейсов, передает РИА «Новости».
Предыдущий пакет санкций против Сирии главы МИД стран ЕС одобрили в конце января. Он предусматривал применение так называемых «ограничительных мер» в отношении восьми сирийских юридических и 22 физических лиц. Их активы в Европе заморожены, а физическим лицам запрещен въезд на территорию Евросоюза.
ЕС ранее ввел эмбарго на импорт нефти из Сирии и инвестиции в нефтяной сектор этой страны, также введен запрет на поставки оружия в Сирию.
Напомним, что в Сирии с середины марта 2011 года не прекращаются протесты с требованием отставки президента Асада. Ежедневно поступают сообщения о гибели людей — как мирных граждан, так и сотрудников силовых структур. По данным ООН, общее число жертв насилия превысило 5 тысяч человек, правозащитники через западные СМИ сообщают о более чем 7,5 тысячах погибших.
Сирийские власти заявляют со своей стороны, что в столкновениях с вооруженной оппозицией погибли более 2 тысяч военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, против которых действуют хорошо вооруженные боевики.
Русская линияЭтот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем замечательного русского композитора, химика и медика А.П.Бородина, а также известного ученого и общественного деятеля И.П.Созоновича
Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября 1834 года и происходил из рода князей Имеретинских. Образование получил в Медико-хирургической академии в Петербурге (1856). Бородин был профессором химии и академиком военно-медицинской академии, доктором медицины и выдающимся композитором. Кроме того, он не мало сделал для развития женского высшего медицинского образования, став основателем женских врачебных курсов. Что касается музыкальных способностей, то Бородин проявил их в самом раннем детстве. Девяти лет от роду он сочинил первую польку, а в 13 лет — концерт для флейты с фортепиано. Первым произведением, где выразилась крупная индивидуальность Бородина, была его Первая симфония, законченная в 1867 г. Бородин был участником объединения русских композиторов «Могучая кучка». Он сочинил немалое число глубоко поэтических романсов и инструментальных произведений. Для музыкального стиля Бородина характерно эпическое («богатырское») начало, сочетающееся с тонкой лирикой, своеобразное претворение элементов русского и восточного музыкального фольклора. Особо прославившим композитора произведением стала опера «Князь Игорь». Первое представление «Князя Игоря» состоялось уже после смерти Бородина на Мариинской сцене в Санкт-Петербурге 23 октября 1890 г. Произведение сразу же полюбилось публике и сделалось одной из любимейших русских опер. Скончался А.П.Бородин в 1887 году.
Сегодня также день памяти известного ученого, активного участника монархического движения профессора И.П.Созоновича, скончавшегося в 1923 г.
Иван Петрович Созонович родился 2 марта 1855 г. в семье чиновника в Западной Руси, окончил могилевскую гимназию и историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1880), был оставлен для дальнейшего образования на кафедре. С 1883 г. Созонович служил при Министерстве народного просвещения. Созонович стал крупным славистом, знатоком славянской, византийской и скандинавской поэзии, долгое время он возглавлял кафедру истории западно-европейской литературы в Императорском Варшавском университете. В начале века он стал одним из организаторов варшавского отдела Русского Собрания, принимал участие в деятельности Союза Русского Народа. На 5-м Всероссийском съезде русских людей он был избран в комиссию по организации при Союзе Русского Народа Общества русского языка имени М.В.Ломоносова. Созонович был членом II и III Государственной Дум, входил во фракцию правых. В III Думе он руководил всей канцелярской работой, будучи секретарем Думы. С 1912 г. Созонович состоял сверхштатным ординарным профессором истории всеобщей литературы Варшавского университета. После прихода к власти большевиков эмигрировал в Болгарию, скончался в Праге.
Русская линияДни славянской письменности и культуры на Валааме 27 — 29 мая 2012 г.
ООО «Духовное наследие» совместно с Международным общественным движением (МОД) «Славянский Молодежный Союз» и Межвузовской Ассоциацией «Покров» готовят экскурсионно-просветительскую поездку на теплоходе «Александр Суворов» на о. Валаам 27 — 29 мая 2012 года.
В рамках поездки пройдет выездная программа Дней славянской письменности и культуры, итоговые мероприятия Кирилло-Мефодиевского творческого конкурса и мастер-классы с известными художниками, писателями и священнослужителями. Первый этап приема заявок от творческих коллективов и индивидуальных участников завершается 20 марта 2012 года, затем прием заявок будет осуществляться при наличии свободных мест. Адрес для заявок: pokrov_chtenia@mail.ru.
Часть средств от поездки (10% при полной загрузки теплохода) пойдет на строительство храма св. Николая на стыке границ России, Беларуси и Украины, который благословил построить Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Руководитель проекта
Председатель Правления МОД «Славянский Молодежный Союз»,
Отв. секретарь Межвузовской ассоциации «Покров»
Сергей Евгеньевич Прокофьев, prokofjev@yandex.ru
В одном из новосибирских храмов канон Андрея Критского служится с сурдопереводом
В Новосибирском храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы уже на протяжении нескольких лет в этот день чтение канона переводится на язык жестов для прихожан, лишенных телесного слуха, сообщает Епархия.Ru. «С чего начну я оплакивать деяния греховной моей жизни? Какое начало, Христе, положу я нынешнему моему рыданию?" — повторяют они за сурдопереводчиком слова канона, адаптированного для понимания глухими.
«Перед чтением канона в храме, мы разбирали некоторые трудные и непонятные слова на Воскресной школе для глухих» — говорит руководитель Новосибирской православной общины глухих и слабослышащих Николай Соколов.
Одно из основных правил перевода на жестовый язык церковного богослужения — это стараться уйти от буквального перевода каждого слова, каждой запятой в тексте богослужебных книг. Главное в переводе — передать смысл, суметь передать через жесты, мимику то покаянное чувство, которое заключено в словах молитвы Великого канона. Иначе понять его глухим будет непросто. Например, как понять в буквальном переводе тропарь 8 песни, читаемый в понедельник Первой Седмицы Великого поста: «Яко от обращения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем?»
Но как ни странным может показаться, но порой глухие понимают текст богослужения, лучше, чем слышащие прихожане, так как для них адаптируются и проговариваются слова на русском языке и усиливается образное восприятие текста через жесты. «Первозданного Адама преступлению поревновах, познах себе обнажена от Бога и присносущного Царствия и сладости, грех ради моих», — раздается в храме голос священника. Глухие же видят передаваемые сурдопереводчиком образы, о том, что человек грешный, что Адам преступивший заповедь Божию, сознает свою вину пред Богом, свою внутреннюю наготу, свою полную безответность пред Ним и потому признает себя недостойным общения с Богом, и вечного блаженства в Царстве Небесном.
«Помилуй мя, Боже, помилуй мя», — эти слова уже не нуждаются ни в каком переводе. Те, кто не слышит телесно, но слышит духовно, складывают свои ладони у груди и шепчут губами: «Помилуй меня Боже, прости меня!».
Русская линияВ Екатеринбурге 100 человек во главе с митрополитом Кириллом дали обет трезвости на время Великого поста
100 человек отказались от употребления спиртных напитков после молебна в обществе трезвости при Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге 25 февраля, сообщает «Церковный вестник».
Вместе с ними обет трезвости на период Великого поста дал и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Об этом ЦВ сообщил клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, член церковно-общественного совета иерей Игорь Бачинин. «В числе принявших обет не только страждущие и их родственники, но и 19 священнослужителей, — сказал ЦВ отец Игорь. — Кроме того мы возрождаем традицию дореволюционных обществ трезвости, когда обет давали молодые люди и подростки, не имеющие никаких зависимостей».
Общество трезвости при Ново-Тихвинском монастыре существует уже 15 лет и 101 человек, одновременно давших обет — для него своеобразный рекорд. По словам отца Игоря, каждый из них принял обязательство на разный период времени.
В течение года — 18 мая (икона «Неупиваемая чаша»), 7 июля (Рождество пророка Иоанна Предтечи), 11 сентября (Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи) и 1 января (мч. Вонифатий) обет трезвости здесь дают в общей сложности 200−250 человек.
«Смысл обета — обещание Богу доброго дела. Наша задача — показать, что трезвость не только как физиологическое состояние, но и как нравственная категория — это главная христианская добродетель, которая помогает человеку в нравственном и церковном совершенствовании, а так же в его противостоянии и борьбе со своими страстями», — заключил отец Игорь. Сам батюшка живет по обету трезвости уже 23 года.
Русская линияВ храмах РПЦ, учебных заведениях и театрах, возможно, появятся устройства, блокирующие сотовую связь
Вопрос о установке в церквах РПЦ, учебных заведениях и театрах устройств, блокирующих сигнал мобильных телефонов, будет рассмотрен на ближайшем заседании Госкомиссии по радиочастотам. Оно должно состояться 16 марта, сообщает Интерфакс со ссылкой на газету «Коммерсант».
«Призывы выключать телефоны бывают услышаны не всеми. Не секрет, что, например, в театрах или храмах работа сотовых телефонов не просто мешает окружающим, но может привести к срыву мероприятия», — объяснил собеседник издания необходимость подобного решения.
По его словам, первоначально планируется создать опытную зону, чтобы определить, возможно ли технически настроить устройства так, чтобы они не блокировали сигнал телефонов абонентов, находящихся вне зоны мероприятия.
Также необходимо четко регламентировать, в каких местах и на какое время можно включать блокираторы, подчеркнул он.
Русская линияМитрополит Иларион встретился с послом Люксембурга Пьером Феррингом
27 февраля 2012 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с Чрезвычайным и Полномочным послом Великого Герцогства Люксембург в Российской Федерации Пьером Феррингом. Во встрече приняли участие сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья М.Х. Паласио и сотрудник люксембургского Посольства в Москве Е. Ковалева, сообщает официальный сайт ОВЦС.
Митрополит Иларион приветствовал высокого гостя и поздравил его с назначением на ответственный пост главы дипломатической миссии Люксембурга в России. Владыка отметил, что Русскую Православную Церковь на протяжении многих десятилетий связывают тесные отношения с Люксембургом. «В Вашей стране сохраняются христианские нравственные ценности, на которых строилась жизнь Европейского континента», — подчеркнул архиерей.
Владыка Иларион рассказал П. Фьерингу о современной жизни Московского Патриархата и церковно-государственных отношениях в России.
Со своей стороны дипломат поблагодарил за встречу и передал приветствия Святейшему Патриарху Кириллу. Высокий гость отметил, что очень рад трудиться в Российской Федерации и стремится к развитию связей с Русской Православной Церковью. «Я давно интересуюсь русской культурой и духовностью и надеюсь расширить свои знания в этой области за время работы в Москве», — сказал посол.
По окончании беседы митрополит Иларион вручил П. Феррингу памятные подарки.
Русская линияВ Интернете появился тематический сайт «Великий пост»
В кольце праздничных сайтов Пасха.Ru открылся ресурс «Великий пост», сообщает «Православие в Украине».
Для того, чтобы как можно больше раскрыть пользователям Интернета духовное значение Четыредесятницы, портал предлагает широкий спектр тематических разделов.
Так, рубрика «О Великом посте» освещает содержание подготовительных седмиц, архипастырское послание, суть и цель поста.
Прочитать проповеди можно в разделе «Богословие», а в разделе «Богослужение» узнать обо всех особенностях богослужений во время постных дней.
Интересны также разделы «Обычаи», «История», «Недели Великого поста», которые содержат много познавательных материалов. В рубрике «Искусство» представлены живопись, стихи, проза на постную тематику.
Для детей — яркая и красочная «Детская страничка».
Также представлены медиа-файлы: духовные телепередачи и аудиозаписи духовных песнопений. Имеется также фотогалерея, возможность задать вопрос, ознакомиться с иконографией.
Русская линия